Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики
отделение «Регионоведение»
Кафедра мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



На тему
Основные подходы к реформированию системы пенсионного обеспечения во Франции

Студентка группы № 568

Андрейченко Н. В.


Руководитель ВКР

К. и. н., Ильина Н. Б.

Москва, 2013

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….2
Глава 1. Формирование системы пенсионного обеспечения во Франции

1.1. Возникновение системы пенсионного обеспечения…………………….…..5
1.2. Этапы реформирования системы пенсионного обеспечения……………...15
1.3. Основные положения системы пенсионного обеспечения во Франции….22
Глава 2. Анализ рынка труда в контексте проблемы финансирования системы пенсионного обеспечения
2.1. Общественные движения против реформы пенсионной системы 2010 г...29

2.2. Структура и динамика занятости населения Франции………….….……...32

2.2.1. Проблема трудоустройства молодежи во Франции………….……....35
2.3. Роль молодежи в системе пенсионного обеспечения…..………..………...38

Глава 3. Основные подходы реформирования системы пенсионного обеспечения
3.1. Реформирование систем пенсионного обеспечения в странах-членах ЕС………………………………………………………………………….……...…41

3.1.1. Реформы проводимые в связи с финансовой помощью ФМИ и ЕС... 41

3.1.2. Реформы предполагающие снижение государственного финансирования ……………………………………………………………...…….43

3.2. Современные концепции реформы системы пенсионного обеспечения....46


3.2.1. Реформирование связанное с продлением возраста узаконенного

выхода на пенсию…………...………………………………………………...….46

3.2.2. Преждевременный выход с рынка труда………………………....…....47

3.2.3. Политика продления трудового срока………………………....……....52

3.2.4. Развитие сберегательных пенсионных фондов…………………...…..54

3.2.5. Состояние пенсионной системы, связанное с кризисом в EC…..…...56

3.2.6. Преобразование техники подсчета пенсионных отчислений.

Выводы из Белой Книги и доклада COR……………………………………..….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..…...…65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………......….67

ВВЕДЕНИЕ
В основу предвыборной программы Николя Саркози в 2007 году была заложена идея «радикального разрыва» с предшествующей политикой, с французской социальной моделью. Критикуя французскую социальную модель, лидер СНД утверждал, что механизмы социальной защиты, сложившиеся в течение «славного тридцатилетия», не отвечают современным потребностям французского общества в условиях затяжного структурного кризиса всего западного общества.

Во время своего правления Саркози провел реформу системы пенсионного обеспечения, которая на протяжении многих лет испытывала трудности финансирования. Саркози равнялся в данном случае на Германию, настаивал на повышении пенсионного возраста, приводя в качестве аргумента постоянное увеличение продолжительности жизни граждан Франции. Население Франции не одобрили реформу пенсионного обеспечения. По этой причине Саркози потерял симпатию народа и потерпел поражение на Президентских выборах в 2012 г. Соответственно, победа его оппонента, социалиста Франсуа Олланда была гарантирована за счет социальных обещаний его предвыборной кампании, а именно пересмотра реформы пенсионного возраста, проведенной Саркози и повышение минимальной заработной платы.

Одной из главных задач, которая требовала скорейшего решения во время правления Саркози, стал поиск приемлемой модели совместимости экономической эффективности и социальной защищенности, которая не противоречила бы традиционным взглядам французского населения, основанным на повышенной роли государства в жизни общества.

Изучение трансформации системы пенсионного обеспечения во Франции за годы правления Саркози представляет особый интерес. Как известно, французское общество является образцом поведения гражданского демократического общества, где общественные процессы проходят резче, нагляднее, чем в других странах. Пример поведения гражданского общества является образцовым для возродившегося гражданского общества в России.

Актуальность темы исследования имеет еще один ракурс. В связи с большими социальными издержками рыночных реформ, проводимых в России, у общественности и представителей власти наблюдается повышенный интерес к тому, как странам Западной Европы удалось создать эффективное социальное государство, с помощью которого можно, по крайней мере, сгладить «пороки капитализма».

Объектом исследования является закономерность становления, развития и функционирования системы пенсионного обеспечения во Франции. Рассматривается совокупность норм пенсионной политики и их влияние на социальную защищенность населения, роль правительственных и неправительственных органов, оказывающих влияние на проведение и регулирование пенсионной политики страны.

Субъектом исследования является законодательство социальной защиты населения в сфере пенсионного обеспечения Франции, структура и деятельность пенсионных фондов, профсоюзов, представителей союза предпринимателей.

Предметом исследования является не весь комплекс социальной политики, а та его часть, которая касается социального обеспечения пенсионного возраста, политики занятости и защиты наемного труда.

Цель данной работы – показать, как формировалась и развивалась система пенсионного обеспечения во Франции, проанализировать отличия ее специфики на примерах пенсионных систем других развитых стран, проанализировать проблему занятости, которая является причиной стабильного дефицита баланса пенсионных фондов во Франции, рассмотреть основные подходы и перспективы к реформированию системы пенсионного обеспечения.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: проанализировать закономерности этапов формирования и трансформации, причины современного кризиса системы пенсионного обеспечения во Франции; понять особенности структуры рынка труда, его зависимость от системы пенсионного обеспечения; рассмотреть основные подходы к реформированию системы пенсионного обеспечения с учетом новых факторов начала XXI века.

Решение поставленных в исследовании задач стало возможным благодаря междисциплинарному подходу системного анализа рынка труда, социальной политики. Во время исследования возникновения и трансформации системы пенсионного обеспечения был использован историко-диалектический метод изучения предмета, а также общий метод логического анализа, основанный на индукции и дедукции.

Основополагающее значение для формирования научных взглядов по теме исследования имело изучение работ российских и зарубежных исследователей.

Структура выпускной квалифицированной работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть разделена на три главы. В первой главе поэтапно рассматривается процесс становления, реформирования и основные положения системы пенсионного обеспечения во Франции на сегодняшний день. Во второй главе дается анализ рынка труда, проводится зависимость проблемы трудоустройства с поиском современным Правительством Франции решения реформирования системы пенсионного обеспечения. В третьей главе сравниваются основные подходы к реформированию системы пенсионного обеспечения в других странах-членах ЕС, приводятся современные концепции реформирования системы пенсионного обеспечения. В заключении суммируются все выводы, полученные в процессе написания работы.

В ходе написания работы были использованы материалы французской периодической печати - газеты «Le Monde», «Le Figaro», а также «Le Point», материалы французского государственного информационного центра «La Documentation Française», а также ряд официальных сайтов французского правительства - www.social.gouv.fr, www.travail.gouv.fr, www.retraites.gouv.fr и другие материалы исследовательских центров «Государственного института статистики и экономических исследований» (INSEE), «Французского института экономической конъюнктуры» (OFCE), а также «Совета по разработке пенсионной политики» (COR).


Формирование системы пенсионного обеспечения во Франции

1.1. Возникновение системы пенсионного обеспечения
В 1673 голу Министр финансов Жан-Батист Кольбер по поручению Людовика XIV впервые в истории Франции издал указ о введении пенсионных пособий для моряков1. В условиях дефицита государственной казны, необходимо было часть расходов отодвинуть на более длительный срок. Было решено предлагать морякам при поступлении на службу оплату расходов в случае преждевременной инвалидности или по достижению старости. В ХVII веке рабочим стекольного производства Сан-Гобен было предложено пенсионное пособие при условии обещания занятости на производстве до окончания своей профессиональной активности2. Логика руководства ясна, ведь требуется много лет и большие инвестиции на обучение стеклодува. Предложение пожизненной компенсации должно было отбить желание у опытного работника продавать полученные знания конкурентам. Материальные стимулирования такого рода до сих пор предлагаются ценным сотрудникам предприятий при условии работы до конца карьеры. К концу первой половины XVIII века многие государственные финансовые органы Франции начали вводить системы пенсионного обеспечения. В 1768 г. служащие в отрядах королевских откупщиков получали пенсионное пособие на основе механизма распределения собранных налогов3.

Благодаря распространению работы по найму и индустриализации появилась необходимость создания коллективного механизма, гарантирующего доход пожилым людям. Переход от аграрного общества к индустриальному обществу (в конце 18 века в Великобритании, в начале 19 века в Германии, в середине 19 века в США и Франции) означал для многих необходимость покинуть сельскую местность и перебраться в города, приближенные к заводам, шахтам или фабрикам4. При этом терялась возможность получать помощь семьи, соседей, местных жителей. Устроиться на наемную работу означало существование только на собственную зарплату, часто низкую и ненадежную. Наемный работник часто жил в нищете, что в особенности касалось работников, слишком старых для конкурентоспособного труда. У многих не оставалось средств на пожилое будущее, либо они не задумывались об этом, так как умирали часто раньше старости. Таким образом, были предложены коллективные решения трех типов: общие меры поддержки, системы минимального дохода для пожилых людей, системы коллективной поддержки наемных работников. Меры поддержки, распространенные законом и осуществляющиеся прежде церковью или общинами, подразумевали создание приютов наиболее нуждающимся, центров бесплатной медицинской помощи, приютов для престарелых, финансовую поддержку. Нищие и пожилые люди также могли посещать созданные учреждения наряду с инвалидами, одинокими женщинами с детьми и т.д. Великобритания стала первой распространять такой тип помощи на национальном уровне, с принятием «Закона о нищих» («Poor Laws») в 1834г.5 Во Франции 14 июля 1905 г. был принят закон о мерах по борьбе с бедностью пожилых людей. Помимо мер по борьбе с бедностью, со временем были введены меры, которые позволили избежать риск утраты дохода в связи со старостью6. Наемным рабочим было предложено откладывать часть зарплаты в коллективные пенсионные кассы для аккумулирования средств на будущее. Такие системы могли быть организованы самими рабочими (товарищество взаимной помощи) или работодателями. Они были финансированы в основном за счет накоплений (пайщики получают накопившиеся средства с достижением пенсионного возраста) или иногда путем распределения (нынешние пайщики обеспечивают пенсионеров их поколения и рассчитывают на будущих пайщиков, которые обеспечат им пенсию в будущем).

В эпоху Реставрации пенсионные кассы гражданских служащих многократно увеличились и возникли разногласия по поводу более предпочтительной пенсионной схемы, а именно накопительной или распределительной. Под накопительной пенсионной схемой подразумевалась система аккумулирования собственных средств в период службы с целью обеспечения своих материальных нужд на пенсии. Распределительная схема была основана на принципе солидарности поколений, согласно которому трудящееся ныне поколение отчисляет средства пенсионерам того же поколения. 8 июня 1853 года во Франции был принят первый закон о пенсионных взносах, в котором приоритет отдавался распределительной системе7. Закон касался только занятых в государственном секторе. Многие работодатели установили режим пенсионного обеспечения только для наиболее квалифицированных сотрудников, чтобы гарантировать их приверженность предприятию, но не касались малооплачиваемой рабочей силы, которая чаще всего сталкивалась с бедностью при достижении старости. Только в конце XIX века, под влиянием массовых протестов рабочего класса, был принят закон о распространении обязательного пенсионного режима на предприятиях.

Программа социального страхования была среди стран Западной Европы впервые введена в Германии в 1881 г. Инициатива запуска принадлежала Канцлеру Германии, Отто фон Бисмарку, который с ее помощью хотел успокоить нарастающее недовольство социалистов.8 Программа социального страхования подразумевала распределительную систему страхования по старости и инвалидности, которая была принята в Германии в 1889 г. Закон обязывал немецких рабочих, получающих заработную плату не выше некоего установленного «потолка», а также работодателя, выплачивать взносы в кассу пенсионного страхования и страхования от инвалидности. Взамен гарантировалась пенсия по достижению пенсионного возраста или инвалидности относительно низкого уровня, но соразмерная прежней зарплате. В 1899 г. этот режим распространился на рабочих сельского хозяйства, а в 1911 г. на всех работников. В начале XX века многие европейские страны ввели систему социального страхования, основанную на модели Бисмарка, по началу, часто касающуюся рабочих с наименьшим доходом. А именно, Австрия в 1906 г., Бельгия в 1911 г. (только для шахтеров, в 1924 г. для ремесленников и в 1925 г. для служащих), Нидерланды в 1913г., Швеция в 1911г. (эта система предусматривалась для всех малоимущих граждан), Испания и Италия в 1919 г., Великобритания в 1925 г., и Финляндия в 1937 г.9 Во Франции модель социального обеспечения Бисмарка начала распространяться с первым проектом о рабоче-крестьянских пенсиях, представленном в 1910 г.10 Второй пакет законов о социальном страховании, который защищал большую часть населения, был принят в 1930 г. Действие этих законов оставалось неудовлетворительным. В большинстве случаев, старость воспринималась как риск потери работы и, как следствие, дохода. Возраст выхода на пенсию рассматривался как инвалидность. Главным образом, рассчитанная на борьбу с безработицей, эта система выплачивала минимальное пособие и, в основном, покрывала доход малооплачиваемой рабочей силы.

США стали одной из первых стран, которые установили систему страхования по старости для всех служащих, занятых в частном секторе, независимо от их дохода и гарантирующую выплаты пособий эквивалентных уровню зарплаты по окончанию рабочей деятельности. Принятый в 1935 г. Закон о «Социальном страховании» («Social Security Act») вошел в программу «New Deal» во время борьбы с «великой депрессией» в 1930х годах.11 Запуск пенсионного страхования подразумевал две цели: в период высокого уровня безработицы у работающих людей в возрасте появился стимул выйти на пенсию и освободить свои рабочие места для молодого поколения, система гарантировала доход на потребление во время пост-рабочего периода.

Во Франции пенсионные схемы для занятых в важнейших отраслях промышленности, таких как металлургия, химическая промышленность и строительство, были созданы в 1937—1938 годах. И хотя пенсионные обязательства не затрагивали все компании без исключения, на отраслевом уровне договоренность о пенсионных выплатах была достигнута.

Большинство развитых стран только после 1945 г. начнали расширять поле покрытия пенсионной системы. Большинство европейских стран отказались от накопительной системы пенсионного обеспечения в пользу распределительной системы (Австрия, Бельгия, Италия, Япония, Испания, Германия), в связи с необходимостью выплачивать пенсию нынешнему стареющему поколению в условиях государственного дефицита пост-военного периода.

Во Франции общий режим социального страхования был принят в 1945 г., включивший в систему страхования по старости всех служащих частного сектора индустрии и торговли. «Национальная касса страхования по старости» (CNAV), основанная, как часть касс социального страхования в 1945 г., ответвляется и становится самостоятельной организацией начиная с 1967 г. Включить другие профессии в общий режим социального страхования во Франции не удалось. Государственные служащие настаивали на сохранении старого режима, а ремесленники и работники сельского хозяйства на специальном режиме с более низким уровнем взносов в кассы социального страхования. Руководящие сотрудники, занятые в частном секторе, с 1947 г. были включены в дополнительный режим пенсионной схемы под руководством «Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений» (AGIRC), с целью улучшения уровня выплат предполагаемых общим режимом. Согласно условиям режима, им гарантировалось 20% от средней месячной зарплаты 10 последних лет рабочей деятельности при выходе на пенсию в возрасте 60 лет, и 40% при выходе на пенсию в 65 лет.12 Размер пенсионных выплат не превышал более чем в полтора раза среднюю заработную плату во Франции.

В других странах пошли другим путем, который был представлен в Дании и Швеции и изложен в известной работе Уильяма Генри Бевериджа, опубликованной в 1942 г. С целью избавления народа от нужд, Беверидж предложил создание универсальной системы социального обеспечения, которая обеспечивает каждого гражданина, независимо от его статуса и дохода, одинаковым минимальным базовым социальным пособием.13 Данную систему ввели в Великобритании в 1946г. В том же году, в Швеции социал-демократы проголосовали за универсальную «народную пенсию». Она была имитирована в последствии Канадой, Норвегией, Нидерландами, Австрией, Финляндией, Швейцарией и Данией.

Таким образом, в 1950х годах было введено два типа пенсионных систем: система страхования по старости по модели Бисмарка, организованная для занятого населения, финансируемая их взносами и выплачивая пенсии пропорциональные прежнему уровню зарплаты, и система по модели Бевериджа, основанная на универсальном базовом пенсионном обеспечении, финансируемом налогами и предоставляющим фиксированный одинаковый минимальный уровень пенсионных выплат всем гражданам на пенсии. В конце 50х годов системы социального страхования, основанные после войны, обеспечивали пенсионеров только минимальным пособием, уровень которого был намного ниже заработной платы, ниже уровня необходимого для проживания. В развитых странах средний уровень пенсионных выплат составлял 28% от среднего уровня зарплаты. К тому же, значительная часть населения стран с пенсионной системой по модели Бисмарка не была включена в область покрытия страхования по старости (речь идет о наемных работниках). В 1960х и 1970х государство поставило перед собой цель обеспечить уровень пособия, требующийся для нормальных условий проживания всем пенсионерам. С этой целью были предприняты разные меры для улучшения покрытия существующих пенсионных систем.

Начавшийся экономический рост способствовал развитию пенсионной системы и в декабре 1961 г. было подписано второе национальное и межпрофессиональное соглашение в этой области. Для всех компаний, входивших в «Национальный Союз Работодателей», была установлена единая ставка обязательных отчислений и создана «Association des Régimes de Retraite Complémentaire» — система финансовой солидарности разных профессий.14 В результате, в 1962 году, помимо базового социального обеспечения, большая часть трудящегося населения Франции была охвачена дополнительной пенсионной схемой. И наконец, в 1972 г. Парламент принял закон, распространивший дополнительную схему на те немногие компании, которые до сих пор не были связаны коллективными соглашениями. Бисмарковские системы увеличили уровень пенсионных выплат и создали дополнительные пособия страхования по старости. Первым дополнением являлось обеспечение минимальным уровнем выплат тех, кто не платил взносы или недостаточно выплатил на протяжении своей рабочей деятельности. Так, во Франции в 1956 г. был установлен обязательный минимум пенсионных выплат, который был финансирован за счет налога с владельца транспортных средств15. Среди систем по модели Бисмарка, только в Германии этот минимум был введен в 2001 г.

Кроме этого, в Германии правила подсчета пенсионных пособий были подкорректированы в сторону повышения выплачиваемого уровня. С целью гарантии поддержки нормального уровня жизни пенсионеров, размер выплат подняли до 60% от средней заработной платы при условии выплаты взносов на протяжении 45 лет.16 В связи с необходимостью отслеживать изменение размера заработной платы, перерасчет пенсионных выплат стали выравнивать согласно изменению чистого дохода. Большинство других систем по модели Бисмарка, напротив, создали режим дополнительных, обязательных или необязательных, для улучшения пенсионной системы.

Во Франции в начале 1970х были приняты меры схожие с немецкими мерами. В 1971 г. законом Булана были изменены правила подсчета пенсионных пособий. Отныне, размер пособия достигал 50% от средней зарплаты десяти лучших лет карьеры, при 37,5 лет выплаты взносов в пенсионные кассы17. Дополнение основного и дополнительного пенсионного режима должно было позволить обеспечить уровень выплат от 70 до 90% от размера исходной зарплаты.

В пенсионных системам по модели Бевериджа фиксированный базовый уровень пенсионного пособия также был недостаточным (равнялся в основном менее одной четверти и редко половине средней зарплате). Для наиболее нуждающихся пенсионеров большинство стран установило дополнительные пособия. Для всех остальных многие страны добавили второй уровень в базовом режиме, а именно обязательную систему государственного страхования по старости, финансируемую за счет распределения социальных взносов и выплачиваемая пособия исходя из уровня прежнего дохода работников (Швеция в 1959 г., Финляндия в 1961 г., Канада в 1965 г. и Норвегия в 1966 г.)18. В случае скандинавских стран, эти государственные режимы предусматривают также некоторые дополнительные меры перераспределения среди пенсионеров (право на получения пенсии женщин, вырастивших детей и для работников с непродолжительной карьерой). Другие системы по модели Бевериджа отказались создавать режим дополнительных пособий за счет государственного обременения. Под влиянием профсоюзов дополнительные режимы были созданы в рамках предприятий или отраслей деятельности. Речь шла о частном профессиональном режиме, финансируемом за счет накоплений, регулируемым и контролируемым государством. Второй уровень пенсионного обеспечения стал обязательным в Швейцарии и Австралии. В Дании и Нидерландах согласно коллективному соглашению за счет частного режима стало возможным обеспечение почти 90% населения19. Другие страны отказались создавать дополнительный режим базовой пенсии, перекладывая ответственность на плечи работодателей или самих наемных работников. Так, в Ирландии, Новой Зеландии, а также в США профессиональные режимы являются добровольными.

Развитие истории становления пенсионной системы в развитых странах показывает, что в разные периоды все страны руководствовались одинаковыми целями при их создании, а именно борьба с бедностью, гарантия дохода пенсионерам, улучшение пенсионного обеспечения, но выбирали разные способы. Эти различия зависели от типа уже существующих пенсионных институтов, а также от выбора политического курса (курс на обязательную или добровольную систему дополнений, финансирование накопительное или распределительное).

Исходя из основной системы пенсионного обеспечения, созданной после Второй мировой войны и мер, представленных для улучшения обеспечения пенсии в 60х - 70х гг., пенсионные системы можно разделить на 4 группы:

  1. Старая модель пенсионной системы Бисмарка Западной Европы (Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Италия, а также Япония, Чешская Республика и Словения).

Страхование по старости составляет основную часть пенсионных выплат. Этот режим финансируется взносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. Система основана на распределительном принципе (взносы работающего поколения платят пенсию пенсионерам того же поколения). Режим гарантирует контрибуционное пособие, уровень которого рассчитывается в зависимости от уровня заработной платы получаемой ранее и количеством лет отчислений. Пенсионная система разделена на категории разных режимов, в рамках которых существуют базовые и дополнительные. Они организованы в рамках касс, которые находятся в той или иной степени автономности от Государства, в руководстве которых принимают участие социальные партнеры (Профсоюзы и Патронаты).

  1. Модель пенсионной системы Бисмарка второго поколения (Швеция, Норвегия, Финляндия, также Канада и Великобритания до 1986 г.).

Эта система добавила к своей основной части, основанной на модели Бевериджа (распределительная система, основанная на базовом пенсионное пособии, в одинаковом размере для всех) вторую обязательную часть, предоставляющую пособие в зависимости от дохода, финансируемую распределительным путем за счет социальных выплат. В большинстве случаев, на сегодняшний день именно «бисмарковская» часть финансирует большую часть пенсии. Скандинавские системы делают акцент на равенстве среди пенсионеров.

  1. Многоуровневые системы
  1   2   3   4

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск