Скачать 0.68 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ВАНИНСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СОВЕТСКО-ГАВАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ » (ВФ КГБ ПОУ СГПТТ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОГСЭ 02 В рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) 35.01.08 Технология деревообработки Ванино 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения. Методическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой. История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО. Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе. Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX века до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России. Наличие данной цели обусловило ряд задач: - сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории; - вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России; - выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России; - обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам; - привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования; - развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами); - развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов; - сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации; - повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны; - развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность; - развить творческое и критическое мышление будущих специалистов. Практикум предназначен для студентов всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы. Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Основные направления развития инноваций в России (2ч.) Цель: • определить приоритетные направления развития экономики РФ на современном этапе; • дать характеристику инновационным процессам; • охарактеризовать роль инноваций в современном мире. Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; диаграммы, мультимедиапроектор. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - изучить текст; - письменно выполнить задание. Работа с текстом (Приложение к практической работе № 1) Задание 1. Что такое инновационная экономика? Каковы её признаки? Задание 2. Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный процесс». Задание 3. Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики? Задание 4. Перечислите основные направления развития инноваций. Задание 5. На основе показателей диаграмм «Инновационная активность предприятий» и «Удельный вес новой продукции», сделайте вывод о конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке. Какие факторы препятствуют внедрению технологических инноваций на российских предприятиях? Творческое задание: Напишите эссе (не больше 100 слов) на тему «Инвестиции в человека – долгосрочный национальный приоритет». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве» (2ч.) Цель: • определить основные цели существующих международных организаций по отношению к России; • определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве. Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; символика международных организаций; карты, мультимедиапроектор. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - изучить текст; - письменно выполнить задание. Задание 1. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы. Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.
1. Произошли ли в общественном мнении россиян изменения по вопросу о внешнеполитических друзьях и врагах России? 2. Как Вы думаете, чем объясняется отнесение россиянами той или иной страны к друзьям или врагам России? 3. Какие страны находятся как среди друзей, так и среди врагов России? Чем Вы можете это объяснить? Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы. Высокопоставленный чиновник НАТО о сотрудничестве России и стран НАТО в рамках Декларации «NATOat 20». «Отличие между форматами «двадцатки» и «19+1» риторические. Нет и речи о постоянном участии России в обсуждении основных вопросов и тем более принятии по ним совместных решений. Станы-участницы заранее приходят к более-менее общему знаменателю, прежде чем вынести проблему на обсуждение с Россией». Ответьте на вопросы: 1. Как Вы полагаете, насколько мнение высокопоставленного чиновника НАТО отражает реальное положение дел в сфере взаимоотношений России и стран НАТО? 2. Британский адмирал, сэр И.Гарнетт, в 2003г., будучи начальником Штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, подчеркивал, что стремление России сотрудничать с НАТО будет по-прежнему оцениваться альянсом не по активности в «двадцатке», а по ее участию или неучастию в программе «Партнерство во имя мира». Как Вы думаете, является ли «двадцатка» реальным и действенным механизмом, позволяющим урегулировать взаимодействие России и НАТО, или это всего лишь дипломатическая инсценировка сотрудничества? 3. Как Вы считаете, стоит ли России вообще сотрудничать с НАТО? Нужно ли вступать в эту организацию? Исходит ли угроза для Российской Федерации от стран североатлантического альянса? Задание 3. Проанализируйте мнения экспертов, ответив на вопросы к документу. Эксперты о передислокации американских войск из Западной в Восточную Европу. Л. Ивашов (вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник): «Перемещая свои военные базы, американцы наказывают не Германию с Францией, а всю Европу: США давно стремятся взять ее под контроль. Раньше этому мешали СССР и соцлагерь, теперь - Россия. Чтобы как-то оправдать своеобразную экспансию, Вашингтон придумал идеологическое обоснование: дескать, Россия стоит на пороге распада государственности, ее крушение сопровождается войнами и конфликтами. Поэтому историческая миссия США – спасти мир от последствий « славянского катаклизма»…. США для полного окружения России военными базами не потребуется 5-10 лет. Фактически они уже это сделали. Свободен от явного присутствия НАТО разве что российский Север. Но и там давно хозяйничают американские подлодки. В ближайшее время североатлантисты обоснуются в Грузии и Азербайджане… Интерес американцев к Закавказью очевиден. Так же очевидно, что именно сюда перебазируются немалые силы США после решения задач на Ближнем Востоке». К.Косачев (зампред Комитета Госдумы по международным делам): « Действия США носят стратегический характер, связанный с желанием иметь войска во всех значимых точках мира. Раньше Восточная Европа была закрыта для американцев. Сейчас ситуация изменилась, и США просто не могут упустить такой шанс. Но я не могу сказать, что это направленно против России. Если выражаться ненаучными терминами, то передислокация будет проведена «на всякий случай». Американцы предельно богаты, чтобы не считаться с подобными расходами». М.Маргелов (председатель Комитета по международным делам, Совета Федерации): «Передислокация американских войск в Восточную Европу, не представляет абсолютно ни какой угрозы для российских национальных интересов. В 2001 году мы согласились на размещение американских войск на базах в Средней Азии, и это принесло России конкретную выгоду. Исходившей из Афганистана угрозы для всех стран региона теперь больше нет». Вопросы: 1. В чем суть передислокаций войск США в Европе? Какую цель она преследует? 2. Какие цели передислокации американских войск выделяют эксперты и как они оценивают последние внешнеполитические изменения? 3. С кем из экспертов Вы согласны и почему? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе» (2ч.) Цель: • определить основные направления развития экономики РФ на современном этапе; • дать характеристику основным этапам социально-экономических преобразований; • охарактеризовать основные приоритеты социально-экономического развития РФ. Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; карты, мультимедиапроектор. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - изучить текст; - письменно выполнить задание. Работа с текстом (Приложение к практической работе № 3) Задание 1. Выпишите основные этапы социально-экономических преобразований. Задание 2. Напишите противоречия («вызовы») современного этапа экономического роста в России. Дайте ответ на вопросы: а) Какие проблемы возникают из-за низкой рождаемости и высокой смертности в начале 2000-х годов в РФ? б) От чего зависит развитие российской экономики на современном этапе? Задание 3. Выпишите условия осуществления социально-экономической политики в РФ. Задание 4. Перечислите основные приоритеты развития страны. Задание 5. Раскрыть суть понятий: факторы производства, факторные доходы, постиндустриальное общество; ВВП, ППС. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 |
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических... | Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды: Методические указания к выполнению практических занятий по... | ||
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение... | Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Право» | ||
Горяистова т. В. Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Системы качества». – М.: Ргу нефти и газа... | Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений | ||
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине ег. 02 Информатика | Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских... | ||
Методические указания к выполнению практических работ обучающимися по дисциплине оп. 05 | Нотариат. Методические указания по проведению практических занятий / Сост. Е. В. Широкова; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |