Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал


НазваниеОбразовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5

Образовательная организация - ЧУДПО «Дом знаний»


Учебно-методический материал

«Миссия молодых просветителей в консолидации российского общества»

РОДНОЙ ЯЗЫК-ДУША МОЯ…



При реализации проекта используются

средства государственной поддержки,

выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением

Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115 –рп

и на основании конкурса,

проведенного Обществом «Знание» России.


КУРСК-2014
ЯЗЫК РОДНОЙ-ДУША МОЯ…
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

И.С. Тургенев

Я люблю свой язык…

Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч,
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан…


А. Яшин

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К.Г.Паустовский

Русский язык –

это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства.

Это живая память народа, его душа, его достояние.
Тем, кто любит свой родной язык и хочет, чтобы он жил и развивался…

Тем, кто хочет беречь и сохранять родной язык…

Тем, кто должен передавать его будущим поколениям…

ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Введение

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова как, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.

Русский язык – один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В.Ломоносова до наших современников. Русские писатели – патриоты всегда придавали огромное значение борьбе за чистоту родного языка, ведь язык - это не только средство общения людей, но и средство их воспитания.

Русский язык — самая мощная ветвь славянской лингвистической первоосновы. Он занимает в современном мире огромное пространство — культурное, гуманитарное, географическое. На нем создана великая литература, представленная именами гениев — Александра Пушкина, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого и многих других. На русском опубликована треть мировой научной литературы. В ХХ веке Нобелевская премия по литературе пять раз присуждалась русскоязычным писателям (И.Бунину, Б.Пастернаку, М.Шолохову, А.Солженицыну, И.Бродскому).

Авторитет и распространённость русского языка обусловлена не только территорией распространения и количеством говорящих на нём, но и его эвристическими и креативными свойствами. А.С. Пушкин отмечал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Немецкий писатель XIX века Варнгаген фон Энзе, овладевший русским в 52 года и ставший переводчиком Пушкина, писал: "По богатству слов русский превосходит романские, по богатству форм — германские". Вывод немца: "Русский язык способен к прогрессивному развитию, границ которого еще нельзя предвидеть".

По общему числу говорящих русский язык занимает после китайского (1,35 млрд. говорящих), английского (650 млрд.), испанского (330 млрд.) четвёртое место в первой десятке мировых языков. Им пользуется около 260 млн. человек в СНГ, США, Канаде, Израиле, Германии, Польше, Турции и других странах; примерно 150 млн. из них считают русский родным языком. В России на нем говорят свыше 130 млн. человек, 26 млн. — в странах СНГ, 7,5 млн. — эмигранты. Как минимум для 110 млн. россиян он является родным. Как иностранным или вторым языком русским владеют 114 млн. человек.

По данным Минобрнауки, русский язык в странах Западной Европы изучают сегодня около 225 тысяч школьников (до начала 1990-х свыше 550 тысяч). В высшей школе стран Западной Европы русский язык осваивают 28,5 тысячи студентов.

И.С.Тургенев призывал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! “

К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. С пугающей частотой в средствах массовой информации допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, недочеты в постановке ударения. Поэтому не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, развить интерес я родному языку.

Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?

Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие литератора, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.

Содержание данного курса ориентировано на развитие личности современного гражданина, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной, а наиболее важно для данного курса- в письменной форме. Изучение данного курса русского языка призвано обеспечить:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в практике речи ; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка.

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В данном пособии встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференцированного владения русским языком, позволяющим с одной стороны обеспечить базовую подготовку носителей языка, а с другой – удовлетворить потребности тех, кто проявляет особый интерес и способности к родному языку.

Данный курс учитывает образовательные потребности различных возрастных и социальных групп.

Механизм формирования лингворечевой и лингвокультурной компетенции:

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • редактирование собственного и чужого текста;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

Приоритетные формы, методы, средства и технологии обучения

  • использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения;

  • включения различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения;

  • использование алгоритмических предписаний и адекватных им образцов применения знаний;

  • упражнения, ориентирующие на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.


Курс рассчитан на один год по 2 часа в неделю. Общий объем – 56 часов (28 учебных недель).
Удачи!

Автор методического пособия: Мальцева Ю.В.


ЯЗЫК РОДНОЙ-ЗВУЧАНИЕ ПОЛЕЙ…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием звучания; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

И.С. Тургенев

Как красиво звучание русского языка!

Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

Ф. Энгельс

  Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение нормами постановки ударения, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч, сладкозвучен…
А.Яшин


С чего начинается любой язык? Конечно, с обаяния звучания речи.

Никогда не совершать ошибок в постановке ударения, в произношении некоторых звуков невозможно, но научиться работать над звучанием речи можно.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,
"КрасивЕе", "Мы так хочим"
"ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень"
"ПОверх плана выполняем"
"Агент звОнит цельный день".


Найдите и исправьте ошибки в постановке ударения.

Ответ к упражению:

Говорил он, между прочим,
"Красив
Ее" (правильно: красИвее), "Мы так хочим"(пр.:хотим)
осуг(пр.:досУг), шОфер (пр.шофЁр), прОцент (пр.:процЕнт), зАем(пр.заЁм),
Кв
Артал (пр.квартАл), пОртфель (пр. портфЕль), билитень (пр: бюллетень)"
оверх (пр.:повЕрх) плана выполняем"
"Агент зв
Онит (пр.:звонИт) цельный (пр.:целый) день".

Комментарии: Нормы произношения и ударения заключены в различных орфоэпических словарях русского языка (см. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ).






Звучание речи зависит не только от знания правил постановки ударения и произношения, но и от артикуляционных навыков.



УПРАЖНЕНИЕ № 2

Скороговорки.

Произнесите скороговорки, следуя технологии: сначала беззвучно, медленно, сильно артикулируя, потом шепотом, чуть быстрее, далее - чуть громче, ускоряя темп.
1. БЫК ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК, У БЫКА БЕЛА ГУБА БЫЛА ТУПА.

2. ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА.

3. ТРИДЦАТЬ ТРИ КОРАБЛЯ ЛАВИРОВАЛИ, ЛАВИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫЛАВИРОВАЛИ.

4. ТКЕТ ТКАЧИХА ТКАНИ НА ПЛАТОЧЕК ТАНЕ.

5. ТЁТЕЧКА ЧУТЬ ЧЕГО ТЮТЧЕВА ЧИТАЕТ.

6. РАССКАЖИТЕ ПРО ПОКУПКИ. ПРО КАКИЕ ПРО ПОКУПКИ? ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУПОЧКИ МОИ.

7. ТЫРЯТ ВЫДРЫ В ВЕДРА ЯДРА КЕДРОВ.

8. ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ.


УПРАЖНЕНИЕ № 3

Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы.

Ирина Кузьминична – сотрудник маркетингового центра, поехала заключать договор о поставке товаров по оптовым ценам. Ей пришлось объезжать целый квартал на своем автомобиле из-за случившейся на АЗС аварии – прорвало нефтепровод. После заключения успешной сделки Ирина Кузьминична отправилась в салон красоты. Листая каталог, она обратила внимание на асимметрию в интерьере холла. Парикмахер мастерски сделал женщине прическу за несколько минут. Выходя, довольная, Ирина Кузьминична направилась к магазину «Детский мир», чтобы приобрести подарок новорожденному, но в магазине работал только подростковый отдел. Забежав в кулинарию, где продавали торты, она выбрала тот, что красивее, с арахисом и грейпфрутом, и поехала к своей подруге Ольге Ильиничне. Приятельницы, обсуждая семейные проблемы, сели за трапезу. Приготовленный хозяйкой творог с изюмом очень понравился гостье. Она похвалила и салат из свеклы. Истекший августовский день, половину которого Ирина Кузьминична провела у подруги, грозил тем, что завтра будет много работы.

ЯЗЫК РОДНОЙ! ПИСЬМО НЕ ТАК УЖ ПРОСТО…

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.


А. Яшин

Писать без ошибок возможно.

Следует только актуализировать и углубить знания, ранее полученные человеком в процессе изучения русского языка. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может система нижеуказанных упражнений. Особенностью этих упражнений является то, что они акцентируют внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии новых словообразований и пунктуации.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.
Грамота всегда ценилась на Руси, а грамотного человека уважали и в старину. Все знают, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки
Существует множество специальных средств и тренинговых упражнений, занятных тестов для совершенствования орфографических навыков, развития орфографической зоркости. Познакомимся с некоторыми из них.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и техника внешнеэкономических операций»
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация и технология продаж»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconПояснительная записка Контрольная работа, как одна из форм оценки...
Учебно- методическое пособие содержит материал, с помощью которого ведется целенаправленная работа по закреплению теоретических знаний...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Налоговый учет и отчетность
Охватывают основной материал изучаемого курса

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий)
Охватывает также разнообразный наглядный материал

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» направление подготовки 210700. 68 «Инфокоммуникационные технологии и системы...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconПояснительная записка
ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Экзаменационный материал предназначен для определения качества знаний и умений...

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconОбуз «Центр медицинской профилактики» комитета здравоохранения Курской...
Организация санитарно-просветительной работы в лечебно-профилактических учреждениях

Образовательная организация чудпо «Дом знаний» Учебно-методический материал iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск