I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу


Скачать 368.88 Kb.
НазваниеI. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2
I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В СОВЕТСКИЙ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Прежде чем перейти к ретроспективному анализу системы национальных квалификационных стандартов, которая существовала в советский и переходный период, необходимо сказать несколько слов о терминологии, которая будет использоваться в докладе.

Следует отметить, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к определению «национальный квалификационный стандарт». Кроме того, русскоязычные авторы практически не пользуются данным термином. Не вдаваясь в подробный семантический анализ данного понятия, тем не менее, представляется целесообразным дать рамочное определение данного понятия.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_1.jpg

Как известно стандартизация (как процесс установления требований и их нормативное закрепление) имеет своей целью установление «общих правил игры», понятных для её участников. Кроме того, стандартизация имеет конкретные экономические выгоды, заключающиеся в снижении транзакционных издержек в процессе деятельности и снижении общих затрат за счет унификации требований.

В качестве квалификационных стандартов как в советской практике управления воспроизводством рабочей силы, так и в современной отечественной могут рассматриваться Квалификационные справочники (Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКС) (более подробно структура и содержание справочников будут рассмотрены ниже).

Следует отметить, что необходимость разработки Квалификационных справочников в значительной степени была обусловлена динамичным развитием экономики СССР в 1950-е годы. Углубление общественного разделения труда привело к появлению новых отраслей и, соответственно, к появлению новых профессий и специальностей (рис.1). За период 1920-1970 гг. количество профессий в промышленности СССР увеличилось в 7,3 раза. Ежегодно появлялось около 500 новых профессий, что требовало адаптации знаний рабочих к росту технического уровня производства.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_2.jpg

Квалификационные справочники призваны выполнять множество важнейших функций в области организации и нормирования труда, оплаты труда, подготовки кадров. В частности, ЕТКС предназначен для тарификации работ (обеспечивает единство тарификации одинаковых по сложности работ, как по отраслям производства, так и между отраслями, а также единство в тарификации рабочих равной квалификации), присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Обращаясь к истории формирования национальной системы квалификационных стандартов следует отметить следующее:

  • до 1959 г. действовали отраслевые тарифно-квалификационные справочники профессий рабочих, которые разрабатывались отраслевыми институтами в соответствии с Методическими указаниями Научно-исследовательского института труда, утверждались постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, согласовывались с ВЦСПС и отраслевыми профсоюзами и являлись обязательными для тарификации работ и профессий рабочих отрасли;

  • Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих «Сквозные профессии» появился в 1959 г. Он был утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 31 марта 1959 г. № 255 и являлся обязательным при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности;

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) был разработан в 1968-1969 г.г. ЕТКС содержал 68 выпусков. Каждый выпуск разрабатывался отраслевым научно-исследовательским институтом соответствующего министерства, согласовывался с отраслевыми профсоюзными организациями и утверждался постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Тарифно-квалификационные характеристики являлись обязательными при тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности;

  • Очередной пересмотр ЕТКС был проведен в 1984-1986 г.г. ЕТКС содержал 72 выпуска, в аннотации каждого выпуска также указано на то, что тарифно-квалификационные характеристики являются обязательными при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим. Все выпуски ЕТКС утверждены соответствующими постановлениями Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС. Разработаны они были на шестиразрядную тарифную сетку. Половина этих выпусков ЕТКС действует в настоящее время.

  • Начиная с 1999 г., началась разработка новых выпусков ЕТКС применительно к восьмиразрядной тарифной сетке, в нем предусмотрено 68 выпусков. В связи с отсутствием соответствующего финансирования разработка нового ЕТКС затянулась. В настоящее время утверждено Минтрудом России и Минздравсоцразвития России 38 выпусков ЕТКС, разработанных применительно к восьми разрядам.

Таким образом, в настоящее время во многих организациях действуют одновременно часть выпусков ЕТКС, утвержденных в 1984-1986 г.г., разработанных применительно к шестиразрядной тарифной сетке и часть выпусков, утвержденных в 1999-2008 г.г., разработанных применительно к восьмиразрядной тарифной сетке, что создает определенные трудности.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_3.jpg

В настоящее время описано более 5,5 тыс. профессий рабочих и около 2 тыс. должностей служащих. ЕТКС содержит Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разрядам, и включают 3 раздела: «Характеристика работ», «Должен знать», «Примеры работ».

http://www.trudzr.ru/images/f_z_4.jpg

ЕКС включает Квалификационные характеристики должностей, которые предназначены для правильного подбора работников, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей и квалификационных требований, а также для принятия решений о соответствии работников занимаемым должностям при проведении аттестации. Квалификационная характеристика каждой должности имеет 3 раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».

http://www.trudzr.ru/images/f_z_5.jpg

В Справочнике указаны общие для всех отраслей экономики квалификационные характеристики. Квалификационные характеристики др. должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке. Отнесение служащих к одной из трех категорий (руководители, специалисты и др. служащие) осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические). Наименования должностей в справочнике приведены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016—94 (ОКПДТР).

http://www.trudzr.ru/images/f_z_6.jpg

Рассматривая нормативно-правовое обеспечение функционирования системы квалификационных стандартов (Квалификационные справочники) следует отметить, что нормативную основу разработки и утверждения ЕТКС и ЕКС составляет постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Кроме того, Косвенно нормативно-правовую основу использования ЕТКС определяет статья 132 ТК РФ «Оплата по труду» в которой установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Прямые ссылки на использование ЕТКС содержат:


  • Статья 143 ТК РФ «Тарифная система оплаты труда» в которой установлено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.




  • Статья 57 ТК РФ «Содержание трудового договора» в которой указывается, что если в соответствии с федеральными законами с профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ».

Квалификационные справочники также увязаны с основополагающими документами в области изучения качественных и количественных показателей трудового потенциала, профессиональной подготовки рабочих.

Такими документами являются Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденный Приказом Минобразования России, Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России и др.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_7.jpg


Внесение изменений в ОКПДТР (относительно наименований профессий рабочих, диапазона сложности работ) происходит после внесения соответствующих изменений в ЕТКС.

Методическую основу разработки Квалификационных справочников составляют Методические рекомендации. Так, НИИ Труда были разработаны «Методические указания по разработке Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (1990 г.). Методические указания содержат основы методики определения разряда сложности работ (в т.ч. критерии степеней сложности технологических факторов, организационных факторов, фактора ответственности и пр.), определения требований к квалификации рабочих и определения наименований профессий рабочих.

Как видно из вышеизложенного, централизованная система характеризовалась:


  • объединением усилий предприятий, отраслевых и центральных научно-исследовательских институтов, органов государственной власти и профсоюзов в создании ЕТКС;




  • единой (обязательной) системой тарификации работ;




  • единой системой установления и признания квалификационного уровня (разряда) рабочих, в том числе по результатам неформального (полученного на производстве) обучения;




  • твердой зависимостью между уровнем квалификации рабочего и оплатой его труда;




  • тесной взаимосвязью между системой профессиональной подготовки кадров и потребностями производства.

В целом система Квалификационных справочников до 1990-х годов достаточно эффективно справлялась с вопросами обеспечения экономики кадрами, вопросами регламентации и организации труда рабочих, специалистов и служащих.

Однако, в 1990-е годы возникло множество проблем в области использования системы Квалификационных справочников: организационных, правовых, методических, финансовых и пр.

За годы рыночных преобразований в значительной степени изменилась структура занятости населения. Так, если к началу 1990-х годов структура занятости носила преимущественно индустриальный характер, то в настоящее время в структуре занятости населения значительное место занимает сфера услуг. Кроме того, появилось множество профессий, не существовавших в период плановой экономики (менеджеры, логисты, маркетологи и пр.), что также требует обновления содержания квалификационных справочников.

II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все те проблемы, которые были упомянуты выше поставили остро проблему развития национальной системы квалификационных стандартов. С учетом уже имеющегося опыта предполагается целесообразным использовать «эволюционную модель» реформирования данного института.

Однако, прежде чем рассмотреть основные тенденции развития системы национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации целесообразно рассмотреть основные направления развития национальных систем квалификационных стандартов, сложившихся за рубежом.

За рубежом получили распространение «профессиональные стандарты». Их появление во многом было обусловлено необходимостью качественного совершенствования рабочей силы, в условиях быстро меняющейся технологической среды. Существует четкое понимание, что от применения профессиональных стандартов возможны как экономические, так и социальные выгоды.

С экономической точки зрения связь между вложениями в человеческий капитал и производительностью в большей мере проявляется в росте технологичных рабочих мест. Кроме того, значимость разработки национальных систем профессиональных стандартов повышается в условиях интернационализации производства, торговли и рынков труда. Если принятие стандартов ISO 9000 можно рассматривать как направление, имеющие значительные последствия для роста производительности, то профессиональные стандарты имеют такое же по силе влияние на развитие человеческого капитала.

Результаты исследований в развивающихся странах указывают, что, если они желают повысить эффективность, то они должны попытаться получить доступ к передовым технологиям. Не зависимо от того, каким образом приобретена технология фирменные инвестиции в обучении рабочих, особенно квалифицированных, очень важны для повышения среднего уровня эффективности.

В развитых и развивающихся странах осознаются выгоды от разработки и внедрения национальных квалификационных стандартов. Уже много стран сделало определенные шаги для развития профессиональных и образовательных стандартов, а многие начинают развивать международные стандарты и адаптировать национальные стандарты к международным требованиям. За последние годы достаточное количество стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Дания, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания, и Соединенные Штаты) осуществили переход от фрагментированной к слаженной и скоординированной системе профессиональных стандартов. Подобные инициативы находятся в стадии реализации в развивающихся странах, странах особенно со средним уровнем дохода (Чили, Малайзия, Румыния, Филиппины, и Турция). Опыт развития национальных систем квалификационных стандартов в развивающихся странах показывает, что установление стандартов может способствовать реформированию наиболее консервативных областей. Такие направления включают оценку и признание предшествующего обучения, разработку более гибких и релевантных программ профессиональной подготовки и содействие более широкому привлечению всех заинтересованных сторон для развития человеческого капитала.

Социальные выгоды от развития национальных систем квалификационных стандартов также тесно связаны с развитием профессиональных и образовательных стандартов. Эмпирически доказано, что существует непосредственная связь между уровнем образования и профессиональной подготовкой и занятостью, заработной платой, бедностью, социальной сплоченностью и т.д. Люди с низкими возможностями получения образования должны иметь возможность повысить уровень человеческого капитала, если они хотят более высокий уровень заработной платы, продвижение по карьерной лестнице и т.д. Национальные квалификационные стандарты направлены на то, чтобы помочь посредством улучшения качества образовательных программ и программ профессиональной подготовки, признания неформального обучения и обучения на рабочем месте . Все это способствует обучению в течение всей жизни (lifelong learning).

Исследования показывают, что, несмотря на то, что существуют неоспоримые экономические и социальные предпосылки объяснения необходимости развития национальных систем квалификационных стандартов, все же развивающиеся страны сталкиваются с особенными проблемами, не свойственными развитым странам. Среди них можно выделить следующие:

  • инвестиционные затраты

  • http://www.trudzr.ru/images/f_z_8.jpg

  • наличие большого неформального сектора экономики;

  • международные стандарты.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_9.jpg

Для успешного построения национальной системы квалификационных стандартов необходимо согласованность в определении понятия «профессия» по отношению к прочим связанным понятиям. Одним из путей решения данной проблемы является гармонизация национальных классификаций профессий (занятий) и отраслей с международными классификаторами (например, Международной стандартной классификацией занятий (ISCO) и Международной стандартной классификацией отраслей промышленности (ISCI). Как показывает опыт, если терминология не будет согласована и не отразит состояние экономики и рынка труда, то развитие стандартов изначально будет слабым. Кроме того, необходима также связь классификации профессий и направлений профессиональной подготовки.

В справочнике профессий США (DOT) насчитывается около 17 500 наименований, в Стандартной классификации занятий (SOC), которая подобна Международной Стандартной Классификации Занятий (ISCO), насчитывается приблизительно 1 200 названий. В Великобритании существует множество классификаций, которые связаны системой Национальных профессионально-технических квалификаций (NVQ), но которые не используются, для определения содержания и области квалификаций.

Как показывает международный опыт к вопросам развития национальных систем квалификационных стандартов должен быть привлечен широкий круг участников (правительство, профессиональные союзы и союзы работодателей, предприятия и их ассоциации, профессиональные/технические ассоциации, образовательные учреждения и т.д.). Но при этом безусловное лидерство должно принадлежать работодателям.

Как убедительно показывают исследования (см., например, David H. Fretwell et. al., 2001) чтобы обеспечить интерес и сотрудничество в области разработки профессиональных стандартов необходимо, чтобы каждый участник осознавал выгоду от участия в данной работе:

  • работодатели должны видеть потенциал увеличения производительности труда, т.е. они должны быть уверены в том, что работники, которых они нанимают после окончания учебного заведения хорошо подготовлены;

  • профсоюзы должны видеть, что профессиональные стандарты способны облегчить доступ к занятости и способствовать росту трудовой мобильности;

  • образовательные учреждения и государственные структуры должны видеть в профессиональных стандартах путь для развития и повышения качества образовательных программ и программ обучения и т.д.

Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда, ведь профессиональные стандарты должны отразить экономические и технические изменения в экономике, которые приводят к изменению требований рынка труда к квалификации работников. Именно информация о развитии рынка труда помогает обеспечить «дальнее обнаружение» и идентифицировать приоритеты для развития стандартов в профессиях:

  • на которые имеется высокий спрос, что делает их приоритетными для разработки профессиональных стандартов;

  • содержание которых подвержено быстрым изменениям, что требует систематического обновления профессиональных стандартов;

  • охватывающих большую долю занятых и требуют специализированных навыков для работы;

  • определяющих новые направления деятельности.

В мире существуют различные форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов.

http://www.trudzr.ru/images/f_z_12.jpg

Следует отметить, что профессиональные стандарты за рубежом имеют различный нормативный статус. Так, Профессиональные стандарты могут:

  • утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ;

  • утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды) (ОС подлежат утверждению на государственном уровне).

Возвращаясь к анализу тенденций в области развития национальной системы квалификационных стандартов, следует отметить, что идея разработки профессиональных стандартов является результатом обобщения международного опыта в области обеспечения качества рабочей силы. В настоящее время в отечественной литературе отсутствует единый подход к определению профессионального стандарта. Сложились следующие основные определения профессионального стандарта.

Основные подходы к определению профессионального стандарта

http://www.trudzr.ru/images/f_z_13.jpg

Некоторые авторы определяют профессиональный стандарт (occupational standard) как обязанности, которые должен выполнять человек, чтобы его профессиональная деятельность была успешной.

Работа над разработкой профессиональных стандартов в различных областях деятельности началась в конце 90-х годов XX века. Данная работа велась под эгидой Министерства труда и социального развития Российской Федерации начиная с 1998 г. по 2004 г. (до ликвидации Минтруда России). По данному направлению были выполнены научные работы, в т.ч. «Разработка методики профессиональных стандартов (ПС) для профессий, наиболее значимых для развития экономики в рыночных условиях». Данная работа включала в себя разработку: структуры профессионального стандарта с учетом требований к качеству, продуктивности и безопасности труда работников, требований международных стандартов качества; требований к актуализации профессиональных стандартов по видам экономической деятельности; методики организации и проведения проекта по разработке профессиональных стандартов; инструментария для проведения анкетирования и обработки базы данных в процессе формирования профессиональных стандартов и т.д.

Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей. Однако, Российский союз промышленников и предпринимателей, выступающий в качестве Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» является некоммерческой организацией, образованной на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и работодателями.

Сила решений, в т.ч. локальные нормативные акты, принятые в рамках данного общественного объединения распространяются только на его членов. Принятые в разработанном НАРК порядке профессиональные стандарты не являются обязательными для исполнения, т.к. их правовой статус не закреплен нормативным актом органа исполнительной власти, позволяющего его закрепить на федеральном уровне.

Другим направлением, является установление квалификационных требований к работникам учреждений, принимаемых на уровне министерств и ведомств органов исполнительной власти Российской Федерации. По сути, квалификационные требования (к профессиональным знаниям и навыкам), представляют собой профессиональный стандарт, который устанавливает требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей работниками органов исполнительной власти. В данном случае квалификационные требования утверждаются нормативным актом органа исполнительной власти и утверждаются приказом соответствующего органа. В случае такого рода закрепления нормативно-правового статуса квалификационных требований, они распространяются на профессиональную деятельность государственных служащих, т.е. имеют ограниченную сферу применения.

В целях совершенствования работы организаций туристской индустрии и качества оказания туристских услуг в 1999 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) было подготовлено Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии с приложением «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии». В соответствии с данным документом квалификационные требования (профессиональные стандарты) «…предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности ». Также данный документ определяет, что «… квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения основных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при аттестации руководителей и специалистов ». Следует отметить, что в соответствии с письмом Минюста РФ от 23.06.1999 №4854-ПК данный документ в государственной регистрации не нуждается.

В целях содействия развитию профессионального уровня специалистов сферы образования, соответствия их требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 №87 «Об утверждении профессионального стандарта к профессии «преподаватель профессионального обучения» был утвержден профессиональный стандарт к профессии «Преподаватель профессионального обучения», утративший силу в связи с истечением срока действия.

В 2004 году Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) утвердило Постановление «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности) в научно-технической и производственной сферах». Фактически профессиональный стандарт утратил силу в связи с истечением срока действия. Данный документ зарегистрирован в Минюсте не был.

Анализ показал, что разработанные профессиональные стандарты (квалификационные требования) утверждались Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации на основании сферы компетенции министерства, определенного Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480) как федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующего деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утвержденные профессиональные стандарты не регистрировались в Минюсте.

В 2009 году по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики.

Тот тупик, в котором оказались все начинания по разработке профессиональных стандартов потребовали поиска новых путей реализации решений в области разработки профессиональных стандартов. Упразднение существующей системы Квалификационных справочников, к чему так часто призывали в последнее время, не решит тех проблем, которые сегодня накопились в вопросах разработки профессиональных стандартов. Кроме того, некоторыми специалистами высказывается мнение о том, что необходимо разработать и утвердить параллельно с действующими справочниками нормативный документ, регулирующий вопросы разработки профессиональных стандартов. Однако, становится очевидным, что существование двух параллельных документов, выполняющих одинаковую функцию не только не решит проблемы, но и усугубит её, внесет дополнительную неопределенность. Первым и самым существенным доводом в несостоятельности такого, подхода является то, что в настоящее время квалификационные справочники являются одним из немногих реально-действующих механизмов регулирования трудовых отношений.

Механизм разработки и применения квалификационных справочников полностью интегрирован в систему трудового законодательства и имеет достаточно обширную нормативную базу. Кроме того, Квалификационные справочники и по сей день являются основой для принятия кадровых решений и регулирования трудовых отношений во многих российских компаниях и в особенности в бюджетном секторе экономики.

Важным аргументом в пользу существования справочников является широкий охват профессиональной структуры. Так в настоящее время Квалификационные справочники содержат характеристики по 5,5 тысячам профессий рабочих и 2 тысячам должностей служащих.

С учетом всех существующих недостатков и преимуществ действующих Квалификационных справочников Минздравсоцразвития России рассматривает вопрос об интеграции профессиональных стандартов в действующие Квалификационные справочники. Тем более, что как показал анализ существующей нормативной базы, никаких правовых препятствий для этого не существует.

Реализация профессиональных стандартов в формате свойственном западной модели профессионального стандарта может практически без всяких затруднений вписаться в квалификационную характеристику.

Говоря о разработке в Российской Федерации системы профессиональной стандартизации, нельзя не коснуться вопроса структуры и содержания профессионального стандарта. Следует сказать, что в зарубежной практике не существует единого «макета» профессионального стандарта, но анализ зарубежного опыта позволяет выделить общую направленность формирования структуры профессионального стандарта и его основные структурные элементы.

Следует оговориться, что современная отечественная практика разработки профессиональных стандартов преимущественно опирается на макет профессионального стандарта, предложенного НАРК РСПП. Во многом макет, разработанный НАРК, опирается на зарубежный опыт, а в целом можно сказать, что и копирует его. В итоге документ получается весьма громоздким и весьма не удобным в практическом применении.

В настоящее время в рамках выполнения решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям подготовлены проекты документов, которые в настоящее время проходят стадию широкого обсуждения. В том числе подготовлена структура профессионального стандарта.

В свете вышесказанного, хотелось бы вкратце остановится на ключевых элементах предлагаемой структуры профессионального стандарта. Прежде всего, необходимо отметить, что структурирование информации в профессиональном стандарте основано на компетентностном подходе, который предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющих ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью предлагаемого подхода является то, что квалификационные характеристики разрабатываются на группу профессий или должностей в определенной области профессиональной деятельности и содержат перечень их возможных наименований. Это является безусловным преимуществом, так как позволяет более свободно ориентироваться в существующих наименованиях должностей и профессий. Подобный элемент содержится и в американском Справочнике профессий.

Предлагаемой структурой профессионального стандарта предусмотрено, что профессиональная деятельность расчленяется на структурные элементы – трудовые функции, а требования к навыкам, умениям и знаниям работника устанавливаются по каждой из них.

Сами навыки и умения в профессиональном стандарте указываются в форме критериев качественного выполнения трудовых функций. Именно задание критериев в качестве «норматива» профессиональной деятельности позволяет обеспечить через их отражение в образовательных стандартах необходимое качество рабочей силы.

Структура профессионального стандарта также предполагает раздел, устанавливающий требования к квалификации, который формируется путем разнесения трудовых функций по квалификационным уровням. Основным критерием, положенным в основу подобного распределения трудовых функций выступает их сложность.

В качестве дополнительных элементов профессиональных стандартов могут выступать требования к ценностям и моделям поведения работников, уровню образования и стажу, а также различного рода ограничения, например, по возрасту, состоянию здоровья и т.д.

Рассматривая структуру профессионального стандарта нельзя не сказать о том, что более важным и ответственным этапом работы по разработке профессиональных стандартов является их содержательное наполнение. Поэтому направленность на качество и эффективность выполнения трудовых функций предлагается обеспечить посредством применения функционального анализа, эффективно зарекомендовавшего себя в зарубежной практике разработки профессиональных стандартов. Применение функционального анализа ориентирует на обеспечение согласованности всех трудовых функций и критериев их качественного выполнения на достижение главной цели.
  1   2

Похожие:

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconПрактический семинар «создание эффективной системы менеджмента качества...
Создание эффективной системы менеджмента качества аккредитованных лиц в соответствии с требованиями критериев аккредитации и национальных...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconОб утверждении Положения о порядке администрирования отдельных налогов...
Ики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconГ. Советский. Положение по профилактике самовольных уходов из дома...
«Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconИнструкция для юридических лиц Прежде чем Вы сможете зарегистрировать...
Прежде чем Вы сможете зарегистрировать юридическое лицо на Портале госуслуг gosuslugi ru, руководителю необходимо пройти регистрацию...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconДжордж харрисон
История «The Beatles» — без всяких сомнений, группы №1 в мировой поп- и рок-музыке — это прежде всего история четырех простых ливерпульских...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconПонятие о лихорадке, причины, механизм развития
Прежде чем мы начнём разговор о лихорадке, необходимо вспомнить, что такое тепловой обмен и как осуществляется его регуляция

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconТема Назначения, состав и боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации
История становления и развития Русской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные военные реформы их характеристика и...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Статистика как наука и история ее становления. Связь с другими экономическими

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconПримерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...

I. история становления и развития системы национальных квалификационных стандартов в советский и переходный период прежде чем перейти к ретроспективному анализу iconНациональный стандарт российской федерации системы газораспределительные сети газопотребления
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск