Название доклада


Скачать 92.09 Kb.
НазваниеНазвание доклада
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад


Тезисы доклада

Начало формы


  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ВУЗА


  1. АВТОРЫ:

А.П.Толстобров



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

Воронежский государственный университет


  1. ГОРОД: Воронеж




  1. ТЕЛЕФОН: (4732)208673




  1. ФАКС: (4732)208755




  1. E-mail: tap@main.vsu.ru




  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:


Очевидно, что успех или неуспех приемной кампании вуза в большой степени зависит от слаженности и эффективности функционирования и взаимодействия всех вовлеченных в ее обеспечение механизмов. Это касается и средств информационного обеспечения приемной комиссии и руководства вуза и, еще в большей степени, информационной поддержки самих абитуриентов, создания условий, способствующих тому, чтобы абитуриент остался в данном вузе, а не предпочел ему другой вуз-конкурент.

Воронежский госуниверситет имеет большой опыт решения задачи эффективного информационного обеспечения приемной кампании, в том числе уже с 2003 года в условиях приема по результатам Единого государственного экзамена. Однако вступление ЕГЭ из стадии эксперимента в законную силу обусловило целый комплекс принципиальных изменений, произошедших в организации приемных кампаний прошлого и нынешнего годов. Эти изменения не могли не отразится на требованиях к средствам автоматизации ее информационного сопровождения, стимулируя интерес вузов к созданию или поиску решающих такие задачи информационных систем.

Свидетельством этого стало появление в последнее время на рынке целого ряда предложений по информационным системам (ИС), предназначенным для поддержки приемной кампании. Тем не менее, анализ возможностей по автоматизации сопровождения приемной кампании, которые анонсируются многими такого рода программными комплексами, показывает, что далеко не все особенности бизнес-процессов реальной приемной кампании вуза находят в них необходимое отражение и решение.

Одной из задач, решаемых такого рода информационными системами, является автоматизация формирования заявления абитуриента и ввода его необходимых персональных данных в БД ИС. Современное решение этой задачи подразумевает отказ от использования заполняемых вручную бланков заявлений абитуриентов с последующим вводом содержащихся в них данных в ИС в пользу перехода к непосредственному вводу данных в ИС (абитуриентом или оператором в его присутствии), формированию полностью заполненного печатного варианта заявления, которое затем подписывается абитуриентом и представляется в приемную комиссию. Более того, в настоящее время вузы настойчиво подталкиваются к реализации процедуры удаленного формирования абитуриентом заявления в электронной форме через Интернет.

В связи с этим, однако, возникают вопросы, ответы на которые не являются, на наш взгляд, очевидными. В частности, вопросы, связанные с соответствием такой процедуры автоматизированного формирования заявления требованиям федерального закона «О персональных данных». В рекомендациях министерства для удовлетворения этим требованиям вузу рекомендуется включать запись о согласии абитуриента на обработку его персональных данных в текст самого заявления. Однако, в случае машинного формирования печатного варианта заявления фактическая обработка персональных данных с юридической точки зрения уже начинается до того момента, как на сформированном в ИС и распечатанном заявлении появится роспись абитуриента о его согласии на обработку своих персональных данных. Более того, абитуриент может и передумать подписывать и подавать введенное в систему заявление, вследствие чего в ИС оказываются персональные данные, письменное согласие на обработку которых отсутствует. В случае удаленного формирования и отправки в вуз заявления и пакета документов абитуриента через Интернет или электронную почту, дело с этой точки зрения обстоит еще хуже. Согласие абитуриента на обработку своих персональных данных, выражаемое путем установки соответствующей галочки в web-форме Интернет-заявления, также не является письменной формой выражения такого согласия, как того требует закон. Более того, на абитуриентском портале одного из вузов, принимающего документы для поступления через Интернет, абитуриентам, например, вместе с заявлением предлагалось пересылать по электронной почте еще и сканкопии его паспорта и других документов с персональными данными.

К большому сожалению, отсутствие вразумительных юридических толкований и рекомендаций по указанным вопросам, наряду с настойчивыми требованиями приведения вузовских ИС в соответствие с требованиями закона «О персональных данных» не способствуют эффективному решению развития такого рода сервиса. По этой причине, в частности, в этом году ВГУ отказался от широко используемого им в предыдущие годы предоставления доступа абитуриентов к электронному заявлению через Интернет, ограничив этот доступ внутренней интранет-сетью университета, до прояснения юридической стороны этой проблемы.

В описаниях систем, с которыми довелось ознакомиться автору, внимание обычно уделяется таким вопросам, как создание пакета электронных и бумажных документов личного дела абитуриента, формирование и обработка ведомостей вступительных испытаний, приказов о зачислении, рейтинговых списков и т. д., которые решают задачу снижения трудоемкости бизнес-процессов приемной кампании и уменьшают сопутствующие им ошибки, по сравнению с ручной, неавтоматизированной их реализацией.

Однако, на наш взгляд, при этом ряд достаточно сложных бизнес-операций, присущих реальной приемной кампании, должного отражения в этих системах них не находит. К таким бизнес-операциям относятся, в частности, операции связанные с разного рода корректировками данных личных дел, вводом в них дополнительных данных уже после подачи абитуриентом заявления в приемную комиссию. Практика показывает, что такие корректировки отнюдь не являются эпизодическими вспомогательными операциями. В определенной степени они даже провоцируются современными правилами приема, по которым абитуриент сейчас имеет право подавать заявление на участие в конкурсе одновременно на несколько специальностей, указывая для них соответствующий приоритет. Вследствие этого, после подачи заявления, по мере получения новой дополнительной информации о складывающейся конкурсной ситуации у значительного числа абитуриентов возникает желание скорректировать указанный ими в заявлении набор специальностей и их приоритеты.

Также массовой операцией является ввод информации о представляемых абитуриентами оригиналах документов об образовании, заключении, оплате и расторжении ими договоров на обучение.

Задача корректной реализации таких операций и их сопутствующее документальное оформление и отражение в личном деле абитуриента, с учетом прохождения этих документов через различные службы приемной комиссии оказывается на практике более сложной, чем первичный ввод данных. Системной проблемой, осложняющей корректную реализацию механизма корректировок личных дел абитуриентов, является то, что реальная процедура оформления и проводки конкретной корректировки в соответствии с документооборотом приемной кампании может быть инициирована различными участниками этого документооборота и может занимать протяженный промежуток времени, вследствие чего, становятся возможными конфликты между накладывающимися во времени корректировками одного и того же личного дела.

Достаточно сложным на практике оказывается сопровождение оценок абитуриентов по вступительным испытаниям. Проблема состоит в том, что сейчас каждая засчитываемая оценка абитуриента реально может поступить из разных возможных источников. Это — оценки ЕГЭ, заявляемые самим абитуриентом при оформлении заявления; оценка 100 баллов, устанавливаемая победителям и призерам олимпиад по соответствующим предметам вступительных испытаний для конкретных специальностей; получаемые их РЦОИ результаты сдачи ЕГЭ в июльскую волну; оценки ЕГЭ, получаемые по запросу из Федеральной базы свидетельств (ФБС) ЕГЭ; результаты сдачи вступительных испытаний по материалам самого вуза из соответствующих ведомостей. Наличие нескольких источников оценок неизбежно делает возможными конфликтные ситуации, требующие дополнительной, не всегда очевидной обработки. Проблема усложняется еще и тем, что эти источники оценок становятся доступными в разные моменты времени. Так оценки из РЦОИ появляются с запаздыванием в несколько дней после сдачи июльских ЕГЭ, а в ФБС эти оценки появляются с еще большей задержкой, более того, они там могут не появиться до установленных сроков публикации пофамильных рейтинговых списков и списков рекомендованных к зачислению в первую волну.

При отработке автоматизированных пакетных запросов о результатах ЕГЭ к БД ФБС возникают проблемы ошибок при идентификации личности абитуриента. Например, из-за опечаток в ФИО или паспортных данных абитуриента, использования абитуриентом разных удостоверяющих его личность документов при сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз и других реальных ситуациях. Разрешение этих проблем значительно облегчалось бы при наличии в личном деле абитуриента дополнительной информации, позволяющей уточнять или переформулировать запрос в сложных случаях, например, в виде копий его сертификатов ЕГЭ и удостоверения личности. Однако в этом году Рособрнадзор, при настойчивом требовании к вузам по обязательной проверке оценок ЕГЭ по ФБС, также категорически настаивал на недопустимости требования вузом от абитуриентов каких либо дополнительных документов, в том числе свидетельств ЕГЭ или их копий, что существенно затрудняло решение спорных моментов, вплоть до необходимости вызова абитуриента в приемную комиссию для получения от него нужной информации.

Важнейшим информационным сервисом, который должен предоставляться информационной системой для абитуриентов, является формирование электронных рейтинговых списков, отражающих конкурсные позиции абитуриентов. В Порядке приема в вузы они фигурируют, как пофамильные списки абитуриентов, упорядоченные в соответствие с их категорией зачисления и набранными баллами. В связи с этим следует заметить, что при участии абитуриента одновременно в конкурсах по нескольким специальностям, каждой из которых абитуриентом присвоен определенный приоритет, такого набора информации в списках оказывается для абитуриента не достаточно для оценки и прогнозирования своей реальной конкурсной ситуации. На наш взгляд, помимо указанной, совершенно необходимым является представление для каждого абитуриента в списке дополнительной информации о его положении в списках по другим специальностям, в частности набора заявленных специальностей с их приоритетами, указания на какую конкретную специальность абитуриент реально проходит в текущей конкурсной ситуации, информации о статусе абитуриента и др. При этом, алгоритм формирования такого рода информативных рейтинговых списков реально оказывается достаточно сложным. С задачей формирования рейтинговых списков тесно связана задача формирования списков абитуриентов к зачислению с учетом заявляемых ими приоритетов специальностей. Следует заметить, что на алгоритмы, предназначенные для решения этой задачи оказывают большое влияние требования, задаваемые нормативными положениями существующего Порядка приема в вузы, формулировки которых, к сожалению, порой допускают неоднозначные трактовки, приводящие к принципиально разным реализациям процедур рейтингования и зачисления абитуриентов, очень сложно перестраиваемым, в особенности, когда за считанные дни до зачисления публикуется уточняющее толкование, не совпадающее с тем, которое положено в основу принятого в вузе алгоритма. Одной из проблем нынешнего уточненного порядка зачисления в две волны является, в частности, оформление ситуации, когда абитуриент, зачисленный в первую волну, оказывается во вторую волну проходящим по конкурсу на заявленную им более приоритетную специальность.

Следует отметить еще одну проблему, присущую ИС обеспечения приемной кампании, в отличие, например, от ИС поддержки управления учебным процессом вуза. Как известно, сейчас на обслуживающем приемную кампанию сайте вуза обязательно должна публиковаться оперативная информация в форме рейтинговых списков абитуриентов, списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению, приказов о зачислении, другой аналогичной информации. Информация эта оказывается чрезвычайно востребованной абитуриентами и их родителями. Однако обратной стороной такой высокой востребованости оказывается резкое увеличение нагрузки на вузовский web-сервер, пиковые значения которой не идут ни в какое сравнение со средней нагрузкой вузовского сайта во время учебного года (например, в отдельные дни до 7-8 тыс. посетителей и более 100 тыс. просмотров в сутки на сайте ВГУ «Абитуриент OnLine»). Вследствие этого, при использовании на сайте для представления оперативной информации страниц, динамически формируемых путем выполнения сложных запросов к базе данных, сайт, уверенно работающий весь год, в дни пиковой летней нагрузки, например, в самые ответственные дни перед зачислением, оказывается неспособным эффективно справляться с обработкой имеющего место потока запросов от пользователей. Столкнувшись с этой очень неприятной проблемой, решение которой путем простого наращивания мощности сервера оказывается дорогостоящим и не достаточно эффективным, университет в этом году провел анализ критических с точки зрения нагрузочной способности элементов системы, на основании которого было принято решение о перестройке системы публикования оперативных отчетов на web-сервере. А именно, переходе от динамического формирования наполнения страниц сайта путем оперативных запросов к базе данных к публикованию информации в форме статических html-страниц, формируемых на основе запросов к базе данных, выполняемых по соответствующему расписанию. Это решение позволило обеспечить в этом году устойчивую работу web-сервера при нагрузке практически в 1,5 – 2 раза более высокой, чем в прошлом году.

Отмеченные выше проблемы решения задачи автоматизации бизнес-процессов приемной кампании несомненно должны учитываться при построении соответствующих информационных систем, их актуальность в большей степени проявляется для вуза, осуществляющего прием большого количества абитуриентов на широкий спектр образовательных программ.

Похожие:

Название доклада iconНазвание доклада по левому краю, прописные буквы>
Аннотации докладов должны обязательно включать: цель, задачи, основные гипотезы, объем исследованного материала, используемый статистический...

Название доклада iconНазвание доклада (Arial 14 жирный, выравнивание по центру без отступа абзаца)
Запрещается использовать для выравнивания знаки табуляции и пробелы. Подзаголовки, если они необходимы, выделяются жирным шрифтом...

Название доклада iconНазвание тезисов (не более 3 строк)
Тезисы доклада должны быть изложены на одной странице формата шрифт Times New Roman, кегль (размер) 12, поля слева, справа, сверху...

Название доклада icon1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном...
При подготовке доклада использовались материалы судебной практики, преимущественно Верховного Суда Российской Федерации

Название доклада icon1: Гигиена воздушной среды
Название и определение. Полное название науки «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов», краткое «Зоогигиена»....

Название доклада iconЗаявление на переоформление договора на нового владельца
Организация (указать полное название организации) просит Вас переоформить в постоянное пользование номера телефонов: (перечислить...

Название доклада iconОбразец Письмо нового Абонента
Организация (указать полное название организации) просит Вас переоформить в постоянное пользование номера телефонов: (перечислить...

Название доклада iconКодекс профессиональной этики адвоката (кпэа) был принят Всероссийским...
Как говорят на Руси не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится. У слова и беседа. Предметом моего доклада является...

Название доклада iconМосковский государственный университет экономики, статистики и информатики...
С по я проходил (а) преддипломную практику в (точное название организации в соответствии с приказом о практике) в отде­ле (точное...

Название доклада iconНазвание исследования
Название исследования: «Ранняя диагностика и лечение сердечно-сосудистых осложнений ХХХХХХХХХХХХХХХ заболеваний»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск