Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения


Скачать 189.19 Kb.
НазваниеРекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения
ТипДокументы
Рекомендации ГКУ НСО «УКСис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области

  1. Общие положения

Планирование закупок является базовым и одним из самых важных элементов закупочного цикла, от качества которого зависит весь процесс закупок и в значительной мере его результат.

Пренебрежительное отношение к планированию закупок со стороны руководства и контрактных управляющих заказчиков, низкое качество планирования и допущенные на этой стадии ошибки порождают большинство проблем в дальнейшем закупочном процессе.

Стратегическими целями планирования закупок, заложенными Законом о контрактной системе, являются:

- повышение роли и качества планирования закупок на основе профессионализма и ответственности за результат и эффективность закупок;

- внедрение среднесрочного планирования – так помимо плана-графика, составляемого на один год (следующий или текущий), необходимо будет формировать план закупок, составляемый на срок действия закона о бюджете (на 3 года);

- ориентация на объединение процессов планирования закупок с процессом планирования бюджета, или, иными словами, кардинальная замена сложившейся практики осуществления планирования с «доведенные средства обуславливают потребность» на «потребность обуславливает доведенные средства».

Основные задачи планирования закупок заключаются в:

- минимизации рисков осуществления закупок некачественной продукции, в том числе в связи с формированием требований к закупаемой продукции «в последний момент» (например, в конце финансового года, когда на детальную проработку описания объекта закупки не остается времени);

- повышении эффективности бюджетных расходов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг;

- предотвращении возможных негативных последствий и уменьшении вреда, причиняемого заказчикам недобросовестными действиями поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- обеспечении широкого участия в закупках на условиях добросовестной конкуренции;

- предотвращении коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок;

- исключении случаев необоснованных закупок, в том числе случаев, при которых закупается продукция с излишними потребительскими свойствами, реальная потребность в которых у заказчика отсутствует;

- предоставлении заинтересованным лицам (участникам) информации о планируемой к приобретению заказчиком продукции, на основе которой можно заранее спрогнозировать объем возможных продаж.

Все данные задачи связаны с целями и принципами Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а именно – повышением эффективности и результативности закупок, обеспечением гласности и прозрачности закупок, предотвращением коррупции и других злоупотреблений.

В целях эффективного и качественного планирования закупок заказчику необходимо:

      1. Определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе (44-ФЗ);

      2. Установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

      3. Провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчика;

      4. Сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе (44-ФЗ);

      5. Проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

- правовых актов, которыми устанавливаются запреты, ограничения и преференции;

- правовых актов о нормировании в сфере закупок;

      1. Осуществить соответствующим методом расчет НМЦК и выбрать способ определения поставщика (подрядчика и исполнителя).

      2. Сформировать план закупок, утвердить и вести его в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг"

      3. Сформировать план-график, утвердить и вести его в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг".

  1. Определение потребностей

Цель: научиться определять потребности в закупках продукции для государственных нужд, исходя из мероприятий государственных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности заказчиков.

Для чего необходимы навыки: заказчик должен самостоятельно определить нужды и потребности, обосновать предмет и объемы товаров, работ, услуг на определенный период и оправданно запросить финансирование этих закупок.

В каких случаях необходимы навыки: при организации подготовительной работы к этапу формирования бюджета и планирования закупок.

Результат: качество и своевременность выполняемых заказчиком функций и оказываемых услуг.

Возможные негативные последствия: качество определения потребностей напрямую отражается на качестве планирования заказчика, времени, затраченного на составление плана-графика закупок, и в итоге на конечном результате – качестве выполняемой заказчиком бюджетной функции, оказании услуг.

Технология: Потребности в закупках отражают сводные объемы товаров, работ, услуг в натуральном и стоимостном выражении, обоснованно запрашиваемые заказчиками, для выполнения той или иной бюджетной функции или услуги.

При формировании потребностей для заполнения натуральных и стоимостных показателей закупок продукции можно использовать данные:

  • финансово-бухгалтерской отчетности в части финансирования закупок продукции (товаров, работ, услуг) за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Для бюджетных учреждений – независимо от источников финансового обеспечения;

  • федерального государственного статистического наблюдения (по форме № 1-торги «Сведения о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до 2014 года и № 1-контракт "Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 2014 года);

  • соответствующего реестра государственных контрактов;

  • реестра закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.

На фоне отсутствия официальных методик и регламентов, практическое решение задач формирования своих потребностей заказчиками видится проблемным. Потребности в закупках продукции для государственных нужд различаются по функциональному назначению, по уровню централизации, по периодичности возникновения, по объему затрат, по продолжительности потребления и т.д. Принципиально важным становится выделить первоочередные предметы закупки.

Для решения проблемы Институтом макроэкономических исследований Минэкономразвития России предлагается использовать правило, которое заключается в следующем: 20% закупаемой номенклатуры являются наиболее ценными и задают 80% расходов (АВС-анализ).
Применение АВС-анализа для разработки прогноза объемов продукции, закупаемой заказчиком (Институт макроэкономических исследований МЭР РФ)


Группы предметов закупок для заказчика по степени ценности

Характеристика группы

группа А

Наиболее ценные предметы размещения заказов, на долю которых приходится 70-80% общей стоимости всех заключенных контрактов, при этом они составляют около 15-20% общего числа всей номенклатуры

группа В

Средняя по стоимости продукция, на которую приходится 10-15% общей стоимости и составляющая 30% номенклатуры

группа С

Самые дешевые, с общей стоимостью порядка
5-10 % общей стоимости, но самые массовые предметы контрактов, составляющие 50% общей потребности

группа А – предмет особого внимания руководства заказчика при планировании, а затем контроля при проведении процедуры закупки и учета при потреблении.

группа В – требует налаженного контроля за потребностью и расходованием.

группа С – периодическая проверка уровня использования.

Для АВС-анализа необходимы сведения о предмете закупки (номенклатура продукции), количественных характеристиках (объемы потребления) и качественных характеристиках (объемы расходов).

Пример применения АВС-анализа для разработки прогноза объемов продукции, закупаемой заказчиками


Группа по степени ценности (А,В,С)

Укрупненная группировка товаров, работ, услуг

Сумма по укрупненной группировке, руб.

Удельный вес, %

Наименование товаров, работ, услуг

Код продукции ОКДП

Ед. измер.

Цена за ед. руб.

Кол-во

Сумма, руб.

группа А
88%

Выполнение работ по капитальному и текущему ремонту

3 760 255

38

Выполнение работ по капитальному ремонту козырька и крыши тамбура входа в общежитие

4520101

РАБ МЕСТ

135 224

1

135 224

Выполнение работ по замене дверных блоков на алюминиевые

4540020

РАБ МЕСТ

434 668

1

434 668

Выполнение работ по замене оконных блоков из ПВХ в Г(О)ОУ НПО ПУ №29

4540020

РАБ МЕСТ

127 493

1

127 493

Выполнение работ по замене оконных и дверных блоков в Г(О)ОУ НПО ПУ №29

4540020

РАБ МЕСТ

480 927

1

480 927

Выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития

4540120

РАБ МЕСТ

1 700 037

1

1 700 037

Капитальный ремонт кровли актового зала в Г(О)ОУ НПО ПУ №29

4540120

РАБ МЕСТ

775 066

1

775 066

Выполнение работ по ремонту фасада здания Г(О)ОУ НПО ПУ №29

4540232

РАБ МЕСТ

106 840

1

106 840

Оконные блоки ПВХ

368 700

4

Оконный блок из ПВХ

2522130

ШТ

12 852

27

347 000

Оконный блок из ПВХ

2522130

ШТ

10 850

2

21 700

Проектно-сметная документация

95 000

1

Выполнение проектно-сметной документации на капитальный ремонт подвала, ремонт фасада здания, внутренней отделки помещений общежития и капитальный ремонт ограждения территории Г(О)ОУ НПО ПУ №29

7421010

УСЛЕД

95 000

1

95 000

Теплоэнергия

1 484 110

15

Теплоэнергия

4030204

ГИГАКАЛ

1 316

1 128

1 484 110

Электроэнергия

1 311 096

13,4

Электроэнергия

4010419

КВТ·Ч

5

239 930

1 311 096

Газ

250 232

3

Газ

4020101

М?

5

50 498

250 232

Услуги электрической связи

165 400

2

Услуги электрической связи

6420000

ШТ

19

8 508

165 400

Бензины, дизтопливо

1 176 786

12

Бензин 92

2320210

Л; ДМ?

27

9 100

247 247

Бензин 92

2320212

Л; ДМ?

26

13 315

339 932

Дизельное топливо

2320230

Л; ДМ?

25

15 901

391 642

Дизельное топливо

2320231

Л; ДМ?

23

8 500

197 965

Акцент руководитель заказчика должен сделать на предметах группы А, представляющую 88% расходов организации.

Пример применения АВС-анализа для разработки прогноза объемов продукции, закупаемой заказчиками (продолжение)

Группа по степени ценности (А,В,С)

Укрупненная группировка товаров, работ, услуг

Сумма по укрупненной группировке, руб.

Удельный вес, %

Наименование товаров, работ, услуг

Код продукции ОКДП

Ед. измер.

Цена за ед.руб.

Кол-во

Сумма, руб.

группа В
10%

Услуги столовых

567 560

6

Услуги столовых

 

5520107

ЕД

237 720

1

237 720

5520107

УСЛЕД

329 840

1

329 840

Услуги по обеспечению горячим питанием

415 912

4

Оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся Г(О)ОУ НПО ПУ № 29

5520100

УСЛЕД

215 040

1

215 040

Оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся филиала Г(О)ОУ НПО ПУ №29

5520100

УСЛЕД

141 120

1

141 120

Услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся филиала Г(О)ОУ НПО ПУ №29

5520100

УСЛЕД

59 752

1

59 752

группа С
2%

Услуги охраны

183 316

2

Услуги в области охраны общественного порядка и безопасности

7523000

УСЛЕД

57 000

1

57 000

Услуги охраны

7523090

УСЛЕД

56 316

1

56 316

Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие

7523090

УСЛЕД

70 000

1

70 000

Ноутбук

27 657

0,3

Ноутбук

3020200

ШТ

13 828

2

27 657

При формировании потребностей в закупках рассчитываются объемы и суммы закупок, исходя из обоснованной платежеспособной потребности в товарах, работах и услугах с применением следующих методов обоснования финансирования закупаемой продукции:

  • нормативный, при котором объем закупок определяется, исходя из удельных нормативов потребления и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти, учреждений;

  • метод индексации расходов, при котором объем закупок определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);

  • плановый, при котором объем закупок определяется на основе ранее утвержденного плана или графиков исполнения заключенных долгосрочных контрактов;

  • формульный, при котором объем закупок определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;

  • иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.

Заказчик самостоятельно определяет метод обоснования.

  1. Составление документов планирования закупок

На основе сформированных потребностей в закупках заказчик формирует план закупок на трехлетний период и план-график на очередной финансовый год.

Цели:

1) Эффективное, равномерное и своевременное расходование бюджетных средств, а также полное и своевременное удовлетворение нужд заказчиков.

2) Оптимальное распределение нагрузки на закупочные подразделения заказчиков, а также на иные структурные подразделения, связанные с освоением бюджетных и внебюджетных средств.

3) Обеспечение соблюдения норм Закона о контрактной системе (44-ФЗ) в части обязанностей заказчиков по размещению заказов у СМП и СОНО, закупок методами запроса котировок (не более 10% от СГОЗ контрактами не более 500 тыс. руб.) и у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (не более 5 % от СГОЗ или не более 2 млн. руб. контрактами не более 100 тыс. руб.).

В результате использования: заказчики могут не только упростить и системно выстроить работу внутри организации, но и достичь принципов эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Возможные негативные последствия некачественного планирования закупок: несвоевременное и неэффективное расходование бюджетных средств, повышенная нагрузка на второе полугодие, риски неиспользования бюджетных средств.

Технология планирования: Этапами планирования закупок в общем случае являются:

I. Анализ и обобщение собранной информации о потребностях, ее классификация по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (кварталам), в которых должны быть произведены закупки.

II. Расчет СГОЗ, определение стратегии закупок, выбор оптимальных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с учетом ранее проведенного анализа; определение объема закупок у СМП и СОНО и т.д.

III. Мониторинг хода закупки и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств.

При планировании закупок также необходимо учитывать следующие дополнительные факторы:

1) В процессе формирования планов-графиков заказчиками, как правило, не учитываются возможные риски несостоявшихся процедур, в результате чего у заказчиков не остается времени для повторного размещения заказов.

Основной причиной высокой доли несостоявшихся торгов является низкий уровень конкуренции, а наиболее существенная величина «упущенной выгоды» для бюджета приходится на несостоявшиеся торги с высокой начальной ценой контрактов.

2) Большинство заказчиков ошибочно отводят на подготовку и проведение закупки недостаточно времени, между тем существуют определенные регламентированные сроки на согласование, разработку документации, проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также дополнительные временные риски, примерный перечень которых приведен в таблице:



Наименование

Открытый конкурс

Двухэтапный конкурс

Конкурс с ограниченным участием

Электронный аукцион (до 3 млн. руб.)

Электронный аукцион (более 3 млн. руб.)

1

Разработка заказчиком описания объекта закупки и подготовка заявки

В среднем около 15 рабочих дней

2

Регламентированные 44-ФЗ сроки внесения изменений в план-график

10 дней

3

Согласование закупки с соответствующей рабочей группой (ГРБС, МРГ, МРГК) для закупок с НМЦК от 500 тыс. руб.

В среднем 7 - 10 рабочих дней

4

Общественное обсуждение

НМЦК от 0,5 до 1 млрд. руб.

26 дней (10 дней параллельно с пунктом 2)

5

НМЦК от 1 млрд. руб.

32 дня (10 дней параллельно с пунктом 2; 12 дней параллельно с пунктом 7)

6

Проверка заявки ГКУ НСО «УКСис», разработка документации, размещение на ООС (не считая времени, необходимого заказчику на доработку заявок на закупку)

15 рабочих дней

7

Сроки проведения конкурентных процедур по 44-ФЗ

25-43

33-63

30-43

15-20

23-28

8

Заключение контракта (минимальные сроки)

10 рабочих дней

9

Дополнительные факторы: использование рабочих дней вместо календарных, «длинные» выходные и праздничные (майские, новогодние и т.д.), изменение документации и обжалование закупок, выполнение предписаний и т.д.

Около 12-15 дней

ИТОГО без согласования в рабочих группах, общественных обсуждений

109

128

108

87

93

ИТОГО максимально

123

144

124

101

109

Таким образом плановые сроки осуществления закупки с момента ее инициации до момента заключения контракта рекомендуется устанавливать не менее 100 дней, а для крупных закупок – не менее 120 дней.

Итоговые рекомендации при планировании закупок:

1. В целях минимизации рисков и ошибок, более равномерного осуществления закупок в течении года, ритмичного исполнения областного бюджета планировать осуществление большинства закупок на первое полугодие. Максимально (где это возможно и не ограничивает количество участников закупок) сократить дробление (декомпозицию) единой закупки на несколько мелких, используя при этом в контрактах гибкие условия поставки товара (например, в течение года по заявкам или согласно графику поставки и т.д.);

2. В целях недопущения случаев приобретения товаров, работ, услуг по завышенным ценам, а также с учетом роста курсов валют осуществлять систематический мониторинг цен на закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (в т.ч. идентичные планируемым к закупкам) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков закупок;

3. В целях сокращения временных, трудовых и финансовых затрат при проведении закупочных процедур не перегружать такой способ, как электронный аукцион, закупками на мелкие суммы (50 тыс. рублей и менее);

4. В целях снижения издержек на проведение закупочных процедур, привлечения к торгам крупных оптовых поставщиков и производителей, участие которых может обеспечить значительное снижение цены закупаемой продукции, рассмотреть вопрос и инициировать организацию Уполномоченным учреждением (ГКУ НСО «УКСис») совместных конкурсов и аукционов при наличии у заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах;

5. В целях недопущения необоснованного ограничения применения конкурентных способов осуществления закупок, обращать внимание на обоснованность и целесообразность использования в конкретных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не злоупотреблять данным способом закупки;

6. Выбирая в качестве способа размещения заказа закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более тщательно подходить к формированию описания объекта закупки, включая в ее объем как можно большее количество не дорогостоящих одноименных товаров, в целях исключения необходимости закупки данных товаров конкурентными способами;

7. В целях объективного описания в закупочной документации объекта закупки устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить нужды заказчика и определить соответствие закупаемой продукции его потребностям, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, имеющим избыточные потребительские свойства (в том числе предметов роскоши).

Похожие:

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconИнструкция для заказчиков по работе в государственной информационной...
Государственная информационная система в сфере закупок Новосибирской области (гисз нсо), далее – Система, автоматизирует процесс...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconНовосибирской области государственное казенное учреждение новосибирской...
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» приглашает...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconО внесении изменений в приказ мф и нп нсо от 31. 12. 2010 №
Нпа «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов государственных бюджетных учреждений Новосибирской области Министерством...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconО внесении изменений в приказ мф и нп нсо от 31. 12. 2010 №
Нпа «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов государственных бюджетных учреждений Новосибирской области Министерством...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconМаринкевич Надежда Владимировна, член Избирательной комиссии Новосибирской...
О практике проведения досрочного голосования на досрочных выборах Губернатора Новосибирской области 14 сентября 2014 года

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconОбщие положения
Новосибирской области предоставления государственной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в собственности Новосибирской...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconУправление по контролю и регулированию контрактной системы в сфере закупок липецкой области
Липецкой области (далее – управление по контролю) в целях соблюдения заказчиками Липецкой области норм действующего законодательства...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconМетодические рекомендации по планированию закупок товаров, работ...
В целях эффективного и качественного планирования закупок заказчику предварительно необходимо

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconПравительства Новосибирской области
Правительства Новосибирской области от 04. 02. 2014 №13-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области», в целях эффективного...

Рекомендации гку нсо «уксис» по планированию закупок заказчиками Новосибирской области Общие положения iconМетодические рекомендации по ведению претензионной и исковой работы...
Российской Федерации, в целях приведения к единообразию претензионной и исковой работы между государственными (муниципальными) заказчиками...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск