Учитель и ученик


НазваниеУчитель и ученик
страница1/8
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Осокин М.В.

Учитель и ученик

Санкт-Петербург

2008

УДК 613 68 (092) О-75

М. Осокин

Учитель и ученик

Эта книга о жизни, службе, долге, чести, дружбе двух обычных русских людей, в судьбах которых отразились ответственные периоды нашей Родины.

ISBN 5-88203-024-2

Учитель и ученик 1




70-летию IV факультета

Военно-медицинской академии

посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наш Военно-морской флот вместе со всей страной переживает грандиозные реформы и преобразования.

Всё напряжённее становится труд наших моряков, всё более высокого профессионализма, моральных и физических сил требуется от них для грамотной, безаварийной эксплуатации современной боевой техники, для защиты рубежей нашей Родины.

В этой обстановке трудно переоценить роль и значение медицинской службы флота. Умение оказать любой вид медицинской помощи морякам, а если потребуется, то и гражданскому населению, умение грамотно определить и оценить радиационную обстановку, вредные примеси в воздухе закрытых военных объектов, не растеряться в аварийной обстановке и многое другое должен знать и уметь врач корабля, подводной лодки, медицинского учреждения.

Следует помнить, что условия службы в связи с поступлением всё более сложной техники, тоже будут усложняться.

Военно-морские врачи стоят на переднем крае борьбы за экологию - нам нужно сберечь природные богатства - воду, воздух, землю для наших потомков.

Флотские врачи накопили очень большой опыт медицинского обеспечения личного состава. Немало из них заплатило за это своими жизнями. Вечная им память и благодарность!

В современной обстановке необходимо вспомнить опыт лучших представителей военно-морской медицины - организаторов военного здравоохранения, учёных, врачей подводных лодок и надводных кораблей и врачей лечебно-профилактических учреждений.

В этой книге излагаются жизненные и служебные пути двух выдающихся морских врачей - организаторов медицинской службы атомного подводного флота.

Один из них - первый начальник медицинской службы 1 флотилии атомных подводных лодок Северного флота, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы Зуихин Дмитрий Пармёнович, фронтовик-сталинградец, выпускник Военно-морской медицинской академии.

Второй - его преемник, сослуживец и ученик, профессор, доктор медицинских наук, академик РАЕН, полковник медицинской службы в отставке, возглавляющий ныне Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины ФМБА России - Довгуша Виталий Васильевич.

Выбор не случаен - этих людей объединяет многолетняя совместная служба, самая настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте, непрерывный поиск нового в науке, в решении стоящих перед ними сложных задач в медицинском обеспечении моряков нашего флота. С выходом на «гражданку» Д.П. Зуихин возглавил медслужбу одного из крупнейших промышленных предприятий страны и уже через год был награждён медалью ВДНХ за успехи в медицинском обеспечении промышленных рабочих.

Вот высказывание полковника м/с профессора Кудрина И.Д.: «О Пармёныче я много наслышан и знал его давно. Но только ознакомившись с рукописью книги «Учитель и ученик» М.В. Осокина я вдруг познал огромную силу, волю и Русскую Душу Дмитрия Пармёновича Зуихина. Из таких русских парней вырастали и Ермаки, и Пугачёвы, и Александры Невские, и Ломоносовы... Их не мало..., но и не много. А Русь одна».

В.В. Довгуша, закончив службу в должности заместителя начальника медслужбы Северного Флота, возглавил Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины, который возглавляет и поныне. В сложнейшей обстановке в период перестройки, демократизации и внедрения рыночной экономики 90-х годов институт под его руководством не только не растерял свой потенциал, но и значительно продвинулся вперёд, способствуя отечественной морской науке, науке об экологии.

Изучив опыт работы этих двух замечательных представителей военно-морской медицины, молодые врачи поймут, насколько важна их работа, их знания, их служба на флоте. Поймут, какие перспективы их ждут и как многого они могут добиться.

Я очень хорошо лично знаю обоих персонажей книги. Будучи начальником медицинской службы Северного флота (1978-1985 гг.), когда корабли флота несли боевую службу во всех районах Мирового океана, я работал в постоянном контакте с начальником медицинской службы 1 флотилии Зуихиным Д.П. и его заместителем Довгушей В.В., который после увольнения в запас Д.П. Зуихина был назначен начальником медицинской службы флотилии. Медицинская служба флотилии по подготовке и отработанности была лучшей не только на Северном флоте, но и в Военно-морском флоте. Врачи подводных лодок и береговых частей постоянно работали над повышением своих знаний. На флотилии систематически проводились научно-практические конференции с приглашением известных учёных, специальные учения по отработке различных медицинских формирований, публичные отчёты о выполнении задания на поход и др. Многие врачи защищали кандидатские диссертации, проходили аттестование по присвоению квалификационных категорий. Зуихин Д.П. и Довгуша В.В. заботились о прохождении службы врачами, особенно о становлении выпускников вузов, прибывших на флотилию. На флотилии была отработана чёткая система прохождения службы на подводных лодках, в береговых частях и медицинских учреждениях. Такой отеческой заботы руководителей медицинской службы о молодых врачах не было в других соединениях. Не ошибусь, если скажу, что те, кто служил в те годы на 1 флотилии закончили «Факультет подготовки

практического врача». Та служба для многих в дальнейшем стала «путёвкой в жизнь».

Книга исполнена в виде воспоминаний офи- цера-подводника, а затем начальника гарнизонной поликлиники, отличника здравоохранения, ныне полковника медицинской службы в отставке Осоки- на Марка Владимировича - человека близко знавшего Дмитрия Пармёновича и Виталия Васильевича, и длительное время (15 лет) прослужившего вместе с ними. С В.В. Довгушей он и сейчас поддерживает добрые дружеские отношения, как и положено врачам морякам-североморцам.

Книга адресуется, в первую очередь, молодым врачам, с целью показать особенность науки - морской медицины, пробудить к ней интерес и показать, каких высоких результатов в жизни и в служебной деятельности можно добиться, активно служа на Военно-морском флоте,какие колоссальные возможности и перспективы сулит эта служба тем, кто серьёзно займётся её проблемами.

Автор благодарит врачей-подводников, сослуживцев, сотрудников Д.П. Зуихина, В.В. Довгуши, полковника медицинской службы в отставке Соколовского А.М. («однокашника» Д.П. Зуихина, автора книги «Мы - курсанты 41г.»), полковника медицинской службы Мазюка Игоря Аркадьевича (бывшего флагманского врача дивизии атомных подводных лодок). При подготовке книги использованы воспоминания бывшего начальника управления кадров медслужбы ВМФ полковника медицинской службы в отставке Алфёрова Николая Николаевича, бывшего начальника медицинской службы Северного флота генерал-майора медицинкой службы Строганова Валентина Михайловича, полковника медицинской службы в отставке Катонина Владимира Александровича - хирурга, кандидата медицинских наук, бывшего члена НТС при Начальнике тыла-замести- теле Министра обороны СССР, автора книги «Хочу быть хирургом» и ряда других офицеров - кстати, «птенцов гнезда Зуихина».

В книге также использованы материалы вра- чей-сослуживцев В.В. Довгуши по Научно-исследовательскому институту промышленной и морской медицины.

Думаю, что это полезная книга. Она о Врачах, Офицерах-моряках, Учёных, людей долга и чести!

К сожалению, книг о военно-морских врачах написано мало, несмотря на то, что военно-морских врачей-писателей достаточно, которые могли бы создать хорошее произведение, где главный герой военно-морской врач.

Начальник медицинской службы СФ в период 1978-1985 гг.

генерал-майор медицинской службы

Жеглов В.В.


c:\users\curiou~1\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg




Начальник медицинской службы 1 флотилии атомных подводных лодок Северного флота доктор медицинских наук, полковник медицинской службы Зуихин Дмитрий Пармёнович

(руководил медслужбой 1 флотилии с 1961 г. по 1980 г.)

Ни у одного человека, прошедшего трудные дороги военной службы, не возникает сомнения в том, что успехи и неудачи целых воинских коллективов во многом зависят от личных качеств и профессионализма командиров, начальников. От их работы, от личного примера зависит моральный «климат» в воинском коллективе, боевой дух военнослужащих, их готовность самоотверженно и до конца выполнить свой воинский долг.

За свою историю наша Военно-медицинская академия дала стране и всему миру много славных имён с глубокой благодарностью памятных человечеству. Это были замечательные организаторы здравоохранения, учителя и наставники медицинских кадров, прекрасные учёные и выдающиеся врачи. Многие из них участвовали в создании лучшей в мире системы советского медицинского обеспечения военнослужащих, многие отдали свои жизни, спасая раненых и больных, совершая крупнейшие медицинские открытия по борьбе с особо опасными инфекциями.

С развитием науки и техники роль военных врачей неизмеримо возрастает. Особенно ответственна эта работа на подводных лодках, в отдалённых гарнизонах, где врач часто оказывается в условиях, когда не у кого спросить совета, попросить помощи, а все решения и всю ответственность приходится брать лично на себя.

В самом деле, ни один корабль не выйдет в море без врача, ни одно учение не будет проводиться без медицинского обеспечения. Погрузки, выгрузки боезапаса, продуктов, игра в футбол с командой соседней лодки не обойдётся без врача. И это следует подчеркнуть ещё раз, врач - один; он может рассчитывать только на помощь своего санитарного инструктора или боевого санитара (которых сам же и должен подготовить!). Даже, не дай Бог, что-то случится в море с командиром, у него имеется старший помощник, другие офицеры, обязанные его заменить. Врача не заменит никто!

Морская романтика и большое желание помогать людям давно увлекали семнадцатилетнего паренька из Тульской области Дмитрия Зуихина.

Известно, что в тридцатые годы прошлого века наша страна успешно выполняла задачу по созданию современного крупного Военно-морского флота. Строились надводные боевые корабли, подводные лодки, строилась и совершенствовалась морская авиация. Активно готовились кадры, в том числе и флотские врачи.

  1. октября 1938 года нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов подписал приказ об организации военно-морского факультета при 1 Ленинградском медицинском институте им. акад. И.П. Павлова. Однако, факультет не мог полностью выполнить задачу по обеспечению растущего Военно-морского флота необходимым количеством врачей. После окончания войны с Финляндией, обобщения её опыта и уроков, в 1940 году военный совет Военно-морского флота принял решение об организации Военно-морской медицинской академии, где обучение будущих врачей проводилось бы с учётом военно-морской специфики. И эта Академия была создана на базе III Ленинградского медицинского института на территории Обуховской больницы и военно-морского факультета 1 Ленинградского медицинского института им. акад. И.П. Павлова. «Старожилы» вспоминают, что коллектив Обуховской больницы с большой готовностью принял на себя новые обязанности - готовить врачей для Военно-морского флота страны. Больница эта была одной из старейших в городе и имела славные традиции и историю. Вначале здесь располагалась общая больница, психиатрическая лечебница («сумасшедший дом», знакомый нам по произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама» - именно здесь лечился главный герой - Германн). На территории больницы находилась знаменитая прозекторская, где великий хирург и учёный Н.И. Пирогов создавал свой атлас распилов замороженных трупов, который сыграл колоссальную роль в мировой науке - топографической анатомии.

Именно здесь работали прославленные профессора Греков, Нечаев, Пирогов и многие другие передовые представители русской медицинской науки.

А в день Кровавого воскресенья 9 января 1905 года врачи Обуховской больницы первыми пришли на помощь раненым.

Что же касается III Ленинградского медицинского института, то он был ведущим медицинским ВУЗом страны.

Вот на какой замечательной базе была создана Военно-морская медицинская академия. Начальником

Академии был назначен бригврач Алексей Иванович Иванов.

Приказом Наркома ВМФ от 12 июля 1940 года было введено ношение бескозырок курсантами первых трёх курсов ВММА. На ленточках бескозырок определена надпись: «Военн. морск. медиц. академия». После третьего курса обучения успешно сдавшим экзамены курсантам присваивалось воинское звание военфельдшера, а на четвёртом курсе они обучались уже в качестве слушателей. Начальник курса обладал дисциплинарными правами командира полка. Каждый курс делился на роты, рота делилась на взводы.

В Академии были созданы специальные кафедры с учётом предстоящей выпускникам службы: военно-морской гигиены, военно-морской хирургии, военно-морского дела. В академии работали известнейшие учёные с мировым именем: дивврач К.М. Быков - ученик И.П. Павлова, главный хирург ВМФ дивврач И.И. Джанелидзе - известный кардиохирург, профессор-невропатолог бригврач А.В. Триумфов, профессор-анатом Долго-Сабуров Б.А., профессор Иоффе И.С., профессор-фармаколог Лазарев Н.В., начальник кафедры детских болезней - бригврач, профессор Н.И. Красногорский и многие другие.

Осенью 1940 года состоялся первый набор в Военно-морскую медицинскую академию. Этот курс дал много замечательных врачей и учёных. Среди них был и известный поэт Семён Ботвинник.

До сих пор остаётся удивляться, как на территории Обуховской больницы, маленьком «пятачке», была развёрнута мощная лечебная, учебная, научноисследовательская организация.

С началом Великой Отечественной войны

  1. июня 1941 года на выпускном курсе прервали государственные экзамены, и 222 врача получили назначение на действующие флоты и флотилии.

В августе 1941 года был проведён второй выпуск врачей без сдачи государственных экзаменов. Молодые специалисты так же были направлены на фронт.

На период блокады Ленинграда академия была эвакуирована в город Киров.

В 1943 году, работая в г. Кирове, академия претерпела реорганизацию. Название Военно-морской медицинской академии было сохранено, но в ней были сформированы следующие организационно-штатные структуры: Высшее военно-морское медицинское училище со сроком обучения в 5,5 лет; Высшие курсы усовершенствования военно-морских врачей со сроком обучения полгода и год; факультеты: руководящего состава, лечебный и санитарно-профилактический - каждый с трёхлетним циклом обучения.

В 1947 году совершилась очередная реорганизация: Высшее военно-морское медицинское училище (ВВМУ) ликвидировали, вместо него организовали факультет подготовки военно-морских врачей Военно-Морской Медицинской Академии. Академия выпускала врачей в звании старших лейтенантов медицинской службы. Однако и на этом реорганизации не закончились - в 1956 году Военно-морскую медицинскую академию расформировали и на её основе создали факультет подгот
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учитель и ученик iconВозрастные группы
Конкурсная программа для номинаций «Солисты» и «Учитель-ученик» состоит из двух разнохарактерных произведений. Для номинации «Ансамбли...

Учитель и ученик iconПоложение о конкурсе «Ученик года-2012» в мобу «сош№51»
Участники: любой ученик 2-11 класса мобу «сош№51»,имеющий интеллектуальные и творческие достижения (на уровне школы,округа, города,области,региона,России),подтвержденные...

Учитель и ученик iconКультура речи
Автор: И. В. Миляева, учитель русского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ

Учитель и ученик iconКонкурс «Учитель года -2011» 1 этап конкурса «Учитель года Чувашии-2011»
Районный конкурс «Учитель года 2011» (далее Конкурс) проводится отделом образования, молодежной политики и культуры администрации...

Учитель и ученик iconВ 2017 году система оценки знаний выпускников не претерпит никаких...
За каждое выполненное задание, ученик получает определенное количество баллов, которые объединяются в единую сумму. Благодаря специально...

Учитель и ученик iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы

Учитель и ученик iconО городском конкурсе "Учитель года -2015" Общие положения
Конкурс в рамках всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». Конкурс проводится в соответствии с Положением о Всероссийском...

Учитель и ученик iconМетодические рекомендации для педагогов
Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, должен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством...

Учитель и ученик iconМетодические рекомендации для педагогов
Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, дол­жен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством...

Учитель и ученик iconМетодические рекомендации для педагогов
Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, дол­жен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск