Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского»


Скачать 467.28 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского»
страница1/4
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Учебное пособие
  1   2   3   4
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Учебное пособие

для студентов средних профессиональных учебных заведений

Балашов

2013


Рецензент:

доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «СГУ имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал), кандидат филологических наук

Е.Ю. Кученева


Тетрадь для практических занятий по русскому языку и культуре речи

Составитель: преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище» дисциплины «Русский язык и культура речи» В.А.Скипина Балашов, 2012 г. – 40 с.
Тетрадь предназначена для аудиторной и самостоятельной работы студента. Структура и методический аппарат учебного пособия позволят студенту освоить теоретический и практический материал курса, систематизировать знания по культуре языка и речи, а преподавателю – увидеть и объективно оценить результаты работы каждого студента.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Оно предназначено для самостоятельной работы студентов всех отделений Балашовского медицинского училища.

Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.

Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. Оно составлено таким образом, что обеспечивает формирование и отработку базовых лингвистических знаний.

Для успешного овладения курсом, студентам необходимо научиться работать с книгой. Самостоятельная работа – обязательная часть учебной деятельности. Поэтому каждый студент должен развивать навыки пользования учебной и справочной литературой. На занятиях по данному пособию в качестве основной литературы студентам необходимы издания, список которых предлагается ниже. Для удобства ссылки на эти книги даём их условные сокращения:
– Русский язык и культура речи: Учебное пособие /Под ред.Л.А.Введенской – Р-н-Д: Феникс, 2013.

– Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 2009 (и другие издания).

– Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2010 (и другие издания).

– Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005 (и другие издания).

– Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. – М., 1982 (и другие издания).

– Справочник по русскому языку «Практическая стилистика»/ Д.Э. Розенталь.- М.,2008

I. Русский язык.
1.1. Русский язык. Формирование и нормализация русского литературного языка

Вопросы для обсуждения

1.Русский литературный язык.

2.Разделы науки о языке.

3.Культура речи как часть общей культуры человека.

4. Формирование и нормализация русского литературного языка.

5.Обработанность и нормированность – важнейшие черты литературного языка.
Практические задания
1.Найдите в учебниках определение "литературный язык". Запишите определение, которое представляется Вам более точным. Укажите источник.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назовите основные разделы курса русского языка и элементы языковой системы, изучаемые в каждом разделе!


Раздел

Что изучает?










































3.Какие учебники по нашему курсу Вы нашли в библиотеке? Дайте их библиографическое описание.


Автор

Название

Выходные данные


























4.Когда сложился русский национальный язык? Какое историческое событие лежало в основе этого процесса? Какие русские говоры лежат в основе русского национального языка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Когда начался процесс формирования и нормализации русского литературного языка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие черты отличают литературный язык от других разновидностей национального языка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое языковая норма? Какова её роль в становлении и функционировании литературного языка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Назовите основные единицы общения!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.В каких двух формах функционирует литературный язык?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Приведите примеры нормированного произношения, ударения, употребления грамматических форм, соответствия лексическим нормам и т.д.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Докажите, что русский литературный язык многофункционален. Представьте это схематично:
Функциональные стили русского литературного языка


  • Контрольные вопросы по теме

Какой из сформулированных тезисов более всего точен по отношению к понятию «правильность речи»?

  • правильность речи – это владение нормами литературного языка;

  • правильность речи – это умение выразить мысль;

  • правильность речи – это грамотное письмо;

  • правильность речи – это умение пользоваться всеми богатствами национального языка.



II.Стили современного русского литературного языка
2.1.Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль.


  • Вопросы для обсуждения

1. Устная и письменная формы литературного языка.

2. Сферы речи.

3. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4. Речевые жанры литературного языка.

5. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

6. Основные разновидности научного стиля.


  • Практические задания

1. В каких двух формах функционирует литературный язык?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каких сферах речи функционирует русский литературный язык?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите в таблицу известные Вам жанры каждой сферы речи.

бытовая

деловая

научная

политическая

религиозная

эстетическая










































































































































5.Какие функциональные стили Вам известны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Существует ли связь между сферой речи, формой речи и функциональным стилем? Как это выражается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какой сфере речи свойственен научный стиль?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.В какой форме: письменной или устной преимущественно находит своё выражение научная речь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Каковы основные функции научного стиля?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Назовите отличительные признаки научного стиля.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Какие речевые жанры выделяются в этом стиле.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Прочтите текст. Докажите, что он принадлежит к научному стилю.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром, иногда до шквала. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность. (Статья из энциклопедического словаря)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте особенности этого текста в области:

жанровой принадлежности

_________________________________________________________________

функциональной направленности лексики

_________________________________________________________________

морфологического состава слов, их форм

______________________________________________________________________

синтаксических конструкций

______________________________________________________________________

выразительных средств

______________________________________________________________________
Основная функция научного стиля обусловила его основные отличительные признаки. В зависимости от «чистоты» их проявления научный стиль делится на три разновидности, три подстиля (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный), обслуживающих соответственно сферу науки, сферу обучения, сферу просвещения.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconР. П. Терёхина учебно-методическое пособие по мдк 02. 01. Практические...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconР. П. Терёхина учебно-методическое пособие по мдк 02. 01. Практические...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconУчебное пособие «Вводный курс по французскому языку» для специальностей:...
...

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconУчебное пособие
Рекомендовано Методическим советом филиала фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме в качестве учебного пособия для студентов высших учебных...

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconОтчет о работе Комитета за 2010 год
Средний возраст жителей 34 года. Это объясняется большим количеством учебных заведений (6 вузов, 7 ссузов, 5 средних профессиональных...

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconРекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconМетодические рекомендации по выполнению аудиторных практических работ...
«Иностранный язык» предназначены для студентов II курса очной формы обучения и преподавателей средних профессиональных учебных заведений,...

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconУчебно-методическое пособие по мдк 02. 02 Бухгалтерская технология...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений Балашов 2013 Рецензент: доцент кафедры русского языка фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по. Мдк 02. 02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск