Скачать 132.64 Kb.
|
Номинация «Учебно-методическая разработка» ДЕЛОВАЯ ИГРА Дисциплина «Запреты и ограничения во внешней торговле» Тема: «Ввоз лицензируемых товаров на таможенную территорию Таможенного союза» Пояснительная записка В учебном процессе Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии активно используется метод игрового моделирования с применением тренажеров. Суть его заключается в имитации множества профессиональных сюжетов, ситуаций и эпизодов, требующих принятия решений. При выработке таких решений необходимо осуществить: анализ ситуации для выявления и формулирования проблем, структуризацию проблем и постановку задач, их решение с использованием симуляторов. В деловых играх акцент делается как на объекте моделирования1 (например, таможенные структуры, осуществляющие: проведение таможенной экспертизы экспортно-импортных товаров, определение таможенной стоимости, проведение контроля достоверности лицензии, оценка достоверности сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на товары), так и на процессы (например, анализ исходного «производственного» положения, принятие самостоятельных решений по конкретным ситуациям). Главная особенность содержания деловых игр состоит в том, что в них, с одной стороны, активно участвует реальный студент (игровая команда) в формате in Real Time, с другой, используются интерактивные информационные образовательные продукты, сконструированные на основе автоматизированных систем, на практике обеспечивающих реализацию отдельных областей таможенной деятельности. Деловая игра, как форма интерактивного обучения, всегда предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход и содержание игры. Представляемая игра проходит такие этапы, как: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, подведение итогов. В процессе деловой игры студенты погружаются в среду своей будущей профессиональной деятельности. Они применяют полученные теоретические знания, отрабатывают профессиональные компетенции. При проведении деловой игры используются программные средства, позволяющие автоматизировать действия студентов в рамках поставленной учебной задачи, что, в свою очередь, позволяет оперативно определять уровень компетентности студента в реализации назначенной роли, выявить слабые звенья в его подготовке, в целом эффективно осуществлять управление деятельностью участников деловой игры. Как правило, программное средство подготовки занятия в формате деловой игры применяется для создания материалов, необходимых для ее проведения. Программные средства (в Российской таможенной академии и ее филиалах используется программный продукт «Комплексная тренажерная система подготовки должностных лиц таможенных органов (КТ СТО)») подготовки занятия в форме деловой игры обеспечивают реализацию следующих функций:
Общая схема деловой игры с использованием программного продукта достаточно проста и включает в себя следующие этапы: определение цели и продолжительности деловой игры (визуализируется из блока учебно-методических указаний), задание (кейс), назначение обучаемых на роли, определение маршрута. Для создания маршрута преподавателю необходимо сформировать последовательность блоков, определяющих задание, соединить блоки логическими связями, определить исполнителей, сроки и максимальный балл за выполнен каждого задания. Следует иметь в виду, что в настоящее время, ключевые рабочие процессы таможенного дела реализуются большой совокупностью автоматизированных систем, информационно-расчетных систем, программных задач и целым рядом отдельных задач. Современному специалисту просто необходимо иметь навыки работы в автоматизированных системах. В процессе игры используется компьютерный интерактивный тренажер «Заполнение заявления на оформление лицензии для отдельных видов товаров» в формате последнего, третьего, уровня2. Студенты при подготовке к игре самостоятельно отрабатывают навыки заполнения заявления на лицензию с помощью вышеназванного симулятора: I - ознакомительная часть - предназначена для знакомства с возможностями автоматизированной программой, например, «Декларант ТКС», изучения правил заполнения граф с элементами озвучивания порядка действий по заполнению отдельных граф, интерактивными элементами управления; II - практическая часть - направлена на отработку практических навыков путем многократного повторения действий; III – собственно диагностическая часть - позволяет в автоматическом режиме оценить правильность действий студентов, последняя часть которого и применяется в игре. 1. ПРОСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 1.1. Цель деловой игры - отработка практических навыков по заполнению заявления на получение лицензии и формированию необходимых документов; - отработка практических навыков по формированию необходимых документов для получения лицензии; - проверка практических навыков по принятию решения о постановке на контроль оригинала лицензии в таможенном органе; - проверка практических навыков по принятию решения о выпуске лицензируемого товара. 1.2. Производственный фон игры и состав участников Игровая модель имитирует логическую последовательность действий участника внешнеторговой сделки по получению лицензии на лицензируемый товар, действий должностного лица таможенного органа по постановке на контроль оригинала лицензии в таможенном органе и взаимодействие должностных лиц таможенных органов при помещении лицензируемого товара под избранную таможенную процедуру. Участники деловой игры выступают последовательно в качестве должностных лиц юридического лица, которое обязано оформить лицензию на ввоз (вывоз) лицензируемого товара, затем выступают как должностные лица таможенных органов, выполняющих действия по постановке лицензии на контроль в таможенном органе и действия по совершению таможенных операций, связанных с выпуском лицензируемого товара. Суть реальной практической ситуации заключается в повышении достоверности принятия решений о помещении лицензируемого товара под избранную таможенную процедуру. Конфликт в игре обусловлен возможными различиями интересов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов. 1.3. Подготовка к деловой игре До начала деловой игры (за неделю) модератор-преподаватель знакомит студентов с общим замыслом деловой игры, представляет план ее проведения. Из учебной группы формирует четыре команды по пять человек в каждой команде выдает задания на деловую игру для теоретического (и/или практического тура), например, изучить нормативно-правовые документы по теме занятия, в частности, Соглашение от 9 июня 2009 года «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (Соглашение подписано 09. 06.2009 г. ратифицировано Федеральным законом № 304-ФЗ от 28.11.2008 г. Соглашение вступает в силу с 01.01.2010 г., см. пункт 1 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 19 от 27.11.2009 г.); Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (Соглашение ратифицировано Федеральным законом № 255-ФЗ от 22.12.2008 г.) (Соглашение вступило в силу с 01.01.2010 г., см. пункт 1 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 19 от 27.11.2009 г.) проработать материал лекции на тему: «Лицензирование экспорта и импорта товаров на единой таможенной территории Таможенного союза»3, усвоить основные понятия и категории, используемые в данной теме. Самостоятельно отработать уровни тренажера «Заполнение лицензии на товар»4. К началу деловой игры преподаватель уточняет у операторов-администраторов системы КТ СТО о создании учетных записей студентов для работы в среде. Все необходимые материалы и средства размещены в среде КТ СТО: учебное пособие (теория), диагностические материалы (тесты), шаблон бланка заявления на лицензию, интерактивный инструмент для построения общего алгоритма действий по получению лицензий при осуществлении экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров. 2. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 2.1. Основная идея деловой игры В ходе деловой игры отрабатывается комплекс мероприятий по подбору необходимых документов для оформления лицензии и оформляется заявление для получения лицензии в отношении товара, заданного преподавателем. Отрабатываются действия по постановке на контроль, полученной в установленном порядке лицензии, в таможенном органе и действия должностных лиц таможенных органов при принятии решения о выпуске лицензируемого товара. В результате выполнения комплекса таможенных операций принимается решение о выпуске лицензируемого товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой или отказ в выпуске. 2.2. Знания, которыми должны обладать студенты к началу деловой игры К началу деловой игры студенты должны иметь знания: - о правилах лицензирования отдельных видов товаров; - о порядке постановки на контроль лицензии в таможенном органе; - о порядке помещения под таможенную процедуру лицензируемых товаров. 2.3. Знания, умения и навыки, которые предполагается выработать в ходе деловой игры В ходе проведения деловой игры отрабатывается компетенция ПК-17 ФГОС по специальности «Таможенное дело»: «умение осуществлять контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза и Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в частности, способность студентов самостоятельно контролировать соблюдение мер нетарифного регулирования и правильно оформлять заявление на получение лицензии. 2.4. Краткое содержание деловой игры Деловая игра состоит из шести последовательных этапов: Этап 1. Подготовительный этап; Этап 2. Подбор необходимых документов для оформления лицензии и оформление заявления на получение лицензии; Этап 3. Подготовка документов для постановки на контроль лицензии в таможенном органе и подача их в таможенный орган; Этап 4. Постановка лицензии на контроль в таможенном органе; Этап 5. Выпуск лицензируемых товаров в соответствии с таможенной процедурой; Этап 6. Разбор и подведение итогов деловой игры. При разработке сценария учитывалась логическая последовательность действий участника внешнеторговой сделки по получению лицензии на лицензируемый товар, действий должностного лица таможенного органа по постановке на контроль оригинала лицензии в таможенном органе и взаимодействие должностных лиц таможенных органов при помещении лицензируемого товара под избранную таможенную процедуру. При этом участники деловой игры выступают последовательно в качестве должностных лиц юридического лица, которое обязано оформить лицензию на ввоз (вывоз) лицензируемого товара, затем выступают как должностные лица таможенных органов, выполняющих действия по постановке лицензии на контроль в таможенном органе и действия по совершению таможенных операций, связанных с выпуском лицензируемого товара. Для последовательной отработки указанных мероприятий разработан план проведения деловой игры, представленный ниже: План проведения деловой игры
2.4. Примерный шаблон для балльной оценки результатов.
Рекомендуемая литература
1Объектами профессиональной деятельности специалиста являются отношения в области профессиональной деятельности специалиста, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, лица, участвующие в их перемещении, система таможенных органов. 2 Электронный тренажер прилагается 3 Кулешов А.В.Запреты и ограничения во внешней торговле. Электронное учебное пособие. СПб: СПб филиал РТА, 2013. Модуль I. Тема 2.1. 4 Кулешов А.В. Заполнение заявления на оформление лицензии для отдельных видов товаров. Электронный тренажер. СПб: СПб филиал РТА, 2013 |
Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с этой... | В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – тт тс)... | ||
В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – тт тс)... | В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – тт тс)... | ||
В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – тт тс)... | Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на... | ||
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в порядке... | О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной... | ||
На настоящий момент запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу, установленные законодательством государств... | Ествляющим свою деятельность в околотаможенной сфере, придется в определенной степени пересмотреть и где-то изменить подходы к организации... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |