Сознания ненасилия у детей


Скачать 219.02 Kb.
НазваниеСознания ненасилия у детей
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы

ФОРМИРОВАНИЕ
СОЗНАНИЯ 
НЕНАСИЛИЯ 
У ДЕТЕЙ




Зная о фактах жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.

Алевтина АПАРИНА







РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ 

Сложную, абсолютно новую для образования задачу поставили перед собой педагоги женской гимназии 628. Начиная с 1998 года, в гимназии разработана программа собственной безопасности девочек, реализация которой включает в себя несколько блоков. 

Блок I
Диагностический 

Целью диагностического блока является выявление детей, входящих в группу риска, т.е. подвергающихся насилию со стороны взрослых или сверстников. Для этого проводится анкетирование, тестирование детей, применяются игры, в процессе которых можно выявить возможные нарушения в воспитании детей. Учителями и психологами заполняются специальные анкеты для выявления особенностей воспитания детей в семье, с помощью которых определяются особенности эмоциональных и социальных отношений в семье, наличие или отсутствие агрессивных тенденций и др. При этом учителя обучаются распознавать детей, подвергающихся физическому и психологическому насилию, прежде всего по поведенческим признакам, которые имеются у детей.
Опрос детей и наблюдения учителей показывают, что до 50% родителей применяют физические наказания детей, а остальные активно используют другие виды насилия: угрозы, оскорбления, жесткий контроль. Внутрисемейное насилие над детьми получает оправдание в глазах родителей и общества. Причем, форма физического наказания за непослушание во многих семьях узаконена, о чем родители не стыдятся говорить. Еще Салтыков-Щедрин в своих произведениях точно описал родительский идеал: покорный ребенок – и это один из самых стойких общественных стереотипов.
Насилие в семье вызывает чувство большого стыда у ребенка, о нем труднее всего рассказать, оно порождает насилие и во взрослой жизни. Интересными являются высказывания детей о физическом насилии и физической жестокости. На вопрос, что такое физическая жестокость, дети 8-11 лет отвечают: это когда тебя родители бьют за что угодно; это когда тебя бьют чем попало – ремнем, ногами; это когда на тебя кричат, таскают за волосы и бьют, бьют..; это когда тебя бьют по лицу; это когда тебя бьют так, чтобы пошла кровь, и, если ты плачешь, бьют еще сильнее; это когда хочется умереть от боли и обиды за то, что тебя не любят родители; это когда тебя обзывают, бьют за все, что бы ты ни сделал; это когда говорят, что ты не достоин жить.
Статистика свидетельствует, что от агрессивного поведения мужчин страдают и женщины, и дети. По данным Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, в 1997 году было выявлено 4 млн мужчин, которые постоянно применяют насилие в отношении собственных жен и детей (эти данные прозвучали на Российско-Американской межправительственной конференции «Предотвращение насилия в семье в отношении женщин», октябрь, 1998 г.).
По данным доклада Алевтины Апариной, председателя комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи на парламентских слушаниях 16 марта 1999 года, из 35 млн российских детей ежегодно около 2 млн избивается родителями. Для 10% из них результатом жестокого отношения родителей становится смерть, для 2 тысяч – самоубийство, а 50 тысяч детей уходят из дома.
Очень важно, чтобы учителя могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергавшихся физическому и моральному насилию. Для обучения учителей нами за основу взяты материалы, разработанные американской компанией РАЗА («Общественность против полового насилия»), которая является федеральной некоммерческой корпорацией и занимается проблемами насилия в личных, половых и семейных отношениях.
Физические признаки насилия:
• синяки и ссадины неизвестного происхождения, возможно, различной давности, располагающиеся группами или образующие необычный рисунок, или на нескольких участках тела, ожоги неизвестного происхождения, которые могут быть от сигареты, веревки, утюга, или (вследствие погружения в горячую жидкость) в виде перчатки или носка;
• разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на губах, руках, ногах или туловище;
• припухлость и болезненность суставов, множественные переломы неизвестного происхождения;
• выбитые или расшатанные зубы;
• следы человеческих укусов;
• участки облысения (выдранных волос);
• появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.
Поведенческие признаки насилия:
• ребенок легко пугается или постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта или плача других детей;
• экстремальное поведение: агрессивность, замкнутость;
• плохо развиты навыки общения;
• трудности в обучении: плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, отставание речевого развития;
• побеги из дома, склонность к правонарушениям;
• невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям;
• жалобы на болезненность при движениях, неловкость передвижения;
• прикрывание тела одеждой, даже если в этом нет необходимости;
• боязнь идти домой, особенно после получения плохих отметок.
Однако необходимо знать признаки не только физического насилия. В Конвенции о правах ребенка психическое (эмоциональное) насилие определяется как длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
К этой форме насилия относятся:
• открытое неприятие и критика ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;
• ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
У детей, систематически подвергавшихся психическому насилию, также существуют характерные внешние признаки и особенности поведения, знание которых позволяет педагогам заподозрить применение эмоционального насилия по отношению к этим детям.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
• задержка развития;
• наличие различных соматических заболеваний (резкая потеря веса, ожирение, язва желудка, кожные заболевания и т.д.), нервные тики;
• энурез;
• печальный внешний вид, депрессия, слезливость.
Особенности поведения ребенка при психологическом насилии:
• беспокойность или тревожность;
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
• эксцентричное поведение;
• суицидальные угрозы или попытки;
• неумение контактировать с другими людьми;
• низкая самооценка.
Учителю недостаточно только знать вышеперечисленные признаки. Необходимо проводить совместное обсуждение с учителями, классными руководителями и психологами стратегии работы с выявленными детьми, подвергавшимися как физическому, так и морально-психологическому насилию, тактики работы с их родителями, минимизации школьных ситуаций, провоцирующих приступы насилия со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Сегодня сложные экономические условия усилили напряжение в семье не только между мужем и женой, но и дети оказались в эпицентре этого напряжения. У родителей сократилось время для общения с детьми, воспитание порой носит запрещающий, ограничивающий действия, волю и констатирующий характер.
Все чаще в семьях применяются в воспитательных целях различные наказания: порки за провинности, плохие отметки, за неприятные минуты общения родителей с учителями, за непослушание. «Тресну», «оборву уши», «выпорю», «выдеру», «врежу», «сейчас получишь» – это обычные повседневные слова из родительского лексикона, когда побои становятся привычным явлением в семье.
К сожалению, ситуация насилия и нелюбви относится не только к семьям группы риска, как мы привыкли считать раньше, где следы и последствия насилия налицо и более очевидны. Но и благополучные семьи все больше погружаются в среду насилия. «Нормальные» родители опасны тем, что битье детей становится для них нормой, они оправдывают насилие долгом воспитания детей. Это одно из противоречий сегодняшнего времени. С одной стороны – свобода, демократия, гуманизм, а с другой – зависимость, насилие, на которые общество не обращает внимание.
С помощью анкетирования можно выяснить, в чем родители видят свой долг перед ребенком, как они представляют себе воспитание, какими методами и приемами пользуются чаще всего. 90% опрошенных родителей воспитывают детей с помощью угроз или побоев, причем, отцы мягче в воспитании дочерей, чем их матери. Система запретов и наказаний очень разнообразна. Практически 70% родителей признаются в том, что бьют детей или угрожают им побоями. Таким образом, родители причастны к насилию над собственными детьми, и при этом они не считают свои действия жестокостью, объясняя это тем, что их воспитывали так же, т.е. насилие и жестокость признается нормой воспитания.
Самым опасным является то, что многие дети воспринимают побои как норму жизни, как неотвратимость, поэтому они не говорят об этом, стараясь вытеснить из памяти происходящие события. Круг замыкается.
Скрытыми остаются жестокие формы физического и психологического истязания детей. Родители не признаются в своей ненависти к детям, но она всякий раз проявляется, когда ребенок не слушается, не соответствует родительским ожиданиям, проявляет самостоятельность. Родители берут на себя право принимать решения за детей, отказывать им в праве на выбор (что надеть, что есть и т.п.), самостоятельность и свободу.
Педагогам необходимо знать особенности поведения родителей, которые позволяют заподозрить проявление с их стороны эмоциональной жестокости по отношению к детям. Эти особенности взаимоотношений взрослых и детей можно увидеть в индивидуальной беседе с мамой или отцом, наблюдая за поведением родителей и детей в совместной работе, участии в классных или общешкольных делах. Главное, чтобы учитель знал, на что ему необходимо обратить внимание.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие в отношениях с детьми:
• обвинение или публичное унижение ребенка, оскорбление, открытая брань;
• отказ в утешении, когда ребенок действительно испуган или подавлен, сверхкритическое отношение к ребенку, к его поступкам и поведению, нежелание нести ответственность за ребенка, перекладывание на ребенка ответственности за его неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Задача школы заключается не только в осознании проблемы насилия в отношении детей, но самое главное – в умении выявить детей, вовлеченных в круговорот насилия, и оказать посильную помощь. Для этого необходимо использовать все возможные методы: анкетирование детей, наблюдение, сочинения на темы насилия, незаконченные предложения, касающиеся этой темы, обсуждение ситуаций насилия, медицинский осмотр, анонимные вопросы, телефон доверия.
В женской гимназии применяется ряд анкет как для учениц, так и для родителей, цель которых помочь получить информацию о знаниях детей в сфере насилия, актуальности проблемы для них, выявить их личный опыт и отношение к теме, сформировать мотивацию к ее изучению и работе над этой проблемой. Анкетируя родителей, мы старались понять особенности семейного воспитания, наличие в семье предпосылок для применения разных форм насилия, выделить семьи группы риска, где, вероятно, члены семьи сталкиваются с насилием или подвергаются ему. Как итог анализа анкетирования – выработка стратегий и тактики работы с конкретной семьей и родителями.
При анкетировании старшеклассниц на вопрос, что для вас означает насилие, девочки 10-11 классов отвечали: применение силы, причинение физической или психической травмы, унижение, когда заставляют насильно делать то, что ты не хочешь, угнетение, жестокость, способ подчинения себе человека, совершение действий против воли человека. При этом от 75 до 100% девочек считают, что физические, моральные и психологические воздействия на человека можно назвать насилием.
Общественные стереотипы проявились в ответе на вопрос, кто чаще всего подвергается насилию. Ни одна ученица не указала, что мужчины подвергаются насилию, только 20% ответили, что пожилые люди подвергаются насилию, 83% назвали детей, 72% – женщин, 31% – молодых людей.
Анкета показала, что подростки испытывают дефицит информации. Они не знают, куда обратиться, как себя защитить от насилия, не знают свои права, законодательство, рамки необходимой самообороны и т.п. Только 10% отметили, что встречались с насилием в семье (на самом деле эта цифра значительно выше, но в этом трудно признаться), 38% отметили, что встречались с насилием в компании, общественных местах, клубах, на улице, в транспорте, в милиции. 20% считали, что встречались с моральным насилием в школе.
Анализ анкет позволяет отобрать необходимую информацию для дальнейшей работы с детьми и подобрать форму занятий.
Вероятность ситуаций вовлечения детей в круг семейного насилия изучается с помощью опросника «Особенности воспитания детей в семье», который заполняется психологом, учителями, классным руководителем. Родителям передается анкета для самоанализа особенностей семейных отношений.
Проблемы детей не отделимы от проблем семьи, позиции родителей, их личного опыта. Поэтому в школе совместно с психологической службой должны быть разработаны методы диагностики установок родителей на воспитание. Прежде чем изменять отношения между детьми и родителями, необходимо знать, какую культуру воспитания – репрессивную, гуманистическую или другие – применяют родители.
Итак, диагностический этап решает следующие задачи:
во-первых, выявить детей, подвергающихся физическому или морально-психологическому насилию;
во-вторых, определить, какие представления о воспитании детей имеют родители, выявить кризисные семьи, где допускается насилие над детьми;
в-третьих, выявить отношение к насилию и представления о нем у родителей, учителей и детей.
И, пожалуй, самое главное, провести диагностику учебно-воспитательного процесса с точки зрения насильственных отношений с детьми.

Блок II
Информационный 

Главная задача этого блока – дать знания ученикам, учителям и родителям о видах насилия, причинах, ситуациях насилия. Необходимо дать информацию, как в других странах решаются вопросы насилия в обществе, куда обращаться в кризисных ситуациях.
Ученики получают знания на уроках права, где изучают законодательство Российской Федерации и других стран, на уроках психологии, специальных тематических уроках, где знакомятся с возможными ситуациями насилия над личностью и со способами выхода из них. Например, в США, согласно закону, женщинам, пострадавшим от насилия и обратившимся за помощью в суды или специальные службы, выдаются охранные ордера, которые оберегают жертву от дальнейших посягательств на ее честь и достоинство. В случае нарушения предписаний, обозначенных в ордере, человек, применивший насилие повторно, привлекается к уголовной ответственности, попадает под арест и выплачивает штраф. Ученикам очень важно понять, что проблема насилия существует не только в России, но и в других странах.
25 ноября каждого года во всем мире женские общественные организации проводят акции против насилия. Так, в Лондоне в этот день на Трафальгарской площади женщины свистят в свистки, таким образом символически нарушая тишину, которая царит вокруг проблемы домашнего насилия. Белая лента, давшая название празднику, – это символ надежды на лучший мир, в котором женщины и девочки смогут избавиться от страха перед насилием. История дня Белой ленты такова: 25 ноября 1960 года в Доминиканской республике были зверски убиты три сестры Мирабаль, активистки политической оппозиции во время диктатуры Труджильо. Через 20 лет женское движение решило отмечать день их смерти как международный день против насилия над женщинами, а в 1999 году этот день официально признала ООН.
25 ноября – Международный День ООН по искоренению насилия в отношении женщин.
С 1992 года во многих странах проходят акции 16 дней против гендерного насилия, ставшие всемирными. Такая акция проходит с 25 ноября по 10 декабря. Ее цель привлечь внимание общественности к двум актуальным проблемам: насилию в семье и торговле людьми. В дни акции включен целый ряд значимых дат: 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом; 6 декабря – Годовщина со дня Монреальской Резни, когда 14 женщин-студенток были убиты только за то, что они были феминистками; 10 декабря – День Прав Человека на жизнь, свободу и неприкосновенность личности для всех без исключения.
В гимназии разработана серия специальных уроков «Правовая защита женщин в ситуации насилия». Учителя ставят перед собой две цели: во-первых, знакомство учениц с возможными ситуациями насилия над личностью в различных условиях и со способами выхода из таких ситуаций и, во-вторых, создание условий для формирования активной позиции в решении вопросов, связанных с насилием. Задача учителя во время урока погрузить учеников в проблему на уровне первичной диагностики и изучения информации, затем должно произойти осмысление (рефлексия), выработка собственной позиции по отношению к теме урока. Дети должны обязательно представить собственный план безопасности или правила поведения, которые помогут избежать случаев насилия.
Отдельно на уроке рассматриваются ситуации насилия, связанные с поисками работы за рубежом, последствиями психологического и сексуального насилия на работе. Девочки самостоятельно делают анализ частных объявлений в газетах о найме на работу, знакомятся с интервью и видеоматериалами, выясняют, какие права личности нарушены в том или ином случае, изучают законодательство, вырабатывают алгоритмы и правила поведения в кризисных ситуациях и получают памятки, куда обращаться в случае насилия.
Организатор вечеринок, танцовщица, модель, официантка, помощница по хозяйству, горничная, сезонные рабочие – сегодня так много интересной, высокооплачиваемой работы за границей. Уехать за границу – многие российские женщины видят единственный для себя способ обрести перспективу в жизни, устроить свою жизнь. Одни рассчитывают выйти замуж, другие – найти работу. Этой теме посвящена серия уроков. 
Учитель предлагает девочкам анонимно ответить на вопросы анкеты «Ситуации насилия, связанные с поисками работы».
Среди вопросов анкеты следующие.
Хочу ли я поехать за границу?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
По возможности, я поеду: а) одна, б) с родителями, в) с друзьями. Я хочу поехать за границу, чтобы:
а) отдохнуть,
б) учиться,
в) выйти замуж,
г) заработать деньги.
Поездку за границу для себя считаю:
а) увлекательной и безопасной,
б) возможно, будут трудности, но я знаю, как их решать,
в) весьма опасной, если не продумана моя защита в случае неприятностей.
В случае возникших трудностей:
а) я знаю, как и куда обратиться,
б) я не знаю, как и куда обратиться,
в) я хочу знать заранее, как быть.
Анализ анкет, которые проводятся уже на протяжении трех лет, показывает, что 100% детей хотят поехать за границу, 75% предпочитают поехать одни, 20% хотят поехать учиться, 5% – выйти замуж, 15% – заработать деньги. До начала урока почти 82% считают, что знают, как справиться с возникшими трудностями, одновременно не имея представления, в какие ситуации они могут попасть, что может их ожидать. Задача учителя показать наивность представлений девушек, поскольку они, как и женщины, принадлежат к группе высокой степени риска по типу трудовой миграции. 40% из них полностью отвергают опасность сексуальной эксплуатации и лишь 8% представляют реальную опасность и испытывают страх.
Учитель знакомит девочек с материалами интервью, реальными жизненными историями. Главное, показать, какие иногда бывают запутанные обстоятельства. Эффект урока – осознание проблемы – будет зависеть от эмоционального воздействия реальных женских судеб.
Пример 1. Катя, 19 лет. Получила приглашение вместе с подругой на выставке, где работала, на место секретаря в фирму, торгующую импортной сантехникой. Две недели девушки работали в роскошном офисе в Москве. Затем были направлены в служебную командировку в Грецию. По прибытии в Афины их посадили в закрытую комнату, отобрали паспорта и заставили заниматься проституцией.
Пример 2. Ира, 21 год. Очень хотела выйти замуж за иностранца. По Интернету познакомилась с Питером из Германии. Он оформил для нее визу, купил билет, провел с ней неделю и продал в рабство. Ирину втолкнули в комнату, заперли за ней дверь и объяснили, что она должна отработать деньги за билет, визу, одежду, питание и приглашение.
На уроке обязательно необходимо оперировать цифрами, чтобы показать масштабы проблемы и ее значимость, чтобы у девушек не создавалась иллюзия, что такие истории происходят с единицами и с ними не произойдут никогда. Например, 80% петербургских девушек хотят выйти замуж за иностранцев или уехать работать за границу. Каждая пятая девушка, выезжающая за границу, сталкивается с траффиком (торговля людьми – переправка за границу для проституции). По данным Интерпола, ежегодно через границу разных государств переправляются более 4 миллионов граждан. Большая часть этих людей продается в рабство для нужд сексуальной индустрии. Согласно данным ООН, прибыль от этой торговли составляет порядка 7 миллиардов долларов в год. Страны бывшего СССР стали основными поставщиками живого товара в Германию, Швецию, Нидерланды, США, Грецию, Турцию и арабские страны.
На уроках ученицы совместно с учителем анализируют ситуации и выявляют схему, по которой действуют секс-торговцы: изоляция, изъятие документов, насилие, психологическое давление, введение в состояние стресса. Последствия насилия, которое испытывают девушки в подобных ситуациях за границей, не проходят даром. Даже если удается вернуться на родину, они приезжают духовно сломленными, становятся пациентами кризисных центров, психотерапевтов, не могут избавиться от кошмарных сновидений.
В США был принят закон об уголовном преследовании организаторов траффика. Аналогичный закон был принят на Украине. Но в России такого закона пока нет, и девочки должны хорошо осознавать все последствия этого.
Урок заканчивается обсуждением и выработкой правил, которые необходимо соблюдать, отправляясь за границу, чтобы обеспечить свою безопасность и уберечь себя от ситуации насилия.
Правила, которые необходимо знать, отправляясь на учебу или на работу за границу.
• Проконтролируйте, чтобы Ваш контракт был составлен на понятном Вам языке, чтобы условие, место и время будущей работы были четко оговорены.
• Настаивайте на том, чтобы договор о найме на работу был заключен между Вами и работодателем.
• Если есть возможность, лучше оформить рабочую, а не гостевую или туристическую визу.
• Никому не доверяйте Ваш паспорт. Документы, подтверждающие Вашу личность всегда должны находиться только у Вас. Если у Вас хотят забрать паспорт под предлогом регистрации, скажите, что готовы сами пойти регистрироваться.
• Оставьте своим близким, друзьям информацию о пребывании за границей с адресом, контактным телефоном, копию своего контракта и паспорта.
• Запомните номера телефонов Российского посольства и консульских представительств за границей. Если потеряли паспорт, попали в опасную ситуацию, Вам угрожают, то Вам окажут помощь в представительстве своей страны.
• Знание элементарных слов иностранного языка облегчит пребывание за границей и выручит в трудные минуты.
На уроках психологии ученицы проникают в сущность явления насилия, знакомятся с его формами, узнают о типах поведения, которые присущи насильникам для создания и поддержки контроля над своими жертвами. Учителю важно показать девочкам, что физическое насилие – это только часть комплекса действий, которые насильник использует против своей жертвы, и что насилие никогда не отделено от общего стиля жизни человека. Важно показать, что стиль жизни может способствовать насилию.
Исследования обращений по телефону доверия показали, что не происходит существенного уменьшения случаев насилия в семьях более молодых женщин (до 30 лет включительно), чья молодость совпала с периодом радикальных изменений в обществе. Для 50% из позвонивших женщин субъектом насилия являлся муж, для 18% – партнер, для 4% – бывший муж («Домашнее насилие в отношении женщины – кто виноват?». Посиделки, 11-12, 1998). Бытует мнение, что подвергаются насилию в основном женщины из социально неблагополучных семей. Но статистика показывает, что 70% пострадавших имеют высшее образование. Такого рода информация не позволяет девочкам с высоким уровнем притязаний отмахнуться от темы как не реальной для них, а, следовательно, не актуальной.
Рассматривая ситуацию сексуальных домогательств на работе, очень важно показать девочкам, что эта форма насилия происходит не ради секса как такового, а с целью обозначения власти и подчинения. Наиболее уязвимы в этом отношении юные девушки, только начинающие работать. Многие ученицы даже не догадывались, что определенное поведение мужчин можно рассматривать как сексуальное домогательство и, значит, как уголовно наказуемое деяние. Откровением становится факт, что 49% российских женщин подвергались сексуальным домогательствам на рабочем месте.
Большинство российских женщин под сексуальным посягательством, понимают только непосредственное физическое нападение. От 60 до 90% женщин в США сообщают, что они были жертвами сексуальных домогательств или преследований, т.к. в понятие сексуальное преследование (сексуальные домогательства) входят также шутки, намеки и прикосновения, то есть все действия, создающие враждебную и оскорбительную обстановку или ситуацию, которую называют ситуацией Qui pro Quo, что означает «что-то ради чего-то». Например, если хотите получить повышение на работе, значит, необходимо спать с начальником. Враждебная обстановка определяется как дискриминация, запугивание или высмеивание, которые принимают угрожающие масштабы.
Ключевым словом при сексуальных домогательствах является «нежелательный», и попытка добиться этого нежелательного контакта часто выступает в виде намека-условия, от которого зависит положение женщины на работе. В США сексуальные домогательства определены в Титуле УП Акта о Гражданских правах. К сожалению, в России это понятие в законодательных актах не определено.
Очень важно показать девочкам последствия, которые возникают у женщин в результате сексуальных домогательств на работе. Все женщины, обратившиеся в кризисный центр, находились в разной степени состояния депрессии. Все они вынуждены были уйти с работы, но многие из них преследовались и после увольнения. Мужчины, с которыми они работали, продолжали их запугивать. Запугивали тем, чего женщины боялись больше всего, – оглаской случившегося, сообщением близким. Женщина втягивается в ситуацию домогательства постепенно, вначале она может и не понимать происходящего, она знает, что на работе она зависит от начальника полностью. Причем, эта зависимость в новых экономических условиях возросла в несколько раз. Вначале идет как бы игра, женщина воспринимает это как безобидное ухаживание, как комплименты, все в ее глазах выглядит безобидно – она сама знает, что красива, ей не раз об этом говорили. Мужчина, обладающий властью, может поощрять ее материально, женщина думает, что это профессиональное поощрение, но ее ставят на место и говорят, что это аванс... Женщина в шоке, не знает, как реагировать. Реакции бывают разные – от появления чувства вины, обязанности, желания уйти до попыток суицида.
Работа с ученицами основана на образе колеса насилия , которое символизирует соотношение физического насилия с такими видами насилия, как психологическое, экономическое, сексуальное, использование давления на личность детей, угрозы, половые преимущества, запугивание, изоляция и др. Каждая спица этого колеса показывает тактику, используемую с целью установления контроля и власти, которые являются центром колеса. Ободок, ограничивающий и поддерживающий спицы, символизирует физическое насилие, он удерживает всю систему и придает насильнику власть. Очень важно на уроках рассмотреть примеры всех видов насилия, их последствия. Так, например, при экономическом насилии рассматривается желание субъекта насилия удержать женщину от работы или препятствие устройству на работу под любыми предлогами, принуждение к установлению денежной зависимости, т.е. выдача денег только по просьбе и только на проживание, лишение ее денег, ограничение в тратах денег и т.п. Психолог исследует вместе с ученицами цикл насилия, который подходит для всех типов насилия и состоит из четырех этапов, каждый из которых имеет разную продолжительность.
Важным итогом этих занятий является выработка собственного плана безопасности – алгоритма действий в ситуациях насилия.
Рассмотрим один из возможных алгоритмов поведения в ситуации домашнего насилия.
Создание собственного плана безопасности в случае домашнего насилия:
• если вы уже подвергались насилию, то следует сделать так, чтобы телефоны милиции, службы помощи, адреса приютов были доступны вам и вашим детям в случае крайней необходимости;
• подумайте о друзьях или соседях, которым вы могли бы рассказать о насилии и которых вы могли бы попросить позвонить в милицию, когда они услышат подозрительный шум в вашем доме;
• подумайте минимум о трех местах, куда бы вы могли пойти, если оставите дом;
• подумайте о том, чтобы доверить какую-то сумму денег, одежду и копии самых важных документов близким друзьям, родственникам или соседям;
• подумайте о том, чтобы у вас всегда была возможность позвонить из автомата, разработайте и отработайте маршрут вашего бегства с человеком, которому вы доверяете, и время от времени пересматривайте план вашей безопасности;
• самое важное – взять с собой детей. Все остальное второстепенно.
Итак, информационный блок решает следующие задачи:
во-первых, дать подросткам знания о таком сложном явлении, как насилие,
во-вторых, разобраться в причинах и последствиях насилия над личностью, механизме его возникновения и действия,
в-третьих, рассмотреть различные виды насилия, их проявления,
в-четвертых, дать ученикам возможные алгоритмы поведения в ситуациях насилия, помочь им выработать собственный план жизненной безопасности.
Предупрежден – значит вооружен – вот главная суть (идея) информационного блока. Но, пожалуй, не менее важное во всех занятиях – помочь каждой девочке осознать, что она не одна, что, оказавшись в ситуации насилия, она ни в чем не виновата и может получить помощь.
Очень важно предостеречь девочек, будущих женщин, от принятия факта насилия над собой с последующим самобичеванием. Например, анализ случаев сексуального насилия показывает, что обычно девочка не защищает себя, пугается любой угрозы или просто грубых слов, безропотно выполняет требования насильника, боится кричать. Значит, одних знаний не достаточно, а необходимо сформировать у детей активную позицию, дать образцы поведения, воспитать самоуважение, чувство собственного достоинства.


Блок III
Освобождение 

Основные задачи программы против насилия – это сформировать отношение к проблеме, развить самосознание девочек, повысить самооценку, научить выходу из затруднительных ситуаций. Это освобождение от чувства незащищенности, неспособности противостоять возможному насилию, освобождение от чувства страха. Программа учит, как сказать «стоп!» или «нет!» таким образом, чтобы человек остановился. Она помогает девочкам осознать, что насилия можно избежать, что, как минимум, можно попытаться его остановить. Реализация поставленных задач достигается специальными формами работы по предупреждению и профилактике насилия, которые мы опробовали в гимназии, и жизнь убедила нас в их целесообразности.
Важным моментом в формировании уверенности в возможности противостоять насилию является знание законодательной базы, знание своих прав и умение реализовать их. На уроках права изучаются основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законодательная база, регулирующая вопросы домашнего насилия, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979 г. ООН), Пекинская декларация (4-15 сентября 1995 г.), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (ООН, 1993 г.), Венская декларация по правам человека (1993 г.) и другие правовые акты и документы.
Важным направлением является разработанная система тренингов, которая помогает девочкам понять и обсудить свои проблемы, увидеть, что они не одиноки, выработать свою позицию и отношение к конкретным жизненным обстоятельствам. Нами используются в работе такие активные игры, как горячий стул, четыре угла, открытый вопрос и др.
Проводится тематическая игра «Законопроект». Цель игры – разработать систему законов, ограждающую разных людей (детей, мужчин, женщин и стариков) от различных форм насилия. В ходе игры обсуждаются последствия применения этих законов, кто может влиять на принятие решений и т.д. Игра может на одной и той же аудитории проводиться несколько раз, т.к. меняется субъект законодательства, виды насилия, позиции участников игры.
Можно предложить ученицам написать депутатский запрос в Государственную Думу или Законодательное собрание по мерам предупреждения насилия или составить короткую листовку представителям власти, призывающую их к принятию законопроекта. Листовки, обращения, слоганы вывешиваются в гимназии на всеобщее обозрение на специальный информационный стенд, посвященный теме насилия. Девочки пишут: «Жизнь и безопасность должны быть самыми главными для вас», «Насилие недопустимо», «Если попала в беду, помни: ты не одна», «Никто не должен быть жертвой домашнего насилия – никогда!»
Важной формой профилактики домашнего насилия является составление брачного контракта, который помогает предвидеть ситуации, вызывающие напряжение и конфликты в семье, включающие механизм насилия. Оказывается, что у современной молодежи, несмотря на открытость темы семейных отношений и доступность информации, искаженное представление о семье, семейных отношениях и проблемах.
В гимназии уже несколько лет проводятся тематические дни, посвященные вопросам человеческих отношений, любви, здоровья и прав человека. Такие дни дают возможность учителям средствами своего предмета говорить об общечеловеческих ценностях, давать девушкам возможность обсудить волнующие их проблемы, ответить на их вопросы. Эти дни требуют труда при их подготовке, но эффективность их очень высока.
Конечно, необходимо создавать в городе кризисные центры, телефоны доверия психологической и юридической помощи, которые требуют колоссальных средств и вложений. Но наша задача – разорвать кольцо насилия. Данная программа помогла девочкам обрести чувство самодостаточности. Положительные отзывы учениц, прошедших через систему таких уроков, говорят о том, что программа способствует приобретению навыков межличностного общения, воспитывает чувство самоуважения, помогает справиться с личными проблемами.
Необходимым условием успешности подобных программ является взаимодействие с работниками социальной сферы, школьными психологами, медицинскими психологами, гинекологами, работниками правоохранительных органов, специалистами из кризисных центров, юристами. Они помогут наполнить программы конкретными статистическими данными, примерами, предоставят уникальную возможность общения.
Мы выполняем свою миссию, участвуя в просвещении и воспитании детей, молодежи. Программа, разработанная в женской гимназии 628, предназначена для повышения самооценки, развития здорового и устойчивого самосознания и самовосприятия, укрепления психического и нравственного здоровья будущих женщин, не позволяющих насилия над собой и другими.

http://www.womenhealth-spb.org/book2/gl3.php

Похожие:

Сознания ненасилия у детей iconА. Н. Акуленко Белорусский государственный университет
Структурные образующие сознания. Психосемантика сознания. Проблемы значения и смыслов

Сознания ненасилия у детей iconАнализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год
Формирование у детей гражданско- патриотического сознания, духовно- нравственных ценностей гражданина России4

Сознания ненасилия у детей iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде....
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе

Сознания ненасилия у детей iconПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...

Сознания ненасилия у детей iconДипломная работа) (на соискание квалификации социолог) на тему: «Правовая...
Правовая культура как фактор формирования антикоррупционного сознания преподавателей

Сознания ненасилия у детей iconПояснительная записка Цели и задачи программы: 1 способствовать воспитанию...
Сегодня видно, что школа один из основных инструментов воспитания бережного отношения к ресурсам у молодого поколения, а решение...

Сознания ненасилия у детей iconКнига адресована людям, которых интересует феномен детей Индиго,...
В написании этой книги принимали участие дети Индиго! Многие считают их представителями нового сознания на Земле Можем ли мы в действительности...

Сознания ненасилия у детей iconТеперь, когда мы уже научились
Ухудшение экологической ситуации на планете связано, в том числе и с разрушением морали. Отсутствие экологического сознания у современных...

Сознания ненасилия у детей iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в нижегородской...
Основные демографические характеристики положения детей и семей, имеющих детей

Сознания ненасилия у детей iconДжек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск