Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз


Скачать 382.3 Kb.
НазваниеЗаконом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз
страница1/3
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3
Бюджетный учет, N 2, 2012

М.Р.Губайдуллина,

консультант     
     

     Новое в трудовом законодательстве
Ни в одной сфере деятельности государственного учреждения законодательство не меняется так стремительно, как в сфере трудовых отношений. Продолжающийся переход на новые системы оплаты труда, индексация страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, изменения в налогообложении выплат по оплате труда - вот что ждет учреждения в 2012 году. О вступивших в силу и только планируемых изменениях в трудовом законодательстве пойдет речь в данной статье.

Сфера трудовых отношений является одной из самых многогранных и включает в себя мероприятия по привлечению и отбору персонала, организации труда, обеспечению защиты персональных данных, оформлению кадровой документации, формированию необходимой отчетности, соблюдению ограничений для отдельных категорий работников, начислению на выплаты по оплате труда. Столь широкий спектр порождает обилие нормативно-правовых актов, которые необходимо знать и соблюдать при ведении деятельности в области трудовых отношений.
Наследие 2011 года
Для грамотной организации работы в 2012 году необходимо учесть внесенные в предыдущем году изменения, к основным из которых можно отнести:
- изменения в Трудовой кодекс;
- вступление в силу Конвенции МОТ N 132 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (далее - Конвенция N 132);
- новый порядок аттестации рабочих мест (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (далее - Порядок N 342н));
- новую форму бланка листка нетрудоспособности (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 347н (далее - Приказ N 347н));

- увеличение минимального размера оплаты труда (Закон от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

С 7 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 65 Трудового кодекса Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ, - дополнен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу (рис.1).



Рисунок 1. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

     

Установлено, в частности, что при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом, федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работодатель вправе затребовать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. К таким видам деятельности, например, относится педагогическая (ст.331 ТК РФ), а также деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст.351.1 ТК РФ).

Следует помнить, что, если указанные ограничения Трудовым кодексом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ не установлены, работодатель не вправе требовать представления такой справки.

Кроме того, расширен перечень ограничений при приеме на работу для определенных категорий работников. Так, в соответствии с внесенными в статью 331 Трудового кодекса изменениями к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в порядке, установленном федеральным законом;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Конвенция N 132 об оплачиваемых отпусках вступила в силу 6 сентября 2011 года. Наибольшее число споров и опасений вызвали ее статьи 8 и 9, согласно которым разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране. При этом одна из частей отпуска должна составлять не менее двух непрерывных рабочих недель и использоваться работником не позднее чем в течение одного года. Оставшуюся часть ежегодного оплачиваемого отпуска нужно использовать не позднее чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. Например, если с 1 августа 2011 года работнику был предоставлен отпуск продолжительностью 14 календарных дней, то оставшуюся часть необходимо предоставить не позднее 1 февраля 2013 года.

Если сравнить положения статьи 124 Трудового кодекса с положениями статьи 9 Конвенции N 132, разница очевидна. В соответствии с законодательством в настоящий момент в порядке исключения и с согласия сотрудника возможно оставить его без отпуска в течение года. А согласно Конвенции N 132 каждому работнику гарантирован отпуск минимальной продолжительности, а на использование оставшейся части ежегодного отпуска отводится минимум 18 месяцев. Этот предел может быть расширен, например, отраслевым соглашением или коллективным договором (п.2 и 3 ст.9 Конвенции N 132). Такое противоречие давало почву для беспокойства. Существовало мнение, что с вступлением в силу Конвенции N 132 неиспользованная часть отпуска по прошествии 18 месяцев ликвидируется.

В настоящий момент изменения в Трудовой кодекс в этой части не внесены, статья 124 остается в прежней редакции. Следовательно, в своей деятельности государственным учреждениям необходимо руководствоваться нормами российского законодательства и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск работнику не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Еще одно изменение, вступившее в силу в 2011 году, коснулось аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок N 342н зафиксировал статус аттестующей организации как независимого (неаффилированного) лица по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Кроме того, в нем прописаны права и обязанности работодателя и аттестующей организации, уточнен состав аттестационной комиссии, повышены требования к аттестующей организации.

Изменился и порядок оформления результатов аттестации. С 1 сентября 2011 года результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета. Ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в пункте 44 Порядка N 342н:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
- карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;

- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;

- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);

- сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией;
- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

- предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аттестации (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации и передает его вместе с отчетом работодателю. Работодатель в свою очередь в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (п.44 Порядка N 342н). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством. Место и порядок хранения отчетов определяет сам работодатель.

После проведения аттестации работодатель в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Пунктом 52 Порядка N 342н установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в трудовую инспекцию лежит на работодателе. В свою очередь ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит и на работодателе, и на аттестующей организации.







Внимание

Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации (утверждения ее результатов).     

           

Государственным учреждениям при составлении штатного расписания, подписании трудового договора с работником, начислении заработной платы и расчете пособий по временной нетрудоспособности следует учитывать положения Закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Например, пунктом 1.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлена обязанность сравнивать при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком учитываемую заработную плату за два календарных года с величиной, полученной следующим образом: 24 мес. х МРОТ. В случае если средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Так, с 1 июня 2011 года установлен МРОТ в размере 4611 рублей в месяц. При этом следует учитывать законодательство субъектов РФ. В частности, в соответствии с Соглашением между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 2 декабря 2010 г. о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год (далее - Соглашение) МРОТ в Москве с 1 сентября 2011 года составляет 10900 рублей.

Кроме вышеперечисленных изменений следует еще отметить:
- Приказ N 347н и рекомендации по его заполнению, изложенные в письме ФСС России от 15 июля 2011 г. N 14-03-11/15-7481;

- изменение порядка начислений по больничному листу по беременности и родам в связи с вступлением в силу Закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- приказ Минздравсоцразвития России от 19 мая 2011 г. N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны";

- приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. N 801н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения".
Изменения, вступающие в силу в 2012 году
Основополагающим документом, регулирующим трудовые отношения в Российской Федерации, является Трудовой кодекс. И сразу две его главы вступают в силу в 2012 году. Кроме того, в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Также вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс, в некоторые федеральные законы, постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Рассмотрим изменения подробнее.


Подземные работы
Законом от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ Трудовой кодекс дополнен главой 51.1 (вступает в силу 31 марта 2012 г.), регулирующей особенности труда работников, непосредственно осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом, работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена.

Статьей 330.2 Трудового кодекса установлены особенности приема на подземные работы. Так, лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и обязаны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям.

Прием на подземные работы производится после обязательного медицинского осмотра (обследования). При этом работники, занятые на подземных работах, должны проходить медицинские осмотры (обследования) в начале каждого рабочего дня (смены). Необходимость проведения медицинских осмотров (обследований) в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) отнесено к компетенции работодателя.

Статьей 330.4 Трудового кодекса установлены случаи, когда работодатель обязан отстранить работника от подземных работ (не допускать к подземным работам), а также условия допуска такого работника к подземным работам в дальнейшем.

В период отстранения от подземных работ (недопущения к подземным работам) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, когда работник не прошел в установленном порядке внеочередную проверку знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты не по своей вине. В этом случае работнику производится оплата за соответствующий период как за простой.

В соответствии со статьей 330.5 Трудового кодекса при организации и проведении подземных работ работодатель обязан:

- не допускать к подземным работам лиц, имеющих медицинские противопоказания к указанным работам и (или) не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

- не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей в случае необеспечения их в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия;

- обеспечивать организацию и проведение подземных работ в соответствии с утвержденной технической документацией, технологическими нормами и установленными требованиями к оборудованию, технологическим процессам, применяемым в производстве инструментам, сырью и материалам.

  1   2   3

Похожие:

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconПриказ от 28 декабря 2010 г. N 387 об утверждении административного...
Республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 2010 годах", утвержденной распоряжением...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconЗакон Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 353-фз "О внесении...
Дата первой официальной публикации: 13 декабря 2010 г. Опубликовано: в "РГ" Федеральный выпуск №5360 13 декабря 2010 г. Вступает...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconОпросная анкета
Для нерезидента: инн / кио2, присвоенный до 24 декабря 2010 года, либо идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный после...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconМэра городского округа «александровск-сахалинский район» от 10. 02. 2010 г. №48
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», с Федеральным законом от...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconЗакон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-i "О статусе Героев Советского...
Июля 1996 г., 7 августа 2000 г., 13 июля 2001 г., 28 декабря 2004 г., 23 июля 2005 г., 29 декабря 2006 г., 26 июня, 1 ноября 2007...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconИзменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. №628
Форму Декларации об объекте недвижимости, являющуюся приложением №1 к приказу Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. №628,...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconИзменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. №628
Форму Декларации об объекте недвижимости, являющуюся приложением №1 к приказу Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. №628,...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconС изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря...
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз icon1. Налоговые вычеты по подоходному налогу с физических лиц. Порядок...
В 2010 г исчисление подоходного налога сохраняет те же принципы налогообложения, которые были ранее предусмотрены Законом Республики...

Законом от 23 декабря 2010 г. N 387-фз iconПриказ от 24 декабря 2015 г. N 170-н об утверждении административного...
В соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2010 n 210-фз "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск