Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования»


Скачать 320.02 Kb.
НазваниеЛекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования»
страница1/3
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк заявлений > Лекция
  1   2   3


Лекция № 5

Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах.
Уважаемые коллеги!
Сегодня пятая лекция «Школы правового образования».

От общественных организаций инвалидов было много вопрос, связанных с налогообложением. В связи с этим, пятая лекция будет посвящена также вопросам налогового законодательства: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, льготам НКО и оптимизации налогообложения общественных организаций инвалидов. Кроме того, стало приходить много вопросов по отчетности НКО в юстицию за 2011 год.

При возникновении у Вас конкретных вопросов, связанных с налогообложением Вашей организации, Вы можете их направить мне или юристу Центра по оказанию юридической помощи Межрегиональной Ассоциации - yurist@as2006.ru
Обратите внимание на сокращение, которое будет использоваться в тексте лекции:

НК РФ – Налоговый кодекс РФ
Налог на прибыль
Общественные организации признаются плательщиками налога на прибыль. В отношении доходов от предпринимательской деятельности они определяют налоговую базу в общем порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Свою специфику имеет налогообложение целевых средств, получаемых НКО. При спорах с налоговыми органами необходимо учитывать и сложившуюся судебную практику, которая сформировалась в пользу НКО.
Справка
Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество»

о постановлении, принятом Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ

28 июля 2011 г. № 2902/11
по результатам рассмотрения заявления Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» по факту доначисления налога на прибыль с денежных средств, полученных от не включенных иностранных и международных организаций грантодателей в перечень, утвержденный Правительством РФ
Межрайонная инспекция ФНС № 5 по Республике Татарстан (далее - инспекция) в принятом 12.01.2010 решении (№ 05-01-16/1) по результатам документальной проверке за 2006-2008 годы деятельности Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» (далее - ассоциация), предложила ассоциации исчислить налог на прибыль с денежных средств, полученных от Tides Foundation и National Endowment for Democracy (далее - фонды). Управление ФНС по Республике Татарстан оставила решение инспекции без изменений.
По результатам анализа соглашений, на основании которых ассоциация получила денежные средства от фондов, рассмотрения писем фондов и других документов, представленных ассоциацией, инспекция признала соглашения - соглашениями о предоставлении ассоциации грантов, а предоставляемые денежные средства - грантами. Инспекция применила к указанным средствам подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). При этом средства признаны грантами, не отвечающими критериям освобождения от налогообложения, и, следовательно, подлежащими включению в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, из-за отсутствия фондов в Перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения прибыли в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. № 923, (далее - Перечень
грантодателей).
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании не действительным решения инспекции в части доначисления налога на прибыль.
Ассоциация не согласилась с доводами инспекции и привела обоснования, что предостав-
ленные фондами денежные средства являются пожертвованиями, полученными на содержание и ведение уставной деятельности, и в возражениях по акту проверки, ассоциация доказывала инспекции, что от фондов она получила пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности. Пожертвования, поступившие некоммерческим организациям на содержание и ведение уставной деятельности, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ как целевые поступления освобождаются от обложения налогом на прибыль при использовании их получателями по целевому назначению.
В связи с отказом инспекции в уточнении решения в рассматриваемой части, ассоциация обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан. Однако суд заявления ассоциации не удовлетворил (решение от 08.07.2010) не удовлетворил. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 13.09.2011 решение суда первой инстанции оставил без изменения, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.12.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Инспекция в отзывах на заявления ассоциации просила суды, оспариваемые судебные акты, оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Суды трех инстанций отказали ассоциации в удовлетворении заявлений. В заявлении, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных решений, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), ассоциация просила отменить принятые судами решения в части отказа в удовлетворении требования о включении ассоциацией средств, полученных от фондов, в состав доходов, учитываемых при определении налога на прибыль. Также просила признать недействительным решение инспекции в указанной части.
Президиум ВАС РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных ассоциацией в заявлении, в отзыве инспекции на заявление и в выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, признал, что принятые судебные акты подлежат отмене в связи с противоречиями нормам Налогового кодекса РФ.
Президиум ВАС РФ в мотивировочной части постановления указал.
Суды трех инстанций, отказывая ассоциации в удовлетворении заявлений, согласились с доводами инспекции, о том, что есть все основания для отнесения денежных средств, полученных ассоциацией от фондов к такой категории целевого финансирования как грант. В связи с несоблюдением ассоциацией требований подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ (отсутствии фондов в Перечне грантодателей) суды сделали вывод, что средства подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251НК РФ гранты отнесены к средствам целевого финансирования - к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Грантами признаются денежные средства или иное имущество, в случае, если их передача (получение) удовлетворяет, установленным в подпункте условиям, одним из условий является включение иностранных и международных организаций грантодателей в перечень, утвержденный Правительством РФ. При не соблюдении хотя бы одного из условий, полученные средства грантами не являются, и, соответственно, применять в отношении таких средств указанной нормы оснований не имеется.
Отсутствие фондов в Перечне грантодателей при выполнении всех других условий, определенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не дает судам оснований для признания денежных средств, поступивших от фондов, грантами.
Вместе с тем в статье 251 НК РФ содержится пункт 2. В этом пункте определены целевые
поступления, поступившие некоммерческим организациям безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц на содержание и ведение ими уставной деятельности, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. К целевым поступлениям подпунктом 1 отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Пожертвованием статьей Гражданского кодекса РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Суд исходил из того, что Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций
«АГОРА» по уставу является некоммерческой организацией, представляет собой общественное объединение, учрежденное юридическими лицами, являющимися общественными организациями, для содействия ее членам в достижении уставных целей (пункты 1.1, 1.2 устава). Основной целью деятельности ассоциации является объединение усилий гражданского общества в области защиты прав человека (пункт 3.1 устава). Цели предоставления денежных средств фондами соответствуют целям и предмету деятельности ассоциации и отвечают понятию «общеполезные цели» - ориентированы на защиту конституционных прав граждан и направлены на достижение общественных благ. Полученные средства ис пользованы ассоциацией по целевому назначению - на ведение уставной деятельности и учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов) от предпринимательской деятельности велся раздельно, что подтверждается актом проверки инспекции.
Следовательно, предоставленные фондами денежные средства являются для целей налогообложения целевыми поступлениями - пожертвованиями, поступившими ассоциации на содержание и ведение уставной деятельности.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ позволяет признавать денежные средства и иное имущество, передаваемые российским некоммерческим организациям иностранными и международными организациями, целевыми поступлениями (пожертвованиями), при выполнении условий, установленных законодательством. Однако суды при рассмотрении заявлений ассоциации не учли положения подпункта 1 этого пункта и не признали денежные средства, предоставленные фондами ассоциации пожертвованиями, не подлежащими учету при исчислении налога на прибыль по указанной норме.
На основании анализа норм НК РФ Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что денежные
средства, безвозмездно поступившие некоммерческим организациям от других лиц, к вне-
реализационным доходам относятся в случаях, когда нет оснований для отнесения их в соответствии действующим законодательством к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям.
Разъяснение по рассматриваемому вопросу ФНС России дано в письме от 29.09.2008 № ШТ-15-3/1078@.__
ВАЖНО!

П И С Ь М О

О составе налоговой декларации по налогу на прибыль некоммерческой организации

ЕД-4-3/18909@ 11.11.2011

… Пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено данным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
При этом предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (пункт 2 статьи 289 Кодекса). Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Таким образом, некоммерческая организация, в том числе казенное учреждение, при отсутствии налоговой базы по налогу на прибыль организаций, могут представлять в налоговые органы декларацию только один раз в год.

Налог на имущество
Налог на имущество вызывает наибольшие споры у общественных организаций инвалидов с налоговыми органами. Ст. 381 НК РФ сформулирована таким образом, что допускает двоякое толкования. На защиту общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальные организаций и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации, встал Конституционный суд РФ.
5 августа 2000 года N 117-ФЗ


НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Статья 381. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

17) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

(п. 18 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
  1   2   3

Похожие:

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconИ налогообложение некоммерческих организаций
По данным Госкомстата России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 500 000 некоммерческих организаций....

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconРекомендации для представителей некоммерческих организаций по работе...
Портал некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации предназначен для содействия некоммерческим, общественным...

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconНекоммерческие организации Вопросы и ответы
Раскрываются понятия и признаки некоммерческих организаций, особенности государственной регистрации и контроль деятельности некоммерческих...

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconТипичные ошибки в документах, представляемых гражданами для государственной...
Решений об отказе в государственной регистрации общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, причиной...

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconРекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками, избранными в профсоюзные органы
«О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях» исполнительные органы общественных организаций, в том числе и единоличный...

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconРекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками, избранными в профсоюзные органы
«О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях» исполнительные органы общественных организаций, в том числе и единоличный...

Лекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть 2). Отчетность некоммерческих организаций в Министерство юстиции РФ и его подразделения на местах. Уважаемые коллеги! Сегодня пятая лекция «Школы правового образования» iconОтчетность Тема «Отчетность некоммерческих организаций»
Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами по служебным командировкам 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск