Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ


Скачать 483.21 Kb.
НазваниеЧебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ
страница1/4
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
  1   2   3   4



ПРОКУРАТУРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЧЕБОКСАРСКАЯ ПРОКУРАТУРА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


ВОПРОС – ОТВЕТ
Информационно-справочная брошюра

в помощь лицам, осужденным к лишению свободы, а также их родственникам и близким, нуждающимся в юридической консультации



Чебоксары - 2013

Авторы:

Зотов А.П. – Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики

Улисов С.Г. – заместитель Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики
Информационно-справочная брошюра разработана Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики с целью правового просвещения осужденных к лишению свободы, их близких и родственников. В разделы брошюры включены ответы на актуальные вопросы о правовом положении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, о различных аспектах соблюдения требований режима, трудового законодательства, законодательства о медицине, образовании, вопросы борьбы с коррупцией и иные вопросы. Также в брошюре содержатся справочные сведения о соответствующих органах прокуратуры, расположенных в Чувашской Республике, в которые следует обращаться с заявлениями, предложениями или жалобами.

Для подготовки издания использованы материалы проведенных органами прокуратуры проверок, а также результаты анализа поступающих в последнее время письменных и устных обращений по обозначенным вопросам. Настоящее издание адресовано вышеназванной категории граждан для использования в защите своих прав и исполнении ими установленных законом обязанностей.

Может представлять практический интерес для органов государственной власти, работников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе осуществляющих правовое просвещение.

Распространяется бесплатно.

Содержание

Введение………………………………………………………….5

Права и обязанности осужденных…………………………….7

Технические средства надзора и контроля,

используемые в исправительных учреждениях………………...7

Порядок оформления доверенности в исправительном

учреждении.......................................................................………...7

Оплата переписки с государственными органами и ЕСПЧ........8

Получение осужденными высшего образования.........................9

Участие в культурно-массовых мероприятиях, физической

зарядке……………………………………....................................10

Свидания с лицами, оказывающими юридическую помощь…10

Оформление паспортов и пенсионного обеспечения

осужденных к лишению свободы……………………………....11

Порядок признания осужденного инвалидом……………........12

Условия отбывания наказания……………………………....13

Порядок досмотра передач…………………………………..….13

Допустимый вес передачи………………………………….…...14

Предоставление свиданий ………………………………..…….14

Хранение и ношение спортивной одежды и обуви..………......15

Вывод за пределы колонии без конвоя или сопровождения.....16

Выезд за пределы исправительного учреждения ...……….…..16

Производство удержаний из заработной платы……………….18

Труд осужденных к лишению свободы………………………19

Привлечение осужденных к труду без оплаты…….…………..19

Работа в выходные и праздничные дни……………….....……..19

Отпуска осужденных к лишению свободы………......................20

Специальная одежда и средства защиты………………………..21

Поощрения и взыскания……………………………….………22

Порядок поощрения осужденных, право проведения

выходных и праздничных дней за пределами учреждения…...22

Ответственность за умышленную порчу имущества….............23

Отказ от дачи объяснений……………………………….............24

Постановка на профилактический учет.......................................24

Досрочное снятие взысканий в порядке поощрения…………..25

Копии документов о применении меры взыскания…………....25

Освобождение от наказания……………………………………26

Замена неотбытой части наказания более мягким видом

наказания……………………………………………....................26

Изменение вида исправительного учреждения……………......27

Освобождение от отбывания наказания по болезни…………..27

Права осужденных при освобождении из исправительного

учреждения……………………………….....................................28

Административный надзор…………………………...................29
Борьба с коррупцией, преступлениями и

правонарушениями……………………………………….…….30

Гуманитарная помощь колониям…………………………..……30

Что делать, если вымогают взятку……………………..………..31

Ответственность за передачу осужденным наркотических

средств……………………………………………………………..31

Борьба с экстремизмом…………………………………………...31

Ответственность за хранение сотовых телефонов, а также их

пронос……………………………………………………………...33

Сведения об органах прокуратуры………………………..…..34

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в органах прокуратуры выстроена система работы по правовому воспитанию населения. Преодоление правового нигилизма и разъяснение законодательства являются важной задачей на пути к формированию нового подхода к взаимодействию органов прокуратуры и населения, и, соответственно, обеспечению прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ведется работа прокуратурой по названному направлению и в местах принудительной изоляции лиц, нарушивших уголовный закон. При этом исправительные учреждения имеют свою специфику, обусловленную категорией лиц, на которую направлены наши усилия по разъяснению норм права.

В Чувашской Республике действует одна прокуратура по надзору за соблюдением законов в 9 исправительных учреждениях. Организацию её работы, а также надзор за деятельностью двух следственных изоляторов осуществляет республиканская прокуратура. В системе управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) республики 9 учреждений исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, 2 следственных изолятора. В них содержится около 8 тысяч осужденных и следственно-арестованных.

С одной стороны, в масштабах республики речь идет о небольшом количестве граждан. Но если учесть, что эта категория лиц зачастую не обладает иной возможностью получить квалифицированную юридическую помощь, значимость работы прокуратуры по пропаганде права становится очевидной.

Наряду с этим необходимо осознавать, что родственники и близкие данных лиц, стремящиеся оказать заботу и посильную помощь, зачастую, более заинтересованы в правильном понимании и применении специфических норм, регулирующих правоотношения в данной сфере. Их количество на порядок больше, чем число осужденных, что в очередной раз подчеркивает важность и пользу указанной деятельности прокурорских работников.

Сотрудниками органов прокуратуры республики в поднадзорных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике постоянно ведутся приемы, в ходе которых осужденным разъясняются требования законодательства по наиболее волнующим их вопросам. Перед ними проводятся выступления с разъяснением норм законодательства, организованы занятия с ответственными сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. Организован ежедневный прием граждан по интересующим вопросам в самой прокуратуре.

Прокурорами налажено сотрудничество с рядом общественных структур, в частности, с республиканской Общественной наблюдательной комиссией. В рамках взаимодействия практикуются совместные посещения исправительных учреждений для ознакомления с состоянием соблюдения прав содержащихся лиц, их юридического консультирования, проводятся встречи, различные конференции и т.п.

С целью правовой пропаганды в печатных республиканских изданиях работниками прокуратуры публикуются статьи с разъяснением различных норм права.

Следующим шагом стало размещение публикаций о законодательстве, регламентирующем отбывание наказания в виде лишения свободы, на интернет-сайтах прокуратуры республики, что также служит целям правового просвещения близких и родственников лиц, находящихся в изоляции.

Осуществляя работу по правовому просвещению, необходимо постоянно проявлять инициативу, изыскивать новые формы такой деятельности. Основываясь на анализе поступающих обращений в уголовно-исполнительной сфере авторами путем группирования наиболее актуальных и часто задаваемых вопросов, а также ответов на них со ссылками на действующее законодательство, разработана настоящая брошюра, которая, надеемся, станет ощутимым подспорьем при разрешении многих сложных ситуаций.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Какие технические средства надзора и контроля могут использоваться в исправительных учреждениях?
Применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы регламентирует ст. 83 УИК РФ.

Целями применения технических средств надзора и контроля являются предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных.

Используемые в ИУ технические средства надзора и контроля применяются как средства наблюдения, оповещения (сигнализации), связи. Они же обеспечивают активное или пассивное противодействие попыткам совершения осужденными противоправных деяний, а также поиск и обнаружение осужденных и имеющихся у них запрещенных предметов и веществ.

Технические средства, обеспечивающие неприкосновенность периметра охраняемой зоны ИУ или блокирующие какие-либо помещения, предупреждают совершение побегов, других преступлений и правонарушений не только психологическим воздействием на сознание осужденных о том, что их попытки администрацией ИУ будут своевременно обнаружены и пресечены, но в ряде случаев и физическим (шокирующим) воздействием либо лишением фактической возможности совершить преступление (например, блокирование с помощью электронных приборов дверей, ворот и т.п.).

С учетом этих обстоятельств в законе содержится требование к администрации ИУ уведомлять под расписку осужденных о применении указанных средств надзора и контроля. Необходимо отметить, что с помощью системы технических средств обеспечивается не только профилактика нарушений, но личная безопасность персонала, лиц, посещающих ИУ, а также самих осужденных.
Какой порядок оформления доверенности в исправительном учреждении?
Как следует из пункта 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.05 № 205, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 104 данных Правил к таким услугам относятся и нотариальные услуги. То есть, для оформления доверенностей осужденный вправе как лично, так и через своего защитника или представителя обратиться в нотариальную контору (нотариусу), расположенную на территории района нахождения исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание.

Согласно ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право удостоверять доверенности.

Таким образом, в населенном пункте, где нотариус имеется, удостоверение начальником учреждения доверенности является его правом, а не обязанностью. В случае отсутствия нотариуса в районе дислокации исправительного учреждения, удостоверение доверенности осуществляется начальником исправительного учреждения.
За чей счет отправляются письма при обжаловании решений государственных органов или переписка с Европейским судом по правам человека?
Переписка осужденных к лишению свободы регламентирована статьей 91 УИК РФ.

Как следует из части 1 данной статьи, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее регламент).

В соответствии с пунктом 11 регламента подозреваемые, обвиняемые и осужденные вправе подавать обращения только от своего имени. Расходы по приобретению канцелярских товаров и оплата расходов по пересылке письменных обращений производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 № ГКПИ 08-1741 данное положение не устанавливает во всех случаях обязанность осужденных оплачивать почтовые расходы.

Конституция Российской Федерации, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, исходит из того, что их реализация осуществляется в определенном порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определяет, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (статья 12). При этом статья 91 настоящего Кодекса устанавливает порядок отправления письменной корреспонденции, в соответствии с которым осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

Вместе с тем, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает право каждого осужденного на пересмотр вступившего в законную силу приговора суда в надзорной инстанции, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (главы 48, 49).

В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 3 мая 1995 года № 4-П, от 2 июля 1998 года № 20-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 12 марта 2001 года № 4-П, Определениях от 12 мая 2005 года № 244-О и от 13 июня 2006 г. №274-О, находящиеся в учреждениях уголовно- исполнительной системы осужденные к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, не могут быть лишены права доступа к суду.

Таким образом, отсутствие на лицевом счете осужденного денежных средств не является препятствием для отправки его простых или заказных писем при обжаловании решений государственных органов или адресованных в Европейский суд по правам человека. В данном случае расходы, связанные с отправкой данных писем возлагаются на государство.
Имеют ли осужденные к лишению свободы право на получение высшего образования?
В соответствии со ст. ст. 108, 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования, а также при отсутствии профессии (специальности) – начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию получения осужденными в исправительном учреждении высшего образования.

Таким образом, по общему правилу, высшее образование осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях и колониях-поселениях, получают на конкурсной основе, по собственному желанию и за свой счет в соответствии с договором об оказании образовательных услуг с высшим учебным заведением.

Администрация исправительного учреждения оказывает содействие в получении осужденными высшего образования, в том числе при посещении колонии преподавателями ВУЗа.
Является ли обязательным участие осужденного в культурно- массовых мероприятиях, физической зарядке?
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не устанавливают обязанность осужденного принимать участие в культурно- массовых мероприятиях, проводимых в учреждении.

Участие в подобных мероприятиях осуществляется осужденными на добровольной основе. Однако участие в культурно-массовых мероприятиях может быть учтено при определении степени исправления осужденного, а также при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

Вместе с тем, п. 14 ПВР ИУ закреплена обязанность осужденного соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.

Физическая зарядка является одним из пунктов распорядка дня исправительного учреждения, который осужденные обязаны соблюдать. В случае отказа осужденного от выполнения физической зарядки к нему могут быть применены меры взыскания, установленные ст. 115 УИК РФ.
С кем, кроме адвоката, предоставляются свидания без ограничения их количества?
Согласно ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89 УИК РФ, а также п. 83 ПВР ИУ свидания без ограничения их числа могут быть предоставлены осуждённым с адвокатами, а также иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

При этом предоставление осуждённым свиданий с иными лицами для оказания юридической помощи должно осуществляться только в отношении тех граждан, которые обладают правом на такую деятельность, а не просто способны оказывать юридическую помощь в силу наличия юридического образования.

В УИК РФ отсутствует перечень лиц, обладающих правом оказания квалифицированной юридической помощи. Однако к этой категории следует относить тех, кто наделён таким правом в силу правоустанавливающего документа и имеет юридическое образование, например: а) адвокат; б) сотрудник организации, зарегистрированной в установленном порядке и уставом которой предусмотрено оказание юридической помощи, и т.д.

В этой связи близким родственникам осуждённых должны предоставляться свидания для оказания юридической помощи только в тех случаях, когда указанные родственники отвечают вышеизложенным требованиям.
Какие действия должны осуществляться сотрудниками администрации учреждения по вопросам паспортизации осужденных или их пенсионного обеспечения?
Согласно ч. 4 ст. 173 УИК РФ при отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

При этом необходимо учитывать, что администрация исправительного учреждения лишь оказывает содействие осужденным в получении, восстановлении и поиске паспорта, а не выполняет функции по его выдаче, которые предоставлены законом Федеральной миграционной службе России.

Таким образом, сотрудники администрации учреждения проводят соответствующую работу по паспортизации в тесном взаимодействии с осужденными.

Так, если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

Гражданам России, содержащимся в учреждениях, которые до осуждения не имели паспортов или утратили их, паспорта оформляются и выдаются подразделениями ФМС, на территории обслуживания которых находятся исправительные учреждения, на основании представленных администрациями этих учреждений запросов с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта и двух личных фотографий.

В случаях, когда принятые меры не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) адресно-справочные учеты и другое), личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении из мест лишения свободы, основному документу, удостоверяющему личность гражданина РФ, за пределами РФ, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице на предприятиях, в органах, учреждениях, организациях, образовательных учреждениях, воинских частях, военных комиссариатах, где он работал, проходил службу (военную службу), обучался или отбывал наказание.

Решение о принадлежности осужденных к гражданству РФ принимается должностными лицами органов ФМС России, действия или бездействия которых могут быть обжалованы в досудебном и судебном порядке.

По вопросу пенсионного обеспечения, основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения. Указанный сотрудник получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении. В указанном свете также проявляется важность взаимодействия сотрудников учреждения и заинтересованность осужденных в получении паспорта.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.
Порядок признания лица, осужденного к лишению свободы, инвалидом.
Порядок решения данного вопроса регулируется Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для решения вопроса об инвалидности гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (медицинская часть ИУ, либо медицинское учреждение уголовно-исполнительной системы).

Данная организация направляет осужденного на медико-социальную экспертизу по его заявлению после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой он (или его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Решение последнего также может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  1   2   3   4

Похожие:

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconФедеральный закон
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconРасписание болезней Контакты правозащитных организаций Раздел 1 Вопрос-ответ...
Фзво). Конституция рф, принятая в 1993 году, гарантирует базовые права человека: право на жизнь, здоровье, достоинство. Именно с...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconРасписание болезней без расписания смотрите отдельно Контакты правозащитных...
Фзво). Конституция рф, принятая в 1993 году, гарантирует базовые права человека: право на жизнь, здоровье, достоинство. Именно с...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconСправк а по результатам обобщения судебной практики рассмотрения...
Свердловского областного суда на I квартал 2014 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел, касающихся...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconРасписание болезней смотри предыдущее издание или отдельно на сайте....
Фзво). Конституция рф, принятая в 1993 году, гарантирует базовые права человека: право на жизнь, здоровье, достоинство. Именно с...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconДокументация запроса №51 на право заключения агентского договора...
Фсин россии (далее Заказчик) приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в открытом запросе коммерческих предложений (далее...

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconI. общие положения
«Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях»

Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вопрос ответ iconПрава и обязанности осужденных 6
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск