Скачать 271.57 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» Научно-технический отдел Методическая разработка «Анкетирование – как форма анализа результативности реализации образовательной программы средствами Google» Петриченко Вера Алексеевна, методист ДДЮТ «На Ленской» Санкт-Петербург 2014 Оглавление
Раздел 1. Мониторинг результативности образовательного процесса в свете Федерального закона Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ «Об образовании в российской Федерации . . . . . . . . . . .5 Раздел 2. Анкетирование как методический инструмент в педагогической практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Раздел 3. Принципы составления анкет . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 3.1. Основные понятия анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . 7 3.2. Правила составления анкет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Раздел 4. Алгоритм создания анкеты в среде Google . . . . . . . . . . . 10 4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 5. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 6. Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 Приложение 1. Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Приложение 2. Входная информация для обучающихся . . . . . . . . . 20 Приложение 3. Анкета-отзыв о мастер-классе . . . . . . . . . . . . . . 21 Приложение 4. Анкета «Компьютер в вашей жизни» . . . . . . . . . . . 23 1. Аннотация Методическая разработка представляет собой описание использования анкетирования, как формы анализа результативности образовательной программы средствами информационно-коммуникационных технологий, а именно средствами Google и посвящена проблеме использования анкетирования в определении результативности образовательного процесса. Рассмотрены аспекты анкетирования участников образовательного процесса для мониторинга и анализа результативности образовательной программы. Даны конкретные рекомендации по подготовке и проведению анкетирования, составлению и анализу анкет средствами Google. Представлены примеры анкетирования учащихся, родителей и педагогов, проведенных в рамках анализа мониторинга результативности образовательной программы «От странички к Web-сайту», Клуба информатики ДДЮТ «На Ленской». Данная методическая разработка полезна всем учителям школ и педагогам дополнительного образования. 2. Введение Для подавляющего большинства педагогов организация мониторинга результативности образовательного процесса – проблема, которая не имеет конкретных однозначных решений и может включать самые разнообразные формы и методы. При этом необходимо руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Анализ материалов методической и педагогической деятельности в Интернете показал, что в настоящее время тестирование используется для контроля знаний (дистанционное обучение, контроль знаний в школе и в дополнительном образовании). Новизна методической разработки в использовании анкетирования (пакет анкет) для мониторинга результативности ОП. Цель: показать возможности и преимущества компьютерного анкетирования в реализации образовательной программы. Условия применения: для реализации данной методической разработки необходимо познакомиться:
3. Основная часть Анкетирование как форма анализа результативности реализации образовательной программы средствами Google Раздел 1. Мониторинг результативности образовательного процесса в свете Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Деятельность педагога, связанная с мониторингом результативности образовательной программы регламентирована следующими пунктами ФЗ
Отдельной статьей отмечен порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. По сути, аттестация – это суммарный итог всей деятельности педагога за значительный период – 5 лет, а обучающегося – за период обучения по образовательной программе. Документы, представляемые для аттестации, содержат, в частности, и результаты мониторинга ОП. Таким образом, проведение мониторинга в настоящее время обязательная составляющая образовательной деятельности педагога. Раздел 2. Анкетирование как методический инструмент в педагогической практике В настоящее время вопросы тестирования и анкетирования заняли особое место в деятельности педагога. Каковы же возможности анкетирования как методического инструмента в достижении образовательных, развивающих и воспитательных задач? Анализ материалов методической и педагогической деятельности показал, что тестирование успешно используется для контроля знаний (дистанционное обучение, контроль знаний в школе и в дополнительном образовании). [2] Все образовательные учреждения утвердили и внедрили свои методики мониторинга. В ДДЮТ «На Ленской» разработана и внедрена методика, в которой определены показатели, методы сбора и учета информации. Например, базовый показатель (полное освоение учащимися образовательной программы) рассчитывается по записям, сделанным в журнале, и результатам анкет «Карта самооценки» учащихся. Но помимо этой методики, у каждого коллектива могут быть свои наработки форм и методов проведения мониторинга результативности. В целом, полученную с помощью анкетирования информацию можно разделить на 3 основные группы: 1. Социологическая информация. К социологической информации можно отнести:
2. Диагностическая информация. К диагностической информации относится оценка знаний на разных уровнях освоения образовательной программы (промежуточный и конечный контроль). 3. Анкета может служить методическим приемом:
Раздел 3. Принципы составления анкет 3.1. Основные понятия анкетирования Анкетирование – одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или по их образцу предложить собственные. 3.2. Правила составления анкет 3.2.1. Определить цели Как уже отмечалось в разделе 2, анкеты могут быть использованы в целях:
Заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов. От целей непосредственно зависит содержание анкеты:
Полученная информация позволит проанализировать проблемы и скорректировать деятельность педагога, обновить образовательные программы, улучшить качество образовательного процесса, внедрить новые формы проведения занятий. 3.2.2. Правильно сформулировать вопрос От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается. 3.2.3. Выбрать тип вопросов Для анкеты могут быть использованы как открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Прямые и косвенные (в личной и безличной форме). По форме:
3.2.4. Протестировать анкету Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование). Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента. 3.2.5. Правильно структурировать анкету Анкета должна состоять из 3-х частей:
3.2.6. Оформление анкеты Вступительная часть анкеты содержит:
Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, обосновать необходимость информации и что она будет использована для анализа образовательного процесса. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть. Здесь же можно указать предположительное время необходимое для заполнения анкеты. Основной блок вопросов анкеты Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования. В середине анкеты размещают более сложные вопросы, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать. Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей. Технология формулирования вопросов
Заключительная часть анкеты
В приложении представлены примеры анкет анкеты, разработанные для различных целей: «Анкета для родителей», «Входная информация для обучающихся», «Анкетк-отзыв о мастер-классе», «Компьютер в вашей жизни». Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса. Раздел 4. Алгоритм создания анкеты в среде Google Для создания анкеты средствами поисковой системы Google необходимо «Создать учетную запись» для входа. Для этого в любом браузере в адресной строке указываем адрес http://google.com Далее находим в правом верхнем углу кнопку «Войти». Открывается страница для ввода логина и пароля, если учетная запись уже существует. Иначе выбираем ссылку «Создать аккаунт». Пользователь аккаунта может редактировать анкету, назначать доступ к анкете, отправлять по почте, вставлять ее на сайт, просматривать анализ информации («Показать сводку ответов»), предоставляемый таблицей Excel, распечатывать результаты анализа. 4. Заключение 4.1. Основные выводы по теме разработки Таким образом, проведение мониторинга в настоящее время обязательная составляющая образовательной деятельности педагога. Анкетирование может быть использовано как методический инструмент в педагогической деятельности педагога не только для мониторинга ОП, но и для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса. 4.2. Информация о представлении профессиональному сообществу По материалам данной методической разработки 7.11.2014 был проведен мастер-класс в ДДЮТ «На Ленской», на котором присутствовало 22 человека, лист регистрации прилагается. Проведено анкетирование и получены положительные отзывы (результаты анкетирования прилагаются). Материалы мастер-класса опубликованы на nsportal.ru в разделе методических материалов личной страницы (сертификат прилагается). 5. Список литературы Нормативные документы Федеральный закона Российской Федерации от 29 декбря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Литература 1. Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Штлова О. Н. / Под общ. Ред. М. Б. Лебедевой. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.- 336 с.: ил. + CD-ROM-(ИиИКТ). Интернет-ресурсы 1. Анкеты и правила их составления http://mass-pr.ru/2009/10/17/%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/ 2. Правила составления анкеты http://www.taxru.com/publ/8-1-0-1241 6. Приложения Приложение 1. Анкета для родителей https://docs.google.com/forms/d/1Am1xaIfHqfzV_VmVfTzVZKx3eEpbRkDVWcNcB4Coldw/viewform |
Методическая разработка предназначена для педагогов, занимающихся проведением занятий в рамках внеурочной деятельности по предотвращению... | Внеурочной деятельности новые фгосы (ноо и ооо) отводят особую роль. Она, наряду с учебным планом школы, выступает средством реализации... | ||
Методическая разработка организации командной работы в образовательном учреждении в условиях реализации фгос-2 | Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01 | ||
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения | Методическая разработка предназначена для контроля уровня развития речевых умений. Контрольные задания построены на лексическом и... | ||
Особенности процесса адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже | ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению... | ||
«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» | Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |