1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей


Название1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5



09.08.2010г. №6586/10

Инструктивное письмо

Руководителям

исполнительных комитетов

муниципальных районов и

городских округов

Республики Татарстан



Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для работы инструктивный материал о взаимодействии органов опеки и попечительства с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Татарстан.

Вышеуказанный инструктивный материал размещен на сайте министерства: баннер «Услуги для населения»/ Защита прав несовершеннолетних/ Нормативно-правовые документы.

Приложение: Инструктивный материал на 31 листе.
Министр А.Х. Гильмутдинов


Приложение к письму МО и Н РТ

от ____________. № __________
ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей
Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»).

Вышеуказанный закон категорию детей-сирот выделил в отдельное понятие как один из случаев утраты ребенком родительского попечения.

Статьей 109 Семейного кодекса Республики Татарстан (далее - СК РТ) случай утраты родительского попечения в связи со смертью родителей включен в понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В целях устранения разночтений применяется термин «дети, оставшиеся без попечения родителей», вобравший в себя все случаи утраты детьми родительского попечения.

Согласно статье 109 СК РТ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, приведенный в пункте 1 статьи 109 СК РТ, не является исчерпывающим. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» также содержит перечень ситуаций, при которых ребенок остается без попечения родителей. В дополнение к СК РТ названы следующие случаи утраты ребенком родительского попечения: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

При определении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует учесть все вышеперечисленные случаи утраты ребенком родительского попечения.
2. Органы опеки и попечительства
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается статьей 109 СК РТ на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Пунктом 4 статьи 109 СК РТ установлено, что органами опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие управление в сфере образования.

Законом Республики Татарстан от 20.03.2008 года № 7-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства» государственные полномочия по выявлению, учету, устройству и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Муниципальные образования городских округов и муниципальных районов самостоятельно определяют структуру органа местного самоуправления в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – орган опеки и попечительства).

Органы опеки и попечительства осуществляют и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон «Об опеке и попечительстве») деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

В целях реализации пункта 3 статьи 6 Закона «Об опеке и попечительстве» муниципальные образования городских округов и муниципальных районов устанавливают регламент взаимодействия по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Примерная схема взаимодействия по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа

и муниципального района

Образовательные организации (учреждения)

Медицинские

организации

(учреждения)

Организации (учреждения), оказывающие социальные услуги


Администрации городских и сельских поселений

Судебные органы





Прокуратура




Центры занятости населения


Отделы внутренних дел (милиции)



Отделения Пенсионного фонда


Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы





Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Отделы ЗАГС


Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан




Иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей



Иные организации

(в том числе общественные)

Учреждения и органы, исполняющие наказания (воспитательные колонии, тюрьмы и др.)


В целях осуществления эффективной деятельности по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется актом (приказом, распоряжением) руководителя организации возлагать на определенного сотрудника (сотрудников) обязанности по взаимодействию с органом опеки и попечительства, по выявлению и содействию в обеспечении соблюдения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии со статьей 110 СК РТ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части 1 статьи 109 СК РТ обязаны сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Если ребенок помещен в организацию (образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги или аналогичную организацию) и в период нахождения в ней остался без попечения родителей, руководитель организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно об этом, обязан передать сообщение о ребенке в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации.

Сообщение о ребенке, утратившем родительское попечение, должно быть передано в орган опеки и попечительства в максимально короткий срок с использованием имеющихся технических средств связи (телефон, факс, электронная почта) и в установленном порядке на бумажном носителе.

Передаваемые в орган опеки и попечительства сведения должны содержать следующие данные (при их наличии):

1) о ребенке – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место нахождения, причины отсутствия родительского попечения, сведения о родственниках, кто осуществляет присмотр;

2) о родителях (родителе) - фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения о месте жительства (нахождения), реквизиты документов, удостоверяющих личность и иные сведения;

3) о передавшем сведения – фамилия, имя, отчество, место жительства, название организации и место ее нахождения, номер телефона, факса, адрес электронной почты.

Одновременно в орган опеки и попечительства передаются имеющиеся документы, устанавливающие личность ребенка и документы, подтверждающие факт отсутствия у ребенка родительского попечения.

За сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 3 и 4 статьи 110 СК РТ за предоставление заведомо недостоверных сведений руководители учреждений и должностные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном статьей 5.36 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

Специалист органа опеки и попечительства, принявший сообщение, обязан немедленно внести все полученные сведения в журнал учета сообщений о детях, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 110 СК РТ орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, утратившем родительское попечение, обязан провести обследование условий жизни такого ребенка, по результатам которого составить акт обследования условий жизни и воспитания.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка составляется на каждого ребенка, сведения о котором внесены в журнал учета сообщений о детях, оставшихся без попечения родителей.

При обследовании условий жизни ребенка необходимо установить личность ребенка, его родителей, родственников, факт утраты ребенком родительского попечения и документировать полученную информацию.
4. Установление правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей
Под правовым статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, понимается наличие документов, подтверждающих факт отсутствия (утраты) единственного или обоих родителей в случаях:
4.1. Смерть единственного или обоих родителей


Документы, подтверждающие факт отсутствия (утраты) родительского попечения

Дальнейшая работа, подтверждающая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей

4.1.1. Свидетельство о смерти родителя или повторное свидетельство о смерти родителя


-


4.1.1. Смерть единственного или обоих родителей подтверждается свидетельством о смерти родителя или повторным свидетельством о смерти родителя
Форма свидетельства о смерти утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 года № 709).

Форма бланка записи акта о смерти утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния» (далее приказ Минюста РФ от 30 декабря 1998 года № 194).

Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 года № 432 (далее - постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 года № 432).

Заявление о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния (далее – орган ЗАГС) обязаны подать:

- супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

- медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;

- учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

- орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

- орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

- командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС в порядке, установленном статьями 64-68 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон «Об актах гражданского состояния»).

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что государственная регистрация смерти родителя не была оформлена, но у физических или юридических лиц имеются:

- медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08 утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» (далее - приказ Минздравсоцразвития от 26 декабря 2008 года № 782н);

- судебное решение об установлении факта смерти;

- судебное решение об объявлении родителей умершими;

орган опеки и попечительства принимает меры к тому, чтобы физические или юридические лица, имеющие вышеперечисленные документы, обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка или подает заявление от своего имени.

Если государственная регистрация смерти не была произведена, а медицинское свидетельство о смерти утрачено, орган опеки и попечительства или законный представитель ребенка запрашивает дубликат медицинского свидетельства о смерти и после его получения обращается в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка.

Рекомендации о порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о смерти установлены письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 января 2009 года № 14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти» (далее - письмо Минздравсоцразвития от 19 января 2009 года № 14-6/10/2-178).

При невозможности получения необходимых документов для государственной регистрации смерти, законные представители подают исковое заявление в суд об установлении факта смерти родителей ребенка.

В случае установления органом дознания или следствия личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица, в целях установления факта смерти родителей ребенка законный представитель ребенка принимает меры по внесению соответствующих изменений в запись акта о смерти неизвестного лица и получает свидетельство о смерти лица, являющегося родителем ребенка.

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что смерть родителей зарегистрирована, но свидетельство о смерти утрачено или не представляется возможным истребовать его у родственников, орган опеки и попечительства получает повторное свидетельство о смерти родителя ребенка в порядке, установленном статьей 9 Закона «Об актах гражданского состояния».

Органы управления образованием, опеки и попечительства освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повторных свидетельств о смерти их родителей, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленных в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (статья 333.39 Налогового кодекса Российский Федерации).

Лицу, обратившемуся в орган ЗАГС лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

В случае, если лицо обращается в орган ЗАГС с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу (статья 9 Закона «Об актах гражданского состояния»).
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconЗаконные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
Волгоградской области государственной услуги "Включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconАдминистративный регламент министерства жилищно-коммунального хозяйства
Ей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечению...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей icon5. Законом Российской Федерации 16. 04. 2001 №44-фз «О государственном...
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи Российских граждан

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconПротоколом заседания комиссии по проведению административной
Прием заявлений, документов об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconАдминистрация муниципального образования
«Включение в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconОтветы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот...
Вопрос Какие гарантии предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconАдминистративный регламент
По предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей icon«Правовая и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без...
Республиканское государственное образовательное учреждение для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей «Шумерлинский...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconПояснительная записка 4 «Психолого-педагогические, возрастные особенности...
«Юридическое сопровождение организации учебно-воспитательной деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...

1. Категория детей, оставшихся без попечения родителей iconМетодические рекомендации для выпускников государственных организаций...
Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №19»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск