Приложение «Вводный урок технологии в 5 классе»
Станкевский Николай Михайлович, 238-053-667,
учитель технологии Методические рекомендации для проведения
современного урока технологии в 5-ом классе на примере
вводного урока технологии с применением обучающих стендов СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАЙД 1
Современный урок – есть веление нынешнего времени с позиций его сути. А суть нынешнего образовательного времени состоит, на мой взгляд, в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, продолжающей применять неэффективные формы и содержание обучения. В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость официального образования (Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук). СЛАЙД 2
Необходимость активного обновления технологического обучения школьников обусловлена возникшими противоречиями:
– между необходимостью повышения уровня сформированности умений обучающихся, составляющих предметные компетентности, и недостаточностью дидактической обеспеченности обучающей среды;
– между нарастающим объемом учебной информации и сокращением количества учебного времени, которое отводится для изучения технологии.
Как решать эти противоречия с помощью урока? И возможно ли это? СЛАЙД 3
В своём проекте я предлагаю некоторые особенности урока технологии при реализации развивающих подходов через обновление средств обучения, которые способствуют формированию готовности обучающихся к самоорганизации учебной деятельности посредством применения обучающих стендов по изготовлению изделий из конструкционных материалов.
Именно опыт самостоятельной деятельности обучающихся, как высшая степень овладения умением учиться, подразумевает достаточный уровень развития познавательных и регулятивных умений. СЛАЙД 4
Современное требование к методике – это организация максимально продуктивной творческой деятельности обучающихся (такие условия на уроке надо создать). Только при таком подходе ученик постоянно ставится в ситуацию отсутствия готовых решений и выступает в роли исследователя.
Репродуктивно рекомендуется осуществлять только освоение обучающимися нового технологического приема и последующее его первичное закрепление (например, на вводном занятии это закрепление различных заготовок в слесарных тисках, закрепление слесарных ножниц в слесарных тисках и др.). Для этого очень действенны пробные упражнения с последующим переносом нового умения на выполнение задания по изучению устройства слесарных тисков и составных частей рабочего места. Успешность движения обучающихся от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия самооценки своего учебного труда: понимаю, знаю, могу. СЛАЙД 5
Реализация развивающих подходов на уроке технологии предполагает следующее [3]:
1. Требования к заданиям по технологии
2. Требования к методике
3. Требования к анализу задания
4. Требования к планированию практической работы
5. Требования к самостоятельной работе
6. Требования к обобщению
7. Требования к оценке деятельности обучающихся
8. Требования к критериям обученности учеников СЛАЙД 6
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет (Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова). [2]
Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
– что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
– что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
– как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие. (Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова). [2] СЛАЙД 7
Технологическую карту урока я представляю в комбинированном варианте:
– первый структурный элемент основан на УМК начальной школы: Технология: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н. С. Чернышова, В. М. Данилина, Н. И. Роговцева, Е. Ю. Федотова. – М. ; Спб. : Просвещение, 2013. – 77. [6] Этот элемент является базой для составления технологической карты вводного урока технологии;
– второй структурный элемент основан на издании: Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] : статья / И. М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. Директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г. Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. Лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования / / Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12 – 18. [2] Он входит в состав базового элемента технологической карты вводного урока технологии. В то же время этот структурный элемент может рассматриваться как сокращенная технологическая карта вводного урока в 5 классе (Статья.DOK).
Вводный урок технологии я провожу в начале сентября и в середине января при переходе с металлообработки на деревообработку. Еще один раз провожу вне плана на школьном мероприятии в «День открытых дверей» для учащихся 4-х классов, которые планируют продолжить обучение на базе нашей школы. Только по объему занятие сокращенное.
Технологическая карта урока [6] Урок технологии, направление «Индустриальные технологии», 5 класс, 2 часа
| Вид: Вводное занятие по технологии с применением обучающих стендов (ОС)
| Учитель: Станкевский Николай Михайлович, МБОУ СОШ №7
| Тема: Содержание работ в слесарной мастерской. Техника безопасности при ручной обработке металлов и искусственных материалов. (Вводный инструктаж по ТБ).
| Тип: комбинированный
| Цель
| Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий "Базовые технологии ручной обработки конструкционных материалов", "Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов".
Организовать теоретическую и практическую части урока с имитацией элементов вводного инструктажа по ТБ.
Обеспечить закрепление полученных знаний и умений в процессе организации рабочего места.
| Задачи
| Образовательные
| Развивающие
| Воспитательные
| – ознакомить учащихся с содержанием и задачами раздела "Базовые технологии ручной обработки конструкционных материалов", организацией теоретической и практической частей урока, с содержанием вводного инструктажа по ТБ;
– ознакомить учащихся с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских;
– ознакомить учащихся с учебником и рабочим местом для ручной обработки металлов и искусственных материалов;
– ознакомить учащихся с основными частями слесарного верстака и устройством тисков.
| создать условия для развития познавательных действий:
– выделять и осознавать то, что уже усвоено в начальной школе и что еще подлежит усвоению в 5-ом классе;
– проявлять внимание и дисциплину;
– пространственное воображение.
| – формировать навыки самостоятельной индивидуальной работы и работы в бригадах при выполнении практических действий;
– воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, эстетический вкус;
– воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской и ответственность за состояние своего рабочего места.
| Планируемые результаты
| Предметные:
– усваивать понятия «технология», «профессия», «орудия труда», «материалы», «рабочее место»;
– называть материалы и инструменты, уметь различать их;
– устанавливать связь между видом работы и используемыми материалами и инструментами;
– называть освоенные виды деятельности в начальной школе, соотносить их с освоенными на уроке знаниями и умениями;
– называть основные части слесарного верстака и его назначение;
– понимать устройство работы слесарных тисков и приемы пользования ими.
| Метапредметные:
– ориентироваться в учебнике технологии под руководством учителя;
– понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
– осваивать способы организации рабочего места;
– взаимодействовать с товарищами в группе, обсуждать полученную информацию;
– понимать значимость соблюдения Правил ТБ на рабочем месте при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
– проявлять конструкторско-технологическое мышление и находчивость.
| Личностные:
– проявлять интерес к изучению технологии, стремление овладеть навыками ручного труда;
– осваивать роль ученика на основе правил поведения в учебных мастерских;
– понимать значимость организации рабочего места;
– осознавать ответственность за состояние своего рабочего места, проявлять аккуратность, бережливость, опрятность.
| Межпредметные связи
| Черчение – при ознакомлении с графическими изображениями простейших объектов труда для 5-х классов.
Физика – при ознакомлении с внешними признаками конструкционных материалов, устройством и принципом работы механизмов тисков.
История и искусство – при ознакомлении с технологиями традиционных промыслов и технологиями ручной обработки металлов и искусственных материалов, встречающимися в повседневной жизни.
Технология НОО – при сопоставлении технологий ручной обработки бумаги, картона и конструкционных материалов.
| Ресурсы урока
| Для учителя:
– рабочая программа по технологии для 5-х классов по направлению «Индустриальные технологии»;
– пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : методическое пособие / А. Т. Тищенко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с.;
– технологическая карта урока технологии;
– оборудование рабочего места в слесарной мастерской;
– компьютер, проектор, презентация «Вводное занятие. Обработка металлов ручными инструментами в учебной мастерской»;
– журнал инструктажа учащихся по технике безопасности при проведении занятий по технологии;
– обучающие стенды по изготовлению различных объектов труда из конструкционных материалов;
– комплекты таблиц: "Приемы безопасного труда", "Обработка металла", "Элементы машиноведения";
– объекты труда в 5-ом классе, образцы изделий.
| Для учащихся:
– учебник технологии: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014.;
– компьютер, проектор, презентация «Вводное занятие. Обработка металлов ручными инструментами в учебной мастерской»;
– спецодежда (халат х/б или фартук с нарукавниками);
– оборудование рабочего места в слесарной мастерской;
– раскладки с ручными инструментами;
– комплекты таблиц: "Правила поведения в мастерской", "Приемы безопасного труда", "Обработка металла";
– объекты труда для 5-х классов, выполненные учащимися прошлых лет;
– образцы изделий из конструкционных материалов;
– обучающие стенды по изготовлению различных объектов труда из конструкционных материалов;
– протокол анализа самостоятельной работы.
| Ход урока [2]
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
| Осуществляемые действия
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Приветствует и обращает внимание учащихся на помещения школьной мастерской. Показывает размещение мебели, инструментов и оборудования.
Определяет учащимся их рабочие места.
Предлагает вспомнить, чем отличается помещение технической мастерской от класса в начальной школе.
| Наблюдают за показом учителя, рассматривают специальную мебель, инструменты и оборудование мастерской.
Занимают индивидуальные рабочие места и размещают портфели на рабочем месте.
Рассуждают и
высказывают свои мнения в сравнении с классами начальной школы.
| Умение наблюдать, сравнивать. Умение строить речевое высказывание;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
| Взаимодействуют с учителем во время презентации школьной мастерской (во фронтальном режиме). Задают вопросы
| Проявлять наблюдательность, внимание и активность. Умение слушать и вступать в диалог;
умение формулировать собственное мнение и позицию
| Контролируют правильность ответов обучающихся. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного вопроса
| Целеполагание. Умение ученика определять предмет своей деятельности, с учетом специфики помещения. Умение ученика представлять образ предполагаемых видов деятельности.
| 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
| Знакомит учащихся с учебником технологии для 5 кл. Предлагает вспомнить освоенные виды деятельности по технологии в начальной школе. Показывает объекты труда в 5-ом классе. Демонстрирует образцы изделий, выполненные учащимися прошлых лет. Предлагает ознакомиться с ОС и просит высказаться: какие виды деятельности им незнакомы.
| Рассматривают учебник, определяют автора, название, рассматривают иллюстрацию, высказывают аргументы.
Вспоминают освоенные виды деятельности в начальной школе и сопоставляют виды работ предстоящие освоению в 5-ом классе. Рассматривают образцы изделий, представленные на обучающих стендах, сравнивают изделия, задают вопросы.
| Проявлять самостоятельность. Умение наблюдать, сравнивать. Умение строить речевое высказывание;
самостоятельный выбор способов решения проблемы
| Наблюдают, сравнивают. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Задают вопросы
| Умение наблюдать, сравнивать. Умение слушать и вступать в диалог;
умение формулировать собственное мнение и позицию
| Контролируют правильность ответов обучающихся.
Соотносят уже известные и усвоенные виды работ с ещё неизвестными видами работ
| Саморегуляция. Прогнозировать возможный результат предстоящих видов работ перед их выполнением.
Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса
| 3. Этап выявления места и причины затруднения
| Знакомит учащихся с общими правилами поведения в школьной мастерской и требованиями к организации труда на рабочем месте (стенд). Показывает учащимся и предлагает сфотографировать образцы спецодежды для уроков технологии.
Предлагает ответить, как правильно выполнить организацию рабочего места, чтобы можно было изготавливать подобные изделия из металлов и искусствен-ных материалов на уровне 5 класса.
Ориентирует в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда для 5 классов.
Предлагает ознакомиться с основными частями верстака и записать их названия в тетрадь.
| Знакомятся с общими правилами поведения в школьной мастерской и требованиями к организации труда на рабочем месте. Фотографируют образцы спецодежды для учащихся. Используя стенд и плакаты с Правилами, пытаются разложить инструменты для ручной обработки металлов на рабочем месте. Предполагают, что для правильной организации работы по изготовлению изделий из металлов нужно подобрать необходимый инструмент и соответствующий материал. Убеждаются в необходимости специальной одежды для работы в мастерской.
Используя учебник, записывают основные части слесарного верстака.
| Умение образно представлять требование Правил поведения в школьной мастерской. Умение наблюдать, сравнивать. Умение строить речевое высказывание;
самостоятельный выбор способов решения проблемы;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательств.
| Взаимодействуют с учителем во время текущего инструктажа, осуществляемого во фронтальном режиме. Задают вопросы. Обсуждают отдельные вопросы организации рабоче-го места внутри бригады. Оценивают значимость обучающих стендов для освоения учебного материала
| Умение наблюдать, сравнивать. Умение слушать и вступать в диалог;
умение формулировать собственное мнение и позицию на предмет выполнения Правил поведения в школьной мастерской. Умение пользоваться обучающими стендами как алгоритмом действий в предстоящей практической работе.
| Контролируют правильность ответов обучающихся
Соотносят уже известные и усвоенные виды работ с ещё неизвестными видами работ. Опираясь на содержание обучающих стендов, оценивают их значимость с точки зрения воплощения своих умений.
| Планирование
Умение ученика составлять план и последовательность действий. Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.
Умение ученика виртуально представить организацию рабочего места в соответствии с требованиями представленными в Правилах поведения в школьной мастерской.
| 4. Этап построения проекта выхода из затруднения
| Ориентирует учащихся к постановке целей урока и выбирает с ними пути их реализации, наметив траектории деятельности (работа в бригадах, индивидуально).
Просит сформулировать тему урока (или цель урока) или учебную задачу (Что необходимо выполнить?).
Предлагает подумать, какие знания и умения нужны для
изготовления подобных изделий на уровне 5 кл.
Демонстрирует отдельные слайды из презентации «Обработка металла». Проводит инструктаж по ТБ при работе с ручным инструментом по обработке металла и искусственных материалов. Демонстрирует отдельные приемы работ по обработке заготовок из тонколистового металла.
| С помощью учителя пытаются сформулировать тему урока – содержание работ в слесарной мастерской (характер основных видов деятельности).
Предполагают, что необходимо знать:
– правила безопасной работы;
– технологию изготовления простейших деталей;
– порядок организации рабочего места.
Рассматривают предложенный материал в презентации, пытаются сопоставить свои действия с учетом требований безопасности. Рассматривая обучающие стенды, оценивают собственные возможности по изготовлению изделий из жести и проволоки.
Формулируют учебную задачу – пробуют закрепить заготовку в слесарных тисках.
| Умение образно представлять отдельные приемы работ по обработке заготовок из тонколистового металла. Умение строить речевое высказывание;
самостоятельное создание способов решения проблем различного характера;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательств.
| Взаимодействуют с учителем во время текущего инструктажа, осуществляемого во фронтальном режиме. Задают вопросы. Обсуждают внутри бригады отдельные вопросы, связанные с оснащением рабочих мест обучающихся. Отмечают удобство размещения личных вещей на рабочем месте и инструментов в раскладках
| Умение слушать и вступать в диалог;
умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение взаимодействовать внутри бригады для решения возникших затруднений. Умение пользоваться обучающими стендами как алгоритмом действий в предстоящей практической работе.
| Контролируют правильность ответов обучающихся. Соотносят уже известные и усвоенные виды работ с ещё неизвестными видами работ. Опираясь на содержание обучающих стендов, оценивают их значимость с точки зрения воплощения своих умений.
| Оценка
Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса;
соотнесение уже известного и усвоенного учащимися с ещё неизвестными видами работ. Умение организовать рабочее место для самостоятельной работы по изготовлению изделий из тонколистового металла и проволоки с опорой на содержание обучающих стендов.
| 5. Этап реализации построенного проекта
| Предлагает из предложенного оснащения урока выбрать необходимую информацию, способствующую правильному закреплению различных заготовок из металла в слесарных тисках.
Дает задание:
– внимательно изучить план практической работы №18 с. 105 учебника технологии;
– организовать рабочее место для пробного закрепления различных заготовок из металла в слесарных тисках.
Обращает внимание на тщательную организацию рабочего места с точки зрения правил безопасной работы. Предлагает обсуждение этой проблемы внутри бригады. Предлагает обмен опытом внутри бригады.
Следит за соблюдением правил безопасной работы.
| Выбирают необходимую информацию для выполнения практической работы. Оценивают сложность и временные затраты на выполнение работы, соотносят со своими возможностями.
Предполагают, что эффективнее будет работать индивидуально и в составе бригады (3 человека). Изучают план практической работы №18 с. 105 учебника технологии.
Организуют рабочее место в соответствии с требованиями правил безопасной работы.
Работают индивидуально и обмениваются опытом в составе бригады (3 человека). Демонстрируют пробные упражнения по закреплению различных заготовок из металла и искусственных материалов в слесарных тисках.
| Самостоятельное определение способов решения проблем различного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Умение организовывать рабочее место в соответствии с требованиями правил безопасной работы.
Умение определять способы выполнения самостоятельной работы.
| Работают индивидуально и в составе бригады (3 человека).
Помогают друг другу, совместно решают проблемные вопросы. Совершенствуют знания и умения, полученные на уроках технологии в начальной школе. Применяют обучающие стенды как сопровождение в самостоятельной работе.
| Учитывать позицию других людей, партнеров по общению или деятельности;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Умение пользоваться обучающими стендами как алгоритмом действий в самостоятельной практической работе.
| Определяют последовательность своих действий в ходе выполнения работы.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. Сопоставляют свои действия с содержанием обучающих стендов для возможной коррекции пробных упражнений на рабочем месте.
| Контроль Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий в случае необходимой коррекции. Оценка значимости применения обучающих стендов с точки зрения самоконтроля собственных действий по освоению материальной части школьной мастерской.
| 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| Предлагает провести обмен опытом полученных умений между членами бригады.
Предлагает провести взаимопроверку правильности выполнения практической работы. Обращает внимание на тщательную организацию рабочего места с точки зрения правил безопасной работы. Следит за соблюдением правил безопасной работы.
| Работают индивидуально и в составе бригады (3 человека).
Проводят взаимопроверку правильности выполнения практической работы на рабочем месте. Соблюдают правила ТБ при работе с ручным слесарным инструментом и заготовками из металла и искусственных материалов.
| Умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов действия. Умение выполнять пробные упражнения
| Помогают друг другу,
проговаривают вслух выполненные шаги и их обосно-вание; совместно решают проблемные вопросы. Выполняют пробные упражнения
| Умение выражать себя, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. Учитывать позицию других людей, партнеров по общению или деятельности
| Проводят
обмен опытом между членами бригады по организации рабочего места.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.
| Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний и умений при организации рабочего места. Оценка значимости соблюдения правил ТБ при выполнении практической работы.
| 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Демонстрирует отдельные слайды из презентации «Правила безопасности труда при работе ручными слесарными инструментами». Демонстрирует приемы обработки тонколистового металла и проволоки ручными слесарными инструментами.
Сообщает учащимся, что запрещено допускать к самостоятельным работам без предварительного инструктажа и обучения правилам ТБ.
Осуществляет контроль за самостоятельной деятельностью учащихся. Оказывает помощь при возникновении трудностей
| Работают индивидуально и в составе бригады (3 человека).
Сличают свои действия со слайдами презентации и показательными приемами на рабочем месте учителя.
Наблюдают за действиями учителя.
Проводят взаимопроверку работы внутри бригады.
Выявляют причины ошибок и исправляют их самостоятельно. Стараются соблюдать правила ТБ при работе с ручным слесарным инструментом и заготовками из металла и искусственных материалов. Обосновывают свои действия в общении с товарищами внутри бригады
| Контроль и оценка процесса и результатов действия;
установление причинно-следственных связей при организации рабочего места и соблюдением правил безопасной работы. Умение образно представлять и материализовать отдельные приемы работ по обработке заготовок из тонколистового металла.
| Помогают друг другу;
совместно решают проблемные вопросы внутри бригады. Обсуждают значимость запрета: допускать к самостоятельной работе без предварительного инструктажа и обучения правилам ТБ.
| Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Понимать значимость соблюдения правил ТБ при выполнении самостоятельной работы.
| Сличают свои действия со слайдами презентации и показательными приемами на рабочем месте учителя.
Наблюдают за действиями учителя. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания внутри бригады и индивидуально.
| Контроль
Коррекция
Сличать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые коррективы в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
| 8. Этап включения в систему знаний и повторения
| Предлагает учащимся выполнить с помощью тисков и круглых оправок отдельные гибочные операции с тонколистовым металлом и проволокой. Отмечает схожие технологические операции в представленных объектах труда.
Контролирует ход выполнения задания и организует обсуждение результатов. Выдает протоколы анализа самостоятельной работы (в табличной форме).
| Каждый учащийся на своем рабочем месте пытается выполнить простейшие гибочные операции с тонколистовым металлом и проволокой. Учатся применять в качестве сопровождения обучающие стенды. Сверяют свой результат с работой учащихся внутри бригады. Высказывают свои мнения о правильности выполнения задания.
Заполняют протоколы анализа самостоятельной работы.
| Умение строить речевое высказывание;
построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Умение отражать результаты собственной деятельности в письменной форме.
| Взаимодействуют с учителем во время текущего инструктажа, осуществляемого во фронтальном режиме. Учатся отображать результаты деятельности в письменной форме.
| Умение слушать и вступать в диалог; умение формулировать собственное мнение. Умение выражать себя, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.
| Отображают результаты деятельности в письменной форме. Контролируют пра-вильность ответов обучающихся. Сопоставляют свои действия с приемами работ учащихся внутри бригады.
| Прогнозирование
Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса. Осознание уровня освоения простейших слесарных операций по обработке тонколистового металла и проволоки.
| 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| Предлагает обсудить трудности, возникшие в процессе работы, и рассказать о том, как удалось их преодолеть.
Поясняет возможные ошибки при использовании слесарного инструмента, возможные причины получения травм, комментирует ответы учащихся. Предлагает определить критерии оценивания достигнутых результатов в ходе выполнения работы. Поясняет ход заполнения протоколов анализа работы. Предлагает обратить внимание на значимость применения обучающих стендов в процессе освоения учебного материала
| Обсуждают проблемы и пути их решения.
Изучают предложенный учителем вариант критериев оценивания практической работы. Предлагают свои критерии. Сравнивают свои критерии с критериями, предложенными учителем.
Вырабатывают общие требования.
Выполняют самооценку собственной учебной деятельности на уроке по критериям.
Воочию убеждаются в целесообразности использования обучающих стендов в качестве сопровождения при выполнении самостоятельной работы
| Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действий с опорой на использование дидактических материалов (обучающих стендов).
| Оценка и самооценка выполненной работы и участие в обсуждении. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили;
формулируют конечный вывод своей работы на уроке в протоколе анализа самостоятельной работы.
| Осознанное формулирование новых качеств личности. Участие в коллективном обсуждении проблем;
умение выражать свои мысли. Умение слушать и вступать в диалог; умение формулировать собственное мнение. Выражать результаты своей деятельности в письменной форме.
| Качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций. Осуществляют самоконтроль результатов собственной учебной деятельности
| Оценка
Саморегуляция
Осознанное формулирование нового знания и новых технологических операций, открытых на данном уроке. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
|
| Дополнительные материалы
| 1. Правила поведения обучающихся в учебной мастерской.
2. Инструкция по технике безопасности для обучающихся при работе в слесарной мастерской.
3. Журнал регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при проведении занятий по технологии.
| Диагностика достижения
планируемых результатов
| Протокол анализа самостоятельной работы (выдается каждому обучающемуся в табличной форме).
1. Приходилось ли вам мастерить что-либо из металла?
2. Как вы представляете себе обработку металлов?
3. Что называется ручной обработкой материалов?
4. Что такое рабочее место, каким оно должно быть?
5. Напиши новые слова, с которыми познакомился на уроке: (рабочее место, технология, материал, инструмент, изделие, техника безопасности на рабочем месте).
6. Проверь подготовку рабочего места для ручной обработки металлов у товарищей в своей бригаде.
7. Продемонстрируй приемы закрепления заготовок в тисках товарищам в своей бригаде.
8. Зафиксируй в Протоколе анализа самостоятельной работы наличие спецодежды.
| Домашнее задание
| 1. Обеспечить индивидуальные средства защиты для уроков технологии.
2. Принести на следующий урок тетрадь 48 листов, в клетку; чертежные инструменты: карандаш, линейку, циркуль, ластик.
3. Найти в Интернете, книгах, журналах информацию о том, какие машины и механизмы помогают человеку в его жизни. Рассказать об этом на следующем уроке , привести примеры из повседневной жизни (выступление до 1 мин.).
| СЛАЙД 8
Требования к заданиям по технологии (4 пункта)
|