3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4


Скачать 344.48 Kb.
Название3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4
страница1/3
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

1.

ВВЕДЕНИЕ


с.4-5

2.

Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с актами гражданского состояния


с.6-12

3.

Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам,

связанным с нотариальной деятельностью


с.13-14

4.

Рассмотрение запроса о правовой помощи по заявлениям

физических и юридических лиц


с.15

5.

Ошибки, допускаемые органами ЗАГС и нотариата при применении международно-правовых конвенций


с.16

6.

Приложения


с.17-24

7.

Список используемой литературы

с.25


ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество компетентных органов Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, международными договорами Российской Федерации (далее - международные договоры), договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов вежливости и взаимности. В настоящее время Российская Федерация участвует в более чем 30 действующих международных двусторонних и многосторонних договорах об оказании правовой помощи. При отсутствии международного договора Российская Федерация взаимодействует с компетентными органами других государств в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях по согласованию с МИДом России.

Правовая помощь оказывается в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, а также с учетом оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам. В соответствии с положениями международных договоров по просьбе запрашивающего государства при оказании правовой помощи могут быть применены его процессуальные нормы, если они не противоречат российскому законодательству. При этом следует учитывать, что отдельными федеральными законами, регулирующими порядок исполнения международных договоров о правовой помощи, решение вопросов о возможности применения норм иностранного права отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», на Министерство юстиции Российской Федерации возложены полномочия по получению в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросов о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и их исполнению, либо направлению для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направление в иностранные государства или в их компетентные органы запросов о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также взаимодействие в установленном законодательством порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.

В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 146, Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и материалов по ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния, судебных документов.

При поступлении от компетентных иностранных органов запроса о правовой помощи без ссылки на международно-правовой акт в случае, если запрашивающее иностранное государство является участником многосторонней конвенции и одновременно с ним у России имеется действующий двухсторонний договор, необходимо руководствоваться двусторонним договором. Среди многосторонних договоров на территории Российской Федерации наиболее распространена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года (далее – Конвенция) и Протокол к ней от 28.03.1997 (далее – Протокол), которые применяются при направлении поручений и запросов об оказании правовой помощи на территорию государств – членов Содружества Независимых Государств и исполнении поступившего поручения или запроса.

Вышеуказанную Конвенцию и Протокол подписали 12 государств – членов Содружества Независимых Государств: Российская Федерация; Азербайджанская Республика; Республика Армения; Республика Беларусь; Грузия; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Молдова; Республика Таджикистан; Туркменистан; Республика Узбекистан; Украина.

Отношения между Российской Федерацией и странами Прибалтики (Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика) регулируются Договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992(Литва), 1993(Латвия, Эстония) года.

Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с актами гражданского состояния
Копии записей актов гражданского состояния и сведения (в виде справок, извещений) о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств запрашиваются в связи с обращением судов (судьи), органов дознания и следствия, органов ЗАГС, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также нотариусов.

Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее – Главные управления) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов, запрашивают в органах записи актов гражданского состояния и органах местного самоуправления, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, при соответствующих обращениях с территории иностранных государств:

- повторные свидетельства и справки о государственной регистрации актов гражданского состояния;

- копии записей актов гражданского состояния.

Государства, ратифицировавшие дополнительный Протокол (Москва, 1997) к Конвенции 1993 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Украина, Грузия и Республика Молдова), наделили свои территориальные органы регистрации актов гражданского состояния (далее – органы РАГС) полномочиями по непосредственному взаимодействию по вопросам регистрации актов гражданского состояния. Российская Федерация с апреля 2009 г. также наделила свои территориальные органы ЗАГС полномочиями по непосредственному взаимодействию по вопросам регистрации актов гражданского состояния в рамках Протокола (Москва, 1997) к Конвенции 1993 года, кроме того, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере деятельности органов ЗАГС в рамках Евразийского экономического сообщества 2007 года, Кыргызская Республика также наделила свои территориальные органы ЗАГС полномочиями по непосредственному взаимодействию по вопросам регистрации актов гражданского состояния. В настоящее время любой территориальный орган ЗАГС Российской Федерации, наделенный полномочиями на непосредственное сношение, может направить свой запрос, минуя органы Минюста России и МИД России, непосредственно в компетентный орган РАГС одного из восьми иностранных государств, указанных выше. При наличии причин, препятствующих непосредственному взаимодействию органов ЗАГС и органов РАГС (адрес или наименование органа РАГС неизвестны, либо он не наделен правом непосредственного сношения, либо в течение длительного времени не поступает ответ на запрос органа ЗАГС и др.) запрос о правовой помощи направляется через территориальные органы Минюста России.

Главные управления и органы ЗАГС направляют в зависимости от условий международных договоров непосредственно в иностранные государства либо в центральный аппарат Минюста России:

- запросы о правовой помощи, касающиеся истребования документов о регистрации актов гражданского состояния (приложение № 1), с приложением обращений:

а) граждан (в виде анкет) по истребованию документов, заполненных и подписанных правомочным заявителем (приложение № 2,3);

б) органов опеки и попечительства, воспитательных и других учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

в) других компетентных органов;

- поручения об оказании правовой помощи, касающиеся внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния (приложение № 4);

- ходатайства о признании и исполнении решений компетентных органов (судов, органов юстиции, органов опеки и попечительства), касающиеся записей актов гражданского состояния (приложение № 5), с приложением соответствующих решений и иных необходимых документов.

Правом на обращение об истребовании документов (свидетельств, справок) о регистрации актов гражданского состояния обладают лица, указанные в пунктах 2 и 3 ст. 9, 12 Федерального Закона от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный Закон), а именно:

- лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

- родственник умершего или другое заинтересованное лицо, в случае, если человек, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умер;

- родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись о рождении, не достигло совершеннолетия ко дню выдачи повторного свидетельства;

- суд (судья), органы прокуратуры, органы дознания или следствия, федеральный орган исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

- иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах (свидетельство о рождении ребенка);

- лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным (свидетельство о заключении брака).

По просьбе указанных лиц им выдается документ (справка), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Обращение-анкета по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния заполняется гражданами в двух экземплярах на каждый документ отдельно и обязательно подписывается ими. Заполнение анкеты осуществляется с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком. Адреса места жительства и органа РАГС указываются полностью, включая почтовый индекс. Все графы заполняются как можно более точной информацией, особенно наименование органа РАГС. При отсутствии данных указывается причина, а в графе «дополнительные сведения» приводится уточняющая информация (например, если неизвестен орган РАГС, зарегистрировавший рождение ребенка, указывается место жительства родителей на момент регистрации). Второй экземпляр анкеты с пометкой «подлежит возврату» в правом верхнем углу используется для определения адресата и вместе с документом возвращается в орган, инициировавший запрос о правовой помощи.

По усмотрению заявителя анкета может быть дополнена копиями иных документов, облегчающих и ускоряющих поиск необходимой актовой записи.

Исходя из требований международного договора, запрос об оказании правовой помощи должен быть подписан руководителем, удостоверен оттиском печати запрашиваемого органа, а также содержать полную информацию, имеющую значение для его исполнения.

В запросе о правовой помощи по вопросам истребования актов гражданского состояния, направляемом на территорию иностранного государства, указываются:

- наименование и полный почтовый адрес компетентного органа ЗАГС, которому адресован запрос;

- наименование и местонахождение (почтовый адрес) органа ЗАГС, от которого исходит запрос;

- ссылка на норму международного договора, послужившего основанием запроса о правовой помощи;

наименование запрашиваемых документов с указанием известных реквизитов, а также данные о лице, в отношении которого он составлен, либо просьба о совершении определенных действий, необходимых для исполнения ходатайства, поручения;

- информация о причинах истребования документа;

- другие сведения, необходимые для исполнения запроса о правовой помощи в соответствии с требованиями международного договора.

С поручением органа ЗАГС, касающегося внесения исправлений в записи актов гражданского состояния, направляются следующие документы:

- подлинник заявления гражданина о внесении исправлений и изменений в актовую запись и о выдаче нового свидетельства;

- копия актовой записи, в которую предполагается вносить исправления или изменения;

- заключение органа ЗАГС;

- ксерокопия квитанции об уплате государственной пошлины и, при необходимости, копии иных актовых записей, другие документы.

На случай утраты документов при пересылке, целесообразно их копии, удостоверенные оттиском печати и подписью руководителя органа ЗАГС, оставлять в этом органе ЗАГС.

Решения компетентных органов, касающиеся записей актов гражданского состояния, в том числе решения органов опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) имени ребенка, прилагаются к удостоверенному оттиском печати и подписью руководителя органа ЗАГС ходатайству органа ЗАГС, адресованному в компетентный орган иностранного государства.

Решения органов опеки и попечительства об изменении фамилии и имени ребенка, направляемые на территории иностранных государств, согласно действующим международным договорам, не требуют прохождения процедуры признания и принудительного исполнения на территории государств-членов Содружества Независимых Государств.

Если национальными законодательствами иностранных государств предусмотрены процедуры признания и исполнения решений судов (иных органов) по гражданским и семейным делам (в том числе об усыновлении (удочерении), установлении фактов регистрации актов гражданского состояния, аннулировании записей актов гражданского состояния, а также о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния), документы направляются совместно с ходатайствами о признании и исполнении на их территории указанных решений судов (иных органов).

Такие ходатайства адресуются компетентным органам иностранных государств, где решения подлежат признанию и исполнению, подписываются уполномоченными лицами и должны содержать сведения об их месте жительства. В случае отсутствия достоверных сведений о наименованиях иностранных судов (органов), где решения подлежат признанию и исполнению, ходатайства адресуются «компетентным судам (органам)».

К ходатайствам прилагаются судебные и иные документы, предусмотренные международным договором: решение суда или его заверенная копия; документ о его вступлении в законную силу; документ о том, что решение не исполнялось (либо частично исполнялось) на территории Российской Федерации; копии документов, удостоверяющих личности заявителей; другие необходимые документы.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона на основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений.

В случае, если перемена имени произведена органом записи актов гражданского состояния в отношении гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, изменения в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении таких лиц компетентным органом иностранного государства с соблюдением законодательства иностранного государства, не вносятся.

Перед направлением запроса о правовой помощи, касающегося истребования документов с территории иностранного государства по обращениям граждан, в соответствии со ст. 333.18 и 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации взимается государственная пошлина за истребование документов в установленном размере (отдельно за каждый документ).

При направлении запроса о правовой помощи в центральный аппарат и Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации к нему прилагаются копии квитанций об уплате государственной пошлины. Согласно действующим международным нормам при выдаче гражданам свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния, поступивших с территории иностранных государств, государственная пошлина не взимается.

Для соблюдения требований статьи 9 Федерального Закона, документы о регистрации актов гражданского состояния, поступившие с территории иностранных государств, направляются в органы ЗАГС по месту жительства (нахождения) заявителей для последующего вручения.

Справки (извещения) об отсутствии записей актов гражданского состояния направляются непосредственно заявителям с разъяснением порядка восстановления актовых записей и уведомлением органа, инициировавшего запрос о правовой помощи (ст. 74 Федерального Закона).

В случае поступления документов о регистрации актов гражданского состояния без сведений об инициаторе запроса о правовой помощи, принимаются меры к его установлению. При отсутствии в документе ссылки на исходящий номер проверяются ранее направлявшиеся запросы о правовой помощи по содержанию. При наличии ссылки на номер, не принадлежащий получившему органу, адресат уточняется в органе, направившем документ. Возврат документов осуществляется в крайнем случае.

Запрос о правовой помощи по вопросам актов гражданского состояния, поступивший с территории иностранного государства, исполняется (рассматривается) в срок не более месяца с момента поступления. При возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению запроса о правовой помощи, орган ЗАГС, Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации письменно уведомляют об этом запрашивающий орган иностранного государства с указанием причин неисполнения и способов их устранения.

Запрос о правовой помощи исполняется путем оформления и пересылки свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния, справок (извещений) об отсутствии записей актов гражданского состояния, копий записей актов гражданского состояния. Поручение и ходатайство исполняются путем осуществления действий, указанных в поручении (ходатайстве), а также оформления и направления новых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

После исполнения запроса о правовой помощи органами ЗАГС запрашиваемые документы, в зависимости от условий международного договора, пересылаются на территорию иностранных государств в запрашивающие органы РАГС, либо направляются в Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации. При пересылке документов непосредственно органами ЗАГС или Главными управлениями Минюста России по субъекту Российской Федерации обязательно уведомление граждан – инициаторов обращений и органов, через которые поступил запрос о правовой помощи. К направляемым документам прилагается второй экземпляр анкеты либо копия запроса о правовой помощи.

Согласно восьмому абзацу пункта 1 статьи 333.39 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при пересылке документов по запросу о правовой помощи, поступившему с территории иностранного государства, государственная пошлина за выдачу документов о регистрации актов гражданского состояния не взимается.

При поступлении с территории иностранного государства запроса о правовой помощи с просьбой о проставлении на истребуемом документе апостиля на основании заявления гражданина (указания в анкете) запрашиваемый орган ЗАГС проставляет апостиль при наличии квитанции об оплате государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации за проставление апостиля предусмотрена государственная пошлина в установленном размере за каждый документ.

При поступлении запроса о правовой помощи без квитанции об уплате государственной пошлины орган ЗАГС направляет заявителю сведения о размере государственной пошлины и реквизиты платежного поручения.

Апостиль проставляется органом ЗАГС после получения от заявителя платежного документа с отметкой банка о его исполнении.

Если заявитель в течение трех месяцев со дня направления ему соответствующих реквизитов не представляет органу ЗАГС платежное поручение, запрашиваемые документы оформляются и высылаются без проставления апостиля.

По разъяснению Министерства Финансов Российской Федерации, изложенному в письме от 25.05.2010 № 03-05-04-03/53, в соответствии с п. 11 ст. 1 Федерального Закона от 05.04.2010 № 41-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 333.27 Налогового кодекса дополнена п. 2.1, предусматривающим, что за выдачу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, пересылаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.

Таким образом, выдача (высылка) документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе справок и повторных свидетельств гражданам, проживающим за пределами территории Российской Федерации, по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений России, а также по запросам компетентных органов иностранных государств, уполномоченных на их истребование согласно международным договорам Российской Федерации (конвенциям), осуществляется органами ЗАГС России без уплаты государственной пошлины указанными гражданами.

При непосредственном обращении граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в органы ЗАГС Российской Федерации за выдачей документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, государственная пошлина должна уплачиваться на общих основаниях.

  1   2   3

Похожие:

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconВерховный Суд РФ дал очередные разъяснения по отдельным вопросам,...
Верховный Суд РФ дал очередные разъяснения по отдельным вопросам, связанным, в том числе с деятельностью органов внутренних дел,...

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 icon1. Порядок оформления запросов об оказании международной правовой...
Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 icon1. Порядок оформления запросов об оказании международной правовой...
Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconИнформационное письмо
Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях...

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconБюллетен ь судебной практики омского областного суда
Информационный материал по вопросам оказания правовой помощи в соответствии с международными договорами Российской Федерации

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconНиколаев Виктор Петрович
Деловая переписка, участие в переговорах с потенциальными и действующими клиентами Компании по вопросам заключения договоров и иным...

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconФедеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований
Зайцева Татьяна Ильинична руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной...

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconЗа период с I полугодие 2015 года отделом по контролю и надзору в...

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconЦентр нотариальных исследований
Свердловской области, руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате....

3. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью с. 13-14 4 iconЦентральный комитет
По делам, связанным с досрочным назначением трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск