Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014)


НазваниеУчебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014)
страница1/6
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ ДОД РМЭ СДЮСШОР

Организационно-методические основы проведения школьных соревнований

по баскетболу
Учебное пособие

Йошкар-Ола

2014

Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл

(Протокол № 4 от …04.12.2014)

Автор-составитель А.В. Ястребов
Рецензенты: В.П. Матвеев, заслуженный работник физической

культуры Республики Марий Эл, почетный председатель

федерации баскетбола Республики Марий Эл;

О.Е. Баланчук, канд. философ. наук,

начальник отдела воспитания и дополнительного образования

Министерства образования и науки Республики Марий Эл

Ястребов А.В.

Организационно-методические основы проведения школьных соревнований по баскетболу: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014. –73с.


В учебном пособии представлена методология организации и проведения школьных соревнований по баскетболу, включая системы розыгрыша, характеристику видов соревнований, а также правила игры и механику судейства.

Учебное пособие предназначено для тренеров-преподавателей ДЮСШ, учителей физического воспитания, преподавателей ссузов, студентов вузов и ссузов, занимающихся подготовкой соревнований, и спортивных судей.

© Министерство образования и науки Республики Марий Эл, 2014

© ГБОУ ДОД РМЭ СДЮСШОР, 2014
© ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский

институт образования», 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие предназначено для преподавателей, учителей физической культуры, тренеров, судей и студентов, занимающихся подготовкой и проведением соревнований.

В нем представлена краткая история развития игры. Показано значение и место соревнований в учебно-тренировочном процессе. Рассмотрены виды соревнований по их значению и по месту в тренировочном процессе, различные системы проведения соревнований в зависимости от времени и количества команды, вопросы планирования и требования к организациям, проводящим соревнования. Раскрыта роль судейства в соревнованиях. Изложены правила и методика судейства.

В работе представлено Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, в котором изложены права и обязанности спортсменов, условия и порядок присвоения спортивных званий и разрядов.

ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол является наиболее популярным и распространенным видом спорта во всем мире. В настоящее время ФИБА (Международ­ная федерация баскетбола) объединяет 173 страны с общим количе­ством зарегистрированных баскетболистов более 200 млн человек. В России в баскетбол играют 4 млн человек. Соревнования по баскетболу привлекают большое количество зрителей. Особенно они популярны в США, где на игры НБА (Национальная баскетбольная ассоциация) и первенства Студенческой баскетбольной лиги приходит до 20 тыс. зрителей.

Играми, подобными баскетболу, занимались различные народы еще в глубокой древности. Однако официальной датой рождения баскетбола считается декабрь 1891 года. Его автор – Джеймс Нейсмит, который впервые провел баскетбольный матч в студенческом коллективе –колледже Молодежной христианской ассоциации г. Спрингфилд, штат Массачусетс.

Вначале игры проводились между двумя командами по 9 чел. с футбольным мячом (его забрасывали в корзину для фруктов, прикре­пленную к балкону; отсюда и название: basket – корзина, ball – мяч). Постепенно правила изменились, игра стала быстро распространяться во многих странах.

В 1932 г. представители стран, где был популярен баскетбол, собрались в Женеве и создали Международную любительскую федерацию баскетбола (ФИБА).

В 1935 г. был разыгран первый чемпионат Европы среди мужских команд (победитель – сборная Латвии). Первый чемпионат Европы среди женских команд прошел в 1938 г. (победитель – сборная команда Италии). Первый чемпионат мира среди мужских команд состоялся в 1950 г. (победитель – сборная Аргентины), а среди женщин – в 1953 г. (победитель – сборная США). Первый официальный Олимпийский турнир среди мужских команд прошел в 1936 г. (победитель – сборная США), а среди женщин – в 1976 г. (победитель – сборная СССР).

В России играть в баскетбол начали в 1906 году. Первые команды были созданы в обществе «Маяк» в Петербурге Степаном Васильевым (его называли «дедушкой русского баскетбола»). В 1909 г. игроки «Маяка» впервые разыграли Серебряный кубок. Благодаря усилиям игроков общества «Маяк», баскетбол вскоре прижился в других обществах и учебных заведениях столицы, а затем в Москве и других городах России.

В 1920 г. баскетбол вводят как самостоятельный предмет в физ­культурных учебных заведениях, включают в программы физкуль­турных праздников, используют как средство физической подготовки в системе всеобуча.

Первые крупные соревнования по баскетболу в нашей стране были проведены на Всесоюзном физкультурном празднике в 1923 г. в Москве. Их принято считать первым первенством страны, но только среди женских команд. Результаты мужского турнира были признаны неразыгранными. Первым чемпионом СССР среди женских команд стала сборная Петрограда. Среди мужских команд первым чемпионом СССР по баскетболу в 1924 г. стала сборная Москвы.

С 1924 года баскетбол становится популярным видом спорта. Регулярно проводятся чемпионаты Советского Союза. Крупнейшим соревнованием довоенного периода стал матч 8 городов в 1941 г., состоявшийся в Ленинграде. В нем, кроме мужских команд Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы, приняли участие сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт международных встреч. Этот турнир сыграл большую роль в дальнейшем развитии баскетбола. Он показал, что наши баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстротой атак и активной игрой в защите. С начала Великой Отечественной войны крупных соревнований по баскетболу не проводилось. Только в 1944 г. состоялось XI первенство страны.

В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступили в ФИБА и приняли участие в V первенстве Европы (мужская команда), где завое­вали чемпионский титул. В дальнейшем наши баскетболисты и бас­кетболистки принимали участие во всех международных со­ревнованиях: первенствах Европы и мира, Олимпийских играх (с 1952 г. – мужчины, с 1976 г. – женщины).

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО СОРЕВНОВАНИЙ

В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Спортивные соревнования играют значительную роль в раз­витии общества. Они являются действенным средством воспитания, оказывают существенное влияние на культурную и экономическую жизнь народа. Велико значение спортивных соревнований как зрелища. Так, Олимпийские игры 2012 г. в Лондоне смотрели более
1 млрд человек.

Соревнование как явление возникло раньше тренировки, а поэтому как категория оно является первичным, а тренировка – произ­водное от него – вторичным (А.А. Новиков, Р.А. Пилоян, 1976).

Отсюда основная цель учебно-тренировочного процесса – подготовка к участию в соревнованиях. Они являются главным средством подготовки спортсмена, становления спортивного мастерства, повышения физической, технико-тактической, психологической подготовленности игроков. Только в соревнованиях реализуется главный мотив спортивной деятельности – достижение победы в спортивном состязании, что побуждает спортсмена к овладению высотами мастерства.

Проблемы спортивных соревнований всегда привлекали большое количество исследователей (Н.И. Пономарев, 1974, 1977; В.С. Родиченко, 1978; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Ф. Курамшин, 1996; А.Г. Семе­нов, 2002).

В своих работах авторы уделяют внимание сущности соревнований, их функциям и структуре, вопросам организации, взаимодействия спортсменов-соперников (В.А. Барановский, В.В. Брысин, А.Г. Пономарев, 1985).

Рассматривая функции, присущие соревнованиям, целесообразно выделить группы задач, которые могут быть решены путем их ис­пользования:

воспитательная функция: задачи, направленные на воспитание личностных качеств спортсмена (К. Лоренц, 1998);

управленческая функция: задачи, направленные на повышение эффективности процесса подготовки, повышения спортивно-техни­ческого мастерства спортсменов (Л.И. Лубышева, 2000);

рекреативная функция: задачи повышения эмоциональности тренировочного процесса, борьба с монотонностью (Е.П. Ильин, 1982; В.Н. Платонов, 1986; А.А. Свинцов, 1987).

Соревнования являются органической частью учебно-трениро­вочного процесса и занимают в нем одно из центральных мест. Все занимающиеся, от новичка до мастера спорта, регулярно участвуют в большом количестве соревнований, организуемых на протяжении всего года.

Функции соревнований в системе спортивной подготовки зна­чительны и многообразны. Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки спортсменов, необходимость достижения в них максимально доступных спортивных результатов в большей мере определяют структуру и содержание всей системы подготовки (к таким соревнованиям относятся Олимпийские игры, чемпионаты мира по баскетболу, которые проводятся 1 раз в 4 года, и чемпионаты Европы, проводимые 1 раз в 2 года). Отсюда и четырехлетний цикл учебно-тренировочного процесса Другие соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения спортивного опыта, совершенствования морально-волевых качеств, психологической устойчивости.

Без участия в соревнованиях немыслима плодотворная учебно-тренировочная работа. Но следует иметь в виду, что участие в них сказывается на всех сторонах личности участников, особенно детей. Поэтому соревнования необходимо планировать с учетом возраста и подготовленности занимающихся и всегда тщательно продумывать их организацию и проведение.

Значение соревнований исключительно велико. Прежде всего, следует подчеркнуть их воспитательное значение. Только в условиях состязаний возникает необходимость в полной мобилизации всех ду­ховных и физических сил, проявлении волевых и нравственных качеств. Это делает соревнования важным фактором, способствующим воспитанию спортсменов.

Соревнования играют незаменимую роль в деле воспитания воли и характера. Опыт борьбы на ответственных соревнованиях различного уровня – от школьных соревнований до Олимпийских игр – позволяет спортсмену показывать высокие стабильные результаты. Существует прямая зависимость повышения технико-тактических, физических и волевых качеств спортсмена от качества соревнований, в которых он принимает участие.

Соревнования имеют и дидактическое (учебно-образовательное) значение. В игровых условиях изученные приемы используются в новых сочетаниях и направлены на достижение превосходства в единоборстве с настоящим соперником. Практика участия в соревнованиях придает усвоенным знаниям, умениям и навыкам прочность и надежность. Кроме того, спортсмены приобретают новые умения, возникающие только в этих естественных условиях спортивной борьбы.

Высокое спортивное мастерство, проявленное в соревнованиях, не только влияет на других спортсменов, но и вызывает у зрителей чувство эсте­тического наслаждения. У многих оно в дальнейшем перерастает в активное стремление самим добиться такого же мастерства, и в этом заключено чрезвычайно важное агитационно-пропагандистское зна­чение соревнований, обеспечивающее массовое развитие спорта и превращение его в активное средство физического воспитания.

Соревнования по баскетболу, как и по другим спортивным играм, отличаются исключительным разнообразием. В зависимости от задач и условий могут быть избраны свои, наиболее целесообразные виды состязаний.

Все соревнования принято подразделять на две основные группы: массовые и соревнования квалифицированных спортсменов.

К первой группе относятся соревнования начинающих, детей и подростков, ветеранов и людей, не преследующих цель достижения высоких спортивных результатов.

Массовость – основная задача в развитии баскетбола. Увеличение числа соревнующихся помогает ее решению. К массовым сорев­нованиям относятся первенства общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, производственных коллективов, войсковых частей и армейских подразделений, территориальные первенства среди команд низовых коллективов физкультуры, соревнования в рамках спартакиад, кубков и других массовых состязаний для спортсменов младших разрядов (мини-баскетбол, стрит-бол).

Для этих соревнований характерно большое количество участников, при необходимости – использование упрощенных правил, широкая доступность для всех желающих и сжатость сроков проведения.

Их организация сопряжена с рядом трудностей: необходимостью большого количества судей, мест для соревнований, слаженностью в работе судейского аппарата. Например, в соревнованиях по стрит-болу, проводимых фирмой «Адидас» в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади с 1994 г. по 2011 г., в каждом турнире участвовало более 1,5 тыс. участников, а игры обслуживало более 50 судей.

Во вторую группу входят состязания, участники которых имеют высокий уровень подготовленности и стремятся к достижению самых высоких результатов.

Эти соревнования менее разнообразны, но зато более напряженны. К ним относятся первенства России (чемпионаты суперлиги, высшей и первой лиги среди мужских и женских команд), первенство Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ), кубковые соревнования на первенство спортивных обществ и ведомств («Динамо», Вооруженных сил, профсоюзов), первенства среди юниоров. Особо стоят международные соревнования (Олимпийские игры, чемпионаты мира и континента для баскетболистов различного возраста, европейские кубки – Евролига и другие).

К ним допускается ограниченное число наиболее подготовленных участников. Проводятся они по международным правилам с привлечением квалифицированных спортсменов и судей и представляют собой высший этап массовых соревнований. Доступ к ним открыт для баскетболистов и коллективов, достигших высокого уровня спортивного мастерства.

Различают следующие соревнования.

а) по их значению:

главные (абсолютное и относительное первенство);

вспомогательные (отборочные, контрольные, подготовительные, уравнительные, классификационные);

агитационно-пропагандистские (товарищеские, показательные);

б) по их месту в тренировочном процессе:

основные (главные);

вспомогательные;

подводящие.

Все виды соревнований должны составлять определенную систему, обусловливающую эффективность учебно-тренировочного процесса.

ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ
Целью участия в основных (главных) соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места. В них команда и игроки ориентируются на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физиче­ских, технических, тактических и психологических возможностей.

К основным (главным) соревнованиям относятся календарные, которые делятся на первенства (или чемпионаты), и кубковые.

В первенствах (чемпионатах) выявляются сильнейшие команды сезона (в баскетболе – это Олимпийские игры, чемпионаты мира, кон­тинента, страны, области, города, района, общества, школы). По­бедителям присваивают звания чемпионов, их награждают грамотами, медалями или жетонами. Участникам присваивают соответствующие спортивные разряды (третий, второй, первый) и звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта).

Порядок присвоения спортивных званий и разрядов изложен в Положении о Единой всероссийской спортивной классификации на 2010 – 2013 гг. – ЕВСК (Приложение 1).

Кубковые соревнования, получившие свое название по характеру разыгрываемого приза, – это очень популярные соревнования, мало чем уступающие первенствам, но значительно отличающиеся от них. К участию в них допускается гораздо больше команд, но зато вводится жесткий регламент: после поражения команда выбывает из состязания (так называемая олимпийская система). В баскетболе разыгрываются кубки: Евролига, Кубок (мужчины), Кубок (женщины), Кубок России, Кубок губернатора, кубки памяти выдающихся игроков и тренеров.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconРеспублике Марий Эл за 2013 год Йошкар-Ола, 2014 Содержание
Республике Марий Эл представляю Главе Республики Марий Эл, Государственному Собранию Республики Марий Эл

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Печатается по решению научно-методического совета Иркутской гсха от 2014г., протокол №5 от 27. 04. 14

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной...
Печатается по решению заседания учебно-методического совета Волгодонского института (филиала) юфу. Протокол №2 от 12. 12. 2014

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconРеспублике Марий Эл за 2014 год Йошкар-Ола, 2015 Содержание
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №212-фз «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» 79

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconМетодические рекомендации утверждены на заседании Научно-методического совета
Лнр на временный государственный образовательный стандарт (фгос), в соответствии с методическими рекомендациями по переходу на новые...

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) icon2014 год г. Йошкар-Ола 2015 год
Управление находящимися в государственной собственности Республики Марий Эл акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ...

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconМетодические рекомендации Казань 2007 ббк 56. 6я73 удк 616. 31 (075....
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconНенецкого автономного округа
Печатается по решению научно-методического совета гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconУчебное пособие по практике 2015 г
Печатается по решению редакционного совета гпоау яо ярославский педагогический колледж

Учебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Протокол №4 от …04. 12. 2014) iconО предоставлении в аренду земельного участка находящегося в собственности...
Местонахождение Заявителя: 425000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Лебедева, д. 145, кв. 50

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск