Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В


НазваниеАно икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В
страница1/41
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Информационно-консультационный

центр
«Бизнес-Тезаурус»


(АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»)

Буев В.В., Крючкова П.В., Лобанова А.В.,

Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Щербинина А.Ю.


МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НА ДОБРОВОЛЬНОЙ
ОСНОВЕ И ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ


Руководитель проекта: Мигин С.В.

Москва-2008
Реферат



Настоящая брошюра содержит результаты работ по анализу возможностей применения механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

Основной целью исследования является содействие развитию системы стандартизации и добровольной оценки соответствия в рамках реформы технического регулирования с использованием механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики.

В процессе подготовки материалов проводились следующие работы.

  • Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

  • Анализ существующей системы требований стандартов и требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями к своим членам и применяющихся в Российской Федерации, а также соответствующих им форм оценки соответствия.

  • Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики.

  • Анализ зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

  • Анализ российской практики применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

  • Обобщение анализа и разработка предложений, способствующих развитию системы требований на добровольной основе и системы оценки соответствия с помощью применения механизмов саморегулирования.

Результатом работ стал аналитический отчет, посвященный анализу возможных альтернатив использования механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики для дальнейшего применения и развития системы добровольных требований и оценки соответствия, способствующий реализации реформы технического регулирования во взаимосвязи с развитием саморегулирования в Российской Федерации.

Работа была выполнена коллективом информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус» в 2005 году и в целях настоящей публикации не перерабатывалась. Основой при подготовке брошюры стал проект, реализованный для Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Работа публикуется в целях общественного обсуждения.
Перечень ключевых слов:

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, АККРЕДИТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ДОБРОВОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Содержание



1.1. Анализ нормативно-правовой базы,
регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на
добровольной основе 13

1.2. Анализ нормативно-правовой базы,
регулирующей отношения в области оценки
соответствия 26

1.2.1. Описание действующей в настоящее время системы
аккредитации в области оценки соответствия 31

1.2.2. Сопоставительный анализ существующих нормативно оформленных предложений по формированию единой системы аккредитации в области оценки соответствия 48

1.2.3. Прогнозный анализ проекта Постановления
Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров)» 100

1.2.4. Результаты анализа регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)» 120

2.1. Анализ существующей системы требований стандартов 129

2.2. Анализ существующей системы требований стандартов, а также требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями своим членам 138

2.3. Анализ форм оценки соответствия,
применяющихся по отношению к стандартам и
требованиям саморегулируемых организаций 139

3.1. Классификация саморегулируемых организаций на основании рассматриваемых законов 144

3.1.1. Реклама 145

3.1.2. Арбитражные управляющие 146

3.1.3. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг 149

3.1.4. Управляющие компании 151

3.1.5. Аудиторы 152

3.1.6. НПФ 153

3.1.7. Оценщики 155

3.1.8. Добровольные саморегулируемые организации 155

3.2. Выводы 156

4. Анализ зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия 158

4.1. Деятельность саморегулируемых организаций в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия 159

4.1.1. Разработка, принятие требований 159

4.1.2. Промышленные консорциумы 162

4.1.3. Оценка (подтверждение) соответствия 163

4.2. Страновой обзор 171

4.2.1. США 171

4.2.2. Австралия 175

4.2.3. Канада 181

4.2.4. Великобритания 182

Кодексы добровольного саморегулирования 184

Кодексы делегированного саморегулирования 185

Британский институт стандартов 186

Процедура утверждения добровольных кодексов
саморегулирования в Великобритании 187

4.2.5. Япония 188

4.3. Выводы 189

Введение



Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономических процессов исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логика преобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципа обоснованности государственного воздействия на экономику с использованием законного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственного регулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функций государственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляются вовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служить основной цели – сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.

В связи с этим остро стоит вопрос об упразднении избыточных функций государственного регулирования и о передаче части функций государственного регулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач и экономической эффективности.

Дерегулирование экономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы прямому государственному регулированию. Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группой экономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственную деятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективно решить ряд важнейших задач. С теоретической точки зрения саморегулируемые организации в состоянии преодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальной политики с меньшими издержками, чем в случае прямого государственного регулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъянов государства. Вполне очевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышение общественного благосостояния и темпов экономического роста. Вместе с тем существует возможность возникновения негативных эффектов функционирования саморегулируемых организаций, что, в первую очередь, связано с возможным ограничением конкуренции. Выбор конкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачи государственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции на рынок/задействовании механизмов саморегулирования, должны осуществляться на основе сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства и проведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты–результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государства) с целью установления баланса интересов. Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательства необходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбора оптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.

Развитие института саморегулирования в рамках отечественной хозяйственной системы имеет относительно короткую историю, что связано с исторически обусловленными характеристическими свойствами последней. Вместе с тем накоплен достаточно обширный опыт, связанный с функционированием различного рода профессиональных ассоциаций, которые обладают некоторыми присущими саморегулируемым организациям чертами. Первые собственно саморегулируемые организации возникли как объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг с принятием в 1996 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В настоящее время в различных секторах экономики функционирует значительное число объединений субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (фактически являющихся саморегулируемыми организациями), деятельность которых отчасти регулируется рядом отраслевых законов, а отчасти – лишь нормами гражданского законодательства.

Исходя из основных целей реформы системы регулирования, а также в силу возрастания роли института саморегулирования в национальной экономике, становится очевидной необходимость законодательного оформления деятельности саморегулируемых организаций и содействия дальнейшему развитию профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики. Одновременно с целью повышения качества правового регулирования, обоснованности и адекватности принимаемых решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в целом и саморегулируемых секторов экономики в частности необходимо изучать теоретические основы их функционирования, анализировать и обобщать существующий позитивный зарубежный опыт (в экономически развитых странах внедрение элементов саморегулирования происходило эволюционно на протяжении длительного периода, и, соответственно, накоплен значительный опыт в этой сфере).

В рамках настоящего исследования, имеющего целью содействие развитию системы стандартизации и добровольной оценки соответствия в рамках реформы технического регулирования с использованием механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики, осуществляется анализ возможностей саморегулируемых организаций по установлению правил и стандартов деятельности хозяйствующих субъектов, дополняющих, расширяющих, ужесточающих либо замещающих требования, устанавливаемые государством, а также возможностей по обеспечению соответствия установленным требованиям, носящим как обязательный, так и добровольный к исполнению характер. Развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики в части разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия установленным требованиям позволит более полно использовать объективные сравнительные преимущества саморегулирования в плане обеспечения эффективного регулирования поведения производителей и продавцов.

Первый раздел исследования посвящен анализу нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

Во втором разделе представлен анализ существующей системы требований стандартов, а также требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями своим членам, применяющихся в Российской Федерации, и соответствующих им форм оценки соответствия.

В третьем разделе рассматриваются законодательные основы регулирования деятельности организаций саморегулирования отдельных секторов экономики.

Четвертый раздел посвящен анализу зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

В пятом разделе приведен анализ российской практики применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.

Шестой раздел посвящен обобщению анализа и разработке предложений, способствующих развитию системы требований на добровольной основе и системы оценки соответствия с помощью применения механизмов саморегулирования.

1. Анализ нормативно-правовой базы,
регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки
соответствия



В соответствии с действующим законодательством РФ, и в частности Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг могут носить обязательный1 или добровольный к исполнению характер. Требования к указанным объектам могут также вытекать из условий договоров. В рамках настоящего исследования, посвященного анализу возможностей применения механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики в части установления и применения добровольных требований, основное внимание уделяется нормативному правовому регулированию отношений в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе.

Другим важным аспектом, рассматриваемым в настоящем разделе, является нормативно-правовое регулирование отношений в области оценки соответствия установленным требованиям (обязательным, добровольным, вытекающим из условий договоров). Согласно понятийному аппарату, закрепленному Законом «О техническом регулировании», под оценкой соответствия понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Пункт 3. ст.7. Закона предусматривает, что оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. С учетом целей настоящего исследования акцент в анализе нормативного правового регулирования отношений в области оценки соответствия установленным требованиям делается на анализе добровольной к применению составляющей (т.е. форм оценки соответствия добровольным к исполнению требованиям)2.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconУчебно-методические пособия для российского бизнеса
Практическое руководство в помощь женщинам-предпринимателям Серия "Бизнес-Тезаурус"

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconУрок по технологии предпринимательства. (9 класс). Тема: «бизнес-планирование»
Способствовать формированию понятий: бизнес-план, бизнес-планирование, составные части бизнес плана, резюме бизнес-плана

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconНомера
Алла Каминская, к ф н, м д а., бизнес-консультант по развитию аптечного бизнеса, бизнес-тренер, бизнес-коуч

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconПоложение о порядке формирования, ведения и хранения личных дел обучающихся...
Положение) является локальным нормативным актом ано впо московский гуманитарно-экономический институт (далее ано впо мгэи) и устанавливает...

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconОсновные организационные моменты создания ано
Причем данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными...

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconМетодические указания по выполнению курсовых работ бизнес планирование...
Цель дисциплины – сформировать систему базовых знаний по теории, методологии и методам бизнес-планирования; выработать и развить...

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconII. Отчисление обучающихся из ано
Настоящее положение определяет порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся в образовательном структурном...

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В iconПособие для работников госархстройнадзора по осуществлению контроля...
Разработано в 1992 году Инженерно-Консультационным центром Международного Союза строителей (икц)

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В icon«Бизнес-модель и управление» 6-8 февраля 2014 года, Москва
«хорошую» или «сильную» бизнес-модель, а компании, не приносящие прибыль – «слабую» или «неэффективную». Существенным является установление...

Ано икц «Бизнес-Тезаурус» Буев В. В., Крючкова П. В., Лобанова А. В icon3. Права и обязанности ано «цпв «смилодон»
Владимировича, действующего на основании Устава, Лицензии 39 №000340, регистрационный № пп-1324, выданной Службой по контролю и надзору...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск