Скачать 135.31 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 городского округа Тольятти Урок русского языка в 7- А классе. Тема: Правописание частицы не с различными частями речи (обобщающее повторение) Учитель: Мезенцева Ирина Георгиевна Дата проведения: 22 апреля 2009 года Цели урока: а) образовательные 1) обобщение и систематизация знаний о значении и написании частицы НЕ; 2) закрепление навыков написания НЕ с различными частями речи 3) повторение морфологических признаков частей речи б) развивающие 1) развить творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации); 2) развить коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик; в) воспитательные 1)формировать умение работать индивидуально, в парах, группах; 2) формировать умение быстро принимать решение; 3) обучать умению корректно вести спор; 4) формировать толерантное отношение к людям ТИП УРОКА: систематизация, обобщение и повторение изученного ВИД УРОКА: ролевая игра (урок-суд) ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, парная ХОД УРОКА Организационный момент УЧИТЕЛЬ: Ребята! Уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни- мы встречаемся, узнаём много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. К сожалению, не всегда языковые явления «укладываются» в рамки правил, поэтому у вас часто возникают какие-то вопросы и даже претензии к частям речи. Мы завершаем изучение темы «Частицы», вы задавали мне много вопросов о различных трудных и непонятных случаях написания, поэтому я приглашаю вас на необычный урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда- восстановить справедливость и установить истину. Итак, судебное заседание объявляется открытым. Я представляю вам действующих лиц: судья, секретарь судебного процесса, прокурор, свидетели со стороны обвинения, адвокат, свидетели защиты, потерпевшие. Всех участников процесса прошу занять ваши места. СЕКРЕТАРЬ: Прошу всех встать! Суд идёт! (входит судья) СУДЬЯ: Сегодня на судебном заседании рассматривается дело о частице НЕ. Частица НЕ обвиняется в непостоянстве, в попытке скрывать своё местоположение, т.е. она может иметь как слитное, так и раздельное написание с разными частями речи. В качестве защитников выступают глаголы, деепричастия и краткие причастия, в качестве обвинителей-существительные, прилагательные и наречия, оканчивающиеся на о,е СЕКРЕТАРЬ: Ваша честь, все свидетели явились, ожидают Вашего вызова. СУДЬЯ: Спасибо. Устанавливается личность подсудимой. Встаньте, пожалуйста, представьтесь. ПОДСУДИМАЯ ЧАСТИЦА НЕ: Я служебная часть речи, с помощью которой говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он говорит, или подчёркивает особые оттенки смысла своей речи. Я могу относиться к отдельным словам или ко всему предложению в целом. Вот посмотрите- на доске записано предложение: «В нашем лесу кедр не растёт» Я помогаю говорящему выразить отрицание названного им действия (растёт). Отрицательный смысл имеет всё предложение. Если я займу место перед каким-либо другим членом предложения, тогда только этот член получит отрицательное значение: Не в лесу кедр растёт. Не в нашем лесу кедр растёт. Не кедр растёт в нашем лесу. Как видите, своего лексического значения я не имею, членами предложения не являюсь и честно несу свою службу, выражаю смысловые оттенки. У нас большая и дружная семья модальных частиц. СУДЬЯ: Представьтесь, кто ещё является членом этой семьи? Называют себя смысловые частицы. СУДЬЯ: Прошу всех присутствующих записать частицы в судебном протоколе. Все участники процесса записывают частицы в таблицу ЧАСТИЦА
ДА, ПУСТЬ, ПУСКАЙ ПРОКУРОР: Прошу слова! У меня есть дополнение. Частица НЕ почему-то умалчивает о том, что частицами называют слова и части слова, имеющие чисто грамматическое значение:
БЫ
ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ
СЯ,СЬ
НИ, НЕ
СУДЬЯ: Частицы! Можете вы это подтвердить или опровергнуть? На доске записаны предложения: Сможете ли вы изменить их значения? ЧАСТИЦЫ: Глаголы с помощью частиц ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ приобретут в этих предложениях форму повелительного наклонения, а предложения по цели высказывания из повествовательных станут побудительными. Например
СУДЬЯ: На доске записано предложение, где глаголы изъявительного наклонения: Если люди трудятся, то все они богаты и счастливы Сможете ли вы изменить наклонение глаголов? ЧАСТИЦЫ: Глаголы с помощью частицы БЫ приобретут форму условного наклонения Если бы все люди трудились, то были бы богаты и счастливы СУДЬЯ: Вы убедили суд в том, что частицы делятся на смысловые и формообразующие. Прошу занести это в протокол и заполнить окончательный вариант таблицы. На доске СЕКРЕТАРЬ заполняет правую колонку таблицы. СУДЬЯ: Слово предоставляется прокурору. ПРОКУРОР: Спасибо! Уважаемый суд! Как мы знаем, частица НЕ употребляется с разными частями речи. Вместо того, чтобы иметь постоянное место, она пытается ввести нас в заблуждение, меняет своё местоположение. В одних случаях слова с частицей НЕ пишутся слитно, в других раздельно. Знакомство с частями речи у школьников проходит поэтапно, в течение ряда лет, поэтому изучение орфографии частиц диктует необходимость приведения в систему многочисленных правил, связанных с написанием частиц с различными частями речи, изучаемыми в предыдущих классах. Это требует постоянного повторения пройденного, занимает много времени и вызывает определённые сложности в изучении данной темы. Я обвиняю частицы в злонамеренном желании запутать учеников, создать им дополнительные трудности в изучении русской орфографии. СУДЬЯ: Слово предоставляется защите. АДВОКАТ: Спасибо! Да, я согласен, что в школьной программе тема «Частицы» и изучение правописания отрицательной частицы с различными частями речи является одной из трудных, но никакого злонамеренного умысла у самих частиц нет. Во-первых, на уроках русского языка в течение всего учебного года идёт повторение пройденного материала, во-вторых, затруднения в правописании частицы НЕ возникают не со всеми частями речи. Представьте на минуту, что может случиться, если мы перестанем употреблять в своей речи частицу НЕ. Без неё мы не обойдёмся. Поэтому нам нужно не обвинять частицу, а попытаться привести в систему многочисленные правила слитного и раздельного правописания частицы НЕ с различными частями речи. СУДЬЯ: Приступаем к допросу свидетелей. Попрошу СЕКРЕТАРЯ судебного заседания подойти к доске и записывать письменно показания свидетелей. СЕКРЕТАРЬ: Приглашаются свидетели со стороны защиты. Это ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ. Свидетель ГЛАГОЛ: Я самостоятельная часть речи, которая обозначает часть речи, состояние или отношение и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например, работать, убрать. В предложении чаще всего явлюсь сказуемым. СУДЬЯ: Какие морфологические признаки глагола вы можете назвать? Свидетель-ГЛАГОЛ: Попрошу секретаря запротоколировать следующие морфологические признаки глагола:
СУДЬЯ: Приведите примеры, пожалуйста. Сделайте морфологический разбор слова «прислушайтесь» Свидетель-ГЛАГОЛ разбирает глагол устно, СЕКРЕТАРЬ записывает образец письменного разбора СУДЬЯ: Какие у вас претензии к отрицательной частице НЕ? СВИДЕТЕЛЬ- ГЛАГОЛ: Лично у меня претензий к отрицательной частице нет. Частица НЕ с глаголом всегда пишется раздельно (приводит примеры). Исключение составляют слова, которые без НЕ не употребляются (приводит примеры) СУДЬЯ: Для дачи показаний приглашается СВИДЕТЕЛЬ-ДЕЕПРИЧАСТИЕ СВИДЕТЕЛЬ – ДЕЕПРИЧАСТИЕ: Деепричастие- особая форма глагола, которая обозначает действие, добавочное по отношению к сказуемому, отвечает на вопросы (что делая?, что сделав?) и совмещает в себе признаки глагола и наречия. В предложении деепричастие является обстоятельством. СУДЬЯ: Уточните признаки глагола и наречия у деепричастия. СВИДЕТЕЛЬ – ДЕЕПРИЧАСТИЕ: Попрошу СЕКРЕТАРЯ внести в протокол следующие признаки. (Называет их, СЕКРЕТАРЬ записывает на доске)
СУДЬЯ: Что скажете по существу обвинения отрицательной частицы НЕ? СВИДЕТЕЛЬ – ДЕЕПРИЧАСТИЕ: Претензий не имею. НЕ с деепричастиями пишется всегда раздельно (примеры).Исключение составляют слова, которые без НЕ не употребляются (приводит примеры, выполняет морфологический разбор по выбору) СУДЬЯ: Для дачи показаний приглашаются свидетели со стороны обвинения. СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? Например: огромный, золотой, умный, заячий. В предложении я выступаю в качестве определения или именной части составного именного сказуемого. Плачет от счастья сердце моё одинокое, Радо оно, что небо такое прекрасное СУДЬЯ: Какие морфологические признаки прилагательного вы можете нам назвать? СВИДЕТЕЛЬ-ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Попрошу СЕКРЕТАРЯ запротоколировать следующие морфологические признаки.(СВИДЕТЕЛЬ делает устный морфологический разбор слова «одинокое», СЕКРЕТАРЬ записывает на доске письменный разбор. СУДЬЯ: Ваши претензии к отрицательной частице НЕ ? СВИДЕТЕЛЬ-ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Прилагательные с отрицательной частицей могут писаться как слитно, так и раздельно. Если вы заглянете в орфографический справочник, то увидите, что материал по этой теме очень объёмный и сложный. Если позволите, я буду краток. Если прилагательное с частицей НЕ образует новое слово и его можно заменить близким по смыслу синонимом, то писать нужно слитно. Небольшой (маленький), неправдивый (лживый). Не всегда удаётся подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок служит основанием для слитного написания (Испытать нечеловеческий ужас) НЕ является частицей и пишется раздельно, если:
(Вовсе не интересный рассказ) СУДЬЯ: Приглашается СВИДЕТЕЛЬ-НАРЕЧИЕ. СВИДЕТЕЛЬ-НАРЕЧИЕ: Я самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или (редко) признак предмета. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения: Как? Быстро, правильно Каким образом? Бегом Где? Вдали Когда? Вчера Почему? Сгоряча Зачем? Назло В какой мере? Много. В предложении наречие является обстоятельством. СУДЬЯ: Назовите морфологические признаки наречия. СВИДЕТЕЛЬ-НАРЕЧИЕ: Это только разряд по значению и степень сравнения (если есть). Во всём остальном наречие- неизменяемая часть слова. СУДЬЯ: Ваши претензии к частице НЕ? СВИДЕТЕЛЬ-НАРЕЧИЕ: Я присоединяюсь к предыдущему свидетелю. Запутывает нас частица. Наречие тоже может писаться слитно и раздельно. Всё точно так же, как и у прилагательных. Слитно пишутся наречия, которые приобретают противоположное значение (неплохо, немного, неудачно). Раздельно, если есть противопоставление с союзом а и усиливающие отрицание слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ. (Не хорошо, а плохо. Вовсе не плохо). СУДЬЯ: Приглашается СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЧАСТИЕ. СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЧАСТИЕ: Я особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы (какой? каков?) и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. В предложении причастие может быть определением или именной частью составного именного сказуемого. СУДЬЯ: Позвольте, как же вас отличить от прилагательного, если у вас одинаковые вопросы? который + глагол СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЧАСТИЕ: Это очень просто. Причастие легко заменить словосочетанием Например: читающий (который читает), сломанный (который сломали) СУДЬЯ: Назовите ваши морфологические признаки. СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЧАСТИЕ называет морфологические признаки. СЕКРЕТАРЬ на доске выполняет морфологический разбор слова «озарённый» (монастырь). Присутствующие в классе делают разбор в тетради:
а) страдательное причастие б) прошедшее время 3. Непостоянные признаки: а) полная форма б) единственное число, мужской род, именительный падеж СУДЬЯ: Ваши претензии к частице НЕ? СВИДЕТЕЛЬ – ПРИЧАСТИЕ: Дело в том, уважаемый суд, что у меня есть краткая форма (каков? какова? каковы?). Так вот, краткие причастия всегда пишутся с частицей НЕ раздельно. А полная форма так же, как и прилагательные, наречия имеет слитное и раздельное написание. Отрицание НЕ пишется слитно с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов(незаконченная работа, незамеченные опечатки). А раздельно напишем, если есть пояснительные слова ( не законченная к сроку работа, не замеченные корректором опечатки). СУДЬЯ: Опрос свидетелей закончен. Последнее слово предоставляется подсудимой частице НЕ. Ученик, выступающий в роли частицы НЕ, демонстрирует на доске таблицу. Правописание частицы НЕ с различными частями речи Части речи Слитно Раздельно Глагол Без НЕ не употребляется (невзлюбить) Не любил Не сделал Деепричастие Без НЕ не употребляется (негодуя) Не думая Не учась Не встретив Прилагательное 1. Без НЕ не употребляется (неизбежный) 2.Образуется новое слово (небольшой) 1. Есть противопоставление с союзом а (не широкий, а узкий) 2. Есть усиливающие отрицание слова ( далеко не, вовсе не, отнюдь не)
Если вы посмотрите на эту таблицу, то увидите, что, систематизировав сведения о правописании «НЕ» с различными частями речи, легко разобраться, где слитное, а где раздельное написание. В том, что никакого злого умысла запутать учащихся у меня не было, свидетельствует и упрощённый алгоритм, объединяющий в себе несколько правил. Если позволите, я его продемонстрирую и раздам всем присутствующим. (Секретарь раздаёт ксерокопии) Правописание частицы НЕ с различными частями речи Определи часть речи Существительное, Прилагательное, Наречие (о,е) (пиши раздельно, если: 1.есть противопоставление с союзом а 2. есть усиливающие отрицание слова: Глагол Причастие (пиши раздельно)
не правда, а ложь не правдивый, а лживый не хорошо, а плохо далеко не, вовсе не, отнюдь не СУДЬЯ: Судебное следствие считается закрытым. Оглашается приговор суда. В ходе судебного следствия суд сделал вывод о том, что НЕ может быть приставкой, частицей, частью корня. Учащиеся должны твёрдо усвоить, что главное условие выбора написания НЕ - определение части речи. Только после этого можно применять правило о написании НЕ, то есть определение того, чем она является: если приставкой-пишите слитно, частью корня -слитно, частицей –раздельно. Попрошу всех присутствующих, используя алгоритм, предоставленный частицей НЕ, подтвердить невиновность частицы НЕ. Учащиеся на карточках выполняют следующее тренировочное задание: раскрыть скобки, указав части речи, вставить пропущенные орфограммы. «Две недели пр…бывания в г..рах прол..тели (не)заметно. (Не)вольно вспомина..шь, каким (не)забываемым остался в нашей памяти первый под..ём на л..дник. (Не)большой группой подн..мались мы по его склону. Куда ни глянь-всюду (не)тронутый снег. То была (не)обыкновенная, никем из нас до сих пор (не)испытанная т..шина, (не)нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас (не)прерывал её. Каждый (не)мог (не)почувствовать всей (не)повторимости красоты гор». СУДЬЯ: Выношу решение! Попрошу всех занести его в протокол судебного заседания. Частица невиновна. Судебное заседание закрыто. |
Тольятти от 15. 09. 2011 г. №2782-п/1 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления... | Рассмотрев представленный мэрией проект Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года, руководствуясь Уставом... | ||
Тольятти, Автозаводский район, бульвар Королева, 13 (далее Конкурс) является муниципальное автономное учреждение городского округа... | Дума городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти, а также казенные учреждения и иные получатели средств бюджета... | ||
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и обеспечению... | ||
Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д | Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова | ||
Цель: совершенствование у учащихся компетенций делового общения и оформления деловых бумаг, способствующих эффективности социального... | Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |