Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества


Скачать 275.53 Kb.
НазваниеЕс – асеан: взаимовыгодность сотрудничества
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2



Е С – АСЕАН: взаимовыгодность сотрудничества



Михаил НОСОВ
ЕС – АСЕАН:

взаимовыгодность сотрудничества
Глобализация мировой экономики всё более стимулирует переход от двусторонних межгосударственных отношений к связям на уровне интеграционных объединений. Одним из наиболее ярких примеров таких отношений является сотрудничество между Европейским Союзом (ЕС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Отношения между этими союзами, которые за годы своего существования превратились в наиболее жизнеспособные международные объединения, являются хорошим примером равноправных политических и экономических связей между странами, столь различными по своей истории, этнографии и географии. Как заявил президент Европейской комиссии Хосе Мануэль Баррозу, “Более тесное сотрудничество между ЕС и АСЕАН в наших общих интересах, не только потому, что АСЕАН является пятым по значению нашим торговым партнёром, но и в силу того, что АСЕАН играет всё большую роль в противостоянии таким глобальным вызовам, как изменение климата, энергетическая безопасность и борьба с бедностью”1.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, куда сегодня входят десять государств региона, была создана в Бангкоке в августе 1967 года, десять лет спустя после подписания Римского договора, положенного в основу формирования Европейского Союза. История развития двух интеграционных объединений и мотивация их создателей в значительной степени отличаются. ЕС с самого начала мыслился как экономическое объединение, к которому в процессе развития была добавлена политическая составляющая, тогда как АСЕАН задумывался как политический союз, постепенно ставший и экономическим объединением. Отцы-основатели ЕС исходили, прежде всего, из необходимости создания общего европейского рынка, поскольку вопросы политической интеграции и обеспечения безопасности были прерогативой созданного в 1949 году НАТО. Создатели АСЕАН ставили задачей борьбу с нищетой, обеспечение независимости, преодоление наследия колониального прошлого, устранение факторов вмешательства внешних сил во внутренние дела стран региона. Решение о региональной интеграции принималось в разгар Вьетнамской войны, конфронтации между Малайзией и Индонезией, Малайзией и Филиппинами, последствий жестокого подавления военными выступления коммунистов в Индонезии в 1965 году. Вопросы экономической интеграции присутствовали в декларации о создании АСЕАН, но на начальном этапе её существования они находились на втором плане. Главным в то время было преодоление вражды и разобщенности в регионе, создание условий для экономического и социального развития.

С середины 1980-х годов деятельность АСЕАН активизировалась, при этом не только в сфере безопасности, но и в развитии регионального рынка. После окончания Вьетнамской войны в Ассоциацию вошли три страны Индокитая и Мьянма, что значительно укрепило позиции АСЕАН в мировой политике и экономике. Сегодня оба союза стремятся играть активную роль во внешней политике и, за исключением подхода к политической ситуации в Мьянме, практически не имеют ни противоречий, ни различий во взглядах на мировую политику и экономику.

В 2008 году на ЕС и АСЕАН суммарно пришлось более 43% мировой торговли, четверть мирового ВНП, одна шестая часть населения и 6% площади мира1. С политической точки зрения и ЕС, и АСЕАН являются эталоном международного влияния и сотрудничества. Однако так было далеко не всегда, и исторически отношения между Европой и Юго-Восточной Азией складывались достаточно сложно, а порой и трагически.
Совсем не простая история отношений

Все страны АСЕАН, за исключением Таиланда, на разных этапах своей истории были колониями европейских государств. С одной стороны, это создало определённое взаимное понимание культурного контекста, с другой – определило непростой характер исторического развития отношений между Европой и странами Юго-Восточной Азии.

Первые постоянные контакты между Европой и ЮВА начались в период великих географических открытий в конце XV века. В 1488 году португальские мореплаватели в поисках загадочной Индии, обогнув Африку, открыли путь для создания европейских колоний в Азии. К этому времени Европа начала опережать в технологическом развитии Восток, что и позволило европейцам с относительной легкостью создавать свои колонии в Азии.

Первая попытка найти Индию, предпринятая Христофором Колумбом в 1492 году, закончилась относительным провалом. В его каюте лежала книга Марка Поло “Иль Миллионе” о путешествии в Азию, и он был уверен, что плывёт именно туда. Индию ему достичь не удалось, но зато была открыта Америка. Представления человечества об окружающем мире серьёзно расширились после того, как португалец Васко де Гама в 1497 году обогнул мыс Доброй Надежды в поисках всё той же Индии.

Когда в 1522 году из пяти судов первой кругосветной экспедиции Магеллана в Испанию вернулся лишь галеон “Виктория”, он был с грузом пряностей, которые ценились в Европе на вес золота1. Однако европейцы уже знали, что основным источником вожделённых пряностей были загадочные Молуккские острова к юго-востоку от Индии, называвшиеся тогда Островами пряностей. В ходе их поиска Магеллан, хотя и не слишком удачно для собственной судьбы, открыл Филиппины, где и был убит местным племенным вождём Лапу Лапу.

В 1509 году португальский флот нанёс поражение основным конкурентам в торговле пряностями – арабам, а вице-король Индии Альфонсо де Альбукерк захватил Гоа, остававшееся португальской колонией вплоть до 1961 года, а затем в 1511 году высадился в Малакке. Ради пряностей две экспедиции были отправлены на поиск Молуккских островов. Продвигаясь к северу по Малаккскому полуострову, португальцы установили отношения с бирманским княжеством Пегу и сиамским Аютия. В 1512 году наконец были найдены Молуккские острова, на следующий год была отправлена экспедиция в Китай, а в 1543 году португальцы первыми из европейцев достигли берегов Японии.

В 1565 году испанцы присоединили к своей короне Филиппины, а в 1580 году испанский король Филипп II захватил португальский престол, и Мадрид, занятый борьбой с Англией и Нидерландами, перестал уделять внимание своим новым владениям в далёкой Азии. Эпоха, когда в азиатских морях господствовали португальцы и испанцы, сменилась владычеством Англии и Голландии, к которым, спустя несколько веков, присоединилась и Франция.

В последний день 1600 года английская королева Елизавета подписала указ об учреждении Ист-Индской компании, созданной для торговли с Восточной и Юго-Восточной Азии и Индией. Первоначальной задачей компании была торговля пряностями, которая до поражения испанской Великой армады в 1588 году была монополией Испании и Португалии. В дальнейшем её задачи стали более широкими. Компания стала каналом английской экспансии в Индии, а затем и в Китае и просуществовала до 1873 года.

Конкурентом англичан стала голландская Ист-Индская компания, созданная в 1602 году и просуществовавшая почти два века до 1799 года. Правительство Нидерландов дало компании торговую монополию в водах от мыса Доброй надежды до Магелланова пролива. Первым успехом компании был захват города Якарта Батавия на острове Ява, который позже стал называться Джакартой. В 1641 году голландцы, воспользовавшись поражением португальцев от султанов Джохора, окончательно выбили португальцев из Малакки, где те хозяйничали более века.

В 1795 году англичане заняли Малакку, а в период Наполеоновских войн, когда Нидерланды были захвачены Францией, англичане в 1811 году выгнали голландцев с Явы, и сэр Томас Раффлс в 1819 году основал форпост британского влияния в Юго-Восточной Азии – Сингапур. Конец этому противостоянию был положен Лондонским договором 1824 года, в соответствии с которым Нидерланды отказались от Малайи и установили свой контроль над Малаккским проливом. Голландцы получили контроль над Индонезией, которая была названа Голландской Индией. В Бирму англичане начали проникать из Индии. После двух англо-бирманских войн в 1824 и 1852 годах независимая Бирма перестала существовать, став провинцией британской Индии, хотя партизанская война за независимость продолжалась все годы колониального правления.

Три государства Индокитайского полуострова – Вьетнам, Камбоджа и Лаос в середине XIX века стали объектом колониальной экспансии Франции. На юге Вьетнама до 1945 года правила королевская династия французских ставленников Нгуенов. В 1857 году Наполеон III принимает решение начать захват Вьетнама, и в 1862 году юг страны де-факто переходит в руки французов, получив название Кохинхина, а в следующем году Франция захватывает и делает своим протекторатом Камбоджу. В 1883 году весь Вьетнам становится протекторатом Франции. Ещё через десять лет был аннексирован Лаос. К началу ХХ века вся Юго-Восточная Азия, за исключением Таиланда, и вся Южная Азия были колониями европейских держав.

После окончания Второй мировой войны, во время которой фактически все страны ЮВА оказались оккупированными Японией, в Азии начался процесс освобождения от колониального ига. Но реализация этой задачи складывалась по-разному. Индонезия в 1946 году добилась независимости от Нидерландов сравнительно мирным путём. Страны Индокитая достигли этой цели после изгнания французов в 1954 году. Малайзия и Сингапур после долгих 12 лет партизанской войны избавились от английской колониальной администрации в 1957 году. Филиппины, которые испанцы в 1898 году “уступили” США, получили независимость в 1946 году, а Бирма в 1948 году перестала быть колонией Великобритании.

Институциональные основы сотрудничества

Инициатива установления отношений между АСЕАН и ЕС исходила от государств Юго-Восточной Азии. После того как в 1971 году была достигнута принципиальная договоренность о вступлении Великобритании в ЕС, её бывшие колонии Малайзия и Сингапур, ожидая потери своих достаточно либеральных торговых преференций в рамках Британского содружества, начали активно искать пути установления контактов с ЕС. Продолжение торговли с Великобританией и другими странами Европы требовало переговоров об урегулировании вопросов преодоления торговых барьеров, установленных Общим рынком. Ещё одним стимулом для развития экономических и политических отношений с Европой были сильные антияпонские настроения в странах Азии. Воспоминания о японской оккупации в период Второй мировой войны усиливались на фоне активного внедрения Японии на рынки стран, которые в первой половине 1940-х годов были частью японской “Сферы совместного процветания”. Японская экономическая экспансия особо усилилась после “шоков Никсона” 1971 года, когда США неожиданно для Японии установили отношения с Китаем, что до определённой степени ослабило союзнические отношения между Токио и Вашингтоном. Определённую роль играло и стремление стран ЮВА за счёт отношений с Брюсселем сбалансировать политические и экономические связи с США.

Страны АСЕАН были заинтересованы в европейских инвестициях, в новых технологиях и в доступе на европейские рынки своей сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, росла и заинтересованность ЕС в расширении торговли со странами Юго-Восточной Азии. В 1980-е годы Япония начала вывод многих предприятий электроники в страны ЮВА, что в первую очередь диктовалось более дешёвой рабочей силой в регионе АСЕАН, а также и перспективами старения существовавших технологий, которые в тот период ещё сохраняли спрос на мировых рынках, но уже в недалёком будущем были обречены на исчезновение с них1.

Сегодня в рамках АСЕАН существует уникальная система диалога с различными странами и группами государств, однако первым партнёром, установившим в 1972 году отношения с ассоциацией, был Европейский экономический союз. Через три года была создана Объединенная исследовательская группа АСЕАН–ЕЭС, в задачу которой вошло изучение перспектив сотрудничества между этими региональными объединениями. В мае 1975 года в Маниле состоялась встреча министров иностранных дел стран АСЕАН, которая предложила установить контакты с Советом министров ЕЭС для переговоров об урегулировании проблем растущего протекционизма в Европе в отношении товаров из ЮВА. В этом же году были формализованы отношения между АСЕАН и ЕЭС, когда министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер предложил министру иностранных дел Таиланда проводить регулярные встречи представителей ЕЭС и АСЕАН на уровне министров. В сентябре 1978 года в Брюсселе состоялась первая такая встреча, на которой было решено встречаться один раз в 18 месяцев.

За эти годы институциональные основы сотрудничества между двумя блоками разрослись до огромных масштабов, что, вероятно, было связано не только и не столько с растущими объёмами сотрудничества, но и естественным стремлением чиновников чаще посещать как Европу, так и тёплые страны Юго-Восточной Азии. В 1980 году в ходе второй встречи на уровне министров в Куала-Лумпуре было подписано Соглашение о сотрудничестве между ЕС и АСЕАН и создан Объединённый комитет сотрудничества (JCC), в задачу которого вошёл контроль за развитием связей между АСЕАН и ЕС в торговле, экономике и техническом сотрудничестве. Были определены три направления совместной работы – техническая помощь со стороны ЕС, развитие торговых отношений и экономическое сотрудничество. Техническая сфера предусматривала осуществление ряда исследовательских проектов, обучение кадров, ознакомительные поездки, предоставление стипендий. В рамках проектов были созданы Таможенный институт АСЕАН, Исследовательский институт леса, реализована специальная программа для бизнесменов из стран Ассоциации. В рамках сотрудничества с ЕС была подготовлена макроэкономическая модель развития стран АСЕАН. Программа сотрудничества корректировалась в зависимости от их потребностей. Одной из её целей было достижение технического и экономического самообеспечения государств региона. Одновременно были подписаны соглашения о сотрудничестве с семью странами АСЕАН.1 С 1985 года регулярные консультации были дополнены встречами министров экономики.

В сентябре 1994 года в Карлсруэ в Германии была создана Группа мудрецов, определявшая параметры отношений в сфере политики, безопасности, экономики и культуры до 2000 года. Тогда же было принято решение о регулярных встречах высших должностных лиц, первая из которых состоялась в 1995 году в Сингапуре. С 1994 года в рамках АСЕАН действует Региональный форум, в котором участвуют партнёры АСЕАН по диалогу, включая ЕС. На форуме, где встречаются не только руководители государств, но и участники неофициальной дипломатии – учёные, политики, ежегодно обсуждаются проблемы глобальной и региональной безопасности. В ноябре того же года Сингапур и Франция предложили провести саммит руководителей Европы и Азии и в марте 1996 года в Бангкоке состоялась первая встреча АСЕМ (Asia Europe Meeting). В 1998 году был создан Фонд Азия–Европа (ASEF).

Сегодня в работе АСЕМ принимают участие 45 стран Европы и Азии. Для Европы АСЕМ давал шанс развивать отношения с Азией, путём включения в переговорную платформу стран за пределами ЮВА, а в качестве приоритетной задачи этих переговоров было расширение экономических и культурных связей. Встречи в рамках АСЕМ проводятся один раз в два года, но стоит отметить, что создание новой платформы, с одной стороны, привело к организации сложной бюрократической системы, включающей в себя огромное количество комитетов, подкомитетов и рабочих групп. Если посмотреть на календарь разного рода встреч в рамках АСЕМ, то каждый месяц проводится от пяти до десяти мероприятий. С другой стороны, Европа несколько охладела к подобной активности. Если на встречу АСЕМ в Пекине в октябре 2008 года приехали 27 руководителей стран ЕС, 16 лидеров азиатских стран, президент Европейской комиссии и генеральный секретарь АСЕАН, то на встречу министров иностранных дел АСЕМ в Ханое в мае 2009 года приехали министры большинства азиатских стран и лишь министры иностранных дел председательствовавшей в ЕС Чехии и следующего председателя – Швеции. Другие страны ЕС были представлены только чиновниками более низкого уровня. Как с горечью отметила малайзийская газета “Стрейт таймс”, подобное отношение к Азии свидетельствует о “типичности евроцентризма – не евроцентризма Брюсселя, а евроцентризма Европы как таковой и о нежелании Европы признать роль Азии, а не только Китая, в современном мире”1.

Начиная с 1994 года Европейская комиссия начала издавать документы, посвященные развитию сотрудничества с Азией в целом и с АСЕАН в частности. В первом таком документе “К новой стратегии в Азии” центральное место отводилось развитию отношений между ЕС и АСЕАН. Дальнейшие шаги в формировании политики ЕС в отношении АСЕАН отмечены в опубликованном в 2001 году документе Европейской комиссии “Европа и Азия: стратегия развивающегося партнёрства”, в котором АСЕАН был назван важнейшим экономическим и политическим партнёром Европы в Азии.

Документ обозначил шесть принципов этой политики:

– укрепление глобального и регионального мира и безопасности путём расширения сотрудничества с регионом;

– дальнейшее расширение торговли и инвестиций в регионе;

– содействие развитию наиболее экономически отсталых стран региона, обращая внимание на причины их бедности;

– содействие распространению демократии, законности и порядка;

– построение глобального сотрудничества и союзнических отношений со странами Азии в соответствии с международной ситуацией с целью ответа на вызовы глобализации;

– содействие развитию понимания Европы в Азии и Азии в Европе.

Следующий документ ЕК “Новое партнёрство с ЮВА”, представленный в июле 2003 года, лишь подтвердил тезисы предыдущего2. Отличием же от предыдущего документа была его меньшая политизированность. Первые три направления сотрудничества касались региональной стабильности и борьбы с терроризмом, прав человека и демократии, соблюдения норм закона. Три других пункта обозначили стремление развивать диалог в сфере торговых отношений и инвестиций (TREATI), сохранения помощи беднейшим странам АСЕАН, включая помощь в здравоохранении и образовании, и развития контактов в рамках регионального диалога между Европой и Азией (READI) в области охраны окружающей среды, изменений климата, образования, транспорта, энергии, культуры и информатики.

Сотрудничество в рамках TREATI призвано соединить усилия АСЕАН в развитии интеграционных процессов с нормами и стандартами, существующими в ЕС в сфере производства и потребления, что, по замыслу авторов концепции, должно привести не только к улучшению жизненного уровня в странах Ассоциации, но и к расширению сфер экономического сотрудничества. Одной из форм совместной работы стало проведение регулярных встреч и семинаров для обсуждения общих задач.

В апреле 2005 года Комиссар по торговле ЕС Питер Мандельсон совместно с министрами экономики АСЕАН основали Группу перспективного планирования (Asia-EU Vision Group), куда вошли высшие экономические чиновники обоих союзов. Цель работы группы – укрепление экономического сотрудничества и подготовка к переговорам о заключении Соглашений о свободной торговле (FTA) между ЕС и странами АСЕАН.

В опубликованном ЕС в 2006 году документе “Глобальная Европа – мировая конкуренция” отмечалось, что АСЕАН является важнейшим кандидатом на заключение Соглашения о свободной торговле. В апреле 2007 года Совет Европы дал поручение Европейской Комиссии начать переговоры с АСЕАН о заключении такого соглашения. Они были начаты во время проведения экономического саммита ЕС–АСЕАН в Брунее в мае 2007 года, и в них приняли участие комиссар по торговле ЕС Питер Мандельсон и министры экономики стран–членов АСЕАН. Переговоры, продолженные на рабочем уровне, учитывают стремление обеих сторон к расширению торгово-экономических отношений и исходят из объективных возможностей государств АСЕАН.

22 ноября 2007 года в Сингапуре состоялся саммит ЕС и АСЕАН, на котором были отмечены 30-летие установления отношений между двумя союзами, 40-летие создания АСЕАН и 50-летие подписания Римского договора. Принятая по итогам встречи Совместная декларация в своей преамбуле отметила достижения сотрудничества, стремление сторон развивать его и в дальнейшем, совпадение интересов по большинству проблем, стоящих перед человечеством, включая борьбу с терроризмом и приверженность сторон Киотскому протоколу. Результирующая часть декларации, состоящая из 28 пунктов, во многом повторяет вводную часть, подтверждая те совместные решения, которые приняли ЕС и АСЕАН в последнее время. Среди них – Нюрнбергская декларация об укреплении сотрудничества, Декларация о борьбе с терроризмом и многие другие. ЕС подтвердил свою готовность поддерживать усилия АСЕАН на переход от ассоциации стран к сообществу стран и обещал вести работу по заключению со странами АСЕАН соглашения о свободной торговле (FTA). Четыре пункта декларации были посвящены озабоченности обоих союзов ситуацией в Мьянме, что, пожалуй, остаётся проблемой, вызывающей постоянное раздражение Брюсселя. В декларации стороны смогли достичь определённого компромисса: ЕС не ставила вопроса о “правах человека”, а АСЕАН согласился на включение не слишком приятного для АСЕАН вопроса в совместную декларацию.

Содержание экономических отношений

Экономические отношения между ЕС и АСЕАН основаны, во-первых, на помощи Европы в развитии экономики стран Ассоциации, реализованной в форме содействия формированию её современного уровня, включая инвестиции, и, во-вторых, на торговле. С момента установления прямых связей между двумя объединениями, Брюссель оказывал широкую помощь АСЕАН в подготовке специалистов в самых различных сферах экономики, менеджмента, образования, медицины, безопасности. Совершенно очевидно, что это помимо решения важнейших задач, стоящих перед странами АСЕАН, способствовало укреплению позиций ЕС на региональном рынке. С 2000 года все вопросы торговли и инвестиций между ЕС и АСЕАН решаются на ежегодно проводимой встрече на уровне министров экономики и на официальных экономических встречах между руководством АСЕАН и Европейской комиссии.

Экономические отношения между ЕС и АСЕАН активизировались после 1994 года, когда АСЕАН на 11-й встрече министров была объявлена “фундаментом европейского диалога со странами Азии”. ЕС, заинтересованный в интенсификации своих отношений с регионом и в первую очередь с Китаем, рассматривал АСЕАН как своего рода “ворота” на континент. Отношения между двумя союзами, которые в 1970–1980-е годы строились прежде всего на фундаменте различных форм помощи ЕС странам АСЕАН, начали переходить к равным партнёрским отношениям.

Торговля между ЕС и АСЕАН с 1995 по 2008 год выросла более чем в два с половиной раза, и сегодня на неё приходится около 5% мировой торговли. Очевидно, что для АСЕАН торговля с ЕС играет бóльшую роль, чем торговля с АСЕАН для ЕС, что в первую очередь связано со значительным разрывом в объёмах их ВВП и торговли. В 2008 году объём ВВП ЕС в пять раз превысил ВВП АСЕАН, а объём торговли ЕС составил 2 861,8 млрд евро (экспорт – 1309,4, импорт – 1552,4 млрд евро), тогда как объём внешней торговли АСЕАН лишь 1316,1 млрд евро (экспорт – 673,9, импорт – 642,3 млрд евро) 1.

В торговле ЕС на АСЕАН в 2008 году пришлось 5,1% от объёма импорта и 4,3% от объёма экспорта. АСЕАН занимает в импорте ЕС шестое место после Китая (16%), США (12%), России (11,2%), Норвегии (5,9%) и Швейцарии (5,2%) и пятое место в экспорте ЕС после США (19,2%), России (8%), Швейцарии (7,5%) и Китая (6%)2.

Если не считать внутрирегиональную торговлю, на которую в АСЕАН в 2008 году пришлось 26,9%, то ЕС является третьим по значению торговым партнёром АСЕАН после Китая и Японии. ЕС в 2008 году занимала первое место в экспорте АСЕАН (11,7% от объёма экспорта) и третье место по импорту (10,1%) после Китая (13%) и Японии (12%). Важнейшими торговыми партнёрами ЕС в странах АСЕАН являются Сингапур, Малайзия и Таиланд.
  1   2

Похожие:

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconПрограмма дисциплины «китай и асеан как субъекты региональной политики и экономики»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса направления подготовки...

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconКнига была переведена и издана при финансировании представительства...

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconРоссийская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций.
Введение санкций против России группой государств вовсе не означает изоляции нашей страны от мирового сообщества. Мы вправе и должны...

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconМагистерская программа “ Международные гуманитарные связи ” Пилькевич...
Роль международных спортивных соревнований в развитии межгосударственного сотрудничества

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconСтипендии в рамках Программы стипендий maec-aecid (ProgramasdeBecas maecaecid)
Министерство иностранных дел и международного сотрудничества и Испанское агентство международного сотрудничества ежегодно на конкурсной...

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconИнформация о параметрах сотрудничества подключение на корпоративные тарифные планы

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconПрограмма «сотрудничество»
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconПрограмма «сотрудничество»
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconСправка
Совета глав государств СНГ от 20 декабря 2011 года об определении сотрудничества

Ес – асеан: взаимовыгодность сотрудничества iconАнкета специального образца
Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск