Скачать 226.46 Kb.
|
Методика разработки профессиональных стандартовОбщие принципы и процедурыПрофессиональные стандарты основаны на анализе трудовой деятельности и требований к ее результатам и подлежат постоянному мониторингу и обновлению по мере изменений в содержании трудовой деятельности. Предлагаемая процедура разработки профессионального стандарта базируется на методе функционального анализа, а именно, на выявлении функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не на описании того, кто их выполняет. Другими словами, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности. Профессиональный стандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом (отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей). Разработанный стандарт подается на утверждение в уполномоченный орган. Процесс разработки и обновления каждого профессионального стандарта включает в себя следующие этапы: Этап 1
Этап 2
Этап 3
Пояснения по деятельности рабочих/экспертных группЭкспертные/рабочие группы формируются объединениями работодателей или отдельными крупными работодателями. Эти экспертные/рабочие группы должны взять на себя ответственность за разработку профессиональных стандартов для конкретной области профессиональной деятельности. Формирование стандартов по смежным областям профессиональной деятельности целесообразно осуществлять межотраслевыми экспертными группами (например, в области менеджмента, пользования ИКТ, бухгалтерского дела, сварочного дела и т.д.). Экспертные/рабочие группы формируются из числа наиболее опытных и высококвалифицированных работников различных уровней ответственности, представляющих предприятия в конкретной области профессиональной деятельности. В задачи экспертных/рабочих групп входит:
Пояснения по содержанию этапов разработки профессиональных стандартовПравила разработки функциональной карты (далее – ФК)Разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, а также примерного перечня средств и предметов труда для выполнения функций, которые являются основой анкет, используемых в дальнейшем при проведении опросов предприятий. Основная цель данного этапа работы состоит в выявлении функций, которые выполняют работники, занятые в конкретной области профессиональной деятельности на различных предприятиях, и, как производную от этих функций – в обобщенном виде – тех знаний, умений и ключевых компетенций, которые необходимы для выполнения этих функций. Обработанные первичные данные, составляют основу для разработки анкеты, необходимой для проведения масштабного опроса работодателей и профессионалов. Сбор первичных данных может быть осуществлен в процессе анкетирования ограниченного набора предприятий (не более 7-10 предприятий), либо эти данные предоставляются экспертами, входящими в рабочую группу. Образец анкеты дан в Приложении. На основе обработанных данных проводится разработка проекта функциональной карты в конкретной области профессиональной деятельности, что предполагает описание функций, выполняемых работниками (а не должностных обязанностей, которые могут существенно отличаться в различных предприятиях) в данной области профессиональной деятельности. Разработка функциональной карты начинается с формулировки основной цели области профессиональной деятельности. Основная цель области профессиональной деятельности кратко описывает суммарный результат того, для чего предназначена данная область профессиональной деятельности. Примеры описания основной цели: Таблица 1
Основная цель описывается по следующей схеме: глагол в неопределенной форме – объект действия – область осуществления деятельности (направленность действия) или конечный потребитель. После описания основной цели следует ее поэтапная конкретизация. На первом этапе осуществляется описание видов трудовой деятельности, объединенных общим назначением и охватывающих интегрированную группу функций. Например, «подготовить оборудование и инструмент к производству», «контролировать процесс производства», «организовывать процесс производства» и т.д. На следующем этапе происходит вычленение конкретных функций из обобщенных видов трудовой деятельности, т.е. каждый вид трудовой деятельности далее подразделяется на набор составляющих ее трудовых функций. Каждая конкретная функция должна представлять собой отдельный законченный элемент трудовой деятельности, требующий собственных методов, материалов, оборудования и процессов. Так, например, обобщенная функциональная область «подготовить оборудование и инструмент к производству» может распадаться на 2 конкретные функции: «подготовить оборудование» и «подготовить инструмент», которые будут иметь схожее предназначение, но различаться с точки зрения предмета труда. Возможные принципы классификации при формулировании обобщенных функциональных областей:
Выбор принципа классификации зависит от характера области профессиональной деятельности. Решение о принципе классификации принимается экспертной/рабочей группой. Система обозначенийВиды трудовой деятельности (ВТД) обозначаются арабскими цифрами – 1, 2, 3, 4 и т.д. Для обозначения конкретной функции к номеру ВТД через точку добавляются цифры, обозначающие номера конкретных функций – 1.1, 1.2, 4.1, 5.2 и т.д. Помимо собственно профессиональных функций в функциональной карте описываются надпрофессиональные функции, т.е. те функции, которые работодатель ожидает от работника в любой области профессиональной деятельности. Возможный набор таких функций может включать в себя следующие:
Эти функции обозначаются арабскими цифрами 01, 02, 03 и т.д. Набор надпрофессиональных функций может варьировать в зависимости от области профессиональной деятельности. Описание надпрофессиональных функций помещается внизу функциональной карты. Рисунок 1. Пример структуры функциональной карты Структура анкеты для проведения опросов предприятийАнкета содержит следующие разделы:
Также в функциональной карте по каждому действию приводится перечень знаний и умений, необходимых для их качественного выполнения, который респондентам предлагается уточнить или дополнить. В случае внесения в функциональную карту новых функций, респондентам следует также предложить описание знаний и умений, необходимых для выполнения данных функций. Анкетирование предприятий (организаций) отраслиАнкетирование может проводиться путем помещения разработанных документов в Интернет, чтобы каждый желающий мог их заполнить. Однако с учетом прогнозируемой низкой активности работодателей и профессионалов и несформированности в России культуры разработки профессиональных стандартов рекомендуется использовать административный ресурс профессиональных союзов и объединений работодателей и определить минимум 30 предприятий отрасли различных по масштабу (малые, средние и крупные) и формам собственности, где будет проводиться анкетирование. После чего целесообразно направить анкеты на выбранные предприятия и договориться с руководителями предприятий времени проведения опроса/интервью. После получения от руководства предприятия согласия на проведение опроса члены экспертной/рабочей группы проводят интервью. Анкетирование должно проводиться только лично – письменное заполнение анкет смысла не имеет, поскольку только при личном общении возможно уточнить полученную информацию и выработать общее понимание сути задаваемых вопросом. Опросы рекомендуется проводить среди работников трех уровней организационной иерархии – работников, осуществляющих конкретные функции, и работников/руководителей двух следующих (более высоких) уровней организационной иерархии. Количество предприятий, на которых проводится анкетирование, зависит от масштабов отрасли/области профессиональной деятельности и степени охвата профессиональными стандартами входящих в нее видов трудовой деятельности. Достоверными могут считаться данные, полученные от 30 предприятий. Обобщение/анализ данных, полученных в процессе анкетированияПосле получения данных опроса экспертная/рабочая группа проводит их обобщение и анализ с целью:
Формирование проекта профессиональных стандартов в конкретной области профессиональной деятельностиПосле обработки данных осуществляется процедура формирования единиц профессионального стандарта по каждому виду трудовой деятельности. Каждая единица профессионального стандарта соотносится с одним квалификационным уровнем. На основе содержания действий (сложность, нестандартность, уровень самостоятельности), знаний и умений трудовые функции респределяются по уровням квалификации. При отнесении единицы профессионального стандарта к квалификационному уровню целесообразно в качестве ориентира пользоваться проектом национальной рамки квалификаций (см. Приложение ) После разработки единиц стандарта осуществляется формирование проекта профессиональных стандартов для области профессиональной деятельности согласно макету. Структура профессиональных стандартов включает в себя такие разделы, как паспорт, карточки видов трудовой деятельности, перечень единиц профессионального стандарта по уровням квалификации, единицы профессионального стандарта по уровням квалификации. Обсуждение и доработка проекта профессионального стандартаПосле завершения работы над проектом профессиональных стандартов экспертная/рабочая группа обсуждает его с расширенным кругом представителей профессионального сообщества. По результатам обсуждения происходит доработка профессиональных стандартов, а затем - представление профессиональных стандартов в конкретной области профессиональной деятельности на утверждение. Таблица 1. Образец функциональной карты для размещения в анкете
Таблица 2.
ПриложениеПроект Национальной рамки квалификаций для Российской ФедерацииНиже представлен проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации разработанный Центром изучения проблем профессионального образования, на основании принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам европейских стран и Европейской рамке квалификаций. Эти принципы включают в себя:
Для обеспечения непротиворечивого описания уровней используются три параметра: знания, умения и дополнительные показатели, совокупная актуализация которых в деятельности представляет собой целостные компетенции индивида. При этом каждый отдельный параметр для каждой квалификации может быть измерен как индивидуально, так и в общей целостности осуществляемой деятельности. Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций. Девятый уровень отражает традиционную для России высшую научную квалификацию докторов наук, которая не имеет аналогов в Европе. Необходимо подчеркнуть, что критерии уровней, лежащих в основе представленного ниже проекта НРК (также как ЕРК), основаны на универсальных показателях, которые способны обеспечить рамочный характер системного описания. Для дифференциации уровней достаточно изменения в одном из трех показателей. Соотношение квалификационных уровней НРК с уровнями профессионального образования современной российской системы образования приведено в таблице ниже. Структура описания уровней квалификации в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации задается аналогично Европейской рамке квалификаций: используются обобщенные показатели «знания – умения – общие компетенции». При этом каждый из них описывается с учетом со следующих дополнительных показателей:
Таблица 2
|
Нспк – Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям | Целью дисциплины является Формирование профессиональных компетенций: пк 10 (готовность к использованию концепций и моделей образовательных... | ||
По существу в предлагаемом виде, «государственная услуга» представляет собой частный случай оказания бюджетных услуг4, выделенный... | Уточнения роли уд и мдк в формировании компетенций и ее междисциплинарных связей | ||
Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Рыкова Е. А., Факторович А. А. Методика разработки основной профессиональной образовательной... | В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства... | ||
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением... | По разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом | ||
Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах, утвержденных приказами Минтруда России, требования к квалификации... | Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |