Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок,


НазваниеЗакон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок,
страница1/11
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Предисловие

Предпринимателей сегодня проверяют десятки контролирующих ведомств, в числе которых Роспотребнадзор, налоговая инспекция, миграционная служба, трудовая инспекция, пенсионный фонд, органы местного самоуправления, милиция и множество других. Малому и среднему бизнесу сложно разобраться во всех вопросах, которые возникают при проведении проверок органами контроля. Штрафы, накладываемые проверяющими, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. Кроме того, известна старая поговорка: «Был бы человек, а статья найдется», которой придерживаются многие контролеры. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка - это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов.

В ответ на указание Президента РФ на то, «чтобы наши правоохранительные органы и органы власти перестали «кошмарить» бизнес», был принят Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный установить порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей государственными и муниципальными органами в целях снижения количества «бизнес-кошмаров». Главный положительный момент этого нормативного акта заключается в регламентации проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

С целью разъяснения субъектам малого и среднего предпринимательства о порядке проведения различными контролирующими органами мероприятий по проверке подготовлена информационная брошюра.



  1. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)

Во исполнение Указа Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» при поддержке Минэкономразвития был принят Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, по полномочиям должностных лиц, а также по порядку предоставления юридическим лицом (предпринимателем) информации при проверке. Законом предусмотрена защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В нем представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами контроля каких бы то ни было отчислений. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, знакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указывать об этом в актах проверок. Предусмотрен порядок обжалования действий должностных лиц контролирующих органов, а также учет контрольных мероприятий, проводимых органами контроля.

Основной идеей данного Закона является совершенствование действующей системы контроля (надзора), направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве.

Законом установлен:

  1. порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

  2. порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

  3. права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

  4. права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Нормы Закона не распространяются на проверки, когда отсутствует взаимодействие проверяющих и бизнесменов или коммерсанты не должны представлять информацию либо исполнять требования ревизоров. Кроме того, не применяется Закон к действиям чиновников в ходе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, финансового, налогового и валютного контроля, расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и некоторых других. Тем не менее, проверяющих ведомств, которые должны следовать Закону, предостаточно, в частности трудовая инспекция, Роспотребнадзор, МЧС и др.

Кроме того, Законом установлено при осуществлении каких видов предпринимательской деятельности организация (или индивидуальный предприниматель) обязана уведомить уполномоченный федеральный орган власти. То есть, прежде чем начать работу в определенной сфере, предприниматель или юридическое лицо должны сообщить об этом в соответствующее контролирующее ведомство, уполномоченное Правительством РФ (исполнительный орган). В ст. 8 Закона приводится общий перечень таких видов деятельности, но Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления определенных видов предпринимательской деятельности» установлены Правила предоставления уведомлений и конкретный перечень работ и услуг, об осуществлении которых необходимо сообщать.

Виды предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых нужно сообщать

Гостиничные услуги, а также услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания

Бытовые услуги

Услуги общественного питания

Розничная торговля (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен)

Оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен)

Услуги по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд предпринимателя)

Услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд предпринимателя)

Производство текстильных материалов, швейных изделий

Производство одежды

Производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели

Издательская и полиграфическая деятельность

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны)

В сообщении предприниматель или юридическое лицо подтвердит выполнение обязательных требований. К примеру, получение лицензии (если деятельность лицензируется), соответствие работников, зданий и строений осуществляемой деятельности, транспортных средств требованиям нормам, установленным законами и другими нормативными актами, в том числе региональными. Такое уведомление подается после государственной регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Важно отметить, что уведомительный порядок не означает, что предприниматель должен получать от властей разрешение. О начале работы следует только проинформировать. В свою очередь чиновники не вправе требовать получать от них разрешение в ответ на это уведомление. Помимо сообщения о начале деятельности коммерсант обязан письменно сообщать об изменении места жительства, места фактического осуществления деятельности. Сведения подаются в течение 10 рабочих дней с даты внесении записей в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

Законом определены виды проверок, установлен их общий порядок проведения. Кроме того, предусмотрено, что все составленные планы проведения плановых проверок будут направляться в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры (http://plan.genproc.gov.ru/).

Организация (ИП) может попасть в план, если прошло 3 года с момента государственной регистрации либо по окончании последней проверки, либо начала осуществления деятельности, о которой нужно уведомлять. Плановые ревизии не могут проводиться чаще 1 раза в течение трех лет. Исключение - коммерсанты, работающие в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Их допускается проверять более двух раз в течение трех лет. Причем предельное число визитов не оговаривается.
Поводом для внепланового визита станет окончание срока, установленного в предписании об устранении нарушения, выявленного ранее. Контролеры придут, если получат жалобу от граждан и бизнесменов о нарушении прав потребителей. Анонимные обращения, а также жалобы, из которых неясно, что именно нарушено, чиновники принимать не будут. Еще один повод для внепланового визита - жалобы или информация из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или непосредственно причинение вреда. Но, в отношении бизнесменов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проверка по этим поводам может проводиться только после согласования с прокуратурой. Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными или выездными. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролеров, выездная по месту нахождения организации (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п.8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля согласно утверждена Приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 г. № 141.


  1. Государственный пожарный надзор

За последнее время произошли значительные изменения в области правого и технического регулирования вопросов пожарной безопасности. В 2008 году принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В 2010 году проведена оптимизация органов государственного надзора относящихся к компетенции МЧС России – создан единый надзор. В 2011 году принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», внесены изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения штрафных санкций за нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Положением «О федеральном государственном пожарном надзоре» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290) федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора (государственными инспекторами по пожарному надзору), находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор (ГПН) — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Основной задачей пожарного надзора является осуществление в установленном порядке, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Важно знать, что ГПН является единым надзорным органом и наделен правами проведения трех видов надзора:

- надзор за соблюдением требований в области пожарной безопасности;

- надзор за соблюдением требований в области гражданской обороны;

- надзор за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется: посредством размещения на официальном Интернет-сайте МЧС России; непосредственно в органах государственного пожарного надзора; с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении. На информационных стендах в помещениях органов ГПН и Интернет-сайтах территориальных органов МЧС России размещается следующая информация: образцы заполнения форм документов, необходимых для обращения; порядок рассмотрения обращений и получения консультаций; порядок обжалования решений, действий или бездействия государственных инспекторов по пожарному надзору; план проведения плановых проверок на год (ежегодный план) или выписка из него на квартал.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок (ст. 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

- выполнение предписаний органов ГПН;

- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции (п. 5 Положения «О федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290):

а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;

б) производят в соответствии с законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны (п.17 Положения «О федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290):

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

2) соблюдать законодательство, права и законные интересы организаций и граждан;

3) проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном порядке;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора, а в случаях, предусмотренных законодательством копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять присутствующим при проведении проверки должностным лицам организации, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить проверяемых лиц с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организаций и граждан;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями и гражданами;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством РФ;

11) не требовать от организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;

12) перед началом проведения проверки по просьбе проверяемых лиц ознакомить их с положениями Административного регламента; (Административный регламент МЧС исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержден Приказом МЧС России от 28.06.2012 г. № 375)

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Должностные лица органов ГПН за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в установленном порядке (п. 18 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа ГПН, должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;

- обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;

- на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа ГПН при осуществлении проверки.

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, обязаны:

- обеспечить присутствие руководителей или своих уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

- предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconПриказ
Ого учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconГосударственного контроля при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности
В пособии предлагается информационный обзор результатов проведения проверок органами Комитета государственного контроля Республики...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconВ действие приказа
Окументов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconЦентральный совет
Надеемся, что материалы сборника будут полезны в практической деятельности по защите социально-трудовых прав работников образования,...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconПрограмма X форума субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса...
Россельхознадзором соискателей лицензии и лицензиатов; требования Россельхознадзора при лицензировании производства лекарственных...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconСогласовано утверждено
Маоу сош №8 им. А. Г. Махнёва (далее по тексту Положение) устанавливает в маоу сош №8 им. А. Г. Махнёва требования по документальному...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconО проведении проверок ведения судебного делопроизводства
Целью проводимых проверок, является углубленное изучение ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей, в...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconВысшая школа экономики утвержден
Стандарта гу-вшэ «Требования к оформлению служебных документов» и предназначен для использования в работе подразделений дополнительного...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconОтчет о результатах деятельности Управления Роскомнадзора по Брянской области
Организация и проведение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) и индивидуальных...

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, iconИнформация о результатах проверок в подведомственных Минспорту России...
Альных ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Министерству спорта Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск