Скачать 422.72 Kb.
|
Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации 1. Основные термины и общие подходы Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий {IA VE); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Определение добровольцев приведено в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев». Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев). При организации и осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в субъектах Российской Федерации используется понятийный аппарат, изложенный в региональных правовых актах. Так, в Концепции развития социального добровольчества в г. Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45, используются следующие основные понятия: Добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности. Добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы. Добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты. Система поддержки социального добровольчества — комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов. Координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности. Добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей — эффективная организация добровольной работы. 1. Основными задачами волонтерской деятельности является:
4. Специфика субъектного состава и сфер волонтерской деятельности такова, что для органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации в большинстве случаев нерационально выступать в качестве организатора конкретных молодежных проектов. Он должен действовать через публично-правовые инструменты, привлекая некоммерческие, а в ряде случаев - коммерческие организации. Также может быть использован ресурс взаимодействия с органами местного самоуправления, однако не в форме прямых указаний. При этом необходимо отметить, что согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 5. В то же время, должны быть предприняты определенные организационно-правовые меры, обеспечивающие единство добровольческой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К таким мерам относятся: введение единой волонтерской книжки в субъекте Российской Федерации; использование, на основе консенсуса, единого Кодекса волонтера (добровольца) как достаточно компактной декларации принципов, которыми волонтер руководствуется в практической деятельности; выполнение органом по делам молодежи или уполномоченным им учреждением организационно-координирующих функций в этой сфере. 6. При осуществлении функции по содействию развитию волонтерской деятельности необходимо взаимодействие органа, осуществляющего эту функцию, с другими органами. В первую очередь к ним относятся органы в сфере занятости. П. Правовые основы взаимоотношений участников добровольческой (волонтерской) деятельности и работодателей (благополучателей) 1. Труд волонтеров доброволен и безвозмезден, и условие бесплатного труда не дает возможность работодателю или благополучателю строить отношения с добровольцами на базе трудового законодательства, так как нет оплаты труда.
Если какого-то из перечисленных признаков нет, то фактически нет и трудовых взаимоотношений.
На настоящий момент сложилась практика заключения с добровольцами (волонтерами) специальных договоров о добровольческом труде или труде волонтера. Они не являются трудовыми и прямо не регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако в силу действия принципа свободы договора стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, договор о добровольческом труде (труде волонтера) регулируется общими принципами и нормами гражданского законодательства. Существенными условиями этого договора выступают добровольность, безвозмездность, некоммерческий характер деятельности (направленность в пользу благополучателя). В таких договорах можно предусматривать возмещение транспортных издержек добровольцев, а также расходов на питание и жилье. Заключение договора настоятельно рекомендуется, если деятельность добровольца в организации достаточно продолжительна или ее уже выполняют другие сотрудники на оплачиваемой основе. Если доброволец в результате своей деятельности производит какую-то вещь (например, создает тренажер для инвалидов), правовые отношения между ним и организацией регулируются иным образом. Решение вопроса о том, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, кому принадлежит материал, из которого была изготовлена данная вещь. Обязательственно-правовые отношения подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в рассматриваемой ситуации не возникают. В то же время, поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности, указанные отношения подпадают под действие норм о дарении (ст. 572 и 580 ГК РФ). Доброволец дарит результат своего труда организации. Договор о безвозмездном оказании услуг добровольцем можно заключать и с несовершеннолетним. В соответствии с законодательством несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) уже могут заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. это может быть и договор о безвозмездном оказании услуг (ст. 28 и 172 ГК РФ). Но в любом случае данные сделки не накладывают личную ответственность на несовершеннолетних до 14 лет; ответственность по данным сделкам несут их родители и опекуны. В целом же данные сделки по общему правилу являются ничтожными, т.е. недействительными. Имущественную ответственность по сделкам малолетних, в том числе по сделкам, которые они имеют право совершать самостоятельно, несут их законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Дети старше 14 лет по безвозмездной сделке самостоятельны, но несут имущественную ответственность за причиненный ими вред (ст. 26 ГК РФ).
В Конвенции ООН о правах ребенка (несовершеннолетнего) говорится о праве ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовно моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка (несовершеннолетнего). Согласно статье 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещено применение труда лиц моложе 18 лет (детей) на работах, связанных с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах; запрещено принимать детей на работу, если выполнение ее может повредить их нравственному развитию (в игорном бизнесе, в ночных клубах и кабаре, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табаком, наркотическими и токсическими препаратами). Разрешается прием на работу учащихся, достигших *14-летнего возраста, с согласия родителей и в свободное от учебы время, без нарушения процесса обучения. В отличие от взрослых работников детям (несовершеннолетним) устанавливается сокращенная рабочая неделя. Продолжительность рабочей недели в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации для детей младше 16 лет не может превышать 24 часов, а если они совмещают учебу с работой - 12 часов (в возрасте от 16 до 18 лет - соответственно 36 и 18 часов). Кроме того, для несовершеннолетних работников предусмотрены более мягкие условия труда: они не допускаются к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные дни, работам по переноске и передвижению тяжестей, превышающих специальные нормы. Для учащихся предусмотрен отпуск по учебе (на время экзаменов). 6. В каждой организации, использующей труд добровольцев, могло бы быть принято Положение о добровольцах, работающих в данной некоммерческой организации. Данное Положение обусловливает взаимодействие в рамках организации между оплачиваемыми сотрудниками и добровольцами, описывает права и обязанности как организации, так и добровольцев по отношению друг к другу- Положение разработано и принято для повышения эффективности деятельности организации в соответствии со своей миссией и достижением поставленных целей и задач. Положение состоит из пунктов, обязательных для выполнения как постоянными, так и временными, как оплачиваемыми, так и работающими на благотворительной добровольческой основе сотрудниками организации (добровольцами). В частности, оно может включать следующие положения: 1. Доброволец и добровольческий труд:
доброволец может быть как постоянным, так и временным сотрудником организации, выполняющим определенную работу в соответствии с договором; доброволец может быть назначен на любую должность в организации в случае его профессионального соответствия и возможности ее выполнять, следуя требованиям организации;
3. Доброволец принимает на себя обязательства по отношению к организации: качественно и в срок выполнить вышеперечисленную работу; бережно относиться к имуществу организации, в которой он работает в соответствии с договором; предоставлять отчет о работе ответственному лицу организации; не разглашать сведения, носящие в организации конфиденциальный характер; выполнять правила внутреннего распорядка организации; предоставлять необходимую информацию для выполнения работ в соответствии с договором по просьбе организации. 4. Доброволец вправе: посещать мероприятия, проводимые организацией; принимать меры по получению дополнительной и повышению имеющейся квалификации, но не в ущерб заявленной в данном договоре работе; получать информацию о деятельности и истории организации; получить от организации письменный отзыв о своей работе; подавать свои предложения об улучшении жизнедеятельности, о создании новых или развитии уже существующих проектов организации. 5. Организация вправе:
6. Работа с конфликтными ситуациями:
7. Соответствующие договорные отношения строятся между добровольцем и организацией. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в этой части могут оказывать только консультативно-методическое содействие. 8. В качестве документа, идеологически объединяющего волонтерское движение в субъекте Российской Федерации, можно было бы использоват Кодекс волонтера (добровольца). Утверждать его официальным документом органов государственной власти нет необходимости. Можно принять его на слете добровольцев субъекта Российской Федерации. Несмотря на термин «кодекс», документ должен быть достаточно компактен, чтобы его восприняли молодые граждане. Примерное содержание могло бы быть следующим:
принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерской организации; намерение активно участвовать в деятельности волонтерской организации; заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководства волонтерской организации. 5) Цели волонтерской деятельности:
9) Волонтерская организация обязана:
10) Волонтерская организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения Кодекса волонтера. III. Мотивация молодых граждан к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности и возможные направления такой деятельности Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания. Основными мотивами добровольческой деятельности являются: Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути. Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста. Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения. Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как: развитие коммуникативных способностей; опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии. Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. 2. Молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда: возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью; выполняемая работа не влечет реальных изменений; деятельность однообразна и неинтересна; нет поддержки, одобрения со стороны других; нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей; возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации. 3. Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку. Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Имидж добровольческой деятельности включает следующие значимые составляющие: миссия деятельности - ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы; общественное мнение — то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью; бренд - внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности; * внутренняя культура - стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности; организационная культура - взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности. Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий как слет волонтеров субъекта Российской Федерации. 4. Направления добровольческой деятельности граждан многообразны: социальное патронирование детских домов; социальное патронирование пожилых людей; муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах); медицинская помощь (службы милосердия в больницах); педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков); социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы); экологическая защита; интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов); спортивная, туристическая и военная подготовка; творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); помощь в реставрационных работах; восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; экскурсионная деятельность; ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); информационное обеспечение. Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций. Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы), спортивная, туристическая и военная подготовка. Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение, медицинская помощь (службы милосердия в больницах), помощь в реставрационных работах и так далее. При этом выбор направления добровольческой деятельности на транспортно доступной для молодого гражданина территории должен соотноситься с мотивами участия в добровольческой деятельности — от религиозных (например, работа в больницах и домах-интернатах) до карьерных (например, выполнение функций по работе с населением от имени органов местного самоуправления). 5. Помимо направлений добровольческая деятельность имеет разные формы: разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы; конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны; постоянная кропотливая работа (например, выполнение функции сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города). Набор возможностей для добровольческой деятельности должен включать обе эти формы (желательно, по каждому направлению, однако не по всем направлениям возможно полноценное сочетание этих форм). 6. Необходимо развивать инновационные добровольческие практики. Важно выявить новые решения, оригинальные подходы к реализации добровольческой деятельности, ее организации и обеспечению. Поэтому в ряде случаев среди региональных организаций и объединений, осуществляющих добровольческую деятельность, приоритет может быть отдан инновационным добровольческим практикам, даже если осуществляющая ее организация создана относительно недавно. |
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются... | Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе | ||
«Личной книжке волонтера», получения выписки из базы данных о возможных вариантах добровольческой (волонтерской) деятельности | «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», в целях привлечения внимания общества к добровольческой (волонтерской)... | ||
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской... | Учет молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, и выданных им Личных книжек волонтера ведется органами... | ||
Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проектов, связанных со... | Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской... | ||
Методические рекомендации предназначены для использования органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации... | «е» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |