Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по образовательной деятельности, профессор
____________ Р.Г. Минзарипов Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Конституционное право зарубежных стран»
Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная, очно-заочная Принята на заседании кафедры конституционного и
административного права
(протокол №__2__от «__10__» сентября 2013 года) Заведующий кафедрой
____________________ доц. Султанов Е.Б. Утверждена Учебно-методической комиссией
юридического факультета КФУ
(протокол № ___ от «___» ______2013 г.) Председатель комиссии __________________доц. Тюрина Н.Е.
КАЗАНЬ 2013
Принято на заседании кафедры конституционного и административного права Протокол № 2 от 10.09.2013 г.
Научный редактор
кандидат юрид. наук, доц. К(П)ФУ Е.Б.Султанов
Рецензенты:
доктор юрид. наук, профессор К(П)ФУ Б.Л. Железнов
доктор юрид. наук, профессор К(П)ФУ М.М. Курманов
Хабибуллина Г.Р., Амирова Р.Р. Конституционное право зарубежных стран/ Г.Р. Хабибуллина, Р.Р. Амирова. Казань: Казанский университет, 2013. – 109 с. Учебное пособие предназначено для организации семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы по освоению курса «конституционное право зарубежных стран». При составлении учебного пособия были учтены требования к содержанию дисциплины «конституционное право зарубежных стран» для студентов юридического факультета. Учебное пособие включает краткое содержание тем, планы семинарских занятий, практические задания и контрольные тесты, а также материалы для организации самостоятельного контроля знаний по отдельным темам. Учебное пособие предназначено для преподавателей юриспруденции и студентов, обучающихся на юридическом факультете.
© Казанский университет, 2013
© Г.Р. Хабибуллина, 2013
© Р.Р. Амирова, 2013
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
овладение студентами общенаучными основами всей юриспруденции как единой системы знаний;
развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования зарубежного государства и права с учетом современных реалий;
формирование представлений о природе и сущности, форме и функциях зарубежного государства и права;
формирование представлений о механизме и институтах зарубежного государства, системе и институтах конституционного права в зарубежных странах, методах конституционного регулирования, формах реализации норм конституционного права зарубежных стран;
получение знаний о роли зарубежного государства и конституционного права в политической системе общества, в общественной жизни;
выработка умения оперировать юридическими понятиями и категориями;
овладение юридической терминологией;
подготовка к будущей профессиональной деятельности.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3. В.5 направления подготовки 030900. 62 «Юриспруденция».
Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право», «Административное право».
Для освоения данной учебной дисциплины необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе. III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Общекультурные компетенции
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
Профессиональные компетенции:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать:
предмет, методы регулирования, механизм реализации, систему и источники конституционного права зарубежных стран как отрасли права;
сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов науки конституционного права зарубежных стран;
особенности формы, структуры и содержания зарубежных конституций, основных этапов их развития;
особенности конституционного строя зарубежных стран;
основы правового положения граждан в зарубежных странах;
форму правления, государственного устройства и политического режима в зарубежных странах;
особенности избирательного права и виды избирательных систем в зарубежных странах;
основные муниципальные системы в зарубежных странах.
Уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями;
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно оформлять юридические документы.
Владеть:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами;
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО КУРСУ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Форма обучения: очная, заочная, заочная (на базе второго высшего образования)
Количество семестров: один семестр (очная форма обучения; заочная форма обучения; заочная форма обучения (на базе второго высшего образования)
Промежуточная форма контроля: тестирование, контрольные работы
Итоговая форма контроля: дневное обучение – зачет; заочная форма обучения – зачет; заочная форма обучения (на базе второго высшего образования – зачет.
1. Очная форма обучения (1 курс).
| Виды учебных занятий
| Количество часов
| 2 семестр
| 1.
| Всего часов по дисциплине
| 72
| 2.
| Самостоятельная работа
| 30
| 3.
| Аудиторных занятий
| 42
|
| В том числе лекций
| 16
|
| Семинарских (или лабораторно-практических)
| 26
| 2.Очная форма обучения (2 курс).
| Виды учебных занятий
| Количество часов
| 2 семестр
| 1.
| Всего часов по дисциплине
| 72
| 2.
| Самостоятельная работа
| 30
| 3.
| Аудиторных занятий
| 42
|
| В том числе лекций
| 12
|
| Семинарских (или лабораторно-практических)
| 30
|
3. Заочная форма обучения (3 курс).
| Виды учебных занятий
| Количество часов
| 2 семестр
| 1.
| Всего часов по дисциплине
| 72
| 2.
| Самостоятельная работа
| 54
| 3.
| Аудиторных занятий
| 14
|
| В том числе лекций
| 4
|
| Семинарских (или лабораторно-практических)
| 10
|
4. Заочная форма обучения (на базе второго высшего образования) 2 курс.
| Виды учебных занятий
| Количество часов
| 2 семестр
| 1.
| Всего часов по дисциплине
| 72
| 2.
| Самостоятельная работа
| 54
| 3.
| Аудиторных занятий
| 10
|
| В том числе лекций
| 6
|
| Семинарских (или лабораторно-практических)
| 4
|
V. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Индекс
| Наименование дисциплины и ее основные разделы
| Всего часов
| ОПД.Ф.06
| Конституционное (государственное) право зарубежных стран
Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; орган государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.
| 144
|
VI. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НАИМЕНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ДИСЦИПЛИНЫ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» 1. Очная форма обучения (лекции)
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Лекции
| 1.
| Конституционное право зарубежных стран как отрасль права
| 2
| 2.
| Основы учения о зарубежной конституции. Институт конституционного контроля и надзора в зарубежных странах
| 2
| 3.
| Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
| 2
| 4.
| Формы зарубежного государства
| 2
| 5.
| Народные голосования в зарубежных странах (выборы, отзыв, референдум)
| 2
| 6.
| Зарубежный парламент
| 2
| 7.
| Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах
| 2
| 8.
| Местное самоуправление в зарубежных странах
| 2
|
| ИТОГО:
| 16
|
Семинарские занятия
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Самостоятельная работа
| Семинары
|
| 1.
| Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука учебная дисциплина
| 2
| 3
| 2.
| Конституции зарубежных стран
| 2
| 3
| 3.
| Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах
| 2
| 3
| 4.
| Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах
| 2
| 3
| 5.
| Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
| 4
| 3
| 6.
| Формы зарубежного государства
| 4
| 3
| 7.
| Конституционно-правовой статус политических и иных общественных объединений в зарубежных странах
| 2
| 3
| 8.
| Народные голосования в зарубежных странах
| 2
| 2
| 9.
| Конституционно-правовой статус зарубежного парламента
| 2
| 3
| 10.
| Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах
| 2
| 2
| 11.
| Организация местных органов власти в зарубежных странах
| 2
| 2
|
| ИТОГО:
| 26
| 30
|
2. Заочная форма обучения (лекции)
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Самостоятельная работа
| Лекции
|
| 1.
| Конституционное право зарубежных стран как отрасль права
| 2
| 13
| 2.
| Основы учения о зарубежной конституции
| 2
| 13
| 3.
| Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
| 2
| 13
| 4.
| Форма зарубежного государства
| 2
| 15
|
| ИТОГО:
| 8
| 54
|
Семинарские занятия
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Самостоятельная работа
| Семинары
|
| 1 .
| Конституционное право зарубежных стран как отрасль права.
| 2
| 10
| 2.
| Зарубежные конституции и институт конституционного контроля и надзора.
| 2
| 10
| 3.
| Форма зарубежного государства.
| 2
| 10
| 4
| Конституционно-правовой статус зарубежного парламента
| 2
| 10
| 5.
| Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах
| 2
| 14
|
| ИТОГО:
| 10
| 54
|
3. Заочная форма обучения (на базе второго высшего образования) лекция
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Самостоятельная работа
| Лекции
|
| 1.
| Конституционное право зарубежных стран как отрасль права
| 2
| 18
| 2.
| Основы учения о зарубежной конституции
| 2
| 18
| 3.
| Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
| 2
| 18
|
| ИТОГО:
| 6
| 54
|
Семинарские занятия
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Самостоятельная работа
| Семинары
|
| 1 .
| Конституционно-правовой статус зарубежного парламента
| 2
| 26
| 2.
| Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах
| 2
| 26
|
| ИТОГО:
| 4
| 54
|
VII. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекции. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя. Практические занятия. На практических занятиях студенты обсуждают предлагаемые им вопросы. Часть практических занятий проводится в форме диалога. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям студенты могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.
VIII. ПРОГРАММА КУРСА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
|