Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения


НазваниеКонференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения
страница1/51
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51










ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Книга, представляемая вашему вниманию, подготовлена на основе материалов Международной конференции «Взаимодействие культур в условиях глобализации», которая была посвящена памяти выдающегося политического деятеля ХХ века, общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева.

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа - День спасения.

После восстановления независимости в 1991 году Азербайджан столкнулся с серьезными экономическими и политическими проблемами. На фоне экономического спада, военной агрессии со стороны Армении, Азербайджан находился на грани гражданской войны, и долгожданная независимость встала под угрозу. Только приход к власти Гейдара Алиева 15 июня 1993 года, позволил в корне изменить ситуацию и положил основу для создания суверенного Азербайджанского государства.

Гейдар Алиев посвятил всю свою жизнь своей стране. Благодаря его мудрости, политическому предвидению Азербайджан сегодня процветает. По темпам экономического развития Азербайджан в последние годы занимает лидирующее место в мире. В стране реализуются крупные региональные проекты в области транспорта и энергетики. Решаются социальные, гуманитарные проблемы. В целом процесс национального возрождения проявляется в неизменном улучшении жизни людей.

Гейдара Алиева сегодня нет с нами, но живет независимый Азербайджан, живет дело, которому он посвятил всю свою жизнь. Живут его идеи…

Пять лет назад был создан Фонд Гейдара Алиева, призванный развивать его идеи, способствовать распространению представлений об Азербайджане, содействовать пониманию в мире ценностей азербайджанской культуры. Деятельность Фонда развертывается не только в Азербайджане, но и в некоторых других странах. За это время Фонд, по существу, стал признанным международным центром, поддерживающим диалог культур и консолидацию усилий в интересах устойчивого развития Азербайджана и всего Прикаспийского региона.

Вопросы, связанные с взаимодействием культур, конечно, обширны и во многом неоднозначны. Однако, бесспорно, что инфраструктура отдельных стран в условиях глобализации во многих отношениях интегрируется. Задача поэтому заключается в том, чтобы определить предпосылки и условия гармонизации социально-экономических, политических и иных связей и отношений в мире.

Азербайджан толерантная страна. Наш народ с глубоким уважением относится к культурному разнообразию мира. Педагогические традиции в Азербайджане восходят к высоким нравственным идеалам, их пронизывает дух человечности и терпимости. И это не случайно. Имея уникальное геополитическое расположение, являясь фактически мостом между востоком и западом и располагаясь на древнем шелковом пути, Азербайджан – край, где исторически всегда сочетались ценности восточной и западной культур, где новое в материальной и духовной сфере зачастую появлялось в результате взаимодействия, синтеза достижений этих великих культур.

Участники Конференции единодушно приняли решение о необходимости продолжения работ в области взаимодействия культур, дальнейшего раскрытия исторических, философских, социологических, политологических, правовых, психологических и других аспектов данной сложной темы. Наш Фонд предлагает II Международную конференцию «Взаимодействие культур в условиях глобализации», посвященную памяти выдающегося политического деятеля ХХ века, общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева провести в 2010 году в Баку.

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить участников конференции, авторов и редакторов данной книги, пожелать всем творческих успехов и удач в жизни.
Алиева Лейла Ильхамовна,

Глава представительства

Фонда Гейдара Алиева в Российской Федерации

Гуманистическая основа

взаимодействия культур
Гусейнов А.А.
Проблема взаимодействия культур имеет большую научно-теоретическую актуальность и одновременно практическую значимость. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо правильно определить предмет и тональность дискуссии о культурном взаимодействии. Культура – понятие, обладающее высокой степенью абстрактности. Оно широко используется в рамках различных учений, но при этом не имеет эмпирической наглядности. Никто не может указать пальцем, что это есть культура. Культуры сами по себе не взаимодействуют. Важно понять, что взаимодействуют не культуры, а люди, принадлежащие к разным культурам. Далее, и люди, принадлежащие к разным культурам, взаимодействуют между собой, как правило, не по поводу своей принадлежности к разным культурам, а по поводу конкретных проблем, которые их интересуют и для решения которых они объединяют свои усилия. Взаимоотношения культур должны строиться по модели взаимоотношений индивидов, личностей. И в том и в другом случае основой является взаимное уважение. Культуры, как и люди, могут быть разными по своим достижениям, но их ценностный статус является одинаковым. Каждая культура самоценна.

Еще одну мысль хотелось бы подчеркнуть. В советские годы применительно к культуре широкое хождение имела формула: «социалистическая по содержанию и национальная по форме». Возможно, в ту эпоху национальная форма недооценивалась. Но, тем не менее, само это различие национальной формы культуры и её предметного содержания имеет важное значение. Это особенно важно тогда, когда, как например, в профессиональных сферах деятельности или в общественном поведении индивидов, преувеличение роли национальной формы часто оказывается деструктивным фактором. К примеру, мы встречались год назад с директором Института философии, социологии и права НАН Азербайджана И. Мамед-заде в рамках конференции философов стран СНГ, кстати, там же мы договорились о необходимости периодических встреч такого рода. Там мы пришли к выводу, что наши дискуссии будут более продуктивными, чем более конкретный профессиональный характер они будут иметь, чем менее будут зависеть от привходящих политических или иных коньюктурных факторов, что национальные особенности философии не являются препятствием для плодотворного сотрудничества в этой области знаний.

Символично и адекватно существу дела, что конференцию о диалоге культур организовал Фонд имени Г.Алиева - человека, который был убежденным интернационалистом и обладал чрезвычайно широким кругозором.

Не сомневаюсь, что книга, подготовленная на основе материалов данной конференции, внесет определенный вклад в понимание явлений конвергенции культурных ценностей, беспрецедентно усиленных современными процессами глобализации.


АЗЕРБАЙДЖАН – НАША ЛЮБОВЬ!
Уткин А.И., Федотова В.Г.
Азербайджан – страна с уникальной историей, древнейшей культурой, здесь пересекались пути разных цивилизаций. Это красивый во всех отношениях край. Достаточно взглянуть на величественную линию Апшерона, чтобы память навсегда запечатлела яркий образ этой страны.

В 1813 и в 1828 году Северный Азербайджан был присоединен к России. После крестьянских реформ при Александре II Россия вступила на путь индустриально капиталистического развития. К концу XIX века Баку стал крупнейшим промышленным центром в России. В 1900 году капитализации Российской империи более всего содействовала нефть Апшерона, которая сделала Баку одним из мировых индустриальных центров.

Не совсем правы те, кто считает приход советской власти в Азербайджан началом деградации страны. На самом деле в этот период, по своему, расцвела национальная культура щедрого на таланты азербайджанского народа. Кавказский Париж, как называли Баку, жил богатой духовной жизнью, производил высокую поэзию, музыку и фильмы. «Азербайджан фильм» обогнал многие киностудии страны.

Нефтяной промысел породил стойкий рабочий класс Баку. Эта нефть стала особенно ценна, когда напавший на СССР Гитлер ринулся на захват Бакинских промыслов. Десять линий обороны окольцевали Баку, и немцам не удалось захватить Бакинские прииски. А с юга росла и крепла от Тебриза через Иран линия ленд-лиза: самолеты, танки, джипы, сделавшая Красную Армию мобильной.

Но окончание Второй мировой войны не принесло окончательно мира в этот край. Вначале Запад потребовал от Советской Армии покинуть Северный Иран, а затем Турция стала военным бастионом Америки. Годы «холодной войны» разъединили связь Азербайджана с соседним Ираном, где в 1953 году к власти пришло национальное правительство Массадыка. Пренебрегая симпатиями населения, он начал жесткую вестернизацию страны. Американцы платили оружием.Так, самолет F-16 иранские ВВС получили раньше, чем сама Америка. Но презрение американцев к основам образа жизни иранцев, их культурному коду, к шиизму вызвало восстание 1979 года, когда аятолла Хомейни прибыл из Парижа и восстановил традиции.

А Азербайджан процветал, развивалась наука, образование, искусство. Гейдар Алиев блестяще руководил республикой, добиваясь ее подъема и благополучия.

Стоило пройтись по заводу кондиционеров, по нефтяным приискам, по прекрасному городу, динамизм жизни республики становился очевидным. Таланты Узеира Гаджибекова, Самеда Вургуна, Кара Караева, Таира Салахова, Рашида Бейбудова, Муслима Магомаева стали достоянием всего Советского Союза. Художественная культура Азербайджана сформировала прекрасную поэтическую, музыкальную традицию, признанную сейчас во всем мире.

Интернационализм Азербайджана и особенно Баку, продолжавшего быть космополитическим городом, населенным мирно живущими народами разных национальностей, - был уникальным.

Все это сделали Гейдара Алиева - гармоничную во всех отношениях личность - любимым политиком народов Азербайджана и России.

Развиваясь сегодня как независимое государство, Азербайджан с особой теплотой вспоминает советские годы, и граждане России продолжают любить Азербайджан и азербайджанцев – этот удивительно искренний, доброжелательный народ.

После распада СССР турки, ринувшись к своим прежде далеким родственным народам – казахам, киргизам, туркменам, азербайджанцам с целями бизнеса, с идеями пантуркизма, с «цивилизующей миссией», были просто ошеломлены исключительной образованностью населения, его высоким жизненным уровнем и скоро потеряли просветительский пафос, найдя чему поучиться у этих народов. Работая в начале 90-х профессорами англоговорящего (бывшего американского) Босфорского университета в Стамбуле, мы явились свидетелями потрясения турецкой элиты от встречи с бывшими советскими людьми, которые стали преподавать и учиться в Стамбуле. На 1000 людей в Азербайджане высшее образование имели более половины, чего не было в Турции. Наш азербайджанский друг профессор математики в Босфорском университете Асаф Гаджиев был всесторонне образованным человеком, равно как его жена, ее родители, их семья вызывала восхищение турецких коллег. Мы были горды тем, как рушится миф о неразвитости Азербайджана.

Мы полюбили Турцию, но Азербайджан – наша первая большая любовь.
I. Культура и личность


ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ КАК ИЗВЕЧНЫЙ ФАКТОР

РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
Акаев А.А.
Проведение в российской столице крупной научно-прак­тической конференции, посвященной славному сыну азербайджанского народа Гейдару Алиеву, является поистине знаковым событием. С Москвой связано многое в его жизни и судьбе. Здесь он с молодых лет получил мощную поддержку, испытал высокий взлет в политической и государственной деятельности. Здесь же встретился с цинизмом и несправедливостью со стороны последних советских правителей. К чести Гейдара Алиева, он с присущей ему человеческой и гражданской стойкостью воспринял трудные перемены, а, вернувшись в родную республику, смог отдать без остатка свои силы, талант и знания азербайджанскому народу, вставшему на путь государственной независимости.

Масштаб личности Гейдара Алиева таков, что он далеко перешагнул границы Азербайджана и приобрел в своем интеллектуальном и человеческом измерении широкое международное звучание. Порой мне кажется, что в жизни Гейдара Алиева решающую роль сыграли фатум, судьба, некие высшие силы, которые предназначили ему на крутом повороте истории роль главы нового государства, созданного древним народом с трудной исторической судьбой.

Мне выпало счастье в течение десяти лет, когда Гейдар Алиевич, возглавлял независимый Азербайджан, многократно и по разным поводам с ним встречаться. Я сразу же попал под обаяние его яркой личности. Он был старше меня более чем на 20 лет. За плечами у азербайджанского коллеги был огромный опыт государственной и политической деятельности. Хотя президенты стран СНГ в отношениях между собой придерживались принципа равенства, но к Гейдару Алиевичу у меня было другое отношение. Воспринимал я его как мудрого дальновидного аксакала, прошедшего с честью через выпавшие на его долю политические тернии и личные невзгоды. А к таким людям на Востоке принято относится с подчеркнутым пиететом. Вокруг Гейдара Алиева в политической и государственной элите стран СНГ вполне заслуженно складывалась атмосфера подлинного уважения и почитания.

Кыргызстан и Азербайджан многое в постсоветские годы сближало. Шло становление независимой государственности, переустраивались на демократический лад политическая жизнь, экономика, духовная сфера. Вглубь шло изучение исторических корней национальной государственности и культуры. В Центральной Азии мы всегда с благодарностью ощущали твердое плечо и дружескую поддержку Баку. Когда по решению ООН и ЮНЕСКО в Кыргызстане и в других странах мира в августе 1995 года отмечалось тысячелетие великого народного эпоса “Манас”, Гейдар Алиевич на торжествах в республике был самым дорогим и желанным гостем. Он пробыл тогда у нас три дня. Без признаков устали участвовал в юбилейных мероприятиях, выступал , встречался с людьми, видел их восторг. Перед моими глазами до сих пор стоит освещенная ослепительным августовским солнцем фигура Гейдара Алиевича на трибуне манасовского мемориала. С тех пор зародились наши доверительные отношения.

А потом наступила моя очередь весной 1999 года приехать в Баку. По инициативе Гейдара Алиевича и по решению ЮНЕСКО отмечалось 1300-летие азербайджанского героического эпоса “Китаби деде Горгуд”. Эпическая традиция нашла в этом выдающемся произведении азербайджанской культуры яркое воплощение. Характерно, что введение в мировой литературный обиход обоих эпосов “Манас” и “Китаби деде Горгуд” было осуществлено при решающей роли выдающегося российского ученого академика Василия Бартольда. Кыргызские, азербайджанские и российские корни в эпической сфере тесно сплелись.

Гейдар Алиевич запомнился мне, как человек энциклопедических познаний в духовной сфере, просвещенный ценитель художественных талантов и дарований. С его деятельностью связан подлинный ренессанс в литературе, искусстве и архитектуре республики. По-новому зазвучали имена азербайджанских поэтов и мыслителей Низами Гянджеви, Хагани Ширвани, Мухаммеда Физули, Мирза Фатали Ахундова, Самеда Вургуна и др. Обогатилась азербайджанская музыкальная культура. Один из ее видных представителей Полад Бюль-Бюль оглы в качестве посла Азербайджана украсил дипломатический корпус в Москве. Пополнилась неповторимым колоритом национальная архитектура. Волшебная романтика столицы Азербайджана Баку остается навсегда в сердцах всех, кто в нем побывал. А в моей памяти хранится благородное отношение Гейдара Алиевича к таким выдающимся личностям в мировой культуре, как Мстислав Ростропович и Муслим Магомаев. Оба – уроженцы прекрасного Баку и это многое в генетике их талантов объясняет. Те, кто участвовали в бакинских торжествах в 1997 году в честь 70-летия великого музыканта Ростроповича, помнят феерический праздник, организованный с благословения президента Алиева. Знаю, что Маэстро и Галина Вишневская буквально боготворили Гейдара Алиевича. Своим духовным отцом считал президента Азербайджана безвременно скончавшийся Муслим Магомаев. Дружба с Гейдаром Алиевичем вдохновляла талантливого певца в его творческом подвиге. Азербайджанцы, россияне, кыргызы, казахи, народы постсоветских республик почувствовали себя осиротевшими после кончины Гейдара Алиева. С ним связаны яркие страницы нашей общей истории. И сама личность Гейдара Алиевича была олицетворением межнациональной дружбы наших народов, извечной связи их культур.

Нас с Гейдаром Алиевичем связывали общие интересы не только в духовной сфере. Сотрудничество развивалось и расширялось в созидательной области. Одним из ярких свидетельств тому стала идея возрождения Великого Шелкового пути, которая на крупной международной конференции в Баку в сентябре 1997 года обрела черты конкретной программы создания транспортного коридора “Европа – Кавказ – Азия”, сокращенно ТРАСЕКА. Тогда этот проект получил название «Мост Шанхай-Париж». Это и на сегодня один из самых амбициозных трансевразийских проектов.

Созидание было целью и смыслом жизни Гейдара Алиева в советские и постсоветские годы. Получив от Союза и своих предшественников на президентском посту страну, отягощенную тяжким системным кризисом и острыми внутренними неурядицами, он привел ее в состояние всестороннего бурного развития, вывел небольшую республику на роль энергетической державы. Геополитическое влияние Азербайджана вышло за региональные рамки и приобрело международную значимость. Своему народу Гейдар Алиевич в итоге оставил богатое наследство. Республика от столицы до окраин неузнаваемо преобразилась. Благословенна страна, способная рожать таких сыновей. Наследие Гейдара Алиева включает и талантливого продолжателя его дела - Ильхама Алиева. Отец вправе им гордиться.

Первый памятник Гейдару Алиеву как дважды Герою Социалистического труда был возведен еще в советские годы. Но главным памятником ему на века и тысячелетия остается Азербайджанская Республика, которая, следуя алиевским заветам, широко шагает в будущее. Памятником будут благодарные чувства азербайджанского народа, верных друзей и почитателей Гейдара Алиевича во всем мире. К их числу принадлежу и я.

Культ личности с некоторых пор считается уничижительным понятием. Но я – за культ личности, когда культ создается такими великими личностями, как Гейдар Алиев.

Обращаясь к сущностным аспектам моего выступления, на вопрос о взаимодействии культур в эпоху глобализации я без сомнения отвечаю, что глобализация создает благоприятные условия для развития культур, расширяет пространственные рамки этого процесса и ведет к его ускорению. В результате соприкосновения и взаимодействия различных культур в условиях глобализации происходит их взаимообогащение путем расширенного восприятия высших образцов культурного творчества, имеющихся у различных национальных групп и государств. Разумеется, глобализация создает также каналы для агрессивного наступления масскультуры, но это неизбежные издержки, которые в мейнстриме культурного процесса можно локализовать сознательными усилиями общества.

Говоря о глобализации, некоторые исследователи относят ее возникновение к концу предыдущего ХХ века. Углубляясь в эту тему, я обратил внимание, что в вышедшей в США в 1994 году фундаментальной монографии лауреата Нобелевской премии, корифея внешнеполитической мысли Генри Киссинджера «Дипломатия», по праву считающейся «дипломатической энциклопедией», нет даже термина «глобализация». Потом в вышедшей через 7 лет в 2001 году его монографии «Нужна ли Америке внешняя политика?» Г.Киссинджер не просто упоминает, а всесторонне анализирует явление глобализации. Почему столь проницательный политик упустил важнейший феномен мировой жизни? Не получается ли в этом деле будто «чертик выпрыгнул из табакерки» совершенно неожиданно. Разумеется, неожиданность в явлениях всеохватывающего мирового масштаба вряд ли возможна. Подобный глобальный феномен не мог столь бурно разрастись лишь за 10-20 лет, если бы он не возник намного ранее и не был исторически укоренен.

С научной точки зрения, руководствуясь универсально-эволюционистским подходом, справедливо было бы отнести начальные шаги глобализации к ранним этапам становления человеческого общества. Мир был и остается единым и неделимым. Первичные человеческие ячейки постоянно приходили в соприкосновение друг с другом, нередко вступали в борьбу за выживание. Их ареал обитания постоянно менялся. «Стягивание» мира началось с древности. Ограничения были связаны лишь с естественными преградами (океаны, моря, горы, реки).

При желании легко проследить, использовав подходящий алгоритм, нарастание процесса глобализации во времени. На первых этапах его динамика определялась скоростью пешехода и коня. Эстафета затем перешла к механическим системам, а позднее – к паровой тяге, двигателям внутреннего сгорания. Ныне в эпоху Интернета и быстродействующих компьютеров мир в сфере электронных коммуникаций перешел в режим реального времени. Глобализация как Феномен, связанный с наиболее сложной из всех существующих – глобальной системой, пережила, таким образом, процесс эволюции, пройдя от низкоскоростных этапов к нынешнему высокоскоростному режиму, ограничения которому лимитируются лишь такой всемирной константой, как скорость света. В математике явления, сходные с динамикой процесса глобализации, называются «процессами с обострением» и описываются законом квадратичного роста (гиперболический – взрывной рост) с медленным развитием на начальном этапе и взрывной динамичностью на этапе зрелости.

Возможно ли в принципе управление нарастающим по гиперболе процессом глобализации? Со своей стороны не сомневаюсь в этом. Глобализация – это порождение человеческого общества и человек не только способен, но и призван осуществлять над ним контроль. Феномен глобализации преподает человечеству уроки жизни в новых условиях, когда события, происходящие в какой-то части мира, резонансно отзываются во всей глобальной системе. В нынешних условиях это выпукло проявляется во всеохватывающем финансовом и экономическом кризисе. Сбой, который произошел в одном из элементов мировой системы, в частности – в США, быстро приобрел глобальное разрушительное измерение. Но и в этом кризисе как порождении эпохи глобализации не следует видеть только негативные стороны. Кризисы создают возможности для качественного обновления жизни общества, выхода его на новые рубежи развития.

Переходя к вопросу о роли и месте культуры в условиях глобализации, хотел бы заранее оговориться, что было бы необоснованно сводить глобализацию лишь к экономическому и социальному аспектам. Я склонен к расширительному толкованию этого феномена с включением в него культурной и политической составляющих. Наибольшее позитивное по характеру влияние глобализация, похоже, оказывает на развитие материальной культуры. Достижения современной науки и техники, воплощенные в предметах такой культуры, с использованием рычагов, глобализации быстро входят в жизнь миллионов людей во всем мире. Во многом эти обыденные предметы человеческого обихода нивелированы, но это компенсируется их высоким качественным уровнем. Выпускаемые в Европе, Японии и США современные автомобили и самолеты, электроника, бытовая техника и др. являются тому свидетельством.

В то же время большую озабоченность вызывают попытки нивелирования в сфере духовной культуры. Прежде всего это проявляется в нахлынувшем на весь мир из США и ряда западных стран потоке масскультуры, действующей особенно разрушительно на мировосприятие, духовную жизнь и художественные вкусы молодежи. Подлинная духовная культура не безлика. Она зиждется на дарованиях и талантах выдающихся личностей – творцов и мыслителей, которые рождались человечеством на Западе и Востоке с древних времен и появляются в наши дни. Во все века просвещенное общество почитало и поддерживало своих великих сынов. Произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Чайковского, великие эпические произведения азербайджанского и кыргызского народов стали не только национальным достоянием, но и вышли на международный уровень, возвысив в мире наши страны. Незаменима в поддержке культуры роль прогрессивного государства. Жизненный пример Гейдара Алиева служит тому ярким подтверждением.

Есть немало исследований, в которых общий культурный поток разделяется на ряд составных компонентов. Наряду с материальной и духовной культурой вычленяются политическая культура, культура государственного управления, человеческого общения и т.д. Будучи солидарным с таким подходом, считаю необходимым особо подчеркнуть в этом ряду значение политической культуры. Созидательный контекст в деятельности выдающихся политиков и государственных деятелей сродни высокому творчеству в сфере культуры. Эта сторона дела особенно относится к проблемам международной безопасности, стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, обеспечения устойчивого развития и т.д. Только широкий кругозор, дальновидность, аналитический дар и творческий подход к делу дают возможность государственным деятелям и политикам находить компромиссы и принимать решения, позволяющие человечеству избегать фатальных последствий. Политическая культура в данном свете это сотворение нового в сложнейшей области человеческой деятельности. В условиях современного глобального кризиса уместно также вспомнить имя американского президента Франклина Рузвельта и его вошедшую в историю антикризисную программу «Новый курс». Ее актуальность сохраняется и поныне. По моему глубокому убеждению, подлинная политическая культура несет в себе мультипликационный эффект, поскольку позволяет объединить в общем потоке массовые усилия.

В постсоветских условиях основным критерием политической культуры служит, как мне кажется, приверженность демократическим ценностям. Курс на демократию в годы моего четырнадцатилетнего президентства в Кыргызстане я считал и поныне рассматриваю императивом развития. Вместе с тем настораживают заокеанские попытки насадить и культивировать на нашей евразийской почве чужие образцы демократического строительства. Конкретным выражением тому стали т.н. цветные революции. В Кыргызстане, как известно, это обрело в марте 2005 года форму государственного переворота.

Политическая культура предполагает не штампование демократического процесса по чужеземным лекалам, а творческий подход к этой проблеме. Опора на национальные особенности, традиции и народный менталитет может и должна сочетаться с использованием позитивного опыта других стран. Мое демократическое кредо состоит в том, что нужны целенаправленные усилия плюс время, чтобы демократические убеждения вошли в плоть и кровь народа, сделались повседневной нормой поведения. Нетерпеливость и подталкивание со стороны некоторых зарубежных борцов за демократию могут сослужить плохую службу. Отрыв от реальности всегда чреват пагубными последствиями. Терпимость, терпеливость и последовательное шаг за шагом продвижение по пути демократии в наших условиях является наилучшим способом для торжества идей народовластия в кратчайшие по историческим меркам сроки. Иногда к слову «демократия» добавляются разные прилагательные, в частности, один из близких мне подходов называют «суверенной демократией». Пусть так и будет. Дело не в определениях, а в сути.

Гейдар Алиев был в политической культуре Маэстро, непревзойденным мастером. В любом большом и малом деле он руководствовался национальными интересами, интересами родного народа. И в этом состоит его великий пример для современников, а также будущих поколений в Азербайджане и других странах.

Подытоживая можно сказать, что глобализация как объективно-историческое явление, расширяя охват, вбирает ныне в свое русло все потоки мировой жизни, в том числе и культурный поток с помощью Интернета. Благодаря этому феномену, в любой точке Земли можно приобщиться к древним фондам, например, знаменитой Александрийской библиотеки в Египте, богатствам национальных библиотек США, Великобритании, Франции, России и других стран, к художественным сокровищам лучших музеев и т.д. Мировые художественные ценности с помощью современных коммуникаций стали общим интеллектуальным достоянием человечества. Опасение вызывает лишь то, что значение подлинной культуры, которая зиждется на великом наследии, оставленном талантливыми творцами всех времен и народов, может принижаться в результате агрессивного наступления тех сил, которые ради выгоды цинично насаждают шоу-бизнес, культ насилия и секса. Это Вызов, на который, согласно взглядам выдающегося английского историка и философа Арнольда Тойнби, мировому сообществу предстоит дать адекватный Ответ.

На ристалище Добра и Зла в сфере культуры активной силой должно выступать мировое культурное сообщество. На этом поприще действуют авторитетные международные институты. На первом месте бесспорно стоит ЮНЕСКО. Прочно держит позиции Организация Объединенных наций и входящие в ее семью международные учреждения гуманитарного характера. В частности Кыргызстан не раз получал от них действенную помощь и поддержку при реализации крупных проектов в сфере духовной жизни. На стороне Добра призвано выступать государство, в распоряжении которого есть множество рычагов для проведения культурной политики, отвечающей интересам общества. Избавь нас Всевышний при этом от культурных и цветных революций. И прибавь таких выдающихся личностей, каким был Гейдар Алиев, деятельность которого стала поворотной, надолго определив ключевые вехи на столбовой дороге развития не только родной страны, но и других народов, связанных с Азербайджаном узами братской дружбы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Похожие:

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconОтчет по учебной практике Название дисциплины
Воркутинского филиала Современной Гуманитарной Академии. С 10 июня 2013 года по 01 июля 2013 года проходила производственную практику...

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconКонференция: «Что происходит на фармацевтическом рынке?» (г. Москва)...
Информация с заседаний Координационного совета Минздравсоцразвития и опоры

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconВнеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: «День знаний»
Вступительная статья. Задачи праздника «День Знаний» в общеобразовательном учреждении. 1

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconОтчет по практике Название дисциплины
Я студент Современной Гуманитарной Академии, моя практика проходила в Арбитражном суде по кчр в городе Черкесске

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconМеждународная научно-практическая конференция «xv I международная...
«xvi международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconМеждународная научно-практическая конференция «xv I международная...
«xvi международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconМеждународная научно-практическая конференция «xv I международная...
«xvi международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconМеждународная научно-практическая конференция «xv I международная...
«xvi международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconПисьмо к д'аламберу о зрелищах
Французской Академии, Королевской Академии наук в Париже, Прусской королевской Академии наук, Королевского общества в Лондоне, Шведской...

Конференция проходила в Москве, в стенах Института философии Российской академии наук 15 июня 2009 года. Примечательно, что конференция проходила в день национального праздника азербайджанского народа День спасения iconКонференция: «vii ежегодная межрегиональная конференция «Актуальные...
Что год текущий нам готовит? Новый закон – «Об охране здоровья граждан». Казалось бы, благое дело и для отрасли, и для каждого из...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск