ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
2014-2016
Цель работы ШМУ: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов в условиях современной школы. Задачи :
помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
определить уровень его профессиональной подготовки;
выявить затруднения в педагогической практике;
формировать творческую индивидуальность молодого учителя;
создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию
развивать навыки межпредметного и межшкольного сотрудничества
Основные направления работы
1.Составление планов работы с молодым специалистом
План работы включает в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодым специалистом, оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков, проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодого специалиста, систематическое изучение методических и педагогических проблем.
2 Проведение анкетирования и составление информационной карты молодого учителя.
Анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3.Организация наставничества.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
4. Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5.Работа по адаптации молодого учителя – составная часть методической службы школы.
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы.
Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодого специалиста в систему работы школы
Содержание работы
I этап (1 год работы) 2014 – 2015 №
| Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| 1
| Знакомство с учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
| Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы.
Составление рабочих программ
Диагностика умений и навыков молодого учителя
Заполнение информационной карточки.
| сентябрь
| 2
| Посвящение в учителя
| Посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя
| октябрь
| 3
| Современный урок. Требования к организации.
| Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.
Технологическая карта урока
| ноябрь
| 4
| Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
| Оценивание достижений учащимися планируемых результатов урока.
Нормы оценивания..
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
| Декабрь
| 5
| Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.
Самообразование учителя – лучшее обучение.
| Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.
Рассмотрение методических разработок:
«Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»
Выбор темы самообразования. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой
Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста
|
| май
| II этап (2 год работы) 2015 – 2016
№
| Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| 1
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
| Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
| Сентябрь
| 2
| Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.
| Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школ МО.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.
Классный час как час взаимопонимания.
| Октябрь -ноябрь
| 3
| Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
| Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока.
Посещения уроков молодых учителей с целью оказания методической помощи.
| Январь
| Февраль
| 4
| Анализ урока.
| Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
| Март
| 5
| Методическая выставка достижений молодого учителя.
| Уровень профессионализма молодого учителя: систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника. Выступление молодого специалиста на педсовете.
| Май
| III этап (3 год работы) 2016 - 2017
№
| Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| 1
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
| Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
| Сентябрь
| 2
| Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.
| Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
Портфолио аттестуемого
| Октябрь – ноябрь
| 3
| Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий.
| Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Инновационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.
| Декабрь
| 4
| Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.
| Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными детьми.
Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.
| Февраль – март
| 5
| Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития.
| Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».
Портфолио молодого учителя Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя» Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
| Апрель
|
Планируемые результаты:
Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.
Совершенствование системы методической работы учреждений образования.
Повышение качества образования.
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели ШМУ:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
Овладение методикой проведения инновационных уроков.
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Умение проектировать воспитательную систему
Умение индивидуально работать с детьми.
Овладение системой оценки образовательных результатов по предмету..
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
|