ГОСТ 12.0.230-2007
Группа Т58
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСистема стандартов безопасности трудаСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДАОбщие требованияOccupational safety standards system.Occupational safety and health management systems. General requirements МКС 13.100
ОКСТУ 0012
Дата введения 2009-07-01
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97* "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
_____________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1.2-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой, состоящей из представителей ООО "Центр безопасности и гигиены труда" и Федерации независимых профсоюзов России, на основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 28 от 27 марта 2007 г. по переписке)
За принятие проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
| Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
| Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
| AZ
| Азстандарт
|
Республика Армения
| AM
| Армстандарт
|
Республика Беларусь
| BY
| Госстандарт Республики Беларусь
|
Грузия
| GE
| Грузстандарт
|
Республика Казахстан
| KZ
| Госстандарт Республики Казахстан
|
Кыргызская Республика
| KG
| Кыргызстандарт
|
Республика Молдова
| MD
| Молдова-Стандарт
|
Российская Федерация
| RU
| Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Республика Таджикистан
| TJ
| Таджикстандарт
|
Туркменистан
| TM
| Главная Государственная служба "Туркменстандартлары"
|
Республика Узбекистан
| UZ
| Госпотребстандарт Украины
|
Украина
| UA
| Госстандарт Украины
|
4 Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты" ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст c 01.03.2014
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2014 год
Введение Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации*, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.
________________
* Определение см. в разделе 2 "Термины и определения".
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.
Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.
Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Область применения Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).
На национальном уровне стандарт должен служить:
а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне организации стандарт предназначен:
а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.
Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Термины и определения В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1
инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая.
2.2
комитет (комиссия) по охране труда (
safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3
компетентное лицо (competent person): Лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы.
2.4
компетентное учреждение (
competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов.
2.5
наблюдение за производственной средой (
surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.
2.4, 2.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.6
наблюдение за состоянием здоровья работников (workers’ health surveillance): Процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
Примечание - Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
2.7
непрерывное совершенствование (continual improvement): Последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.
2.8
опасность (
hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.
2.9
организация (
organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация.
2.8, 2.9 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.10
оценка опасностей (hazard assessment): Систематическое оценивание опасностей.
2.11
оценка риска (
risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.
2.12
подрядчик (
contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.
2.11, 2.12 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.13
представители работников (): Любые лица, признанные таковыми исходя из национального законодательства и практики.
Примечание - Представителями работников могут быть:
а) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;
б) выборные представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов.
2.14
представители работников по охране труда (
workers’ safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.15
проверка (audit): Систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев.
Примечание - Термин необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).
2.16
место проведения работ (
worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.17
работник (worker): Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
2.18
работодатель (employer): Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
2.19
работники и их представители (workers and their representatives): Упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей.
2.20
реагирующий мониторинг (
reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.21
риск (risk): Сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.
2.22
система управления охраной труда (occupational safety and health management system): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
2.23
текущий контроль (
active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям.
2.24
связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (
workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.
Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни.
2.23, 2.24 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Национальные основы систем управления охраной труда* _____________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
3.1 Национальная политика 3.1.1 В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.2* Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для:
________________
* Изменением N 1 по всему тексту стандарта буквенная нумерация перечислений на английском языке заменена на нумерацию на русском языке (в порядке следования алфавита), здесь и далее. - Примечание изготовителя баз данных.
а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы;
б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации;
в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации;
г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек;
д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда;
е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования;
ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения;
и) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем.
3.1.3 С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:
а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;
б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;
в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;
г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.
3.1.4 Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.
Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.
3.1.3, 3.1.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2 Национальный стандарт 3.2.1 Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.
3.2.2 Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3 Специальные стандарты 3.3.1 Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:
а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и
б) типы опасностей и значимость рисков.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.2 Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Элементы национальных структур систем управления охраной труда
4 Система управления охраной труда в организации Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Рисунок 2 - Основные элементы системы управления охраной труда
Политика 4.1 Политика в области охраны труда 4.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;
в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
г) анализироваться для постоянной пригодности;
д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
4.1.2 Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
4.1.1, 4.1.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.3 Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
4.2 Участие работников и их представителей 4.2.1 Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.
4.2.2 Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.
4.2.3 Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применении, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.
4.2.4 Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
Организация 4.3 Обязанности и ответственность 4.3.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.
4.3.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.
Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:
а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;
б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;
в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;
г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;
д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;
е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;
ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;
и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;
к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;
л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и
м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.
4.3.3 На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
в) содействию в участии всех членов организации.
4.3.1-4.3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4 Компетентность* и подготовка _______________
* Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.1 Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.
4.4.2 Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.
4.4.3 Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:
а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;
б) проводиться компетентными лицами;
в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;
г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;
д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и
е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.
4.4.1-4.4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.4 Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.
4.5 Документация системы управления охраной труда 4.5.1 В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:
а) политику и цели организации по охране труда;
б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.2 Документация системы управления охраной труда должна:
а) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
б) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
4.5.3 Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.
Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.
4.5.4 Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.
4.5.5 Записи данных по охране труда могут включать:
а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;
б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;
в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;
г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и
д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.
4.5.3-4.5.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 Передача и обмен информацией 4.6.1 Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;
б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Планирование и применение 4.7 Исходный анализ 4.7.1 В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
4.7.2 Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:
а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;
б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;
г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7.3 Результат исходного анализа должен:
а) быть документально оформлен;
б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;
в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.
4.8 Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда 4.8.1 Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:
а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;
б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;
в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.8.2 Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:
а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
в) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
г) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.
4.8.3 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 2.
4.9 Цели по охране труда* _______________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
4.9.1 В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:
а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;
б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;
в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
г) реалистичными и достижимыми;
д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и
е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.10 Предотвращение опасностей