|
|
| Название:
| «Я и моя Родина»
|
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
(Поставив свою фамилию в указанный пробел, Вы тем самым подтверждаете соблюдение Вами авторских прав)
|
Я, Лунгу Ольга Анатольевна, подтверждаю, что - все цитирования, приведенные в работе имеют ссылки на библиографические источники; - иллюстрации, фото-, видео- и графические материалы содержат указание первоисточника; - материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники - являются авторскими; - фотографии и авторские работы моих учеников размещены с письменного согласия их родителей.
|
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта
| Лунгу Ольга Анатольевна
| Место работы, должность
| МОУ № 5 «Гимназия» г. Мегиона ХМАО – Югры, учитель начальных классов
| ФИ учащихся
| Обучающиеся 1 В класса (проект коллективный)
| Место учебы, класс
| МОУ № 5 «Гимназия» г. Мегиона ХМАО – Югры, первый класс
| Предметный раздел
| Литературное чтение
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, ИКТ
| Уровень владения учениками проектной технологией
| начальный (ученики выполняли подобную работу первый раз)
| Тема проекта
| Я и моя Родина
| Вид проекта
(Указать вид проекта, оставив необходимое из предложенного списка, либо вписать свое, если Вы используете другую классификацию)
| творческий проект;
по комплексности: межпредметный (выполнялся во внеурочное время);
по характеру контактов: внутриклассный;
по продолжительности: долгосрочный.
|
|
|
|
|
| Цель проекта
| Создание классной книги «Я и моя Родина».
| Задачи
| (обучающихся)
1 подобрать и изучить материалы по теме «Родина»;
2 обобщить полученные знания;
3 отобрать материал для книги, оформить классную книгу. Педагогическая цель и задачи:
развитие умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности.
Задачи: - развивать интерес к познавательной деятельности;
- расширять детский кругозор;
- формировать ключевые компетентности;
- воспитывать чувство гордости за нашу страну.
| Этапы работы (перечень из содержания)
| Этап 1. Погружение в проект.
Этап 2. Планирование деятельности.
Этап 3. Реализация плана.
Этап 4. Оформление проектной работы.
Этап 5. Презентация результатов.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Рефлексия.
| Реальность реализации и практическая ценность проекта
| Проект занесён в «Банк проектных работ» обучающихся гимназии,
продукт проекта: классная книга, которая находится в методическом кабинете для использования всех желающих (обучающихся и учителей).
|
Краткое описание выполненного проекта
(2-4 предложения)
|
Каждый гражданин своей Родины должен знать о ней самые основные сведения, поэтому было решено собрать необходимый материал, чтобы использовать его для уроков литературного чтения, окружающего мира, в подготовке к внеклассным занятиям, посвящённым нашей Родине и создать классную книгу «Я и моя Родина».
| Презентация проекта
| На ученической конференции проектно- исследовательских работ младших школьников гимназии, Диплом II степени, победители в различных номинациях.
| Партнерство
| При реализации проекта осуществлялось привлечение родителей, обучающихся 5 Г класса МОУ № 5 «Гимназия», библиотекаря гимназии.
|
|
| Особенности реализации проекта
|
|
| Постановка задачи ученикам
(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)
| Классный час (30 минут) – беседа, раскрывающая специфику, сущность и значение проектно- исследовательских работ в учебной жизни. Диагностирование по выявлению склонностей обучающихся, их интересов. Была представлена презентация «Юный исследователь», проектно- исследовательские работы бывших обучающихся – теперь пятиклассников, которые и проводили этот классный час вместе с учителем.
| Ход выполнения проекта (Последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности.
Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками).
| Этапы и сроки
| Цель и задачи
| Деятельность на данном этапе
| Результат
| Этап 1. Погружение в проект
(3 неделя сентября).
| Цель этапа - подготовка обучающихся к работе над проектом. Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для работы.
| На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своего проекта. Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта, определяют свои потребности, распределяются по группам (если это необходимо).
| Классный час (30 минут) – беседа о Родине, «мозговая атака», заполнение таблицы «ЗХУ» - выход на проблему – недостаточность знаний, как можно решить проблему - выбор темы проектной работы «Я и моя Родина»; определение цели и задач проекта, создание групп обучающихся для работы над проектом.
Маршрутный лист проекта.
| Этап 2. Планирование деятельности (4 неделя сентября, 1- 4 недели октября).
| Цель этапа - пооперационная разработка модели книги с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).
| Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.). При планировании не следует забывать и об иллюстрациях. рисунок – элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в книге должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план. Распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информации. Возможно, что оптимальнее будет распределить роли учащихся в зависимости от редакционных обязанностей. В начальных классах главным редактором должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится.
| Работа в группах –
1) группа: посещение библиотеки, лекция библиотекаря «Как устроена книга», интервью в библиотеке;
2) группа: определение разделов книги:
1. Введение. Зачем книги нужны?
2. Как я понимаю слово Родина.
3. Наша Родина.
4. Край, в котором мы живём.
5. Наш город.
6. Гимназия.
7. Мы все такие разные…
8. Заключение.
3) группа: подборка иллюстраций из разных источников информации.
Классный час «Теперь я – первоклассник» - на этом классном часе дети узнали, что такое Конвенция, права детей. Подготовка к классному часу включала в себя: разновозрастное занятие 5 Г – 1 В, дети читали и изучали предлагаемые материалы с родителями, на занятиях в группе продлённого дня с воспитателем. Пятиклассники провели игру- викторину о Родине, о крае, городе.
Работа над книгой, раз в неделю отчёт старшего группы, обсуждение, корректировка.
Работа в группах и индивидуально (над разделами дети работали по желанию, группы сменились – выбрали разделы по интересам), консультация на родительском собрании – поиск информации в Интернете.
| Этап 3. Реализация плана (ноябрь, декабрь).
| Цель - поиск материала для классной книги. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
| На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал. Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
| Работа в группах:
утверждение иллюстраций на редакционном совете (5 Г класс),
работа с источниками информации,
изучение материалов, что такое конвенция, права детей, Конституция. Итог -
классный час, внеклассное мероприятие «Урок гражданина», дополнительные занятия, конкурс рисунков «Я и моя Родина», конкурс чтецов «Родина моя», разновозрастное занятие: 1 В класс – 5 Г класс «Мы живём в России».
Обсуждение проделанной работы, корректировка, дальнейшие действия, согласно «Маршрутному листу проекта»
| Этап 4. Оформление проектной работы (январь).
| Цель – оформление классной книги. Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков; интеграция полученных знаний, умений, навыков.
| оформительская
| Коллективное творчество – сочинение синквейнов – уроки литературного чтения.
| Этап 5. Презентация результатов (февраль).
| Цель - демонстрация классной книги на ученической конференции проектно- исследовательских работ младших школьников МОУ № 5 «Гимназия».
| Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио проекта; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет. Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.
| Участие в ученической конференции проектно- исследовательских работ младших школьников МОУ № 5 №Гимназия»
| Этап 6.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности (1 неделя марта).
| Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
| Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс. Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа.
| Классный час – рефлексия, заполнение оценочного листа -коллективная работа
|
(идея взята с http://www.nachalka.com/taxonomy/term/137- Nachalka.com )
|
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом
|
Методы:
- Анализ литературы.
- Конструирование.
- Рефлексивный анализ деятельности.
- Приёмы умственной деятельности: анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного, доказательства.
Приёмы работы:
- консультации, изучение различных источников, работа с документами, иллюстрациями, подбор текстов, стихов, выполнение рисунков.
| Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения
| На подготовительном этапе: формулировка задач для выполнения работы над проектом.
На этапе исследования источников информации: отбор самого значительного из множества сведений, отбрасывая второстепенное.
На этапе оформления: краткое изложение своими словами мыслей авторов.
Данные затруднения преодолевались с помощью пятиклассников, родителей, проведения обучающих занятий, памяток для работы
| для учеников (задание, др. раздаточный материал)
|
| Требуемое оборудование для проведения проекта (в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
| Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, компьютер, проектор, экран, принтер, сканер, фотоаппарат.
| Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
| Критерии оценки работы:
1 Актуальность выбранной темы, цель и задачи работы над проектом.
2 Полнота и глубина изучения и изложения материала.
3 Творческий подход к работе.
4 Самостоятельность при выполнении.
5 Работа с источниками информации.
6 Значимость проекта.
7 Логика.
8 Защита проектной работы.
9 Умение отвечать на вопросы при защите проекта.
10 Качество оформления материала.
|
| Примеры работ
| Пример(ы) ученических работ
|
|
| Рефлексия по итогам работы
| Отклики учеников
| «…работать над проектом понравилось, но было трудно искать информацию» (Семён С. )
«Мне очень понравилось сочинять синквейны» (Лена Ш.)
«Я люблю рисовать, поэтому с удовольствием рисовал рисунок на тему «Я и моя Родина» (Денис Т.)
| Перспективы развитие проекта
| После защиты работы на конференции решили не останавливаться на достигнутом, а дополнять свою книгу новыми, интересными , нужными страницами.
|
| Мнение учителя (руководителя проекта)
| На что следует обратить внимание при проведении проекта
| - Возрастные особенности детей:
(в первом классе трудно выполнять долгосрочный проект – теряется интерес к деятельности, дети не владеют ПО, руководителю проекта приходится брать оформление на себя, не могут работать с источниками информации в полной мере, в первом классе надо проводить подготовительную работу к проектно- исследовательской деятельности, используя только элементы и различные методические упражнения, развивающие проектное мышление обучающихся, формировать навыки учебного сотрудничества)
1) оказание помощи при работе с литературой, оформлении работы;
2) необходимость поддержания интереса к деятельности;
3) дозирование информации.
- Обучающий характер работы над проектом:
целенаправленная работа над формированием ключевых компетенций;
проведение консультаций.
|
|
|
|
| (Убедительная просьба, заполненный шаблон, защитить, применив меню вставки «Сервис» и выбрав пункт «Защита документа» для избежания возможных внутренних правок посторонними лицами)
При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-
Дону, 2005, С.241.
|