Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»


НазваниеМеждународный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»
страница1/2
ТипДокументы
  1   2


Журнал «Университетское управление: практика и анализ»



Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»




МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ

КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЦСИР

Центр

стратегических

исследований и

разработок СФУ







ДЕЛФИ-ОПРОС
Второй тур – 2011 г.

«ПРОГНОЗ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В РОССИИ ДО 2030 ГОДА»


Опрос проводится

Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета http://foresight.sfu-kras.ru/

Сферой деятельности Центра является «исследование и конструирование будущего». С момента создания Сибирского федерального университета Центром реализовано 6 форсайт-проектов, проведен ряд исследований по проблемам экономического и социально-культурного развития регионов и городов РФ, проведено 12 стратегических и экспертно-аналитических семинаров.

Партнерами проекта являются:

Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/

Журнал «Университетское управление: практика и анализ» (Екатеринбург) http://umj.usu.ru/

Ведущий российский специализированный журнал по проблемам развития высшей школы и университетского управления. Журнал издается с 1997 года, входит в перечень журналов ВАК и РИНЦ, распространяется по более чем 800 государственным и негосударственным вузам России.

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург) http://www.leontief-centre.ru/

Ведущий российский аналитический центр – «фабрика мысли» в области стратегического планирования, социально-экономических исследований и консалтинга. Центр создан в 1991 году по инициативе лауреата Нобелевской премии по экономике В.В. Леонтьева. Центром реализовано более 400 исследовательских и консультационных проектов, проведено 150 конференций и семинаров.

Международная ассоциация корпоративного образования («МАКО Груп», Москва), http://makonews.ru/

Международная Ассоциация Корпоративного Образования (МАКО) создана в 2007 г. по инициативе ведущих промышленных компаний. Деятельность МАКО направлена на развитие человеческого капитала, создание и развитие социального партнерства образования, бизнеса и власти. В Ассоциацию входит свыше 40 производственных российских и международных компаний.

Сетевое сообщество «Российская культурология» (Санкт-Петербург) www.culturalnet.ru

Сетевое сообщество – это новый формат интеллектуального сотрудничества ученых-гуманитариев, виртуальная площадка для обсуждения проблем и представления результатов исследований. Сообщество создано при участии Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии и включает более 1700 участников.

УВАЖАЕМЫЙ ЭКСПЕРТ!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном оценке перспектив развития высшей школы в России до 2030 года и определению необходимых мер государственной политики в области образования, науки, инноваций. Ваши профессиональные знания и опыт помогут сформировать прогноз развития высшей школы в России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Исследование проводится по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации. Исследование включает экспертный опрос по методу Делфи, который проводится в два тура. Результаты, полученные в первом туре, обобщаются и затем уточняются при проведении второго тура.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты второго тура, сформулированных на основе экспертных интервью и результатов первого тура опроса. Конфиденциальность Ваших ответов гарантируется.

Результаты первого тура опроса представлены на Форсайт портале Сибирского федерального университета по адресу http://foresight.sfu-kras.ru/.
С вопросами по заполнению анкет, а также за более подробной информацией о данном проекте можно обращаться по телефону 8(391) 291-27-31 или по электронной почте expert.sfu@gmail.com
Благодарим Вас за согласие участвовать в опросе!




Просим Вас сообщить основные сведения о себе (вписать или отметить знаком + ):


Ф.И.О. (полностью):




Сфера
деятельности:




Наука, образование




Бизнес




Государственное, муниципальное управление




Другое (вписать)

Организация

(полное название):




должность:




Ученая степень:




Ученое звание:




телефон:




e-mail:




возраст:




до 35 лет



36-50 лет



51-65 лет




более 65 лет

пол:




мужской




Женский






Просим Вас оценить свой экспертный потенциал по тематике опроса (поставьте знак + в соответствующей ячейке таблицы):

Уровни экспертизы




Очень высокий – занимаюсь исследованиями и разработками в области прогнозов развития научной, образовательной, инновационной деятельности, развития их институтов, разработки организационных форм и технологий




Высокий – работаю в сфере науки, образования, инновационной деятельности; реализую собственные научные, образовательные, инновационные проекты; на собственном опыте знаю проблемы, существующие в данных областях, знаком с передовыми практиками




Средний – преподаю в вузе, работаю в научном учреждении; интересуюсь проблемами будущего высшей школы, науки, инновационной деятельности; слежу за публикациями




Невысокий – работаю в другой области (бизнес, консалтинг, государственное или муниципальное управление и др.) и при этом интересуюсь проблемами образования, науки, инновационной деятельности, имею общие представления


Большинство вопросов требует оценки ряда вариантов (сценариев, критических ситуаций, технологий и т.п.). Требуется оценить их значимость для будущего высшей школы, вероятность возникновения и т.п. (см. формулировки вопросов). Оценка проводится по 5-балльной шкале: 5 баллов – очень высокая; 4 балла – высокая; 3 балла – средняя; 2 балла – низкая; 1 балл – очень низкая. Желательно использовать всю шкалу баллов от 1 до 5.

Вы можете отвечать не на все вопросы, выбирая те из них, которые соответствуют Вашей области компетентности.

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ
Прежде, чем Вы начнете отвечать на вопросы анкеты, просим Вас ознакомиться с образцами оформления ответов (это лишь ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ, И НА НИХ ОТВЕЧАТЬ НЕ НУЖНО).

Чтобы ответить на вопрос, необходимо внимательно прочитать утверждение, которое приведено в левом столбце таблицы, и оценить его по предложенной системе, учитывая содержащиеся в вопросе пояснения.

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВОПРОСА 1

В настоящее время обсуждаются 4 возможных варианта экономического будущего России. Возможно, в будущем реализуется комбинация сценариев, при этом каждый из перечисленных «чистых» сценариев внесет определенный вклад.

Оцените вклад каждого сценария в % для различных временных горизонтов (2020 г. и 2030 г.), сумма для каждого временного периода (в столбце) должна составлять 100%.




Сценарий

вклад

до 2020 г.

вклад

до 2030 г.



«СЫРЬЕВОЕ БУДУЩЕЕ»

Преобладание сырьевой, ориентированной на экспорт экономики. Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение «утечки мозгов».

40

20



«ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ»

Модернизация обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Рост числа рабочих мест, усиление трудовой иммиграции.

50

50



«ЛОКАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО»

Ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений.

10

30



Другое








В данном образце эксперт считает, что наибольший вклад в будущее (до 2020 г.) внесет сценарий «догоняющая модернизация», при этом будут присутствовать элементы «сырьевого сценария» и сценария «локальное лидерство». К 2030 году произойдет увеличение вклада сценария «локальное лидерство» и сокращение вклада сценария «сырьевое будущее».
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВОПРОСОВ 2 - 7 и 9 - 13
Оцените (по 5-ти балльной шкале), насколько будут необходимы и насколько могут быть развернуты следующие функции высшей школы в двух временных горизонтах – до 2020 года и до 2030 года.




Функции университета в социально-культурном развитии

Необходимость

(до 2020 г.)

Возможность

(до 2020 г.)

Необходимость

(до 2030 г.)

Возможность

(до 2030 г.)



Университет – ядро социокультурной среды региона

5

4

5

5



Университет – ключевое звено в каркасе национального государства (носитель идеологии и мировоззрения)

3

2

4

3



Университет – испытательный полигон для новых социокультурных, управленческих и др. практик

4

1

5

3


В данном образце эксперт, считает, что:




Функции университета в социально-культурном развитии

Необходимость

(до 2020 г.)

Возможность

(до 2020 г.)

Необходимость

(до 2030 г.)

Возможность

(до 2030 г.)



Университет – ядро социокультурной среды региона

Необходимость данной функции очень высокая

Возможность выполнения данной функции высокая

Необходимость данной функции очень высокая

Возможность выполнения данной функции очень высокая



Университет – ключевое звено в каркасе национального государства (носитель идеологии и мировоззрения)

Необходимость данной функции средняя

Возможность выполнения данной функции низкая

Необходимость данной функции высокая

Возможность выполнения данной функции средняя



Университет – испытательный полигон для новых социокультурных, управленческих и др. практик

Необходимость данной функции высокая

Возможность выполнения данной функции очень низкая

Необходимость данной функции очень высокая

Возможность выполнения данной функции средняя


Применяемые в вопросах сокращения:

ФУ – федеральные университеты

НИУ – национальные исследовательские университеты

МОН – Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЦП – федеральная целевая программа

РГНФ – Российский гуманитарный научный фонд

РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований

ФЗ – федеральный закон


  1. БУДУЩЕЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ: СЦЕНАРИИ, МИССИЯ, ФУНКЦИИ


Будущее высшей школы во многом определяется сценариями социально-экономического развития страны. При этом важно оценивать вероятность возникновения и степень влияния возможных критических ситуаций, которые способны существенно повлиять на процессы в высшей школе. Изменяющееся общество будет выдвигать новые требования к высшей школе как социальному институту – следовательно, будут меняться миссия и функции высшей школы, форматы и технологий ее деятельности.

Предлагаем ответить на ряд вопросов, которые касаются данных аспектов будущего высшей школы в России.


    1. В настоящее время в профессиональном сообществе обсуждаются 4 возможных варианта будущего высшей школы России, соответствующие различным сценариям социально-экономического развития: «сырьевое будущее», «догоняющая модернизация», «локальное лидерство» и «когнитивное общество». Возможно, в будущем реализуется комбинация сценариев, при этом каждый из перечисленных «чистых» сценариев будет вносить определенный вклад.

Оцените вклад каждого сценария в % для различных временных горизонтов (2010 г., 2020 г., 2030 г.), сумма для каждого временного периода (в столбце) должна составлять 100%.




Сценарий

вклад

в 2010 г.

вклад

к 2020 г.

вклад

к 2030 г.



«СЫРЬЕВОЕ БУДУЩЕЕ»

Экономика. Преобладание сырьевой, ориентированной на экспорт экономики. Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение «утечки мозгов».

Образование. Консервация содержания и форм образования, сохранение имитации и фальсификации процесса и результатов образования. Вхождение в Болонский процесс. Оптимизация сферы высшего образования. Выделение группы элитных университетов (10-20), интегрированных в мировые образовательные и исследовательские сети.












«ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ»

Экономика. Модернизация обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Рост числа рабочих мест, усиление трудовой иммиграции.

Образование. Подготовка востребованных кадров для промышленности и сферы услуг. Целевая подготовка магистров для высокотехнологичных секторов. Профессиональная подготовка мигрантов. Развитие прикладного бакалавриата. Поддержка государством группы предпринимательских университетов (50-70), активно взаимодействующих с бизнесом












«ЛОКАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО»

Экономика. Ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений.

Образование. Содержательная реформа образования – сокращение имитации и фальсификации образования, развитие проектной и предпринимательской компоненты образования. Опережающее развитие образования взрослых; образование и инкультурация мигрантов. Выделение группы ведущих университетов (ФУ, НИУ и др. – 150-200 вузов) – центров интеграции образования, науки и инноваций.












«КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО»1.

Общество и экономика. Повышение гражданской и инновационной активности в обществе. Глубокая организационная и технологическая модернизация отраслей экономики и социальной сферы. Интеллектуализация процессов в управлении, производстве и социальной сфере. Формирование ядер когнитивной экономики.

Образование. Снижение роли образовательной бюрократии, формирование сети лидерских групп и метауниверситетских профессиональных сообществ. Реализация масштабных общественно-государственных программ по формированию когнитивного общества. Переход к массовому формированию основ исследовательских, проектных, управленческих компетенций. Появление крупных региональных университетских комплексов – интеграторов образования, науки и инноваций (50-70 комплексов).












Другое














    1. Оцените (по 5-балльной шкале) вероятность возникновения и значимость (возможное влияние) для будущего высшей школы следующих критических ситуаций (в горизонте времени до 2030 г.)




Критические ситуации

Вероятность возникновения

Значимость для будущего высшей школы



Критическая ситуация 1: Стагнация высшего образования и науки в условиях реализации «сырьевого» сценария: низкий спрос на исследования, инновации, качественное образование; утечка мозгов и др.









Критическая ситуация 2: Высшая школа проигрывает конкуренцию с корпоративными исследовательскими центрами, корпоративными университетами, зарубежными вузами в области разработок, инноваций, подготовки кадров. Высшая школа теряет статус и доступ к ресурсам.









Критическая ситуация 3: Существенно изменяется группа «потребителей высшего образования» – в ней преобладают взрослые люди, появляются мигранты. Программы, технологии образования и кадры высшей школы устаревают, формируется сеть альтернативных образовательных центров – высшая школа теряет статус и ресурсы.









Критическая ситуация 4: Модернизация образования и науки ограничивается мегаполисами (Москва, Санкт-Петербург и др.). Усиливается деградация общего и высшего образования в российских регионах. Они отстают в социально-экономическом развитии от «столиц», растет миграционный отток населения в европейскую часть страны.









Критическая ситуация 5: Снижается качество школьного образования. Высшая школа вынуждена «дотягивать» слабых абитуриентов до «нормального» уровня – это блокирует образовательный процесс. Качественное образование сохраняется в элитных вузах, ведущих жесткий отбор абитуриентов.









Критическая ситуация 6: Массово внедряются технологии усиления интеллекта (компьютерно-мозговые интерфейсы, визуализация объектов мышления, программные средства коллективного решения задач и т.д.). Полностью устаревают образовательные стандарты, программы, технологии и кадры высшего образования; формируется внеуниверситетская образовательная среда – высшая школа теряет роль главного образовательного института.









Критическая ситуация 7: Резко ускоряется технологическое развитие (робототехника в сфере услуг, экспертные системы в сфере принятия решений и др.), меняется объем и структура занятости населения, набор профессий и квалификаций. Полностью устаревают образовательные стандарты, программы, технологии образования. Падает статус высшей школы, ресурсы переходят к корпоративным университетам и др.









Другое










В периоды сильных социально-экономических трансформаций происходит изменение функций существующих социальных институтов, изменяется их миссия в обществе. Новая, «энергетичная» миссия высшей школы может существенно повысить ее статус в глазах общества и привлечь в нее талантливую молодежь. Отсутствие значимой миссии может привести к стагнации и деградации высшей школы.


    1. Оцените (по 5-балльной шкале) значимость и реализуемость разных вариантов миссии высшей школы в России. Можете предложить собственный вариант миссии – строка «Другое»




Варианты миссии высшей школы в России

Значи-мость, до 2020 года

Реализуе-мость,

до 2020 года

Значи-мость, до 2030 года

Реализуе-мость,

до 2030 года



Высшая школа – «кузница кадров» – готовит высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики















Высшая школа – «институт развития общества» (страны, региона). Ее продукция – стратегии развития, технологические решения, проекты, новые виды деятельности















Высшая школа – «институт социальной стабильности» – обеспечивает занятость молодежи, педагогов, а в будущем – растущего числа пенсионеров, часть которых снова станет студентами















Высшая школа – «каркас когнитивного общества» – формирует интеллектуальный потенциал страны для перехода к экономике знаний (формирует исследовательские, проектные, управленческие компетенции и др.)















Другое















Предполагается, что развитие высшей школы будет происходить как ответ на новые потребности общества. Новые функции высшей школы могут стать «драйвером», движущей силой ее изменений в будущем.


    1. Оцените, насколько будут необходимы для общества в России и насколько могут быть развернуты следующие функции высшей школы в двух временных горизонтах – до 2020 года и до 2030 года. Оценка 1 – очень низкая необходимость / реализуемость, оценка 5 – высокая необходимость/реализуемость




Функции

Необходи-мость –

до 2020 г.

Реализуе-мость –

до 2020 г.

Необходи-мость –

до 2030 г.

Реализуе-мость –

до 2030 г.



Подготовка востребованных рынком труда квалифицированных кадров для базовых отраслей экономики – «фабрика кадров»















Проведение фундаментальных научных исследований, как основы технологий завтрашнего дня – «форпост науки»















Создание технических и технологических инноваций – «инноватор»















Разработка и реализация социальных и гуманитарных инноваций – «гуманитарное конструкторское бюро»















Подготовка кадров для высокотехнологичных секторов экономики по заказу предприятий – «школа кадров будущего»















Разработка подходов и «технических решений» для экономического, технологического, социального, культурного, развития – «Фабрика мысли»















Формирование и апробация новых инженерных, социальных, гуманитарных практик – «Площадка будущего в настоящем»















Поиск, трансферт, «сборка» знаний и технологий для инновационных решений в интересах российских и зарубежных партнеров – «оператор-сборщик» имеющихся знаний и технологий















Организация профессионально-общественных обсуждений ключевых проблем социально-экономического и технологического развития с участием экспертов, власти и бизнеса – «коммуникативная площадка»















Разворачивание видов деятельности, коммуникаций, характерных для экономики знаний; формирование исследовательских, проектных, управленческих компетенций обучающихся – «каркас когнитивного общества»















Поддержка социокультурной среды региона – «культурный центр»















Развитие внеинституциональной образовательной среды региона – «образовательный хаб»















Создание русскоязычного культурно-образовательного ареала (образование для стран СНГ и др.) – «центр притяжения русского мира»















Предоставление потребителям разнообразных «продуктов» в соответствии с рыночным спросом - образовательных программ, прикладных разработок и др. – «супермаркет»















Формирование человеческого потенциала инновационной экономики, «инновационного человека» – «школа инноваторов и предпринимателей»















Повышение индивидуальной конкурентоспособности, успешности, адаптивности человека – «школа успеха»















«Апгрейд» профессионального и личностного потенциала людей всех возрастов - дополнительное профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации, личностное развитие, рестарт жизненного пути – «школа взрослых»















«Подращивание» молодежи до возраста, когда она сможет самоопределиться и осваивать деятельность – «инкубатор для молодежи»















Обеспечение социальной стабильности, занятости молодежи, педагогов, а в будущем – растущего числа пенсионеров – «социальный буфер»















Повышение качества миграции, привлечение в Россию талантливой молодежи (из стран, бывших республик СССР и дальнего зарубежья) – «образовательный миграционный мост»
















    1. Конкретная картина будущего высшей школы в России будет зависеть от того, какие именно субъекты общества будут «локомотивами» изменений в сфере высшего образования, исследований и инноваций – будут выступать с инициативами, формировать запрос и удовлетворять потребности общества и бизнеса в интеллектуальных услугах, создавать и использовать новые современные технологии и форматы деятельности в данных сферах.

Оцените по пятибалльной шкале возможный уровень активности различных субъектов (наличных и формирующихся) в среднесрочной (до 2020 г.) и долгосрочной (до 2030 г.) перспективе.




Субъекты

Оценка активности до

Оценка активности до

Сфера деятельности – исследования

2020 г.

2030 г.



Университеты и другие организации высшей школы









Академии наук и академические институты









Корпоративные исследовательские и инжиниринговые центры российских компаний









Специальные государственные компании (РОСНАНО, РОСАТОМ) и государственные учреждения (Агентство стратегических инициатив и др.)









Филиалы зарубежных университетов, филиалы исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных и транснациональных компаний









Высокотехнологичный бизнес, кластеры высокотехнологичных предприятий









Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, государственный заказ и т.д.)









Сетевые (внеинституциональные) сообщества исследователей









Другое








Сфера деятельности – инновации

2020 г.

2030 г.



Университеты и другие организации высшей школы









Академии наук и академические институты









Корпоративные исследовательские и инжиниринговые центры российских компаний









Специальные государственные компании (РОСНАНО, РОСАТОМ) и государственные учреждения (Агентство стратегических инициатив и др.)









Филиалы зарубежных университетов, филиалы исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных и транснациональных компаний









Высокотехнологичный бизнес, кластеры высокотехнологичных предприятий









Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, государственный заказ и т.д.)









Специально созданные элементы инновационной инфраструктуры – технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.









Сетевые (внеинституциональные) сообщества исследователей









Другое








Сфера деятельности – образование и подготовка кадров

2020 г.

2030 г.



Университеты и другие организации высшей школы









Корпоративные учебные центры, корпоративные университеты российских компаний









Филиалы зарубежных университетов, транснациональных образовательных организаций («открытых университетов» и др.)









Бизнес в сфере образования (частные вузы, учебные центры и т.д.)









Образовательные кластеры (партнерские сети, включающие университеты, предприятия и др.)









Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, госзаказа, «национальных проектов», финансирование программ развития вузов и т.д.)









Новая образовательная инфраструктура – региональные культурно-образовательные центры и «образовательные парки», модернизированные библиотеки и т.д.









Сетевые (внеинституциональные) сообщества в сфере образования









Другое







  1   2

Похожие:

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconП риглашение 7 и 8 октября Международный экзаменационный центр Students International
Международный экзаменационный центр Students International приглашает Вас принять участие в 2-х Семинарах-тренингах для преподавателей...

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconАно «Центр социально-политических исследований и проектов» общесто и этнополитика
Международной научно-практической Интернет-конференции 1 апреля – 15 июня 2009 года

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconКгбу «Центр социально-экономического мониторинга» краевое государственное...
Фас возбудила дело против ао «Саянскхимпласт» за предоставление недостоверной информации 6

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconГуп рт «республиканский информационно-вычислительный центр» информационно-консультационный центр
Мировой опыт свидетельствует об усилении роли государства в регулировании экономических, финансовых и социальных отношений

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconКоллективный договор кгбусо «Ханкайский социально-реабилитационный...
...

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconПорядок подбора и направления детей в фгбоу «Международный детский...
О порядке подбора и направления детей в фгбоу «Международный детский центр «Артек»

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconГосударственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально...
...

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconУстав Автономной некоммерческой организации дополнительного образования...
Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Международный языковой центр»

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconЦент р социально-экономических исследований развитие современной...
К публикации приглашаются ученые, преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической...
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования (Центр информационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск