Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный Интернет», 2012
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком».
Оглавление
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1
Актуальность проекта 2
Цели проекта 4
Целевые аудитории проекта 4
Сроки и география проведения 5
Форматы мероприятий 5
Круглый стол 5
Семинар 8
Мастер-класс: технологические инструменты для обеспечения интернет-безопасности 9
Рекомендуемые площадки для проведения мероприятий: 11
Приложение 1: Рекомендуемые темы для обсуждений 11
Приложение 2: Полезная информация для родителей и педагогов 21
Приложение 3: Дополнительные материалы для использования во время мероприятий для родителей 24
Актуальность проекта Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с ростом несовершеннолетних пользователей Интернет по всей стране.
Согласно исследованиям, дети в России начинают осваивать Интернет уже в возрасте 8-10 лет. Глобальная сеть быстро занимает важное место в жизни ребенка, становясь основным средством для обучения, развлечения и общения.
В среднем практически 70% школьников ежедневно выходят в Интернет. Большинство российских детей делают это самостоятельно– около 80% несовершеннолетних пользователей выходят в Сеть с отдельных компьютеров в своей комнате и через мобильные устройства. Что означает практически полное отсутствие контроля родителей над тем, чем занимается ребенок в это время.
Российские школьники уверенно осваивают различные виды интернет- активностей, в первую очередь – коммуникационную деятельность.
Каждый третий школьник регулярно заходит в социальные сети, многие имеют более одного профиля. Наибольшей популярностью у российских подростков пользуются сети вКонтакте (89%) и Одноклассники (16%). В последнее время все больше подростков центрального федерального округа регистрируются на Facebook. Подавляющее большинство школьников размещают достоверную личную информацию о себе в социальных сетях, такую как номер мобильного телефона, email, домашний адрес и телефон, планы на выходные и каникулы. При этом треть подростков держат свои профили в открытом доступе. Более половины юных пользователей выкладывают в Интернет фото, видео и музыку. Четыре из пяти школьников утверждают, что регулярно пользуются Интернетом в учебных целях. Следует отметить, что под этим дети также подразумевают скачивание готовых рефератов и переписку в чате с одноклассником о событиях в школе.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что, возрастающая интернет-активность подростков влечет за собой увеличение онлайн-рисков.
Проблема номер один – столкновение с «взрослым» и опасным контентом в Сети. Ребенок, выходящий в сеть, может просматривать – зачастую без ведома старших – любой материал. Каждый второй подросток посещал ненавистнические и опасные для здоровья сайты, в том числе пропагандирующие суицидальные действия, ненависть и агрессию к другим людям, расизм, издевательства над животными и слабыми. Также часто дети посещают сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, способного вызвать такие заболевания как анорексия и булимия (28%). Более трети российских детей в возрасте 9-16 лет сталкиваются с сексуальными изображениями в Сети.
Не менее серьезный коммуникационный риск для детей – это встреча с онлайн-незнакомцами. Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, социальных сетях, форумах и по электронной почте. Обычно они хорошо осведомлены о современных увлечениях детей, выслушивают и сочувствуют их проблемам, тем самым входя в доверие к подросткам. Половина российских детей регулярно знакомится в сети с новыми людьми и 40% из них признаются, что встречались с интернет-незнакомцами в реальной жизни. В целом, подростки не видят ничего опасного в том, чтобы постоянно поддерживают связь с интернет-контактами, с которыми они не знакомы в реальной жизни.
Выделяют также электронные риски пользования сетью – вероятность столкнуться с хищением личной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Заражением компьютера вирусом – одна из наиболее частых проблем, с которой сталкивается почти половина детей в возрасте 11-16 лет.
Российские подростки становятся жертвами кибермошенников, похищающих коды, пароли, паспортные данные, номера банковских счетов и прочую личную информацию. Совершая онлайн-покупки, школьники часто приобретают некачественный товар или не получают его вообще.
Большая часть родителей не препятствует свободному пользованию Интернетом своим детям и не ограничивают их во времени. Только для 16% школьников родители установили временной режим и следят за тем какие сайты посещают их дети. Чем старше школьники, тем меньше контролируют их взрослые – свыше 90% детей старше 13 лет пользуются Интернетом бесконтрольно. В результате увеличивается число детей страдающих от интернет-зависимости. Юные пользователи испытывают навязчивое желание зайти в Интернет, находясь офлайн и неспособны выйти из Интернета, будучи онлайн. Симптомы интернет-зависимости схожи с уже известной формой аддиктивного поведения в результате чрезмерного увлечения азартными играми: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, эйфория при нахождении за компьютером и раздражение при невозможности выйти в Интернет. Практически каждый пятый ребенок в России безуспешно пытается уменьшить время, проводимое в Интернете, часами блуждает в сети без особой цели, испытывает навязчивое желание потратить деньги и страдает от игровой зависимости. В 10% случаев подростки пренебрегают семьей, друзьями и школой, сном и едой из-за Интернета.
Подростки стремительно осваивают Интернет в ситуации значительного цифрового разрыва между поколениями взрослых и детей, который сокращается недостаточно быстрыми темпами.
Российские школьники значительно быстрее своих родителей и педагогов накапливают пользовательский опыт, легко осваивают любые необходимые навыки и умения пользования Интернета. Уже к 13 годам многие являются уверенными пользователями сети и владеют тем, чего не умеют делать родители – блокировать сообщения, управлять настройками фильтров, уничтожать истории сообщений и посещаемых сайтов.
Недостаточная интернет-грамотность взрослых - это серьезный фактор, способный помешать им активно влиять на деятельность ребенка в сети. Родители сегодня недостаточно осведомлены о рисках и угрозах Интернета и менее компетентны в вопросах онлайн-безопасности. В результате дети остаются без активной и грамотной поддержки взрослых. Поэтому сегодня особенно важно повышать онлайн-грамотность родителей и педагогов, рассказывать о рисках, которым подвергаются дети в сети, обучать методам защиты юных пользователей, в том числе воспитание культуры безопасного пользования Интернета и технические инструменты защиты.
|