25 июня 2014 года
П Р О К У Р А Т У Р А
Пресс-релиз Выпуск радиопередачи в текстовом формате. Ведущая: Прокурорский надзор за соблюдением законности при переселении граждан из аварийного (ветхого) жилья является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры Ставропольского края, так как в условиях значительных финансовых вливаний на обустройство в жилищно-коммунальной сфере жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется изношенностью жилищного фонда, о чем свидетельствует значительное количество многоквартирных домов, признанных аварийными. В истекший период 2014 года органами прокуратуры края приняты меры по обеспечению законности в жилищно-коммунальной сфере.
Прошу, Роман Юрьевич, озвучьте статистические данные прокуратуры.
Гость: В истекший период 2014 года органами прокуратуры края приняты меры по обеспечению законности в жилищно-коммунальной сфере. За 5 месяцев 2014 года выявлено 7100 нарушений закона, что на 76 % больше нарушений, выявленных в аналогичном периоде 2013 года. В целях устранения данных нарушений принято более 2400 актов прокурорского реагирования. В том числе при реализации программ, связанных с переселением граждан из аварийного жилья, выявлено 29 нарушений закона.
Ведущая: Поясните, какие трудности возникают на территории края при переселении граждан из аварийного жилищного фонда?
Гость: В рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.07.2013 № 237-п, в 2014 году запланировано расселение 640 человек, проживающих в 38 аварийных многоквартирных домах.
Реализация данной программы невозможна без выполнения условий предоставления финансовой поддержки государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На 2014 год размер такой поддержки составил 125 353 тыс. руб. По причине невыполнение органами государственной власти края программных мероприятий правлением Фонда принято решение о приостановлении по Ставропольскому краю финансовой поддержки и, как следствие, нарушение прав жителей края, проживающих в аварийном жилье. После внесенного прокуратурой края представления на территории края активизирована работа по принятию нормативно-правовых актов необходимых для ее возобновления.
Кроме того, установленным законом условием реализации данных программ является признание многоквартирных домов аварийными до 01.01.2012. Соответственно, дома, признанные аварийными после указанной даты, в программе принимать участие не могут. Кроме того, указанные программы предусматривают последующий снос аварийных многоквартирных домов, при этом, жильцы многоквартирных домов, признанных аварийными и являющимися объектами культурного наследия, в данных программах не могут участвовать, поскольку их снос запрещен.
Ведущая: В органы прокуратуры края поступают обращения, связанные с признанием многоквартирных домов аварийными. Поясните, каков порядок признания аварийным многоквартирного дома?
Гость: Согласно ст. 12 ЖК РФ определение порядка и оснований признания жилых помещений непригодными для проживания относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Положением установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. При этом орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решений о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания.
Следует отметить, что аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признается не частное жилое помещение, а многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия населения, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе комиссии в случае необходимости привлекаются квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Собственник жилого помещения привлекается к работе комиссии с правом совещательного голоса.
Собственники многоквартирного дома обязаны представить в орган местного самоуправления документы, предусмотренные данным положением:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
На практике вызывает трудности связанные с представлением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, поскольку стоимость такого обследования является дорогостоящей.
Ведущая: Какие еще нарушения законодательства выявляются при переселении граждан из аварийного жилья?
Гость: Органами прокуратуры края выявляются нарушения, допускаемые на стадии признания домов аварийными, формировании программ, а также ввода построенных в эксплуатацию многоквартирных домов. Обоснованность включения в программу, фактическое наличие домов.
Острой проблемой являлось освоение выделенных для переселения граждан из аварийных домов денежных средств.
Бездействие отдельных должностных лиц органов местного самоуправления и ненадлежащий контроль со стороны органов государственной власти края порождает нарушения прав граждан на проживание в достойных условиях.
По каждому факту возврата денежных средств необходимо принятие мер реагирования по причине нарушения прав граждан, невозможность использования денег другими муниципальными образованиями.
Пример прокуратурой СК проводятся проверки в целях недопущения фактов не освоения денежных средств, как случилось в г. Кисловодске, администрация которого, не освоив более 60 млн. на ремонт жилья, вынуждена была вернуть их в бюджет края, которые должны были пойти на ремонт ветхого и аварийного жилья.
Регулярно нарушаются сроки проведения конкурсных процедур. Заключение контрактов с заведомо невыполнимыми сроками.
Нарушение сроков реализации данных программ обусловлено не только несвоевременным проведением конкурсных процедур, но и порочной практикой глав муниципальных образований заключать дополнительные соглашения по изменению сроков действия контрактов.
Так, прокуратурой края выявлен факт заключения таких соглашений в г. Железноводске, что привело к затягиванию строительства двух многоквартирных жилых домов. На основании материалов прокурорской проверки начальник управления городского хозяйства администрации г. Железноводска привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.
Нарушение сроков работ и неустойка, которая не взыскивается органами местного самоуправления.
Актуальной проблемой является качество жилья, в которое переселяются граждане.
Характер обращений граждан в рамках реализации указанных программ свидетельствует о следующих проблемных вопросах:
- Переселение из центра на окраину. Вместе с тем условиями реализации программы является приобретение жилья в границах населенного пункта.
- Ухудшение жилищных условий при переселении, что незаконно.
Пример. Проверкой, проведенной прокуратурой города Невинномысска, установлено, что многоквартирный жилой дом по ул. Степная, 71, в котором проживает «Д» и двое ее детей, был признан аварийным, подлежащим сносу и включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Невинномысске с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2011-2012 годах», утвержденную постановлением администрации города Невинномысска от 03.06.2011 № 1707, а также в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае с учетом необходимости малоэтажного строительства в 2011-2012 годах», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 №154-п.
В доме № 71 по ул. Степная «Д» с двумя детьми занимает по договору социального найма двухкомнатную квартиру общей площадью 31,5 кв.м. и жилой площадью 22,6 кв.м.
В рамках реализации вышеуказанных программ в городе Невинномысске построен 26-квартирный жилой дом по улице Урицкого, 46, в котором для переселения «Д». и членов ее семьи выделена однокомнатная квартира общей площадью 36,7 кв.м., жилой площадью 19,7 кв.м, что является нарушением требований ст.86 и 89 Жилищного кодекса РФ и свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию программ.
По результатам проверки 30.04.2014 прокуратурой города Невинномысска в Невинномысский городской суд в интересах «Д» было направлено исковое заявление с требованием обязать администрацию города Невинномысска предоставить «Д» по договору социального найма на состав семьи три человека квартиру, расположенную на территории города Невинномысска, отвечающую установленным санитарно-техническим требованиям, с количеством комнат не менее двух, общей площадью не менее 31,5 кв.м., жилой площадью – не менее 22,6 кв.м.
Аналогичные нарушения, связанные с предоставлением при переселении из ветхого жилья жилого помещения меньшей площади, чем ранее занимаемое, были выявлены и при проверке сведений, изложенных в обращении «Ж», по результатам рассмотрения которого 06.05.2014 в Невинномысский городской суд в интересах «Ж» и членов ее семьи направлено исковое заявление.
Аналогичные нарушения выявлены также прокуратурой города Железноводска.
Кроме того, прокуратурой города Невинномысска проведена проверка сведений, изложенных в обращении граждан, проживающих в районе 19 школы о нарушениях, допущенных при строительстве канализационных сетей в Завокзальной части города Невинномысска.
Пример. В г. Георгиевске 12.06.2012 построен и введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом. В нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительных норм и правил указанный дом введен в эксплуатацию без подключения квартир к газовому оборудованию. Указанные работы жильцами дома впоследствии выполнены за свой счет, в связи с чем, Георгиевским межрайонным прокурором в Георгиевский городской суд направлено 7 заявлений, в интересах пенсионеров и инвалидов на общую сумму 10 344 рубля о возмещении расходов, понесенных, в связи с оплатой указанных работ, которые удовлетворены. |