Скачать 2.11 Mb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Международный славянский институт» Вышневолоцкий филиал С.В. Мусиенко Учебно - методическое пособие МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ по направлению подготовки Экономика для заочной формы обучения Вышний Волочек 2014 Учебно - методическое пособие «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, обучающихся по направлению Экономика С.В. Мусиенко «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»: Учебно-методическое пособие. - 174 с. В курсе "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" изучаются экономические категории, закономерности развития, основные принципы и формы организации международных валютных кредитных отношений в странах мира. Он призван дать студентам конкретные знания в особой сфере производственных отношений, складывающихся при функционировании валюты и кредита в мировом хозяйстве, показать основные прогрессивные тенденции в развитии производства и структуре экономики отдельных стран, обобщить мировой опыт развития валютных, финансовых, кредитных отношений, показать специфику действия экономических закономерностей, непосредственно связанных с использованием финансовых систем. Изучив курс, студент должен знать основные этапы и направления развития валютно-финансовых, кредитных отношений по различным регионам мира, уметь работать с международными валютными, финансовыми и кредитными организациями, нормативными документами, со статистическими справочниками, обладать навыком сравнительного анализа экономики различных стран и регионов, умело использовать положительный зарубежный опыт стран. При реализации образовательного процесса используются следующие формы занятий: лекции; практика, в которую входят деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, расчетно-аналитические задания, консультации преподавателя; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, выполнение устных и письменных домашних заданий, написание курсовой работы Подобная организация взаимодействия в рамках курса способствует возникновению и последовательному формированию познавательной и профессиональной мотивации студентов, их активности и самостоятельности, выработке собственной исследовательской позиции. © Мусиенко С.В., 2014 © Вышневолоцкий филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «Международный славянский институт» СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ): Цель данного курса – Переход России к рыночной экономике создал широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и валютно-хозяйственной самостоятельности предприятий. В этих условиях десятки тысяч предприятий и организаций различных форм собственности получили право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнерами. Поэтому целью курса “ Международные валютно-кредитные и финансовые отношения” является изучение основных тенденций и закономерностей функционирования международной финансовой системы в странах с развитой рыночной экономикой и в России, идущей по пути становления и преобразования системы рынка, обучение организации внешнеэкономической деятельности, технологии международных расчетов и выбора их приемлемой формы, страхования предприятий от валютных рисков, получения валютных кредитов. Значимость изучения данного курса обусловлена необходимостью интеграции интересов отечественных и зарубежных партнеров в области финансовых отношений. Задачами данного курса являются - Основными задачами изучения дисциплины “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения” являются:
ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИНЫ: Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Материалы курса конкретизируют положения курсов «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Банковский менеджмент», «Банковский маркетинг», «Регулирование денежно-кредитной системы», которые формируют у студентов понимание сущности базовых категорий, а также ряд практических навыков, важных для успешного освоения курса «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения». РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, ОПЫТ, КОМПЕТЕНЦИИ) В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения” студенты УСВАИВАЮТ ЗНАНИЯ (ЗНАТЬ): - основные теории формирования, развития и современного функционирования международных валютно-кредитных и расчетных отношений; - принципы международных финансовых отношений и виды валютных систем; - структуру, участников и операции валютного рынка и механизм его функционирования; - цели, задачи и инструменты регулирования операций в области международных валютных, кредитных и расчетных отношений; - основные международные, региональные и российские нормативные акты, регулирующие международные валютно-кредитные и расчетные отношения; - различные виды международных валютно-кредитных и финансовых организаций; - интеграционные процессы в мировой экономике НА ОСНОВЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ФОРМИРУЮТСЯ УМЕНИЯ (УМЕТЬ): - эффективно управлять международными валютно-кредитными потоками; - применять финансовые инструменты в международных сделках; - управлять рисками, возникающими в сфере МВКО, выявлять новые тенденции эволюции МВКО; - определять условия и порядок заключения финансовых контрактов; - прогнозировать и определять валютную позицию и риск проводимых финансовых операций на международном уровне и принимать решения; - проводить операции по немедленным поставкам валюты (спот) и срочным сделкам; - осуществлять процедуры страхования международных сделок; - анализировать состав, структуру и основные методы осуществления операций в сфере МВКО, тенденции их современной эволюции; ПРИОБРЕТАЮТСЯ НАВЫКИ (ВЛАДЕТЬ): - навыками пользования официальными информационными материалами, связанными с проведением международных валютно-кредитных и расчетных операций и их регулированием; - методами структурой, инструментами, проведения операций в сфере международных валютных, кредитных и расчетных отношений; - методами выявления, оценки и выбора эффективных способов управления рисками Процесс изучения дисциплины направлен на ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ОК-5, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Практические занятия.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
не предусмотрены ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При реализации образовательного процесса используются следующие формы проведения занятий: - лекции; - письменные или устные домашние задания; - расчетно-аналитические и расчетно-графические задания; - консультации преподавателя; - деловые и ролевые игры - разбор конкретных ситуаций - самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, выполнение письменных работ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В учебном процессе используются: компьютер с проектором МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИЙВВЕДЕНИЕ Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
Для изучения теоретического материала следует провести следующую работу: - изучить лекционный материал, учебные пособия, монографии, научную периодику по теме лекции; - проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля - решить тест и проверить правильность своих ответов ЛЕКЦИЯ № 1 Тема: Международные валютные отношения
Сущность, эволюция и роль международных валютных отношений Понятие и особенности международных валютных отношений (МВО). Сущность и формы международных денег. Функции международных денег (средства соизмерения стоимости, обращения, платежа, накопления и сбережения). Классификация международных денежных средств на международные кредитные средства платежа и международные кредитно-финансовые средства платежа. Валюта: понятие и классификация. Эволюция функциональных форм валют. Понятие резервных (ключевых), мировых и региональных валют. Коллективные валюты: международные и региональные. Национальные валюты. Особенности понятия валюты в национальном валютном законодательстве РФ. Национальная и иностранная валюта. Критерии классификации валют: статус и сфера обращения, степень конвертируемости, степень обращения и использования на мировом валютном рынке, вид валютных операций, торговый статус, материально-вещественная форма, отношение к валютным запасам. Роль золота в современных международных валютных отношениях. Историческое закрепление функции мировых денег за золотом и серебром: формирование, эволюция, специфические свойства драгметаллов. Современные процессы демонетизации золота как валютного металла: причины, особенности протекания. Юридическая и экономическая демонетизация золота. Золото, как часть официальных национальных золотовалютных резервов современных государств. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование Понятие валютного курса. Валютный курс как экономический показатель и целевой ориентир. Сущность валютного курса как стоимостной категории. Факторы, влияющие на валютный курс. Влияние изменения валютного курса на международные экономические отношения. Эффективный валютный курс. Валютный демпинг. Оптимальный валютный курс. Валютные котировки. Прямые и косвенные (обратные) котировки. Кросс-котировки. Механизм формирования валютного курса. Теории валютного курса: теория платежного баланса, теория паритета покупательной способности (ППС) валют, абсолютный и относительный ППС, теория паритета процентных ставок, теория управляемой (регулируемой) валюты, теория ключевых валют, теории фиксированных курсов, теория оптимальных валютных зон, «боязнь плавания». Виды валютных курсов. Признаки классификации валютных курсов. Курс покупки (BID) и курс продажи (ASK или OFFER). Спрэд, маржа (премия/дисконт). Внутренний и внешний валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс. Эффективный валютный курс. Валютный курс спот и форвард. Фиксированный плавающий и регулируемо плавающий курс (корректируемый, скользяще фиксированный, валютный коридор). Валютный курс по форме международных расчетов: векселя, чека, банковского перевода. Конвертируемость (обратимость, конвертабельность) валют. Полная конвертируемость: для текущих операций и для инвестиций. Внутренняя и внешняя конвертируемость. Валютные ограничения, как форма валютного регулирования. Валютная политика как часть экономической политики. Предпосылки и условия обратимости валют. Валютный курс как инструмент валютного регулирования. Валютный либерализм.
1. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое международные деньги? 2. Какова роль международных валютных отношений в современных экономических процессах? 3. Что такое валютный курс, валютный паритет и режим валютных курсов? 4. Обозначьте основные этапы развития международных валютных отношений. 5. Как менялась роль золота в международных валютных отношениях? 6. По каким признакам классифицируются валюты? 7. Что такое конвертируемость валют? 8. Чем различаются ключевые и мировые валюты? 9. Что такое резервные или ключевые валюты? 10. Какие теории описывают долгосрочные и краткосрочные изменения валютного курса? 11. Как вы понимаете эффективность валютного курса? 12. Какие последствия для национальной экономики имеет повышение реального валютного курса? 2. Тесты Блок 1. Укажите правильный ответ (однозначный) 1. Международные валютные отношения – это: а) совокупность отношений, обслуживающих мирохозяйственные связи; б) составная часть глобального валютного рынка; в) совокупность общественно-экономических отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве; г) форма организации международных экономических отношений. 2. Резервная валюта – это: а) любая денежная единица других стран; б) доллар США; в) функциональная форма мировых денег; г) валюта, которая используется для международных интервенций; д) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства. 3. Международные счетные валютные единицы (СДР) привязаны: а) к золоту; б) к корзине валют; в) к доллару; г) к бивалютной корзине доллар – евро; д) к размеру международной валютной ликвидности. 4. Котировка валюты – это: а) установление паритета валют; б) установление курса валют; в) фиксация курса одной валюты к другой; г) установление золотого содержания валюты. 5. Паритет покупательной способности валюты означает: а) соотношение между двумя или несколькими валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг (стандартной потребительской корзине); б) соотношение национальной валюты и золота; в) соотношение курса национальной валюты и уровня инфляции; г) соотношение средневзвешенного курса корзины определенных валют и цены корзины товаров и услуг. 6. Валютный паритет – это: а) соотношение между валютами, устанавливаемое на валютном рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения; б) соотношение валют по их золотому содержанию; в) соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке; г) соотношение между национальной валютой и СДР, установленное МВФ для стран-участниц. 7. Международная валютная ликвидность – это: а) общий запас международных платежных средств; б) способность групп стран обеспечивать погашение своих международных обязательств приемлемыми платежными средствами; в) совокупность международных запасов резервных валют и золота. 8. Валютный курс – это: а) возможность одной валюты обмениваться на другую; б) фиксинг на валютных биржах; в) цена денежной единицы конкретной страны, выраженная в золоте по биржевому курсу; г) цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Блок 2. Укажите правильный ответ (многозначный) 9. Установление фиксированных валютных курсов наиболее эффективно в условиях: а) либерализации валютных рынков; б) жесткого регулирования со стороны международных кредитных институтов; в) осуществления валютных интервенций; г) бездефицитных платежных балансов; д) низкого объема официальных золотовалютных резервов государств. 10. Определите факторы, влияющие на валютный курс в сторону повышения: а) рост темпов инфляции; б) низкие темпы инфляции; в) пассивный платежный баланс; г) активный платежный баланс; д) использование валюты как международного платежного средства; е) степень доверия к валюте на национальном рынке; ж) востребованность (спрос) валюты на международном валютном рынке; з) спекулятивные операции на валютном рынке; и) валютные интервенции; к) различие в процентных ставках на национальных финансовых рынках. 11. Какие из названных субъектов могут получать, держать и использовать СДР? а) центральные банки; б) международные организации; в) коммерческие банки; г) МВФ; д) международные и региональные кредитные организации по решению МВФ (не менее 85% голосов). 12. Влияют ли размеры международных резервных активов страны на ее платежеспособность? а) да; б) нет; в) прямопропорционально; г) обратнопропорционально; д) косвенно. Блок 3. Вопросы комплексного характера, требующие логического мышления 13. Плавающие валютные курсы обеспечивают более гибкий механизм приспособления к изменениям экономической конъюнктуры: а) да; б) нет. 14. Степень интернационализации валюты зависит от: а) размера ВВП; б) степени участия в мировой торговле; в) наличия высокоразвитого и высоколиквидного национального финансового рынка; г) открытости экономики; д) все перечисленное верно; е) все перечисленное неверно. 15. Для того, чтобы валютные интервенции привели к ожидаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо: а) наличие необходимого количества валютных резервов в Центральном банке; б) доверие рынка к долгосрочной валютной политике ЦБ; в) изменение фундаментальных экономических показателей (темпы экономического роста, темпы инфляции, темпы изменения денежной массы и т. п.); г) все перечисленное верно; д) все перечисленное неверно. 16. Верно ли утверждение: конвертируемость с внешней обратимостью валюты стимулирует иностранные интервенции и снимает проблемы репатриации капиталов и прибылей: а) верно; б) неверно. |
Национальная, мировая и региональная валютные системы: связь и различие их основных элементов | Государственные экзамены устанавливают соответствие подготовленности выпускника требованиям действующего государственного образовательного... | ||
Международные отношения и на основании рабочего учебного плана направления 031900. 68 Международные отношения для магистерской программы... | Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений | ||
Московского государственного института международных отношений (университета). Она адресована прежде всего студентам, аспирантам... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления 031900.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
«Внешнеэкономическая деятельность» составляет современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные... | Виды валютных операций, осуществляемых на территории Российской Федерации |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |