Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование»


НазваниеУчебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование»
страница1/10
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

заставка для олиппиада 2008











«ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ TURBO PASCAL»
Часть 1
Базовые конструкции языка Pascal
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование»





Автор - педагог дополнительного образования ЦНТТ Андреева И.Ю.

г. Армавир

Пояснительная записка

Предлагаемое методическое пособие представляет собой сборник заданий к первой части учебного курса «Программирование в системе Turbo Pascal» и предназначено для детей и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, обучающихся в заочной школе юных техников по направлению «Программирование».

Цель данного пособия - помочь учащимся в проведении самостоятельной работы по изучению основ программирования и разработке компьютерных программ в системе программирования Turbo Pascal.

В методической разработке содержатся учебный план «Базовые конструкции языка Pascal» - первого модуля курса «Программирование в системе Turbo Pascal», порядок выполнения контрольных заданий и варианты заданий к тематическим блокам модуля. Каждое задание содержит теоретический материал, разбор характерных примеров и задач, методические рекомендации по их выполнению. В конце каждого задания дается перечень задач для самостоятельного решения и список вопросов для самоподготовки.

Учебно-тематический план


Часть 1. Базовые конструкции языка Pascal


  • Работа в среде Turbo Pascal на примере разработки программ линейной структуры. Вычисление арифметических выражений.

  • Организация ветвлений. Условный оператор IF. Оператор выбора Case ..of.

  • Циклы for, while, repeat ... until.

  • Работа с одномерными массивами.

  • Работа с двумерными массивами.

  • Символьные и строковые типы данных в Pascal.

  • Использование процедуры и функции в Pascal.

  • Комбинированный тип Запись.

  • Файловый тип данных. Работа с файлами.

Порядок выполнения контрольных заданий


  1. Внимательно прочитать и уяснить условие задачи, которую предстоит решить.

  2. Ознакомиться с необходимым теоретическим материалом, примерами решения задач. Использовать список рекомендуемой литературы.

  3. Разработать алгоритм и написать текст программы. Отладить программу на компьютере.

  4. Подготовить отчет.


Каждый отчет оформляется в виде пояснительной записки и должен содержать следующие элементы:

  1. титульный лист;

  2. текст пояснительной записки;

  3. список использованной литературы;

Содержание пояснительной записки отчета:


  1. Постановка задачи.

  2. Краткие сведения об особенностях применяемых операторов и методов (теоретическое введение).

  3. Описание программы:

  1. описание алгоритма решения задачи (в виде блок-схемы);

  2. описание входных и выходных данных программы;

  3. перечень входных данных (тестовые примеры)

  4. программный код на языке Pascal.

ЗАДАНИЕ № 1

Работа в среде Turbo Pascal на примере разработки программ линейной структуры. Вычисление арифметических выражений.



Цель работы. Разработать алгоритмы и программы решения задач. Исходные данные должны вводиться с проверкой на область допустимых значений.

Теоретическая часть:

Для того чтобы войти в среду программирования на Паскаль, необходимо найти файл turbo.exe и запустить его. На экране появится окно следующего вида:

tp
В меню Файл вы можете сохранить свою программу, открыть существующую, а также создать новую. Комбинация клавиш Alt+Enter переведет программу в полноэкранный режим программирование.

Напишем программу, которая выполняет следующее:

Выводит сообщение о вводе 2-х целых чисел. Вычисляет сумму чисел и выводит полученный результат.

Алгоритм работы программы:





Словесный алгоритм

Алгоритм в виде блок-схемы:

  1. Объявление переменных

  2. Начало работы программы

  3. Ввод значений переменных

  4. Сложение чисел

  5. Вывод полученного результата

  6. Конец




Начало

Ввод

a, b

c:=a+b

Вывод

с

конец


Алгоритм на языке Паскаль:

program lesson1;  {здесь описывается заголовок программы}

var a,b,с:integer;  {переменные, в которые будем заносить числа и они целочисленные, переменная в которую заносится результат сложения 2-х чисел}

begin

writeln('Vvedite chisla a, b');  {Эта строка выводит сообщение на экран}
ReadLn(a,b);  {Ввод значений 2-х чисел}
c:=a+b;  {сложение чисел a и b, результат присваивается переменной c}
writeln('с= ', c);  {вывод значения с}
readln;  {задержка экрана, пока не нажата клавиша Enter}

end. {конец работы программы}

Грамматика

Как вы заметили нужно после каждой строки ставить точку с запятой. Если вы где-то забудете поставить точку с запятой, то компилятор не пропустит это и выведет сообщение о синтаксической ошибке.

Объявление переменных имеет вид: var a,b,c:integer;  Var - означает то, что мы объявляем переменные. a, b, c - это имена переменных с которыми мы будем работать в программе. integer - это целочисленный тип переменных. Вывод сообщения на экран имеет следующий вид writeln('Сообщение'); . Writeln - это оператор, посредством которого мы сможем вывести что-то на экран монитора. То есть выводится то, что стоит внутри скобок и отделено одинарными кавычками. Если же мы хотим вывести какое-то сообщение и значение какой-то переменной, то нужно сообщение внести в одинарные кавычки, потом поставить запятую и написать переменную, результат которой нужно вывести на экран writeln('с = ', c); .
Результат работы программы:



Алгоритм линейной структуры - это алгоритм, в котором блоки выполняются в указанном порядке, последовательно друг за другом. Программа линейной структуры реализует соответствующий линейный алгоритм.

Чаще всего линейные алгоритмы используются для программирования вычислений по формулам. В этом случае удобно использовать набор встроенных функций Pascal:

sin (x) – sin х; cos(x) – cos х; tan(x) - tg х ; ln (x) – натуральный логарифм ln х ;  exp(x) -показательная функция ex ; sqr(x) -  x2;   sqrt(x) - ;  abs(x) - . Для тригонометрических функций аргумент х  измеряется в радианах.

Пример программы линейной структуры

Требуется вычислить высоты треугольника по трем заданным сторонам a, b, c. Для вычисления высот воспользуемся двумя выражениями  площади треугольника - по трем сторонам (формула Герона) и как половина произведения стороны на соответствующую высоту:

 ·a·h ;   ;

здесь p – полупериметр  p=(a+b+c)/2. Соответствующая этому алгоритму программа вычисления  высот треугольника имеет вид:

program visota;  {программа вычисления высот треугольника }

var

a, b, c, p, ha, hb, hc, s : real; {описание используемых переменных }

begin

writeln (‘Введите стороны треугольника a,b,c’);

readln (a,b,c);

p:=(a+b+c)/2.;  {вычисление полупериметра треугольника }

s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

ha:=2*s/a; hb:=2*s/b; hc:=2*s/c; {вычисление высот треугольника }

writeln (‘Высоты треугольника: ha=‘,ha:8:2,’ hb=‘, hb:8:2,’  hc=‘,hc:8:2);

readln;

end. 
Краткое пояснение. Комментарий в программе на языке Паскаль служит для разъяснения действий основных блоков текста и программы в целом. Комментарий заключается в фигурные скобки {} и не влияет на компиляцию программы.

Процедуры read , write (readln, writeln) служат для  ввода с клавиатуры и вывода на экран соответственно. Символы ln в процедуре writeln служат для перевода на новую строку. В программе описаны переменные a, b, c, ha, hb, hc, s вещественного типа (real).

В данной программе из математических функций используется sqrt(x) - квадратный корень из x.

При выводе можно включить общую ширину поля вывода и число позиций после десятичной точки. В данном случае высоты треугольника выводятся в поле из 8 позиций каждая, из которых одна отводится на десятичную точку, а две - на цифры после десятичной точки. Остальные 5 позиций отводятся под знак и целую часть числа. Вывод текста ‘ hb=’  содержит, по крайней мере, один пробел после  первого апострофа для отделения от предыдущего значения. Завершает текст  программы  оператор end.

Обратим внимание, что в программе вычисляется промежуточная переменная s (площадь треугольника), через которую вычисляются высоты.
Общие сведения  о  интегрированной cреде Turbo Pascal.

Экран интегрированной среды  Turbo Pascal содержит главное меню, окно редактирования, строку состояния. Для входа в главное меню следует нажать F10. 

Главное меню содержит пункты:  File(Файл), Edit(Редактирование), Search(поиск), Run(Исполнить), Compile(Компиляция), Debug(Отладка), Tools(Инструменты), Options(Параметры), Window(Окно), Help(Помощь). Из этих пунктов для нас важнейшими будут File, Edit, Compile, Run, Help.

В меню File имеются пункты Open (Открыть), при помощи которого открывается существующий программный файл, New (Создать) - создается новый файл, Save (Сохранить) - сохраняется редактируемый файл, Save as (Сохранить как) - файл сохраняется под новым именем, Change dir (Изменить каталог) - задаются входные и выходные каталоги. Последним пунктом нужно пользоваться, чтобы задать ваш каталог, где хранятся тексты программ. Пункт Quit(Выход) служит для выхода из Среды. В меню File приведены также "горячие " клавиши (F3), (F2), (ALT+X) для открытия, сохранения файла и для выхода из Среды соответственно.

В меню Edit имеются пункты Cut (Вырезать), Copy (Копировать), Paste (Вставить), Clear (Очистить), которые служат для вырезания, копирования, вставки и очистки выделенного фрагмента текста, как в любом текстовом редакторе.

Выделение фрагмента текста производится установкой курсора в начале фрагмента, отметкой начала блока (CTRL+K+B), передвижением курсора в конец блока и отметкой конца блока (CTRL+K+K). Вырезание, копирование, вставка фрагмента осуществляются с помощью пунктов меню Edit или с помощью горячих клавиш (Shift+Del), (CTRL+INS), (Shift+INS) соответственно.

Меню Compile содержит пункт Compile(Компиляция), горячие клавиши ALT+F9.

Меню Run содержит пункт Run(Исполнить),  горячие клавиши CTRL+F9.

Меню Help позволяет обратиться к подсказке (справочной системе), содержит пункты Contents (Содержание), Index (Предметный указатель) - горячие клавиши (Shift+F1), Topic search (Тематический поиск) - горячие клавиши (CTRL+F1). Подсказкой следует пользоваться для быстрого освоения Интегрированной Среды. Нажатие клавиши F1 приводит к открытию окна подсказки. Для получения справки о конкретной функции следует установить курсор на любой символ заголовка функции и нажать (CTRL+F1).

Задачи для самостоятельного решения:

Вычислить значения выражений (1-10)

1) 2*c - d + 2) c + 4*d -

 

- 1 1 -
3) -2*c + d*82 4) lg(2*c) + d - 52

 

tg( - 1) + 1
5) arctg(c/4) - d*62 6) -2*c - ln(d) + 53

 

a*a - 1 - 1
7) 2*c - lg(d/4) 8) tg ( c ) - d*23

 

a*a - 1 2*a - 1

9) 2*c - d/23 10) 4*c + d - 1

 

ln(1 - ) c - tg

  1. Реактивный аэробус летит с пассажирами на борту из Лондона в Нью-Йорк. Три четверти пассажиров имеют билеты второго класса стоимостью х фунтов каждый. Остальные пассажиры имеют билеты первого класса, которые стоят вдвое дороже билетов второго класса. Напишите программу, которая выведет сумму денег, получаемую авиакомпанией от продажи билетов на этот рейс.




  1. В течение месяца продавец доставлял на дом 4 л молока в день. В марте молоко стоило х руб. за литр. С первого апреля цена молока увеличилась до + а) руб. за литр. Сколько надо заплатить продавцу за see доставленное молоко в конце апреля? Количество покупаемого молока осталось прежним.




  1. Мальчик может бегать в три раза быстрее, чем ходить. Скорость его ходьбы равна 4 км/час. Он принял участие в марафонском забеге, но сошел с дистанции, пробежав только х км. Сколько времени он затратил на преодоление этого расстояния ?




  1. Работник зарабатывает х руб. за каждый из 38 часов своей работы. Ему платят в 1,5 раза больше за каждый час сверх 38 часов. Какую сумму он получит, если работает а часов? должно быть заведомо больше 38.)




  1. Как вы полагаете, сколько денег вы расходуете каждую неделю? Напишите программу, которая выведет на экран сумму ваших расходов за год.




  1. Магазин продает в автомашин по цене 417 525 руб. за каждую. Найдите общую выручку от продажи машин.




  1. Ежедневно молочная ферма надаивает 1842 литра молока. Найдите количество молока, полученного за любой месяц (вводится число дней в месяце).




  1. Команда Ливерпуля выиграла футбольный матч у команды Ковентри со счетом а:в. Выведите результат матча в виде: Ливерпуль 4 Ковентри 1. Осуществите запрос а и в.

  2. В магазине продается костюмная ткань. Ее цена в руб. за кв. метр. Напишите программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной х м и шириной 80 см.

  3. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна а м, а высота в м. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона к руб.?




  1. Среднее значение четырех чисел равно одной четверти суммы этих четырех чисел. Напишите программу, которая находит среднее значение четырех чисел.




  1. Вычислите заработную плату работника при почасовой системе оплаты, если известны тарифная ставка за 1 час и количество отработанных часов в месяц.




  1. Составьте алгоритм и программу вычисления значений выражения:

a) б) в)

  1. Составьте алгоритм и программу нахождения площади треугольника по его основанию и высоте. S = (ab)/2, где а—основание, в — высота.




  1. Составьте алгоритм и программу нахождения площади ромба по стороне и острому углу. (Угол предварительно переведите в радианы.) S = а2sin f,

где а — сторона, f— угол.


  1. Составьте алгоритм и программу нахождения суммы всех натуральных чисел от 1 до п. Используйте формулу суммы членов арифметической прогрессии:
    Sn = (2a1+(n1)d)n/2, где а1первый член последовательности, d — разность.




  1. Найдите площадь круга, если известен радиус. S= 3.14R2.

  2. В прямоугольном треугольнике известны катет и гипотенуза. Найдите другой катет.




  1. В арифметической прогрессии известны 1-й член и разность. Найдите 30-й член этой прогрессии и сумму первых 40 членов.

  2. Найдите координаты центра отрезка, заданного координатами его концов.




  1. По двум сторонам и углу между ними в треугольнике ABC найдите два остальных угла и третью сторону. С2 = А2 + В2 — 2АВ cos f , где А, В — известные стороны, f— угол между ними.




  1. Составьте алгоритм и программу вычисления скорости тела в момент времени t при равноускоренном движении. Известны начальная скорость Vo и ускорение а, при условии, что тело движется прямолинейно. Vt= Vo + at.




  1. Составьте алгоритм и программу вычисления сопротивления в цепи электрического тока R по данным значениям тока I и напряжения V. R = V/I




  1. Составьте алгоритм и программу вычисления подоходного налога от заработной платы. Подоходный налог взимается в размере 13% от общей суммы.

  2. Четыре человека пообедали в ресторане. Официант подал им счет на х руб. каждому. Они решают оставить официанту чаевые в размере 15% от счета. Составьте программу, которая выведет на экран сумму чаевых, которую получил официант.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Расходы бюджета»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине Предпринимательское право
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Предпринимательское...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с

Учебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников, обучающихся по направлению «программирование» iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск