Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз "О персональных данных"


НазваниеКомментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз "О персональных данных"
страница1/13
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Статьей 1 комментируемого Закона определяется сфера действия Закона, а также уточняются отношения, на которые действие этого Закона не распространяется.

Персональные данные (ПД) могут обрабатывать федеральные органы государственной власти. Под федеральными органами власти следует понимать органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Напоминаем, что согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 11 Конституции РФ гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство РФ; суды РФ.

Правительство РФ в свою очередь состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Судебная власть в РФ представлена системой судов: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; другие федеральные суды.

Следуем дальше. Действие комментируемого Закона распространяется также на органы государственной власти субъектов РФ, обрабатывающие ПД. На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Субъектами, обрабатывающими ПД, также могут быть иные органы государственной власти, кроме тех, что перечислены выше. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Центральная избирательная комиссия РФ т.п.

Обработка ПД ведется и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные органы, не входящие в систему органов местного самоуправления также обрабатывают ПД.

Если юридические лица обрабатывают ПД, на них также распространяется действие комментируемого Закона. Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В РФ юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими (преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). В качестве примера коммерческих организаций можно привести общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы и т.д. Самыми распространенными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются некоммерческие партнерства, общественные организации, автономные некоммерческие организации и т.п.

Под физическими лицами, осуществляющими обработку ПД в рамках комментируемого Закона, понимаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К физическим лицам, осуществляющим обработку ПД, можно также отнести адвокатов, нотариусов, глав крестьянско-фермерских хозяйств.

Обращаем внимание, что согласно п. 1 комментируемой статьи обработка ПД может происходить как с использованием средств автоматизации так и без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. Под средствам автоматизации понимаются технические средства, освобождающие человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. В качестве примера можно привести автоматизированные банковские системы, содержащие данные о сотрудниках банка, о клиентах, партнерах, биллинговые системы, содержащие данные о клиентах, осуществляющих оплату услуг, call-центры, содержащие данные о клиентах и сотрудниках в зависимости от предназначения call-центра, автоматизированные медицинские системы, содержащие данные о пациентах и т.п.

Автоматизированная обработка ПД включает в себя действия с автоматизированными файлами ПД. В случае с обработкой ПД понятие "автоматизированный файл ПД" обозначает любой комплекс данных о субъектах ПД, подвергающийся автоматизированной обработке.

В ст. 2 Конвенции Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных от 28.01.1981 г. "автоматизированная база данных" означает любой набор данных, к которым применяется автоматическая обработка. При этом "автоматическая обработка" включает следующие операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств:

- накопление данных;

- проведение логических или/и арифметических операций с такими данными;

- их изменение, стирание, восстановление или распространение.

Статья 5 Конвенции Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных от 28.01.1981 г. гласит, что ПД, проходящие автоматизированную обработку, должны быть:

- получены и обработаны добросовестным и законным образом;

- накопленными для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;

- адекватными, относящимися к делу и не избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;

- точными и в случае необходимости обновляться;

- сохранены в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных, не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Статьей 6 вышеуказанной Конвенции устанавливается, что ПД о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а равно ПД, касающиеся здоровья или сексуальной жизни, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к ПД, касающимся судимости. Кроме того Конвенция обязывает операторов ПД принимать надлежащие меры для охраны ПД, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Идем дальше. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" установлен порядок обработки ПД без использования средств автоматизации. Согласно упомянутому Постановлению обработкой ПД, содержащихся в информационной системе ПД либо извлеченных из такой системы, без использования средств автоматизации называется такая обработка, когда действия с ПД, такие как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов ПД, осуществляются при непосредственном участии человека. Важно помнить, что обработка ПД не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что ПД содержатся в информационной системе ПД либо были извлечены из нее.

Приведем пример. Так, если сотрудник организации занес данные о работниках в компьютер лишь с целью их распечатать, а затем удалил эти данные, такую обработку ПД можно считать неавтоматизированной. Однако если же оператор сохранил ПД в виде файла и хранит их на компьютере для дальнейшего использования, то, по мнению авторов, такую обработку ПД нужно рассматривать, в том числе, и как автоматизированную.

В том случае, если обработка ПД осуществляется без использования средств автоматизации, необходимо учитывать, что такая информация должна обособляться от иной информации. Такие ПД могут, например, фиксироваться на отдельных материальных носителях, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

Так, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" при фиксации ПД на материальных носителях не допускается фиксация на одном материальном носителе персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы. Поэтому для обработки различных категорий ПД для каждой категории ПД должен использоваться отдельный материальный носитель.

Часто в организациях используются типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них ПД. В этом случае типовая форма должна соответствовать некоторым требованиям. Так, сама типовая форма или связанные с ней документы (например, инструкции по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать:

- сведения о цели обработки ПД, осуществляемой без использования средств автоматизации;

- имя (наименование) и адрес оператора;

- фамилию, имя, отчество и адрес субъекта ПД;

- источник получения ПД;

- сроки обработки ПД;

- перечень действий с ПД, которые будут совершаться в процессе их обработки;

- общее описание используемых оператором способов обработки ПД.

Кроме того, типовая форма, которая предполагает включение в нее ПД, должна предусматривать поле, в котором субъект ПД может поставить отметку о своем согласии на обработку его данных, осуществляемую без использования средств автоматизации. Такое поле должно быть обязательно, если в соответствии с требованиями комментируемого Закона необходимо получения письменного согласия на обработку ПД от субъекта ПД.

Следует помнить, что типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов ПД, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими ПД, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов ПД. А также типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения ПД, цели обработки которых заведомо не совместимы.

Во многих организациях ведутся журналы (реестры, книги), необходимые для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, содержащие ПД. В подобных случаях оператором ПД должны выполняться определенные условия. Например, необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора. В акте будут содержаться следующие сведения:

- сведения о цели обработки ПД, осуществляемой без использования средств автоматизации;

- способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов ПД;

- перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги);

- сроки обработки ПД;

- сведения о порядке пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности ПД, сообщенных субъектом ПД.

Копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается. Кроме того, ПД каждого субъекта ПД могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор.

Если требуется уточнить ПД, обработка которых осуществляется без использования средств автоматизации, то это должно быть произведено путем обновления или изменения данных на материальном носителе, а если это не допускается техническими особенностями материального носителя, - путем фиксации на том же материальном носителе сведений о вносимых в них изменениях либо путем изготовления нового материального носителя с уточненными ПД.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" устанавливаются и требования к обеспечению безопасности ПД при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации. Обработка ПД должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории ПД можно было определить места хранения ПД (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку ПД либо имеющих к ним доступ. Необходимо обеспечивать раздельное хранение ПД (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях. Важно учитывать, что при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность ПД и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

Пример.

Операторы, обрабатывающие ПД неавтоматизированным способом хранят каждую категорию полученных от граждан ПД в разных папках, ящиках, файлах и т.д. Приказом руководителя организации определяется перечень лиц, которые обрабатывают тот или иной информационный блок либо получают к нему доступ.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи определяются случаи, на которые не распространяется действие Закона.

Обрабатывать ПД может физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. При этом ПД обрабатываются в личных целях при условии соблюдения прав субъектов ПД. Таким образом, гражданин имеет право для себя лично вести сбор и накопление ПД, например, на домашнем компьютере (сделать справочник с данными своих знакомых: адресами, фамилиями, датами рождения). Однако Закон требует, чтобы в таких случаях не нарушались права субъектов ПД. Т.е., справочник, приведенный в качестве примера, может использоваться гражданином только лично, передача его другим лицам не допустима.

Действие комментируемого Закона не распространяется на организацию хранение, комплектование, учет и использование содержащих ПД документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Напоминаем, что Архивный фонд РФ содержит документы, относящиеся к федеральной, муниципальной и частной собственности, а также собственности субъектов РФ.

Например, к федеральной собственности, относятся такие документы как:

- документы, хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность),

- документы федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ (Банка России), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

- документы, бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях;

- другие документы, отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

Архивный фонд РФ составляют также следующие архивные документы субъектов РФ:

- документы, хранящиеся в государственных архивах субъекта РФ, музеях и библиотеках субъекта РФ (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

- документы, государственных органов и организаций субъекта РФ.

Кроме того, Архивный фонд РФ составляют документы, относящиеся к муниципальной собственности:

- документы органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

- документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).

Архивными документами, являющимися частной собственностью являются:

- документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства;

- документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Почти все вышеперечисленные документы могут содержать ПД. Однако, как следует из содержания п. 2 комментируемой статьи обработка таких документов производится в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Так, в п. 3 ст. 25 указанного выше Закона указывается, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Из сферы действия комментируемого Закона также исключается обработка сведений, подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Но такое исключение допустимо лишь в том случае, если обработка осуществляется в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРИП содержатся, в частности, следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество;

- пол;

- дата и место рождения;

- гражданство;

- место жительства в РФ;

- данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ;

- вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином) и т.д.

В настоящее время порядок хранения таких ПД и порядок их передачи в архивы регулируется постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 и 439".

Действие комментируемого Закона также не распространяется на обработку ПД, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом порядок отнесения сведений к государственной тайне определен Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". Так, государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В соответствии со ст. 5 упомянутого выше Закона государственную тайну составляют следующие сведения и информация, которые могут содержать ПД:

- сведения в военной области (например, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов, о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке и т.п., см. п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне");

- сведения в области экономики, науки и техники (например, о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства и т.п., см. п. 2 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне");

- сведения в области внешней политики и экономики (например, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, см. п. 3 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне");

- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (например, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства, см. п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне").

Абзац 5 п. 2 комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 28.06.2010 N 123-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О персональных данных" и статью 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и вступил в силу 01.07.2010 года. Таким образом, в настоящее время действие комментируемого Закона также не распространяется на предоставление уполномоченными органами информации о деятельности судов в РФ. Порядок предоставления указанной информации регулируется Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов.

В соответствии со ст. 6 упомянутого Федерального закона доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

- присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

- обнародованием (опубликованием) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

- размещением информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);

- размещением информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

- ознакомлением пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

- предоставлением пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.
Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Пунктом 2 комментируемой статьи определена основная цель Закона. Он призван обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Конституцией РФ.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Статьи 23-24 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. На органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В современном мире почти каждый желающий может найти в Интернете информацию о ПД граждан. При этом свои ПД граждане раскрывают зачастую сами, например, оформляя покупку товара с доставкой на дом, регистрируясь на веб-сайте. Но далеко не всегда лица, получающие такую информацию, добросовестно сохраняют ее.

Во всем мире ПД стремятся защищать на уровне государства, принимая законы, регулирующие порядок сбора, хранения и использования сведений о гражданах страны.

Обеспечивая защиту ПД, РФ укрепляет правовую защищенность и безопасность личности и создает благоприятную обстановку для всестороннего развития граждан и общества в целом. Кроме того, по мнению многих российский экспертов в области права, одной из целей принятия комментируемого Закона явилась необходимость устранения некоторых барьеров в торговле со странами Евросоюза, т.к. согласно Директиве Евросоюза ПД могут передаваться только в страны, обеспечивающие такой же уровень защиты, как и в Европе. Поэтому положения комментируемого Закона отчасти повторяют положения европейского законодательства в данной сфере.

Комментируемый Закон установил дополнительные гарантии защиты ПД в нашей стране, такие как:

- ограничение на передачу персональной информации третьим лицам без согласия человека;

- требование к информированию человека о целях и способах обработки информации о нем;

- необходимость получать согласие на сбор сведений о человеке у него самого;

- обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных данных.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В комментируемой статье законодатель формирует инструментарий, который затем используется в тексте Закона. Разъяснение основных понятий, используемых в Законе необходимо для более точного понимания положений этого нормативного акта.

Понятие "персональные данные" является основополагающим в Законе. Законодатель определяет ПД как любую информацию, которая:

- относится к определенному лицу;

- определяет это лицо.

Таким образом, например, только указанное в информационной базе место рождения не считается ПД, если эти сведения не будут связаны с конкретной фамилией человека. В то время как информация - Петров Иван Петрович, рожденный в селе Новолокти Тюменской области, - будет являться ПД конкретного гражданина.

Обращаем внимание, что Закон относит к ПД следующую информацию:

- фамилию, имя, отчество гражданина;

- год, месяц, дату и место рождения;

- адрес;

- семейное положение;

- социальное положение;

- имущественное положение;

- сведения об образовании;

- сведения о профессии;

- сведения о доходах;

- другие сведения, относящиеся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.

Перечень информации, которую можно отнести к ПД, является открытым.

В соответствии с действующим законодательством состав и содержание ПД определяют операторы ПД в зависимости от целей их обработки. Как правило, операторы различных организаций, оказывающих услуги, просят предоставить им контактные данные клиента. Такие базы данных по контактам ведутся не только по постоянным клиентам, но и по информации, полученной в ходе рекламных кампаний. Все эти сведения являются ПД.

Понятие "персональные данные" ранее раскрывалось в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера". Так, к сведениям конфиденциального характера Указ относит сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

В ст. 85 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) также дается определение ПД работника. К ним относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Кроме комментируемого Закона порядок работы с ПД определяется и другими актами. Например, согласно приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2007 N 52 "Об утверждении Инструкции о порядке защиты персональных данных, содержащихся в личных делах председателей, заместителей председателя и судей районных судов, а также гарнизонных военных судов" ПД, содержащиеся в личных делах председателей, заместителей председателя и судей районных судов, а также гарнизонных военных судов, относятся к сведениям конфиденциального характера, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат, за исключением ПД, на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования о соблюдении конфиденциальности. При этом личные дела председателей, заместителей председателя и судей районных судов, а также гарнизонных военных судов ведутся кадровыми службами управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ. Кадровые службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ обеспечивают защиту ПД, содержащихся в личных делах председателей, заместителей председателя, судей районных судов и гарнизонных военных судов от неправомерного их использования или утраты.

На охране ПД граждан стоят и суды. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 29.04.2010 N КА-А40/4062-10 по делу N А40-159104/09-93-1333 указывается, что трудовой договор с руководителем, как документ, содержащий ПД, не может быть передан сторонним организациям и лицам для ознакомления без согласия на то субъекта ПД.

Следуем дальше. Как упоминалось выше, ПД - это определенная информация. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, а также свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Поэтому информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на:

- общедоступную информацию;

- информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Таким образом, ПД граждан, кроме тех, которые относятся к общедоступным (ст. 8 Закона), являются информацией, доступ к которой ограничен комментируемым Законом.

Кроме того, вся информация согласно ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

- информацию, свободно распространяемую;

- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

- информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.

Существуют различные категории ПД, например:

- общедоступные ПД;

- специальные категории ПД;

- категории ПД, обрабатываемые в информационных системах персональных данных;

- биометрические ПД и т.д.;

2. Законодатель называет оператором ПД государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку ПД. Оператор также определяет цели и содержание обработки ПД. Таким образом, оператором ПД будет являться любая организация, осуществляющая пусть даже простую систематизацию или накопление ПД. Как правило, под это определение подходят почти все компании независимо от форм собственности, т.к. они как минимум осуществляют сбор, систематизацию, хранение и уточнение сведений о своих сотрудниках. Кроме этого большинство организаций по роду своей деятельности обрабатывают сведения о своих клиентах, партнерах, поставщиках.

Пример

Операторами ПД будут считаться:

- организации, которые нанимают работников по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера;

- страховые компании;

- операторы сотовой связи;

- учебные заведения;

- интернет-магазины;

- медицинские учреждения;

- государственные и муниципальные учреждения, ведомства и службы;

- перевозчики всех видов транспорта;

- банки и т.п.

Физические лица вынуждены представлять свои ПД подобным организациям, для заключения договоров, получения комплекса услуг. Но важно помнить, что оператору ПД не следует требовать от субъектов ПД сведений больше того, чем это нужно для какой-то конкретной цели. При этом храниться ПД могут не дольше, чем этого требуют цели, для которых они накапливались. По достижению такой цели или утраты необходимости в достижении цели ПД подлежат уничтожению. Кроме того операторы ПД обязаны гарантировать конфиденциальность информации и предоставить гражданину право самостоятельно решать какую информацию и в каком объеме он готов раскрывать.
Директору

ООО "Малахит"

г-ну Рыжикову Н.Г.

от Светловой Н.М.

проживающей по адресу:

г. Ульяновск, ул. Ленина, 8-90

10.10.2010 г.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconВ соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006...
Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-фз "О персональных данных", в целях защиты персональных данных, обрабатываемых в мадоу...

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconКомментарий к федеральному закону от 25. 12. 2008 n 273-фз
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии...

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconВеликоустюгского муниципального района вологодской области распоряжение
Федерального закона от 27. 07. 2006 №152-фз «О персональных данных», Положения об обеспечении безопасности персональных данных при...

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconВ соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006...
Фз "О персональных данных" и вступлением его в силу, в целях защиты персональных данных, обрабатываемых в Школе №56, родителям (законным...

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconСогласие на обработку персональных данных подопечного
В соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2006 №152-фз «О персональных данных», я

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Персональными данными является любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных определенному или...

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconПутеводитель по госуслугам для юридических лиц представление уведомления...
Федеральным законом от 27. 07. 2006 n 152-фз "О персональных данных" (далее Закон)

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconОбразец заявления на зачисление в школу
С уставом и распорядком школы ознакомлен. На обработку персональных данных ребёнка в порядке, установленном фз №152-фз от 27. 07....

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconМое согласие на обработку персональных данных и их использование...
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года n 152-фз "О персональных данных"

Комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2006 n 152-фз \"О персональных данных\" iconСтатья Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан рреклама

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск