Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2016 год Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Положение о Службе), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, и Регламентом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – Регламент Службы), утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 18.08.2009 № 47.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Службе Росалкогольрегулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает:
порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
форму уведомления, представляемого организациями при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;
акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции;
акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта;
нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений;
порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;
порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
форму журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения;
формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;
методику визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции;
технические условия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечень соответствующего технологического оборудования;
порядок утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях и перечень соответствующего технологического оборудования;
требования к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
порядок направления уведомлений о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;
порядок консервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
перечень информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения указанного основного технологического оборудования;
порядок и форму расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи;
форму лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Так, в 2016 году Росалкогольрегулированием были утверждены приказы:
от 03.03.2016 № 54 «Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации»;
от 09.10.2016 № 375 «О формате информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
от 23.12.2016 № 447 «О порядке заполнения формы федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование «Сведения об осуществлении лицензирования».
Кроме того, в целях реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р Росалкогольрегулированием проведена следующая работа.
Руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.П. Чуяном 13.04.2016 утвержден План-график Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы.
Подготовлены приказы Росалкогольрегулирования от 25.10.2016 № 403 «Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности» и от 30.10.2016 № 408 «Об организации работы по разработке перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Утвержден и размещен на сайте Росалкогольрегулирования «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении вида государственного контроля (надзора)».
Приказом Росалкогольрегулирования от 08.12.2016 № 429 утверждена Концепция развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года, а также утвержден план мероприятий «дорожная карта» по реализации указанной Концепции, в соотвествии с которым ведется работа по повышению эффективности деятельности Росалкогольрегулирования и внедрению риск ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (далее – Указ № 12) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции переданы Министерству финансов Российской Федерации, Росалкогольрегулированием в адрес Минфина России были направлены предложения по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, часть из которых была принята.
В частности, были приняты:
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ), который разработан во исполнение пунктов 3, 9, 12, 13 и 14 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р.
Данным законом внесены изменения в пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 22.10.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), в соответствии с которыми на основании заявления лицензиата, осуществляющего полный цикл производства дистиллятов и (или) осуществляющего хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой, в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции лицензирующий орган в срок не более чем 30 дней со дня получения заявления выдает временное разрешение на завершение выдержки, хранения и поставки винодельческой продукции, в том числе дистиллятов.
В 2016 году в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 261-ФЗ) Росалкогольрегулированием выданы временные разрешения на завершение выдержки, хранения и поставки винодельческой продукции трем организациям:
ГУП РК «Симферопольский винзавод» (ИНН 9102173513);
ЗАО Агрофирма «Мысхако» (ИНН 2315005310);
ООО «СГИВ» (ИНН 0523004680).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 650 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Также в 2016 году подготовлены и переданы в Минфин России:
1) 8 проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (разработан во исполнение пункта 43 Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие биотехнологий и генной инженерии», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2013 № 1247-р);
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях установления ответственности за неоднократную поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов» (разработан во исполнение пункта 12 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» (разработан во исполнение пункта 11 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» (разработан во исполнение пункта 11 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части лицензирования производства и оборота пивных и солодовых напитков) (разработан во исполнение пункта 15 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с запретом продажи алкогольной продукции дистанционным способом» (разработан во исполнение пункта 19 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина от 14.08.2015 № РД-П11-5531);
«О внесении изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (разработан во исполнение пунктов 2, 10, 14 и 19 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р).
2) 4 проекта постановлений Правительства Российской Федерации:
«О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 10.08.2015 № РД-П11-5414 в целях реализации норм Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 10.08.2015 № РД-П11-5414 в целях реализации норм Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
«О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с перевозкой этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртсодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по территории Российской Федерации» (разработан во исполнение пункта 10 Плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 2413-р);
«Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции».
|