Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана


Скачать 187.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана
ТипМетодические рекомендации
Приложение 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от 21.03 2014№ 01/08-69
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛАНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1 Настоящий документ устанавливает основные требования к разработке и оформлению календарно-тематического плана преподавателей теоретических дисциплин ГБОУ ДОД ДМШ № 1.

1.2 Рекомендации разработаны в целях обеспечения единства в подходах к разработке календарно – тематического плана по предметам теоретических дисциплин, единства к его оформлению.

1.3 Документ обязателен к применению для всех педагогических работников, преподающих теоретические дисциплины.

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.1. Календарно-тематический план (КТП) – это основной документ организации учебного процесса, обеспечивающий методически правильное планирование выполнения учебной программы по преподаваемой дисциплине.

2.2. Календарно-тематические планы составляются преподавателями на учебный год, согласно утвержденной тарификационной нагрузке.

2.3. КТП рассматриваются на заседании отделения теоретических дисциплин и утверждаются директором школы.

2.4. Календарно-тематический план отражает:

  • последовательность изучения учебной дисциплины;

  • распределение учебного времени по разделам и темам учебной дисциплины;

  • тип урока;

  • основные дидактические средства;

  • задания для самостоятельной работы;

  • календарные сроки изучения.

2.5. Общее руководство календарно-тематическим планированием осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и методист школы.

2.6. Календарно-тематические планы ежегодно корректируются с учетом федеральных государственных требований, изменений в учебном плане и др.

2.7. Преподаватели учебных дисциплин несут ответственность за своевременное и правильное составление календарно-тематических планов.

3. Структура и оформление календарно – тематического планирования
3.1.КТП включает в себя следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- календарно – тематические планы по классам.

Разработанность структуры КТП является критерием уровня профессионализма педагога.

3.2. На титульном листе календарно-тематического плана указываются:

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф согласования директора школы в правом верхнем углу;

- в центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по учебным предметам __________ преподавателя теоретических дисциплин ___________________ на ________ учебный год;

3.3.Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

- программа (её полное название, автор, издательство, год);

- учебник (название, автор, издательство, год);

- тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год);

- методические рекомендации (название, автор, издательство, год).

3.4.Календарно-тематические планы по классам включают в себя:

  • номер занятий;

  • наименование разделов, тем, занятий;

  • основные понятия;

  • вид занятий (тип урока);

  • количество часов;

  • межпредметные связи;

  • задания для самостоятельной работы;

  • дидактическое обеспечение занятий;

  • календарные сроки изучения.

3.5.Номер занятий ставится в соответствии с программой и определяется исходя из количества учебного времени, отпущенного на изучение данной темы по рабочей программе и тарификационной нагрузки по данной дисциплине на данный учебный год.

3.6 В случае изменения количества учебного времени на изучение учебной дисциплины, учебное время в рамках одной темы может сокращаться (увеличиваться).

3.7.Наименование разделов и тем указывается в точном соответствии с рабочей программой.

3.8. В графе «Дидактическое обеспечение занятий» указываются основные наглядные, раздаточные и другие средства обучения, используемые при изучении определенной темы (раздела).

3.9. В графе «Задания для самостоятельной работы» указывается примерное домашнее задание необходимое для закрепления изучаемого раздела, темы.

3.10. В графе «Календарные сроки изучения» содержится информация о планируемых сроках изучения данной темы в течение учебного года (указывается дата и месяц).

4 ОФОРМЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

4.1 Календарно-тематический план оформляется в печатном виде. Шрифт Times New Roman, кегель 12 на листах А4 отдельно для каждого преподавателя с полным перечнем учебных дисциплин согласно тарификационной нагрузки на текущий учебный год.

4.2 Титульный лист календарно-тематического плана оформляется в установленной форме, которая представлена в Приложении 1.

4.3 Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы, форма которой представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Форма календарно-тематического плана

№ занятия


Дата

Наименование разделов, тем

Основные понятия

Тип урока

Кол-во часов

Межпредм. связи

Дидактическое обеспечение

Задание для самост.

работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9




























4.4 Утверждение календарно-тематического плана происходит в срок до 10 сентября текущего года.

4.5.Преподаватели не допускаются к ведению учебных дисциплин без утвержденных календарно-тематических планов.

«Утверждено»: НМС

Управления образования,

протокол № 1 от « 9 » ноября 2010г.

Председатель НМС___________С.А.Чумак


Требования к разработке

календарно – тематического планирования в школе I ступени
Рекомендации разработаны в целях обеспечения единства в подходах к разработке календарно – тематического плана по учебным предметам учителями начальных классов, единства к его оформлению, а также к разработке локального документа -«Положени(я) о календарно- тематическом планировании по учебным предметам в школе I ступени (образовательного учреждения)».

1. Общие положения

1.1. Календарно – тематический план- документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению содержания рабочей программы, разработанной учителем по учебному предмету и является:

  • индивидуальным документом педагога, который разрабатывается им для своей педагогической деятельности;

  • критерием уровня профессионализма учителя.

1.2.Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый

учебный предмет класса на основе:

        • рабочей программы по учебному предмету, разработанной учителем (Ф.И.О) и утвержденной директором ОУ (указать ФИО, дату;

        • федерального перечня учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.;

1.3. Календарно-тематический план разрабатывается в целях:

        • установления логикоструктурной связи основного содержания; взаимосвязи между темами годового курса и отдельными уроками;

        • формирования рациональной системы работы для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов изучения учебного предмета;

        • указания основных видов деятельности обучающихся и места основного деятельностного метода обучения на конкретном уроке;

        • установления последовательности тем рабочей программы, точное время на их изучение;

        • указания универсальных учебных действий (УУД) и формирования их на основе содержания учебного курса;

        • определения форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

1.4. Положение о календарно – тематическом планировании принимается на заседании методического совета школы I ступени.

1. 5. Календарно – тематический план согласовывается с заместителем директора школы по УВР ( или НМР, или директором школы I ступени).

1.6. Календарно – тематическое планирование сдается на контроль администрации до 15 сентября нового учебного года;
1.7. Проверку календарно – тематического контроля осуществляют заместитель директора по УВР (или по НМР, или директор школы I ступени).
1.8. По итогам проверки составляется справка с указанием недоработок, ошибок, рекомендаций, а также дата повторного контроля.
1.9. В течение учебного года, при необходимости (н-р, актированные дни), возможна корректировка календарно –тематического планирования учителем. Все изменения согласуются с заместителем директора по УВР ( или директором).
2. Структура календарно-тематического планирования

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Календарно – тематическое планирование
3.Порядок оформления титульного листа
3.1. На титульном листе (приложение 1) календарно-тематического плана указываются:

  • полное наименование образовательного учреждения;

  • гриф согласования заместителем директора школы ( или заместителем по методической работе, или, при условии отсутствия этих штатных единиц в тарифной сетке, директором школы) в правом верхнем углу;

  • в центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по учебному предмету», класс, учебный год;

  • Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тематического планирования с указанием должности, квалификационной категории.


4. Порядок оформления пояснительной записки
Пояснительная записка включает в себя сведения:

  • Документы, на основании которых составлено календарно-тематическое планирование (Рабочая программа ( н-р, Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», разработанному (Ф.И.О. учителя) утвержденному директором (название ОУ, дата утверждения), учебнику «Литературное чтение» (библиографические данные), находящемуся в федеральном перечне учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г);

  • о количестве учебных часов в соответствии с рабочей программой, с разбивкой на количество часов для прохождения практической и контрольной части;

  • материально – техническое оснащение ( в форме таблицы, см. рабочую программу.);

  • планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета (см. раб. программу).



5. Порядок оформления календарно-тематического плана

5.1. Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме на стандартных листах А4 в виде таблицы (приложение2);
5.1. Не допускается сокращений слов темы. Не допускается запись одинаковых тем урока более 2 уроков подряд. Обязательно записывать темы при указании форм контрольных уроков: диктант, контрольная работа, изложение, сочинение ,- и их виды ( н-р, выборочный диктант, контрольный диктант, творческий диктант, словарный диктант…)

5.2 № раздела, обозначенный арабской цифрой, название раздела программы и количество часов на раздел;

5.3. № урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов рабочей программы и учебного плана или отдельно для каждого раздела, н-р, для первого раздела :1.1,1.2… для второго раздела:2.1.,2.2…

5.4. Тема урока (уроков). Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, при этом допускается запись одинаковых тем не более 2 уроков подряд:

5.5. Планируемые результаты каждого раздела формулируется учителем в соответствии с планируемыми результатами, разработанными в рабочей программе, оформляются на строке «Название раздела», обозначаются первой заглавной буквой видов планируемых результатов: Л- личностные; М – метапредметные, П – предметные.

5.6. Характеристика деятельности обучающихся (УУД), которые формулируются в деятельностной форме (группировать, моделировать, оценивать… см. прил. №4);

5.8. Практическая часть, виды контроля планируются на основе «Положения о системе оценивания письменных работ учащихся по русскому языку, математике и окружающему миру в начальной школе и 5-х классах* общеобразовательных школ Приуральского района» (приложение3).

5.9. Дата проведения. При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется. При проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.

Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по фактическому проведению и по записи в классном журнале.
Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Харпская начальная общеобразовательная школа»
«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________ Ф.И.О.

«____»_________________ 2010г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2011 – 2012 уч. год
по (н-р, учебному предмету «Литературное чтение»_)__________________________

(указать предмет)

класс ______________________________________________________________________

Учитель ________________________________________________________________


Методические рекомендации

по составлению календарно – тематического планирования

по учебным предметам

Настоящие рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров по УВР, педагогических работников и содержат требования к оформлению календарно-тематического планирования (далее КТП).

Настоящие рекомендации предполагают разработку единой для образовательного учреждения формы планирования педагогической деятельности учителя на учебный год и направлены на реализацию:

- права учащихся на получение образования в соответствии с государственным стандартом ( п.4 ст.50 Закона РФ «Об образовании»);

- права учителей на свободу творчества (ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и ст.44 Конституции РФ);

- права руководителей учреждения на осуществление контроля за соблюдением законодательства (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).


  1. Рекомендации по назначению КТП

    1. КТП – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.




    1. КТП является обязательным документом учителя – предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности.




    1. КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы на основе программы по предмету.




    1. Задачами составления КТП являются:

- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.


    1. Для обеспечения единого подхода к составлению КТП в ОУ разрабатывается Положение о КТП.




    1. КТП рассматривается на методическом объединении учителей, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором ОУ не позднее 10 сентября текущего года.




    1. Степень разработанности КТП является критерием профессионализма учителя.




    1. При разработке КТП учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:

- прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

- разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

- выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

- точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

- определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

2. Требования к структуре и оформлению календарно – тематического планирования
2.1. КТП включает в себя следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- календарно – тематические планы по классам.
2.2. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- название документа (календарно-тематический план);

- название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане);

- класс;

- учебный год.

- Ф. И. О. учителя.

- название школы

- реквизиты рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования.
2.3. Пояснительная записка включает в себя:

- наименование программы с указанием автора, на основе которой составлено КТП, учебно-методическое оснащение учебного плана;

- количество часов: всего ______, в неделю ______;

- количество плановых контрольных уроков с указанием видов работ, количество лабораторных и практических работ, предусмотренных программой, количество уроков с использованием ИКТ, количество административных контрольных работ;

- корректировку тем, внесенных учителем в программу с указанием причин, по которым это сделано. (Отличие от содержания программы допускается не более чем на 10%).
2.3.1. В пояснительной записке должна быть отражена специфика работы в конкретном классе, особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и др.

2.3.2. Не рекомендуется переписывать пояснительную записку авторов программ.

2.3.3. Нельзя разбивать отдельные блоки тем. Необходимо сохранять целостность изложения материала.
2.4. Календарно- тематический план учителя должен содержать следующие разделы:


урока

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Контроль

Практическая часть (если есть)

Примечания (корректировка)






































В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и КТП, учитель по своему усмотрению в скобках может дать нумерацию и внутри каждого раздела.

В графе «Дата проведения урока» даты должны быть напечатаны (написаны) на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку.

В графе «Тема урока (раздела)» прописывается тема каждого урока, которая должна быть четкой, лаконичной, емкой, сформулированной в соответствии с программой.

Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
Тема, записанная в журнале, должна соответствовать теме планирования.

В КТП не должно быть таких тем, как подготовка к контрольной работе, работа над ошибками, подготовка к ЕГЭ и т.п.

В графе «Контроль» учитель прописывает виды и названия работ:

  • по русскому языку - контрольные и самостоятельные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;

  • по литературе - контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;

  • по математике - контрольные и самостоятельные работы, тесты;

  • по физике, химии, биологии – контрольные, практические и лабораторные работы, тесты;

  • по географии - контрольные и практические работы;

  • по истории и обществознанию - контрольные срезы знаний, тесты;

  • по черчению - контрольные и графические работы;

  • по иностранному языку - контрольные работы, тесты;

  • по ОБЖ - контрольные и практические работы, тесты;

  • по музыке, изобразительному искусству - практические работы и контрольные срезы знаний;

  • по физической культуре - нормативы физической подготовленности учащихся;

  • по информатике - контрольные срезы знаний, тесты.

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:

- используемая дополнительная литература или ЦОРы

- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся.

- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;

- используемые нетрадиционные формы уроков;

- необходимое оборудование на уроке и др.

Учитель имеет право по своему усмотрению включить в КТП графы, необходимые для работы: домашние задания, тип урока и др.

В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования. Коррективы вносятся в графу «Примечания».

Содержание плана учебного предмета должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.

Если в планировании есть колонки, они должны быть заполнены.
Каждый учитель выбирает форму КТП в зависимости от специфики учебного предмета или по собственному усмотрению, соблюдая при этом необходимые (общие) требования.

Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

1. Общие положения


1.1. Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.

1.2. Календарно-тематический план необходим:

  • при подготовке к занятиям необходимых наглядных пособий,

  • при планировании проведения лабораторных и практических работ, экскурсий и т. п.

  • для осуществления систематического контроля со стороны завуча и предметного МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников.

2. Оформление календарно-тематического плана


2.1. В графе 1 «№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые должны соответствовать занятиям, зафиксированным в классном журнале учебных занятий по соответствующей дисциплине.

2.2. В графе 2 «Наименование разделов и тем» последовательно планируется весь материал программы, распределенный по темам, а если тема велика — по узловым вопросам, рассчитанным на 2–6 часов;

2.3. В графе 3 «Количество часов на тему» определяется количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.

2.4. В графе 4 «Календарные сроки изучения тем» обозначаются расчетные сроки изучения разделов и тем.

2.5. Заполнение 3-й и 4-й граф производится после тщательного анализа программы, с учетом опыта, накопленного преподавателем.

В этих же графах следует предусмотреть и повторение учебного материала по темам и разделам, письменную проверку знаний учеников, контрольные работы.

2.6. В графе 5 указывается вид занятий: урок-лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, консультация, курсовое проектирование, экскурсия., конференция, диспут, деловая игра, решение производственных ситуаций и др. При установлении вида занятий «урок» обязательно планируется тип урока и проставляется в той же графе: урок изучения нового материала; урок комбинированный; урок повторения и обобщения знаний; урок проверки знаний, умений, навыков.

2.7. Графа 6 должна содержать обязательный минимум наглядных пособий, которые необходимо продемонстрировать на занятиях по данной теме. При непосредственной подготовке к занятиям преподаватель может корректировать и дополнять содержание 5–6 граф.

2.8. В графе 7 «Задания для самостоятельной работы учеников» по каждой теме определяется содержание и объем материала для самостоятельной работы учеников дома. Регламентация заданий на дом создает возможность обеспечивать рациональную загрузку учеников, сократить сроки.

2.9. Календарно-тематический план составляется на полугодие, рассматривается на заседании МО учителей предмета и утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором школы.

2.10. Все коррективы, которые необходимо внести в календарно-тематический план (в связи с учетом достижений науки и техники, изменений теоретических положений), должны быть обсуждены в предметном МО.

Например:



Наименование разделов и тем

Количество часов на тему

 Сроки   изучения тем

Тип урока,

вид занятий

Наглядность, ТСО и т.п.

Задания для самостоятельной работы учеников (домашнее задание)

1

Вводный урок

1

3.09

Комбинированный,

лекция с элементами беседы

 

Доска, карта

Учебник, с.3-5,

Выучить новые понятия

По предметам естественно-математического цикла включается графа проведения лабораторных, практических, контрольных и самостоятельных работ. Завучу отдельно сдаётся этот график работ.

Похожие:

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации по составлению плана работы и отчёта школьной библиотеки
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению...
Методические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению отчета о прохождении производственной практики по специальности...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации по формированию плана закупок на 2017 год...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации для студентов (слушателей) всех форм обучения...
Приговор: понятие, структура, порядок оформления [Текст]: методические рекомендации по составлению и оформлению приговора / Юго-Зап...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации по составлению технического паспорта многоквартирного...
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации по составлению Информационной карты муниципальных...
Республики Карелия и Плана первоочередных мероприятий по выполнению ремонта муниципальных базовых школ и ресурсных центров, с целью...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана icon«мичуринский государственный аграрный университет» методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей очного и заочного обучения, могут использоваться...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана icon«мичуринский государственный аграрный университет» методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей очного и заочного обучения, могут использоваться...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconМетодические рекомендации по составлению перспективного (годового)...
Департамента образования города Москвы от 08. 2003. Согласно этому документу, годовой (перспективный) план работы составляется в...

Методические рекомендации по составлению каландарно-тематического плана iconРекомендации по составлению бизнес-плана для начинающих предпринимателей...
Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск