Основные изменения налогового законодательства с 2015 года


Скачать 258.03 Kb.
НазваниеОсновные изменения налогового законодательства с 2015 года
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2015 ГОДА
Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки. Ряд изменений налогового законодательства вступит в силу с 1 января 2015 г. Налогоплательщикам стоит обратить внимание на то, что со следующего года изменяются правила проведения камеральной проверки, уточняется процедура приостановления операций по счетам, вступают в действие механизмы налогового регулирования, направленные на повышение привлекательности инвестиций в ценные бумаги, изменяется порядок признания процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли.
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,

привлечение к налоговой ответственности

(часть первая Налогового кодекса РФ)
Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ,

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ,

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
1. Налогоплательщики должны будут направлять

налоговому органу квитанцию о приеме документов,

переданных им в электронной форме
С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, будет введена новая обязанность. Они должны будут обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

По новым правилам налогоплательщики будут обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
2. Введено новое основание для приостановления операций

по счетам налогоплательщика
С 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ, где установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
3. Ограничен срок для принятия решения о приостановлении

операций по счету в случае непредставления декларации
1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный срок исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.
4. Ужесточен порядок проведения камеральной проверки

декларации по НДС
С 1 января 2015 г. будет расширен перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в следующих случаях:

- если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

5. При проведении камеральной проверки

декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр

территорий, помещений, документов и предметов
1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:

- если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Изменения также внесены в п. 1 ст. 91 НК РФ, где установлены основания для доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика: названные лица обязаны предъявить служебные удостоверения и указанное мотивированное постановление.

6. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах

налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
Физлица уплачивают транспортный и земельный налог (за исключением налога с земельных участков, используемых или предназначенных для использования в предпринимательской деятельности), а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и последующих годах (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если описанная ситуация возникнет до 1 января 2017 г., налог также будет начислен начиная с периода направления сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).

Как указывалось выше, согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ сообщение необходимо представить до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговом периодом, другими словами, не позднее 30 декабря года, следующего за годом приобретения объекта. Обратите внимание: налогоплательщик может не дожидаться последнего дня указанного срока. С учетом п. 6 ст. 6.1, п. 2.1 ст. 23, п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ можно предположить, что налогоплательщик вправе представить сообщение, если не получит уведомление за 30 рабочих дней до 1 октября года, следующего за годом приобретения объекта.

Данный вывод основан на том, что возникновение обязанности представить сообщение обусловлено фактом неполучения налогового уведомления (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ не установлено, когда именно налогоплательщик должен получить уведомление, однако эту дату можно определить, исходя из системного толкования положений Налогового кодекса РФ. В абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ предусмотрен срок, в который инспекция должна направить соответствующее уведомление налогоплательщику, - не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В соответствии с Письмом ФНС России от 22.03.2013 N БС-4-11/4992 уведомление должно быть направлено не за 30, а за 36 рабочих дней, чтобы налогоплательщик получил его именно за 30 дней до срока уплаты налога. Несмотря на то что данное Письмо касается направления налоговых уведомлений в 2013 г., выводами о сроке получения уведомления налогоплательщиком, на наш взгляд, можно руководствоваться и в последующих налоговых периодах.

За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).
7. Истекает срок для принятия решения о проведении проверки

в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2013 г.
31 декабря 2015 г. истекает срок, в течение которого могло быть принято решение о проведении проверки в отношении совершенных в 2013 г. контролируемых сделок на предмет соответствия примененных в них цен рыночным (абз. 3 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Под совершенными в 2013 г. сделками понимаются сделки, доходы и (или) расходы по которым были признаны согласно гл. 25 НК РФ в 2013 г.
8. Установлены новые обязанности органов ЗАГС

и органов опеки и попечительства
С 1 января 2015 г. органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны будут сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Кроме того, с указанной даты органы опеки и попечительства должны будут сообщать в инспекцию о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. Соответствующие дополнения внесены в абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ. Напомним, что согласно действующей редакции п. 3 ст. 85 НК РФ органы ЗАГС сообщают в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физлиц.
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)
Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ,

Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ,

Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ
1. Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками

НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными

от исполнения обязанностей, связанных с исчислением

и уплатой данного налога, при определенных обстоятельствах

должны будут представлять декларации

по НДС в электронной форме
Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, вправе представлять декларацию по НДС на бумажном носителе. Это правомерно в том случае, если такие налоговые агенты не отнесены к числу крупнейших налогоплательщиков и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 1 января 2015 г. указанные налоговые агенты должны будут подавать декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи так же, как и остальные плательщики НДС, если они будут выставлять и (или) получать счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. Данная обязанность установлена в том числе для лиц, выполняющих функции застройщика, и для лиц, которые осуществляют деятельность в рамках договора транспортной экспедиции и исчисляют в отношении доходов в виде вознаграждения за исполнение такого договора базу в соответствии с гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ (т.е. перечисляют в бюджет НДФЛ, налог на прибыль, налог, уплачиваемый в рамках УСН, или ЕСХН). Такое правило будет установлено абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ. Если налоговый агент, который не является плательщиком НДС или является налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, не осуществляет посреднической деятельности, то он, как и прежде, будет вправе представлять декларацию по НДС в бумажном виде и после 1 января 2015 г.

Следует отметить, что в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налоговым агентом предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, имеющиеся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Данное правило будет содержаться в п. 5.1 ст. 174 НК РФ, который также вступит в силу с 1 января 2015 г.
2. Плательщики НДС не обязаны будут вести

журнал учета счетов-фактур
С 1 января 2015 г. плательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответствующие изменения будут внесены в п. 3 ст. 169 НК РФ. Как следует из "дорожной карты" по совершенствованию налогового администрирования (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р), данное изменение направлено на сокращение избыточного документооборота, поскольку отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж. Обязанность по ведению указанных книг сохранится.

Как следствие данной поправки, также с 1 января 2015 г. будут внесены изменения в п. 6 ст. 145 НК РФ. Из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

3. Посредники, экспедиторы и застройщики продолжат

вести журнал учета счетов-фактур
С 1 января 2015 г. журнал учета счетов-фактур должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. Такое положение предусмотрено в п. 3.1 ст. 169 НК РФ в редакции, действующей с указанной даты. Данное правило будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС. К первым могут относиться, в частности, лица, чья выручка без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ), ко вторым - лица, применяющие УСН. Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.
4. Установлены источники, сведения из которых

включаются в декларацию по НДС
С 1 января 2015 г. в ст. 174 НК РФ будет закреплено, из каких документов необходимо брать сведения для включения в налоговую декларацию по НДС. Согласно новому п. 5.1 данной статьи в декларацию включаются сведения, указанные в следующих документах:

- в книге покупок и книге продаж налогоплательщика;

- в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Это касается случая выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности;

- в выставленных счетах-фактурах. Это правило распространяется на лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Ими, в частности, являются неплательщики НДС, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога.

5. Установлен круг лиц, которые обязаны представлять

в инспекцию журнал учета счетов-фактур
С 1 января 2015 г. вступит в силу п. 5.2 ст. 174 НК РФ, согласно которому устанавливается обязанность представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данное правило распространяется:

- на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС (например, применяющих УСН);

- на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей, которые связаны с исчислением и уплатой НДС (в частности, на основании ст. 145 НК РФ).

Указанные лица должны представлять журнал учета в том случае, если они не являются налоговыми агентами и выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (агентского договора, договора комиссии) или на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Отметим, что на экспедиторов названная обязанность возлагается при условии, что, определяя базу по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу на УСН или ЕСХН, они учитывают в составе доходов полученное вознаграждение.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.



Акцизы (гл. 22 НК РФ)
Федеральный закон от 30.09.2013 N 269-ФЗ
1. Увеличится ставка акциза на автомобильный

бензин 4-го и 5-го классов
Налогообложение подакцизных товаров в 2015 г. будет осуществляться по ставкам в повышенных размерах, которые были запланированы предыдущей редакцией п. 1 ст. 193 НК РФ. В 2015 г. дополнительная индексация предусмотрена только для ставок акциза на автомобильный бензин классов 4 и 5. Так, на бензин 4-го класса ставка акциза в 2015 г. составит 10 858 руб. (вместо 10 358 руб.) за 1 т, а на бензин 5-го класса - 7750 руб. (вместо 6223 руб.) за 1 т.

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
1. Освобождение от налога на имущество организаций

при применении УСН не распространяется на объекты,

налоговая база по которым определяется

как их кадастровая стоимость
Организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

С 1 января 2015 г. указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.




Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
1. Освобождение от налога на имущество организаций

при применении ЕНВД не распространяется на объекты,

налоговая база по которым определяется

как их кадастровая стоимость
Организации, применяющие спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.

Согласно изменениям в п. 4 ст. 346.26 НК РФ указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу, в частности, относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.

Для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по вопросу вступления в силу данных изменений. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество организациями, применяющими ЕНВД, указанный закон не содержит, возможны следующие варианты применения новых правил:

1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим: при данном подходе не учитывается, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог, исходя из кадастровой стоимости имущества, только за указанные кварталы.

2) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.

Минфин России в Письме от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195 указал, что следует придерживаться первого из рассмотренных вариантов: налогоплательщик должен исчислить авансовый платеж за 9 месяцев 2014 г. и сумму налога по итогам года.

Сумма авансового платежа за 9 месяцев 2014 г. должна быть исчислена путем умножения соответствующей налоговой ставки на 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г.

Сумма налога за 2014 г. должна быть рассчитана за период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г., умноженная на соответствующую налоговую ставку, за минусом суммы авансового платежа за 9 месяцев 2014 г.
Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)
Федеральный закон от 21.07.2014 N 244-ФЗ
1. Установлены новые территориальные пределы

действия патентов
С 1 января 2015 г. у налоговых органов появится возможность выдавать патенты, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований (абз. 4 п. 1 ст. 346.45 НК РФ, пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Для этого в субъекте РФ должен быть принят соответствующий закон.

Данные изменения не коснутся патентов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, развозную и разносную розничную торговлю. Они по-прежнему будут действовать в пределах субъекта РФ (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Отметим, что порядок подачи заявления на получение патента предпринимателем, не состоящим на учете в налоговом органе муниципального образования (группы муниципальных образований), будет аналогичен действующему порядку подачи заявления в субъекте РФ, в котором он не зарегистрирован в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему. С заявлением можно будет обратиться в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления деятельности (абз. 1 п. 2 ст. 346.45 НК РФ).
2. Изменены правила определения доходности по патентам
С 1 января 2015 г. дифференцированный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода может быть установлен для одного или нескольких муниципальных образований (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, с этого дня отменяется установленный в Налоговом кодексе РФ минимальный размер потенциального годового дохода предпринимателя. Напомним, что сейчас он составляет 100 тыс. руб. и подлежит ежегодной индексации (п. п. 7, 9 ст. 346.43 НК РФ). Такие изменения предоставляют возможность субъектам РФ проявлять большую самостоятельность и учитывать региональные особенности ведения деятельности.

Отметим, что до 1 января 2015 г. потенциальная доходность может разниться в зависимости от места ведения деятельности в рамках субъекта РФ, только если предприниматель осуществляет деятельность в городе с численностью населения более 1 млн человек (абз. 3 пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). На это обстоятельство обращал внимание Минфин России (Письмо от 28.02.2013 N 03-11-09/5817).
3. Введено новое основание для отказа в выдаче патента
С 1 января 2015 г. вводится новое основание для отказа в выдаче патента. С этой даты в заявлении на его получение должны быть заполнены обязательные поля. В противном случае заявителю откажут. Соответствующее изменение будет внесено в п. 4 ст. 346.45 НК РФ (пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ).

Напомним, что с 22 августа 2014 г. полномочия ФНС России в сфере патентной системы налогообложения расширились и теперь включают в себя право утверждать обязательную форму заявления на выдачу патента (абз. 2 п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Ранее форма такого заявления была рекомендована налоговой службой и предприниматели вправе были подавать заявление на получение патента в произвольной форме (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года). Отметим, что новые положения коснутся только патентов, действующих с 1 января 2015 г. (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ).
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ,

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
1. Изменен срок уплаты физлицами транспортного налога
Сейчас согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты физлицами транспортного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2015 г. указанная норма будет скорректирована. Срок уплаты транспортного налога физлицами будет предусмотрен непосредственно Налоговым кодексом РФ: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).

Напомним, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать срок уплаты транспортного налога физлицами. Соответствующие изменения были внесены в ч. 2 ст. 356 НК РФ и вступили в силу 2 мая 2014 г. Теперь законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливают порядок и сроки уплаты только для налогоплательщиков-организаций.

Таким образом, налог за 2014 г. физлица должны будут уплатить не позднее 1 октября 2015 г.

Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами земельного налога и налога на имущество.



Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
1. Урегулирован порядок уплаты налога, исчисляемого

исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, право

собственности на которые возникло или прекратилось

в течение налогового периода
Налог в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода, исчисляется с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент позволяет исчислить налог только за те месяцы, в течение которых объект находился в собственности. Согласно действующей редакции п. 5 ст. 382 НК РФ это правило распространяется только на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не используемые в деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

В отношении объектов всех иных налогоплательщиков упомянутый коэффициент применить нельзя, поскольку это прямо не предусмотрено. В связи с этим возникла неопределенность. Организация, продав или приобретя в течение налогового периода объект недвижимого имущества, должна заплатить налог за весь год. Подробнее об этом см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

С 1 января 2015 г. указанная неоднозначность будет устранена. В п. 5 ст. 382 НК РФ будут внесены поправки, благодаря которым специальный коэффициент можно будет применять всем организациям.
2. Установлены некоторые особенности определения

остаточной стоимости имущества
Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества учитывается его остаточная стоимость, сформированная в бухгалтерском учете.

С 1 января 2015 г. данное правило будет уточнено. Будет предусмотрено следующее. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.
3. Установлены особенности налогообложения объектов,

образованных в результате раздела объекта или иных действий

с объектом, облагаемым исходя из кадастровой стоимости
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, включаются в перечень на следующий налоговый период.

С 1 января 2015 г. в указанном правиле появится исключение, касающееся объектов, которые образованы в течение текущего налогового периода в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектом, входящим в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. Согласно абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.
Земельный налог (гл. 31 НК РФ)
Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ
1. Изменен срок уплаты физлицами земельного налога
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2015 г.) срок уплаты физлицами земельного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, что позволяет определить более поздний срок. При этом исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 397, п. 2 ст. 387 НК РФ конкретные сроки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

С 1 января 2015 г. срок уплаты физлицами земельного налога будет предусмотрен непосредственно в Налоговом кодексе РФ - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ). Следует отметить, ФНС России в Письме от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 сообщила, что в гл. 31 "Земельный налог" НК РФ будут внесены изменения, согласно которым порядок и сроки уплаты земельного налога будут устанавливаться соответствующими уполномоченными субъектами только для налогоплательщиков - организаций.

Таким образом, налог за 2014 г. физлица должны будут уплатить не позднее 1 октября 2015 г.

Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами транспортного налога и налога на имущество.
Налог на имущество физических лиц
Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ
1. Изменен срок уплаты физлицами налога на имущество
С 1 января 2015 г. изменится срок уплаты налога на имущество физических лиц: данный налог будет подлежать уплате не позднее 1 октября, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ). Согласно действующим правилам, установленным п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1, указанный налог перечисляется не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен.

Таким образом, налог за 2014 г. физлица должны будут уплатить не позднее 1 октября 2015 г.

Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами транспортного и земельного налогов.

Следует отметить, что согласно поправкам, которые вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ), изменится порядок определения базы по налогу на имущество физлиц. Данные изменения будут отражены в настоящем обзоре при его актуализации.


Похожие:

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconСамые важные изменения в работе бухгалтера за IV квартал
О самых заметных изменениях налогового законодательства с 1 января 2018 года см также обзор «Основные изменения налогового законодательства...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconПрограмма семинара-практикума
«основные изменения бухгалтерского и налогового законодательства, вступившие в силу с 2015 года»

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconОсновных изменений налогового законодательства с 2015 года
В данном материале приведен перечень основных изменений, которые бухгалтеры должны учитывать в своей работе начиная с 2015 года....

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconКвартал
О самых заметных изменениях налогового законодательства с 1 января 2017 г см также обзор «Основные изменения налогового законодательства...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconКвартал
О самых заметных изменениях налогового законодательства с 1 января 2017 г см также обзор «Основные изменения налогового законодательства...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconБухгалтера за IV квартал
О самых заметных изменениях налогового законодательства с 1 января 2017 г см также обзор «Основные изменения налогового законодательства...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconОсновные изменения налогового законодательства с 2014 года
Кроме того, в Налоговый кодекс РФ внесены изменения в связи с созданием благоприятных налоговых условий для привлечения инвестиций...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconОсновные изменения Налогового законодательства с 1 января 2013 года
Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность...

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconОсновные изменения налогового законодательства с 01. 01. 2016г. Налог...
Т. о. С 1 января 2016 года для подтверждения нулевой ставки ндс контрактом признаются один или несколько документов

Основные изменения налогового законодательства с 2015 года iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Налоговое право»
Основные тенденции реформирования действующего налогового законодательства в России. Последние изменения законодательства о налогах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск