Журнал «Университетское управление: практика и анализ»
|
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ
КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ЦСИР
| Центр
стратегических
исследований и
разработок СФУ
|
|
ДЕЛФИ-ОПРОС Второй тур – 2011 г.
«ПРОГНОЗ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ ДО 2030 ГОДА»
Опрос проводится
Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета http://foresight.sfu-kras.ru/
Сферой деятельности Центра является «исследование и конструирование будущего». С момента создания Сибирского федерального университета Центром реализовано 6 форсайт-проектов, проведен ряд исследований по проблемам экономического и социально-культурного развития регионов и городов РФ, проведено 12 стратегических и экспертно-аналитических семинаров.
Партнерами проекта являются:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/
Журнал «Университетское управление: практика и анализ» (Екатеринбург) http://umj.usu.ru/
Ведущий российский специализированный журнал по проблемам развития высшей школы и университетского управления. Журнал издается с 1997 года, входит в перечень журналов ВАК и РИНЦ, распространяется по более чем 800 государственным и негосударственным вузам России.
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург) http://www.leontief-centre.ru/
Ведущий российский аналитический центр – «фабрика мысли» в области стратегического планирования, социально-экономических исследований и консалтинга. Центр создан в 1991 году по инициативе лауреата Нобелевской премии по экономике В.В. Леонтьева. Центром реализовано более 400 исследовательских и консультационных проектов, проведено 150 конференций и семинаров.
Международная ассоциация корпоративного образования («МАКО Груп», Москва), http://makonews.ru/
Международная Ассоциация Корпоративного Образования (МАКО) создана в 2007 г. по инициативе ведущих промышленных компаний. Деятельность МАКО направлена на развитие человеческого капитала, создание и развитие социального партнерства образования, бизнеса и власти. В Ассоциацию входит свыше 40 производственных российских и международных компаний.
Сетевое сообщество «Российская культурология» (Санкт-Петербург) www.culturalnet.ru
Сетевое сообщество – это новый формат интеллектуального сотрудничества ученых-гуманитариев, виртуальная площадка для обсуждения проблем и представления результатов исследований. Сообщество создано при участии Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии и включает более 1700 участников.
УВАЖАЕМЫЙ ЭКСПЕРТ! Приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном оценке перспектив развития высшей школы в России до 2030 года и определению необходимых мер государственной политики в области образования, науки, инноваций. Ваши профессиональные знания и опыт помогут сформировать прогноз развития высшей школы в России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Исследование проводится по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации. Исследование включает экспертный опрос по методу Делфи, который проводится в два тура. Результаты, полученные в первом туре, обобщаются и затем уточняются при проведении второго тура.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты второго тура, сформулированных на основе экспертных интервью и результатов первого тура опроса. Конфиденциальность Ваших ответов гарантируется.
Результаты первого тура опроса представлены на Форсайт портале Сибирского федерального университета по адресу http://foresight.sfu-kras.ru/. С вопросами по заполнению анкет, а также за более подробной информацией о данном проекте можно обращаться по телефону 8(391) 291-27-31 или по электронной почте expert.sfu@gmail.com Благодарим Вас за согласие участвовать в опросе!
Просим Вас сообщить основные сведения о себе (вписать или отметить знаком + ):
Ф.И.О. (полностью):
|
| Сфера деятельности:
|
| Наука, образование
|
| Бизнес
|
| Государственное, муниципальное управление
|
| Другое (вписать)
| Организация
(полное название):
|
| должность:
|
| Ученая степень:
|
| Ученое звание:
|
| телефон:
|
| e-mail:
|
| возраст:
|
| до 35 лет
|
| 36-50 лет
|
| 51-65 лет
|
| более 65 лет
| пол:
|
| мужской
|
| Женский
|
|
Просим Вас оценить свой экспертный потенциал по тематике опроса (поставьте знак + в соответствующей ячейке таблицы):
Уровни экспертизы
|
| Очень высокий – занимаюсь исследованиями и разработками в области прогнозов развития научной, образовательной, инновационной деятельности, развития их институтов, разработки организационных форм и технологий
|
| Высокий – работаю в сфере науки, образования, инновационной деятельности; реализую собственные научные, образовательные, инновационные проекты; на собственном опыте знаю проблемы, существующие в данных областях, знаком с передовыми практиками
|
| Средний – преподаю в вузе, работаю в научном учреждении; интересуюсь проблемами будущего высшей школы, науки, инновационной деятельности; слежу за публикациями
|
| Невысокий – работаю в другой области (бизнес, консалтинг, государственное или муниципальное управление и др.) и при этом интересуюсь проблемами образования, науки, инновационной деятельности, имею общие представления
|
Большинство вопросов требует оценки ряда вариантов (сценариев, критических ситуаций, технологий и т.п.). Требуется оценить их значимость для будущего высшей школы, вероятность возникновения и т.п. (см. формулировки вопросов). Оценка проводится по 5-балльной шкале: 5 баллов – очень высокая; 4 балла – высокая; 3 балла – средняя; 2 балла – низкая; 1 балл – очень низкая. Желательно использовать всю шкалу баллов от 1 до 5.
Вы можете отвечать не на все вопросы, выбирая те из них, которые соответствуют Вашей области компетентности.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ Прежде, чем Вы начнете отвечать на вопросы анкеты, просим Вас ознакомиться с образцами оформления ответов (это лишь ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ, И НА НИХ ОТВЕЧАТЬ НЕ НУЖНО).
Чтобы ответить на вопрос, необходимо внимательно прочитать утверждение, которое приведено в левом столбце таблицы, и оценить его по предложенной системе, учитывая содержащиеся в вопросе пояснения.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВОПРОСА 1
В настоящее время обсуждаются 4 возможных варианта экономического будущего России. Возможно, в будущем реализуется комбинация сценариев, при этом каждый из перечисленных «чистых» сценариев внесет определенный вклад.
Оцените вклад каждого сценария в % для различных временных горизонтов (2020 г. и 2030 г.), сумма для каждого временного периода (в столбце) должна составлять 100%.
| Сценарий
| вклад
до 2020 г.
| вклад
до 2030 г.
|
| «СЫРЬЕВОЕ БУДУЩЕЕ»
Преобладание сырьевой, ориентированной на экспорт экономики. Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение «утечки мозгов».
| 40
| 20
|
| «ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ»
Модернизация обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Рост числа рабочих мест, усиление трудовой иммиграции.
| 50
| 50
|
| «ЛОКАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО»
Ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений.
| 10
| 30
|
| Другое
|
|
| В данном образце эксперт считает, что наибольший вклад в будущее (до 2020 г.) внесет сценарий «догоняющая модернизация», при этом будут присутствовать элементы «сырьевого сценария» и сценария «локальное лидерство». К 2030 году произойдет увеличение вклада сценария «локальное лидерство» и сокращение вклада сценария «сырьевое будущее». ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВОПРОСОВ 2 - 7 и 9 - 13 Оцените (по 5-ти балльной шкале), насколько будут необходимы и насколько могут быть развернуты следующие функции высшей школы в двух временных горизонтах – до 2020 года и до 2030 года.
| Функции университета в социально-культурном развитии
| Необходимость
(до 2020 г.)
| Возможность
(до 2020 г.)
| Необходимость
(до 2030 г.)
| Возможность
(до 2030 г.)
|
| Университет – ядро социокультурной среды региона
| 5
| 4
| 5
| 5
|
| Университет – ключевое звено в каркасе национального государства (носитель идеологии и мировоззрения)
| 3
| 2
| 4
| 3
|
| Университет – испытательный полигон для новых социокультурных, управленческих и др. практик
| 4
| 1
| 5
| 3
|
В данном образце эксперт, считает, что:
| Функции университета в социально-культурном развитии
| Необходимость
(до 2020 г.)
| Возможность
(до 2020 г.)
| Необходимость
(до 2030 г.)
| Возможность
(до 2030 г.)
|
| Университет – ядро социокультурной среды региона
| Необходимость данной функции очень высокая
| Возможность выполнения данной функции высокая
| Необходимость данной функции очень высокая
| Возможность выполнения данной функции очень высокая
|
| Университет – ключевое звено в каркасе национального государства (носитель идеологии и мировоззрения)
| Необходимость данной функции средняя
| Возможность выполнения данной функции низкая
| Необходимость данной функции высокая
| Возможность выполнения данной функции средняя
|
| Университет – испытательный полигон для новых социокультурных, управленческих и др. практик
| Необходимость данной функции высокая
| Возможность выполнения данной функции очень низкая
| Необходимость данной функции очень высокая
| Возможность выполнения данной функции средняя
|
Применяемые в вопросах сокращения:
ФУ – федеральные университеты
НИУ – национальные исследовательские университеты
МОН – Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЦП – федеральная целевая программа
РГНФ – Российский гуманитарный научный фонд
РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований
ФЗ – федеральный закон
БУДУЩЕЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ: СЦЕНАРИИ, МИССИЯ, ФУНКЦИИ
Будущее высшей школы во многом определяется сценариями социально-экономического развития страны. При этом важно оценивать вероятность возникновения и степень влияния возможных критических ситуаций, которые способны существенно повлиять на процессы в высшей школе. Изменяющееся общество будет выдвигать новые требования к высшей школе как социальному институту – следовательно, будут меняться миссия и функции высшей школы, форматы и технологий ее деятельности.
Предлагаем ответить на ряд вопросов, которые касаются данных аспектов будущего высшей школы в России.
В настоящее время в профессиональном сообществе обсуждаются 4 возможных варианта будущего высшей школы России, соответствующие различным сценариям социально-экономического развития: «сырьевое будущее», «догоняющая модернизация», «локальное лидерство» и «когнитивное общество». Возможно, в будущем реализуется комбинация сценариев, при этом каждый из перечисленных «чистых» сценариев будет вносить определенный вклад.
Оцените вклад каждого сценария в % для различных временных горизонтов (2010 г., 2020 г., 2030 г.), сумма для каждого временного периода (в столбце) должна составлять 100%.
| Сценарий
| вклад
в 2010 г.
| вклад
к 2020 г.
| вклад
к 2030 г.
|
| «СЫРЬЕВОЕ БУДУЩЕЕ»
Экономика. Преобладание сырьевой, ориентированной на экспорт экономики. Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение «утечки мозгов».
Образование. Консервация содержания и форм образования, сохранение имитации и фальсификации процесса и результатов образования. Вхождение в Болонский процесс. Оптимизация сферы высшего образования. Выделение группы элитных университетов (10-20), интегрированных в мировые образовательные и исследовательские сети.
|
|
|
|
| «ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ»
Экономика. Модернизация обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Рост числа рабочих мест, усиление трудовой иммиграции.
Образование. Подготовка востребованных кадров для промышленности и сферы услуг. Целевая подготовка магистров для высокотехнологичных секторов. Профессиональная подготовка мигрантов. Развитие прикладного бакалавриата. Поддержка государством группы предпринимательских университетов (50-70), активно взаимодействующих с бизнесом
|
|
|
|
| «ЛОКАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО»
Экономика. Ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений.
Образование. Содержательная реформа образования – сокращение имитации и фальсификации образования, развитие проектной и предпринимательской компоненты образования. Опережающее развитие образования взрослых; образование и инкультурация мигрантов. Выделение группы ведущих университетов (ФУ, НИУ и др. – 150-200 вузов) – центров интеграции образования, науки и инноваций.
|
|
|
|
| «КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО»1.
Общество и экономика. Повышение гражданской и инновационной активности в обществе. Глубокая организационная и технологическая модернизация отраслей экономики и социальной сферы. Интеллектуализация процессов в управлении, производстве и социальной сфере. Формирование ядер когнитивной экономики.
Образование. Снижение роли образовательной бюрократии, формирование сети лидерских групп и метауниверситетских профессиональных сообществ. Реализация масштабных общественно-государственных программ по формированию когнитивного общества. Переход к массовому формированию основ исследовательских, проектных, управленческих компетенций. Появление крупных региональных университетских комплексов – интеграторов образования, науки и инноваций (50-70 комплексов).
|
|
|
|
| Другое
|
|
|
|
Оцените (по 5-балльной шкале) вероятность возникновения и значимость (возможное влияние) для будущего высшей школы следующих критических ситуаций (в горизонте времени до 2030 г.)
| Критические ситуации
| Вероятность возникновения
| Значимость для будущего высшей школы
|
| Критическая ситуация 1: Стагнация высшего образования и науки в условиях реализации «сырьевого» сценария: низкий спрос на исследования, инновации, качественное образование; утечка мозгов и др.
|
|
|
| Критическая ситуация 2: Высшая школа проигрывает конкуренцию с корпоративными исследовательскими центрами, корпоративными университетами, зарубежными вузами в области разработок, инноваций, подготовки кадров. Высшая школа теряет статус и доступ к ресурсам.
|
|
|
| Критическая ситуация 3: Существенно изменяется группа «потребителей высшего образования» – в ней преобладают взрослые люди, появляются мигранты. Программы, технологии образования и кадры высшей школы устаревают, формируется сеть альтернативных образовательных центров – высшая школа теряет статус и ресурсы.
|
|
|
| Критическая ситуация 4: Модернизация образования и науки ограничивается мегаполисами (Москва, Санкт-Петербург и др.). Усиливается деградация общего и высшего образования в российских регионах. Они отстают в социально-экономическом развитии от «столиц», растет миграционный отток населения в европейскую часть страны.
|
|
|
| Критическая ситуация 5: Снижается качество школьного образования. Высшая школа вынуждена «дотягивать» слабых абитуриентов до «нормального» уровня – это блокирует образовательный процесс. Качественное образование сохраняется в элитных вузах, ведущих жесткий отбор абитуриентов.
|
|
|
| Критическая ситуация 6: Массово внедряются технологии усиления интеллекта (компьютерно-мозговые интерфейсы, визуализация объектов мышления, программные средства коллективного решения задач и т.д.). Полностью устаревают образовательные стандарты, программы, технологии и кадры высшего образования; формируется внеуниверситетская образовательная среда – высшая школа теряет роль главного образовательного института.
|
|
|
| Критическая ситуация 7: Резко ускоряется технологическое развитие (робототехника в сфере услуг, экспертные системы в сфере принятия решений и др.), меняется объем и структура занятости населения, набор профессий и квалификаций. Полностью устаревают образовательные стандарты, программы, технологии образования. Падает статус высшей школы, ресурсы переходят к корпоративным университетам и др.
|
|
|
| Другое
|
|
|
В периоды сильных социально-экономических трансформаций происходит изменение функций существующих социальных институтов, изменяется их миссия в обществе. Новая, «энергетичная» миссия высшей школы может существенно повысить ее статус в глазах общества и привлечь в нее талантливую молодежь. Отсутствие значимой миссии может привести к стагнации и деградации высшей школы.
Оцените (по 5-балльной шкале) значимость и реализуемость разных вариантов миссии высшей школы в России. Можете предложить собственный вариант миссии – строка «Другое»
| Варианты миссии высшей школы в России
| Значи-мость, до 2020 года
| Реализуе-мость,
до 2020 года
| Значи-мость, до 2030 года
| Реализуе-мость,
до 2030 года
|
| Высшая школа – «кузница кадров» – готовит высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики
|
|
|
|
|
| Высшая школа – «институт развития общества» (страны, региона). Ее продукция – стратегии развития, технологические решения, проекты, новые виды деятельности
|
|
|
|
|
| Высшая школа – «институт социальной стабильности» – обеспечивает занятость молодежи, педагогов, а в будущем – растущего числа пенсионеров, часть которых снова станет студентами
|
|
|
|
|
| Высшая школа – «каркас когнитивного общества» – формирует интеллектуальный потенциал страны для перехода к экономике знаний (формирует исследовательские, проектные, управленческие компетенции и др.)
|
|
|
|
|
| Другое
|
|
|
|
|
Предполагается, что развитие высшей школы будет происходить как ответ на новые потребности общества. Новые функции высшей школы могут стать «драйвером», движущей силой ее изменений в будущем.
Оцените, насколько будут необходимы для общества в России и насколько могут быть развернуты следующие функции высшей школы в двух временных горизонтах – до 2020 года и до 2030 года. Оценка 1 – очень низкая необходимость / реализуемость, оценка 5 – высокая необходимость/реализуемость
| Функции
| Необходи-мость –
до 2020 г.
| Реализуе-мость –
до 2020 г.
| Необходи-мость –
до 2030 г.
| Реализуе-мость –
до 2030 г.
|
| Подготовка востребованных рынком труда квалифицированных кадров для базовых отраслей экономики – «фабрика кадров»
|
|
|
|
|
| Проведение фундаментальных научных исследований, как основы технологий завтрашнего дня – «форпост науки»
|
|
|
|
|
| Создание технических и технологических инноваций – «инноватор»
|
|
|
|
|
| Разработка и реализация социальных и гуманитарных инноваций – «гуманитарное конструкторское бюро»
|
|
|
|
|
| Подготовка кадров для высокотехнологичных секторов экономики по заказу предприятий – «школа кадров будущего»
|
|
|
|
|
| Разработка подходов и «технических решений» для экономического, технологического, социального, культурного, развития – «Фабрика мысли»
|
|
|
|
|
| Формирование и апробация новых инженерных, социальных, гуманитарных практик – «Площадка будущего в настоящем»
|
|
|
|
|
| Поиск, трансферт, «сборка» знаний и технологий для инновационных решений в интересах российских и зарубежных партнеров – «оператор-сборщик» имеющихся знаний и технологий
|
|
|
|
|
| Организация профессионально-общественных обсуждений ключевых проблем социально-экономического и технологического развития с участием экспертов, власти и бизнеса – «коммуникативная площадка»
|
|
|
|
|
| Разворачивание видов деятельности, коммуникаций, характерных для экономики знаний; формирование исследовательских, проектных, управленческих компетенций обучающихся – «каркас когнитивного общества»
|
|
|
|
|
| Поддержка социокультурной среды региона – «культурный центр»
|
|
|
|
|
| Развитие внеинституциональной образовательной среды региона – «образовательный хаб»
|
|
|
|
|
| Создание русскоязычного культурно-образовательного ареала (образование для стран СНГ и др.) – «центр притяжения русского мира»
|
|
|
|
|
| Предоставление потребителям разнообразных «продуктов» в соответствии с рыночным спросом - образовательных программ, прикладных разработок и др. – «супермаркет»
|
|
|
|
|
| Формирование человеческого потенциала инновационной экономики, «инновационного человека» – «школа инноваторов и предпринимателей»
|
|
|
|
|
| Повышение индивидуальной конкурентоспособности, успешности, адаптивности человека – «школа успеха»
|
|
|
|
|
| «Апгрейд» профессионального и личностного потенциала людей всех возрастов - дополнительное профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации, личностное развитие, рестарт жизненного пути – «школа взрослых»
|
|
|
|
|
| «Подращивание» молодежи до возраста, когда она сможет самоопределиться и осваивать деятельность – «инкубатор для молодежи»
|
|
|
|
|
| Обеспечение социальной стабильности, занятости молодежи, педагогов, а в будущем – растущего числа пенсионеров – «социальный буфер»
|
|
|
|
|
| Повышение качества миграции, привлечение в Россию талантливой молодежи (из стран, бывших республик СССР и дальнего зарубежья) – «образовательный миграционный мост»
|
|
|
|
|
Конкретная картина будущего высшей школы в России будет зависеть от того, какие именно субъекты общества будут «локомотивами» изменений в сфере высшего образования, исследований и инноваций – будут выступать с инициативами, формировать запрос и удовлетворять потребности общества и бизнеса в интеллектуальных услугах, создавать и использовать новые современные технологии и форматы деятельности в данных сферах.
Оцените по пятибалльной шкале возможный уровень активности различных субъектов (наличных и формирующихся) в среднесрочной (до 2020 г.) и долгосрочной (до 2030 г.) перспективе.
| Субъекты
| Оценка активности до
| Оценка активности до
| Сфера деятельности – исследования
| 2020 г.
| 2030 г.
|
| Университеты и другие организации высшей школы
|
|
|
| Академии наук и академические институты
|
|
|
| Корпоративные исследовательские и инжиниринговые центры российских компаний
|
|
|
| Специальные государственные компании (РОСНАНО, РОСАТОМ) и государственные учреждения (Агентство стратегических инициатив и др.)
|
|
|
| Филиалы зарубежных университетов, филиалы исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных и транснациональных компаний
|
|
|
| Высокотехнологичный бизнес, кластеры высокотехнологичных предприятий
|
|
|
| Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, государственный заказ и т.д.)
|
|
|
| Сетевые (внеинституциональные) сообщества исследователей
|
|
|
| Другое
|
|
| Сфера деятельности – инновации
| 2020 г.
| 2030 г.
|
| Университеты и другие организации высшей школы
|
|
|
| Академии наук и академические институты
|
|
|
| Корпоративные исследовательские и инжиниринговые центры российских компаний
|
|
|
| Специальные государственные компании (РОСНАНО, РОСАТОМ) и государственные учреждения (Агентство стратегических инициатив и др.)
|
|
|
| Филиалы зарубежных университетов, филиалы исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных и транснациональных компаний
|
|
|
| Высокотехнологичный бизнес, кластеры высокотехнологичных предприятий
|
|
|
| Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, государственный заказ и т.д.)
|
|
|
| Специально созданные элементы инновационной инфраструктуры – технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.
|
|
|
| Сетевые (внеинституциональные) сообщества исследователей
|
|
|
| Другое
|
|
| Сфера деятельности – образование и подготовка кадров
| 2020 г.
| 2030 г.
|
| Университеты и другие организации высшей школы
|
|
|
| Корпоративные учебные центры, корпоративные университеты российских компаний
|
|
|
| Филиалы зарубежных университетов, транснациональных образовательных организаций («открытых университетов» и др.)
|
|
|
| Бизнес в сфере образования (частные вузы, учебные центры и т.д.)
|
|
|
| Образовательные кластеры (партнерские сети, включающие университеты, предприятия и др.)
|
|
|
| Государство (федеральные и региональные министерства через механизмы ФЦП, госзаказа, «национальных проектов», финансирование программ развития вузов и т.д.)
|
|
|
| Новая образовательная инфраструктура – региональные культурно-образовательные центры и «образовательные парки», модернизированные библиотеки и т.д.
|
|
|
| Сетевые (внеинституциональные) сообщества в сфере образования
|
|
|
| Другое
|
|
| |