Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004)


Скачать 132.51 Kb.
НазваниеСудебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004)
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. № 218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004)

Определение Верховного суда Республики Бурятия о прекращении производства по делу.

Пресс-релиз «Спустя семь месяцев после правового акта желание Правительства Бурятии утратило силу

Комментарий юриста

Верховный суд Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2004 года

Верховный суд Республики Бурятия, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению И.О. прокурора Республики Бурятия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Республики Бурятия № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский», граждан РФ А., Б., Е., Ш. и других об оспаривании нормативного правового акта – Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003 года №218 суд установил
И.о. прокурора Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Постановления Правительства РБ № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский», указывая на то, что Правительством Республики Бурятия данный правовой акт принят с превышением полномочий, поскольку национальные парки учреждаются на основании Постановления Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности. Правительством РФ такое постановление принимается в соответствии с представлением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 12 и 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Правительство РФ обладает исключительным правом принимать решения об изменении площади национальных парков, их территориального расположения с согласия субъектов РФ. Кроме этого Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. В нарушение требований федерального законодательства Правительством республики при принятии решения об изменении границ национального парка документация на государственную экологическую экспертизу не представлена. С принятием оспариваемого правового акта нарушаются интересы Российской Федерации, также допускается ограничение прав Закаменского и Окинского районов по распоряжению участками земель, включенными в состав территории национального парка «Тункинский».
Граждане РФ А., Б., Е. обратились в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – Постановления Правительства Республики от 27 июня 2003 года № 218, ссылаясь на те же доводы, что и и.о. прокурора РБ, кроме этого, указывая на то, что при издании Постановления Правительства РБ от 27 июня 2003 г. № 218 были нарушены установленные законом права местного самоуправления.
В судебном заседании представители прокурора РБ действующие на основании доверенности поддержали заявление в полном объеме и пояснили, что хотя и Постановление № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский»« Постановлением Правительства РБ № 37 от 24.02.2003 года признано утратившим силу, однако, считают, что с момента принятия Правительством постановления 218 и до признания его утратившим силу были нарушены права и законные интересы граждан.
В судебном заседании представители граждан РФ поддержали заявление в полном объеме и пояснили, что Постановление 218 с момента принятия нарушало и до настоящего времени нарушает права и законные интересы граждан. Закон РФ «Об особо охраняемых природный территориях» от 14.03.1995 г. относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния. Поэтому вопросы сохранения национального парка федерального значения «Тункинский», соблюдения режима его особой охраны непосредственно затрагивают права всей заявителей, а также всех граждан Российской Федерации и представляют общественный интерес. Конституцией РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Под благоприятной окружающей средой согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 12.01.2002 г. понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Следовательно, принятие, а также считают и реализация оспариваемого Постановления РБ нарушают конституционное право заявителей, а также всех граждан РФ на благоприятную среду. Принятие Правительством РБ Постановления № 218 без проведения государственной экологической экспертизы грубо нарушило принципы проведения экологической экспертизы, а также основные принципы охраны окружающей среды, что нарушило конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель Правительства РБ, действующая на основании доверенности с заявлением и.о. Прокурора РБ не согласилась, просила в удовлетворении заявлений отказать и пояснила, что Постановлением Правительства РБ № 37 от 24.02.2004 года Постановление Правительства РБ от 27.06.2003 года № 218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» признано утратившим силу. На момент признания оспариваемого Постановления Правительства РБ утратившим силу оно исполнено не было. Каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могло. Поскольку Постановление Правительства РБ № 218 признано утратившим силу, то оно не может быть признано недействующим и не подлежащим применению.
Суд, выслушав представителей Прокуратура РБ, заявителей, исследовав материалы дела, находит его подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если « оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Одним из таких оснований, указанных в пункте 1 статьи 134 ГПК РФ, препятствующих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, является оспаривание в заявлении актов, которые не затрагивают права и свободы или законные интересы заявителя.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспариваний нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим.
Из этого следует, что недействующим может быть признан только имеющий юридическую силу нормативный правовой акт. Правовые акты, действие которых прекращено, основанием к возникновению гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут. В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта эти права могут быть восстановлены путем обращения в суд с соблюдением правил подсудности с соответствующим иском.
Как следует из Постановления Правительства РБ № 37 от 24.02.2004 года Постановление Правительство РБ 218 от 27.06. 2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский»« признано утратившим силу.
Таким образом, гражданское дело подлежит прекращению, поскольку оспариваемый нормативный акт не действует, а поэтому не затрагивает права свободы или законные интересы.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. ст.224,225 ГПК РФ ОПРЕДЕЛИЛ
Производство по делу по заявлению И.О. прокурора Республики Бурятия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Республики Бурятия № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка, по заявлению граждан РФ граждан РФ А., Б., Е., Ш. и других об оспаривании нормативного правового акта – Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003 г. № 218 прекратить.

Пресс-релиз

СПУСТЯ СЕМЬ МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ПРАВОВОГО АКТА ЖЕЛАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БУРЯТИИ УТРАТИЛО СИЛУ
Общественная организация «Бурятское региональное объединение по Байкалу».
10 апреля 2004 г.

09 апреля 2004г. на пятом заседании Верховного суда Республики Бурятия (РБ) по делу об оспаривании правового акта-постановления Правительства Республики Бурятия (РБ) от 27 июня 2003г. № 218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский»« суд после длительных проволочек наконец-то приступил к рассмотрению дела по существу.
Напомним читателю краткое содержание предыдущих частей судебного сериала.
Две нефтяные компании «НК» ЮКОС» и «АК» Транснефть» вознамерились построить нефтепровод «Россия-Китай» через территорию национального парка «Тункинский». Проектировщиков из московского института «Гипротрубопровод» (дочернее предприятие «АК «Транснефть») нисколько не смутило, что подобный выбор маршрута магистрального трубопровода противоречит нескольким федеральным законам. Подсчитали, видимо, что дешевле изменить границы национального парка, нежели менять законы.
Когда проект на стадии «Обоснование инвестиций» находился на государственной экологической экспертизе федерального уровня в Москве, один из чиновников, протиравших штаны в структуре МПР РФ и по совместительству ковавший презренный металл в «НК «ЮКОС», решил взять отпуск и слетать на Байкал, благо в июне в столице жарко и душно, а у священного озера-моря веет живительной влагой. По дороге он совершенно случайно попал в Улан-Удэ на заседание правительства РБ, после которого и появилось постановление Правительства РБ за номером 218. Согласно этому правовому акту из состава национального парка «Тункинский» выводилось примерно четверть территории и взамен прирезалось столько же из земель двух смежных районов, ряду ведомств и органам местного самоуправления предписывалось «в 6-месячный срок провести оформление соответствующих актов на землепользование с вынесением границ в натуре».
Часть выведенной территории чудесным образом совпало с коридором основного маршрута нефтепровода, который прошелся аккурат по зоне заповедного режима национального парка в уникальной горнотаежной экосистеме хребта Хамар-Дабан, где формируется часть стока рек в Байкал. Спустя неделю после выхода постановления Правительства РБ № 218 председатель экспертной комиссии ГЭЭ проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» г-н Петросян на очередном заседании проинформировал экспертов о наличии коридора для нефтепровода, созданного бурятским правительством. Ложка поспела к обеду. На его беду на этом заседании оказались представители общественности из Международного СоЭС, которые и забили тревогу. Местные региональные общественные организации БРО по Байкалу (Улан-Удэ) и «Байкальская экологическая волна» (Иркутск) вкупе с ГРИНПИС-Россия обратились с заявлением в органы прокуратуры с просьбой «принять меры прокурорского реагирования по отмене постановления Правительства РБ № 218».
Прокуратура РБ отреагировала на доводы общественности, где перечислялись аж пять нарушений федерального законодательства, и обратилась в Верховный суд Республики Бурятия с заявлением «о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства РБ № 218». Параллельно 31 член Сосновской коалиции экологических НПО из 16 регионов России подали аналогичное коллективное заявление в Верховный суд РБ. Образовалась необычная противоборствующая триада: с одной стороны, органы прокуратуры вкупе с общественностью, а с другой – органы региональной исполнительной власти в лице Правительства РБ. Во многом благодаря широкому освещению в СМИ этих событий и своевременному оповещению экспертов ГГЭЭ проекта ЮКОСА/Транснефти о решении прокуратуры РБ и общественности, ГЭЭ выносит отрицательное заключение проекту строительства нефтепровода «Россия-Китай».
30 октября 2003г. на очередном заседании суда представитель Правительства РБ озвучила Ходатайство о приостановлении производства по делу на срок до 01 января 2004г. Мотивировка звучала весьма оригинально: нужно провести необходимую работу по уточнению границ национального парка и получить заключение обязательной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий в соседних с парком районах для придания им статуса ООПТ. Судья Верховного суда РБ Кротова Л.М. вынесла Определение, в котором Ходатайство Правительства РБ было удовлетворено, несмотря на протесты и разъяснения представителей общественности и прокуратуры. Тем самым судья своим решением фактически дала добро на продолжение работ по оформлению вывода части земель из состава парка и прирезке других земель с территорий соседних районов, которые были предписаны Постановлением № 218. Представители прокуратуры РБ и общественность подали частные жалобы в Верховный суд России, в которых просили Определение Верховного суда РБ отменить. 04 февраля 2004г. Верховный суд РФ в открытом судебном заседании отменяет это Определение Верховного суда РБ «поскольку судьей неправильно применена норма процессуального законодательства».
06 февраля 2004г. на круглом столе «Об уточнении границ национального парка «Тункинский»« в с. Кырен Тункинского района (в пределах которого находится национальный парк «Тункинский») Председатель Госкомитета РБ по природопользованию и охране окружающей среды Носков П.Л. озвучивает позицию Правительства РБ по отношению к проблеме изменения границ национального парка. Ввиду того, что проект строительства нефтепровода «Россия-Китай» временно снят с повестки дня, Правительство РБ основной акцент делает на вывод из состава парка земель Тункинской долины, где местные жители осуществляют традиционное природопользование и рекреационную деятельность. При этом Петр Лукич подчеркивает положительную роль, которую сыграло Постановление № 218 в подготовке этого вопроса, и говорит о том, что теперь его можно и отменить. Он сообщает, что Правительство РБ в ближайшем будущем поставит вопрос об изменении границ национального парка «Тункинский» перед Правительством РФ.
30 марта 2004г. на очередном судебном заседании Верховного суда РБ судья Кротова Л.М. информирует участников судебного процесса об изменившихся обстоятельствах дела в связи с выходом Постановления Правительства РБ № 37 от 24 февраля 2004г. «О признании утратившим силу постановления Правительства РБ № 218 от 27 июня 2003г.»
В Постановлении №37 сказано: «В целях совершенствования использования земель особо охраняемых природных территорий Правительство РБ постановляет:
1. Признать утратившим силу постановление Правительства РБ от 27.06.03г. № 218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский».

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Президент – Председатель Правительства РБ Л.В.Потапов».
Получается, что все запланированные акты землепользования и работы по вынесению новых границ парка в натуре, предписанные к выполнению в 6-месячный срок Постановлением Правительства РБ № 218, выполнены и завершены и теперь этот правовой акт можно считать утратившим силу. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти.
И вот 09 апреля 2004г. суд возобновил свою работу. В дебюте представитель Правительства Осташевская М.М. выступила с заявлением и зачитала Ходатайство Правительства РБ о прекращении судебного дела в связи с тем, что оспариваемый правовой акт – постановление Правительства РБ № 218 утратил свою силу с 26 февраля 2004г. (дата публикации в газете «Бурятия»). При этом она сослалась на ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ. Адвокат Хайдурова Н.С., представлявшая интересы общественности, выразила несогласие, заявив, что эта статья ГПК РФ не дает оснований для принятия Ходатайства.
Представители прокуратуры РБ посовещавшись минут 15 (был объявлен перерыв), сочли возможным согласиться с Ходатайством Правительства РБ. После этого судья объявила перерыв для принятия решения. После перерыва судья огласила свое Определение, согласно которому, Ходатайство Правительства РБ было отклонено. Процесс продолжился.
В ходе длительных дебатов вопрос крутился вокруг того, были ли совершены какие-либо действия после выхода Постановления № 218, в результате которых были нарушены права граждан. Адвокат от общественности предъявила новые документы, которые свидетельствовали об этом. Представители прокуратуры РБ в конце концов вернулись к своим первоначальным требованиям, совпадавшим с требованием общественности:
- «Признать Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.03 № 218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» противоречащим федеральному законодательству и нормативным правовым актам Республики Бурятия.
- Признать нормативный правовой акт – Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.03 Х2218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский», НЕДЕЙСТВУЮЩИМ и не порождающим правовых последствий со дня его издания».
Для проверки вновь выявленных обстоятельств дела представители прокуратуры предложили перенести судебное заседание. Судья с этим согласилась, объявила заседание завершенным и назначила следующее судебное заседание на 16 апреля 2004г.
Заржавевший маховик правосудия медленно и со скрипом начал крутиться.
Общественная организация «Бурятское региональное объединение по Байкалу».

Адрес в Интернете: http://bro.burinfo.ru

www.roll-baikal.ru
Источник публикации: Тихоокеанские течения: Новости о природопользовании в Тихоокеанском региона 11-ое апреля 2004 г, Спецвыпуск No. 10-2004 .Тихоокеанский центр окружающей среды и природных ресурсов (ПЕРК)

Комментарии юриста
Граждане, а также Прокуратура Республики Бурятии обратились в Верховный суд республики Бурятия с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Республики Бурятия № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский».
Очевидно, что данное Постановление было принято в связи с тем, что согласно проекту ОАО «Транснефть» строительства нефтепровода «Россия-Китай» маршрут трубопровода проходил по территории национального парка «Тункинский», что нарушает законодательство об особо охраняемых природных территориях.
При принятии Постановления Правительства Республики Бурятия (РБ) № 218 от 27.06.2003 года «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» также были нарушены положения Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизы», что и послужило основанием для обращения в суд.
Во время рассмотрения дела в суде Правительство РБ № 37 от 24 издало Постановление февраля 2004г. «О признании утратившим силу постановления Правительства РБ № 218 от 27 июня 2003г.». Таким образом, Правительство РБ добровольно отменило оспариваемое Постановление.
В связи с этим обстоятельством по ходатайству представителя Правительства РБ дело было прекращено.
Несмотря на прекращение судебного дела, действия общественности вынудили органы власти и ОАО «Транснефть» отказаться от планов прокладки трубопровода через территорию национального парка «Тункинский», и разработать другой маршрут для его строительства.

Правовой центр «Родник», 2005


Похожие:

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconПостановление от 4 октября 2016 г. N 464 г. Улан-Удэ об утверждении...
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 28. 01. 2000 n 343-ii "Об общих принципах управления государственной собственностью...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconПравительство республики бурятия постановление
Во исполнение постановления Республики Бурятия от 21 ноября 2011г. №552 «о программе поддержки социально ориентированных некоммерческих...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconРеспублики бурятия постановление буряад уласай засагай газар тогтоол
Законом Республики Бурятия от 28. 01. 2000 №343-ii «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия»,...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconПравительство республики бурятия постановление
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 07. 12. 2004 n 899-iii "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconРеспублики бурятия буряад республикын
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона Республики Бурятия «О выборах Главы Республики Бурятия» Избирательная комиссия Республики...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconЗакон Республики Бурятия от 06. 01. 2004 n 603-iii (ред от 07. 10....
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconРеспублика бурятия закон о выборах депутатов народного хурала республики бурятия
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconИнструкция по кадровому делопроизводству в избирательной комиссии...
Республики Бурятия, поступлением на государственную гражданскую службу в Аппарат Избирательной комиссии Республики Бурятия, прохождением...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconРеспублики Бурятия Буряад Республикын h унгуулиин комиссиин тогтоол
В соответствии с пунктом 17 статьи 39 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования...

Судебное дело об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2003г. №218 «Об уточнении границ национального парка «Тункинский» привело к добровольной отмене данного постановления Правительством Республики Бурятия (Республика Бурятия, 2004) iconРеспублика бурятия закон о выборах главы республики бурятия
Республики Бурятия избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск