МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В целях совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N ПК-6вн Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Методические рекомендации).
Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности в соответствии с Федеральным законом об образовании должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, активным участием Центров в социальной политике региона (муниципалитета) с учетом рекомендуемого норматива 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об образовании Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.
Образовательная деятельность Центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона об образовании данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона об образовании на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно пункту 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года.
Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности Центров на региональном и муниципальном уровнях. В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
к письму Минобрнауки России
от __ февраля 2015 г. N ____ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОРГАНАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 1. Организация деятельности центров
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи В соответствии с частью 1 п. 12 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
В связи с этим, актуальной задачей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования становится задача: наиболее эффективно реализовать свои полномочия по "организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры).
Центры создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Деятельность Центров финансируется по нормативам, разработанным и утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. При этом создается единое организационное, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Центры осуществляет свою деятельность на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при наличии нескольких центров) регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.
Основными задачами совершенствования деятельности Центров на данном этапе являются:
расширение содержания деятельности;
увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других);
разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;
психологизация образовательной среды.
На сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить две основные модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в настоящее время данную помощь осуществляют образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи): Модель - децентрализованная
Модель подразумевает наличие в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.). Возможен вариант, когда часть подразделений выполняет сходные функции, а другая часть - профильные. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации. ┌─────────────────┐
│ Региональный │
│ (муниципальный) │
│ орган власти │
└─┬─────────────┬─┘
┌─────────────────┘ └───────────┐
│ │
\/ \/
┌──────────────┐ ┌──────────────┐
│ ППМС-центр 1 │ │ ППМС-центр 2 │
└────┬─┬──┬────┘ └──────┬─┬──┬──┘
│ │ │ ┌───────────┘ │ └──────────┐
┌────────────┘ │ └─────────┐ │ │ │
\/ \/ \/ \/ \/ \/
┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐
│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │
│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│
└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ Рис. 1. Схема децентрализованной модели организации
деятельности Центров Важной особенностью данной модели является наличие в регионе не менее двух Центров. Такая конфигурация позволит избежать монополии одной организации на психолого-педагогические услуги и сохранить для жителей региона возможность выбора Центра.
Достоинствами данной модели являются:
- обеспечение "шаговой доступности" предоставляемых услуг;
- повышение качества предоставляемых услуг вследствие вариативности программ, реализуемых Центрами;
- постоянное стремление каждого Центра к увеличению разнообразия и объема предоставляемых услуг, что несвойственно монополии;
- возможность реализации "авторского подхода" в организации и содержании деятельности, предполагающего единую концепцию, методологию и технологию;
- сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами.
К дополнительным задачам, требующим своего решения в данной модели, можно отнести преодоление следующих трудностей:
- ограничение возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их ограниченным количеством;
- трудности обеспечения одних и тех же услуг в разных Центрах;
- дублирование функций Центров и необходимость распределения ресурсов между ними;
- сложности с обеспечением единого стандарта деятельности Центров, унификации форм отчетности. Модель 2 - централизованная
В регионе уполномоченным органом власти создается Центр с филиалами, которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. ┌────────────────┐
│ Орган власти │
│ субъекта РФ │
│ (учредитель) │
└───────┬────────┘
│
\/
┌──────────────┐
│ ППМС-центр 1 │
└────┬─┬──┬────┘
│ │ │
┌────────────┘ │ └─────────┐
\/ \/ \/
┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐
│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │
│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│
└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ Рис. 2. Схема централизованной модели организации
деятельности ППМС-центров Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона.
Основные преимущества данной модели:
- сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами;
- высокая централизация управления;
- возможность обеспечения единого стандарта услуг;
- широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством.
К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий:
- снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции;
- замедление темпов развития Центра;
- усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра;
- снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов);
- увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями.
Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением:
по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся <1>;
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности приведены в таблице 1.
Для наиболее полного удовлетворения спроса населения в квалифицированной психологической и педагогической помощи Центры могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги, включая психологическую и правовую экспертизу, оказание психологической помощи взрослому населению, дополнительное образование взрослых, и другие. В соответствии с действующим законодательством дополнительные платные услуги могут быть оказаны физическим и юридическим лицам сверх государственного (муниципального) задания и по тем видам деятельности, которые не относятся к основным.
Помимо оказания дополнительных платных услуг физическим и юридическим людям Центры могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность - в интересах своего развития, продвижения услуг и в соответствии с действующим законодательством. Таблица 1 Функции ППМС-центров регионального, муниципального уровня
и уровня взаимодействия с образовательными организациями
в соответствии с их назначением
по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
| по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся
| по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
| региональный уровень
| - консультирование детей и их родителей (законных представителей) по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации;
- своевременное выявление и коррекция особенностей (отклонений) в развитии детей;
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;
- обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по адаптированным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам;
- организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста ("Особый ребенок", специализированной подготовки к школе, лекотека и других;
- оказание помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидальной готовности и других состояниях;
- оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;
- оказание комплексной помощи несовершеннолетним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, и другие
| - разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС-помощи; разработка стратегий развития системы ППМС-помощи;
- проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;
- разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;
- участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;
- организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;
- разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;
- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС-помощи (при наличии соответствующей лицензии);
- анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;
- организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня
| - проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий;
- проведение обследования детей по направлению муниципальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения муниципальной комиссии и другие
| муниципальный уровень
| - обследование детей для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;
- консультирование детей, родителей (законных представителей);
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;
- организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, начиная с раннего, в т.ч. для детей с особенностями развития;
- оказание экстренной помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии суицидальной готовности и других; обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки;
- обеспечение комплексной специализированной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями;
- психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;
- профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (саморазрушающее поведение; экспериментирование и злоупотребление ПАВ; агрессия, жестокость и насилие, асоциальное поведение, экстремизм и ксенофобия и другие)
| - обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;
- оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;
- проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;
- участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;
- осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса
| - проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие
| уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями)
| - проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;
- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);
- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;
- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;
- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса; оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;
- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;
- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;
- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности
|
| 1>1>1>1>1>1> |