Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области


НазваниеМосковской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области
страница1/7
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7





МИНИСТЕРСТВО образования Московской Области

Государственное Бюджетное Профессиональное

Образовательное Учреждение

Московской области

«Наро-Фоминский Политехнический техникум»

Круглый стол по теме: «Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО»
Сборник докладов 14 мая 2015 г.

г. Наро – Фоминск,

2015 г.

Круглый стол по теме:

«Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО»

Сборник докладов

14 мая 2015 г.

Темы докладов:

1. Косилина Н.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Нормативные требования к организации самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

2. Овчинникова А.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС.

3. Павлова В.Н.Организация внеаудиторной самостоятельной работы на основе дистанционных технологий.

4. Можарова М.П. Проектный метод - форма внеаудиторной самостоятельной работы.

5. Шишелова Э.П. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

6. Михайлова Л.У. Организация самостоятельной работы обучающихся по физике в условиях реализации ФГОС.

7. Романова А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся по английскому языку.

8. Дехтевич О.И. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по истории.

Косилина Н.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Нормативные требования к организации самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится сопоставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения обучающимися ОК и ПК, позволяющих сформировать у обучающегося способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

 мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

 повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

 способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

 создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов. Есть два вида СР аудиторная, внеаудиторная.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях,учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции.

Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).

Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество

баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нвызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как:

 мыслить нешаблонно, оригинально;

 обобщать информацию в микроблоки;

 глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на основной, главной, стержневой информации;

 выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины, формулы.

Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям).

Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:

 личная просьба студента при затруднениях;

 только при ответе за столом преподавателя;

 время просмотра не более 2 минут (если студент материал знает, то этого времени достаточно).

Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,

пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

 организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

 создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-

редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Возможности новых информационных технологий.

Формы организации учебных занятий

1. Поиск и обработка информации

 написание реферата-обзора

 рецензия на сайт по теме

 анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание

 написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента

 составление библиографического списка

 подготовка фрагмента практического занятия

 подготовка доклада по теме

 подготовка дискуссии по теме

 работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

2. Диалог в сети

 обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы

 общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему

 обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции

 консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную

телеконференцию

3. Создание web-страниц и web-квестов

 размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме

 публикация библиографий по теме

 создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах

 создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды СР:

1. – ознакомительный - конспектирование литературы;

2. – репродуктивный - написание контрольной работы

3. – продуктивный - подготовка эссе

По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых групп) и фронтальные формы. Самостоятельная работа в учебном заведении может быть организована индивидуально с каждым обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока), в целом.

В значительной степени выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.

В технических дисциплинах часто используются следующие формы организации СР:

 выполнение чертежей, схем;

 выполнение расчетно-графических работ;

1 Результаты образования - это планируемые и измеряемые индивидуальные достижения обучающихся, выраженные как знания, умения, опыт практической деятельности, профессиональные и общие компетенции, описывающие, что будет в состоянии делать обучающийся или выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

 решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

 подготовка к деловым играм;

 проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

 экспериментально-конструкторская работа;

 опытно-экспериментальная работа.

2. Планирование СР обучающихся в рамках ПМ и УД ОПОП НПО/СПО

Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид учебных занятий планируется и проектируется преподавателями программ ПМ и УД каждой ОПОП учебного заведения.

При формировании программы ПМ и УД в составе ОПОП НПО/СПО отбор содержания образования на стадии его проектирования происходит при работе с разделами «2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины» и «3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю» (Макеты Программы учебной дисциплины и профессионального модуля). Далее информация о самостоятельной работе располагается в календарно- тематическом плане.

Зачастую в данных разделах можно обнаружить такие формулировки как

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной

литературы

 Подготовка к лабораторным и практическим работам

 Оформление отчетов и подготовка к их защите

 Работа над курсовым проектом

Данные виды СР сформулированы не диагностично, не связаны с каким-либо образовательным результатом, который можно оценить. Данные виды СР указывают на процессы, а не на результаты.

Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР по ПМ и УД. При этом тематика должна представляться в «задачной «формулировке.

 Обоснуйте на примерах, общую и профессиональную культуру преподавателя, сущность, значение

 Оформление фрагмента технологической документации технологического процесса механической обработки по образцу

 Выполнение декоративного решения фигуры человека

 Создание композиции средствами CorelDraw

 Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке

4. Контроль и оценка результатов СР

Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках СР. Меняется и позиции студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции.

Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной СР обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио».

В практике учреждений профессионального образования представлены три типа портфолио:

 портфолио достижений,

 портфолио-отчет,

 портфолио-самооценка.

Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются учебные продукты, выполненные в процессе СР, за определенный промежуток времени, которые обучающийся рассматривает как собственное достижение.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconМетодические рекомендации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области icon«Аппаратное обсечение»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconМетодические рекомендации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconМетодическая разработка
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области icon1. 1 Современные технологии организации делопроизводства
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Московской Области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области iconМетодические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск