Практикум «Защити свои права»


Скачать 75.82 Kb.
НазваниеПрактикум «Защити свои права»
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
Практикум «Защити свои права»1
Цель практикумасформировать у учащихся представление о

практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека вРоссийской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав человека.

Предварительная подготовка.Подготовить карточки с заданиями;необходимые таблички-вывески («директор школы», «управление образования», «органы опеки и попечительства», «милиция», «прокуратура», «суд», «правозащитная организация», «Уполномоченный по правам ребенка» и др.); выдержки из документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции России, Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации» и др.).

Введение в проблему.Учитель актуализирует знания учащихся о различных государственных и негосударственных организациях, занимающихся защитой прав человека. На листе (доске) можно записатьих перечень с краткой характеристикой функций.

Деление на группы.Класс делится на две части: «граждане, чьи правабыли нарушены» и «работники различных организаций». Деление может быть по желанию учащихся либо по усмотрению учителя (например, менее решительным, застенчивым ученикам можно предложитьроли представителей различных организаций, более активным — роли«пострадавших»; в следующий раз при проведении подобного практикума роли необходимо поменять). Учитель каждой группе дает вводную инструкцию отдельно, для этого «пострадавшие» выходят из класса.

Вводная инструкция для «работников организаций»:

«Сейчас к вам на прием придут граждане с жалобами. Ваша задача —

выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в разрешении проблемы. Но если жалоба касается интересов вашего ведомства, постарайтесь либо урегулировать конфликт и не давать емудальнейшего развития, либо дать «туманную» консультацию. Свои консультации вы будете записывать на листе консультаций гражданина».

Вводная инструкция для «пострадавших»

«Внимательно прочитайте карточку с проблемой, которую вамнужно решить. Ваши права нарушены, и вам нужно добиться справедливого решения в свою пользу. Попробуйте определить стратегию защиты: в какую организацию вы обратитесь, что делать дальше, еслиполучите в ней отказ или будете не удовлетворены принятым решением. Помните, что время приема граждан ограничено. Ответы должностных лиц должны быть записаны на листе консультаций».

Варианты игровых ситуаций2

1. На уроке литературы учащимся было задано сочинение на тему«Иисус Христос — спаситель мира». Один из ребят, воспитывающийся в атеистической семье, отказался писать сочинение, мотивируясвой поступок тем, что не верит в Бога. Учитель поставил «2» и на уроке, анализируя сочинения, в грубой форме высмеял ученика, заставил переписывать сочинение и не оригинальничать.

2. В школе работает очень принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся потребовали от него ставить более высокие оценки. Учитель отказался. Тогдашкольники написали жалобу, в которой оклеветали учителя, а емусамому пригрозили физической расправой. Родители учащихся также пытались оказать на него давление, но учитель остался тверд итребуемых оценок не поставил.

3. В классе учится девочка — «чистый гуманитарий». У нее единственная «3» — по математике. Родители ругали дочь за эту «тройку»,лишали ее прогулок, развлечений, поощрений. Девочка стала нервничать, «выплакивать» оценки у учителя, оспаривать их. Однажды ейпопал в руки журнал, и она решилась на подделку оценок. Об этомвскоре стало известно, в школу вызвали родителей. После беседы вшколе они начали игнорировать дочь, ее объяснений не принимали,перестали с ней разговаривать, а если и говорили, то только об этомпроступке. На уроке литературы учительница, разбирая повесть «Капитанская дочка», рассуждала о благородстве главного героя, в конце же перевела разговор на то, что не все способны поступать благородно, и прямо указала на девочку.

4. В течение года классная руководительница демонстративно иизощренно третировала ребенка, причем делала это не только «всердцах», но и проводя заранее спланированные акции. Так, однаждыона предложила всем учащимся класса написать заявления на имядиректора школы и в них назвать все плохие поступки этого ученика.Дети послушно стали писать о том, что он кого-то толкнул, с кем-топоссорился, с кем-то что-то не поделил. Сам ребенок был поставленперед классом, плакал и просил учительницу, чтобы она не отдавалазаявления директору.

5. Ученик-сирота стал плохо учиться, пропускать уроки, драться содноклассниками, грубить учителям. Однажды он пришел в класс ссерьгой в ухе. Классный руководитель подозвала его к себе и сталаотчитывать за серьгу, затем схватила с силой за ухо и потянула. Отобиды и боли мальчик закричал, вырвался и обругал учительницу. Учитель потребовал исключения ребенка из школы.

6. Ученик из многодетной семьи. В классе, где он учится, практиковались обеды в долг. К концу четверти долг необходимо было погасить, но семья не смогла этого сделать. Учительница забрала у ребенка портфель и сказала, что не отдаст его, пока долг не будет погашен.Все это объявлялось ребенку в присутствии класса, сопровождалоськомментариями: «Что я теперь, должна платить за всех многодетных?Не рожали бы столько, если нет денег обеды оплачивать. А ты зачемел, если знал, что у родителей в кармане шаром покати?»

7. Первокурсницу школы бизнеса (16 лет), обучающуюся по специальности «повар-кондитер», послали в столовую на производственную практику. Практика состояла в том, чтобы перед приходом проверки «отдраить» столовую до блеска. Девушке велели вымыть электромясорубку, которая не была отключена от сети. В момент, когдаона промывала внутренний винт, электромясорубка автоматическивключилась, и девушка лишилась пальцев руки.

8. Выпускнику школы было отказано в приеме в 10 класс его школы из-за большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. После обращения в органы управленияобразованием ребенок был принят в школу условно, до результатовполугодия, а после первого полугодия отчислен в связи с неаттестациейпо нескольким предметам.

9. Ученик 11 класса написал заявление о том, что не можетизучать военные параграфы курса ОБЖ в их практической части(требовалось собирать/разбирать автомат, стрелять из оружия, метать гранаты и т. п.), поскольку это противоречит его убеждениям.При этом теоретическая часть была им изучена на «отлично». Директор школы принял решение не вписывать в аттестат ученика ополучении среднего (полного) образования ОБЖ как не изучавшийся предмет.

10. В конце учебного года администрация школы потребовалавнести средства на нужды школы в размере 200 рублей. Деньгинеобходимо было сдать классному руководителю, только после этогоон выдавал ведомость с итоговыми оценками за год. Часть детей измалоимущих семей деньги не сдали, на летние каникулы ушли, так ине получив ведомости с оценками.

Игровая часть.Учитель объявляет начало «приема» граждан. «Пострадавшие» вступают во взаимодействие с «организациями». Учитель

наблюдает за работой, при этом желательно никаких дополнительных

советов не давать. «Прием» заканчивается либо после установленного

времени (например, 20 минут), либо после того, как большинство «посетителей» разрешат свои проблемы.

Рефлексия.Учитель спрашивает, как чувствовали себя учащиесяв своих ролях; менялось ли их настроение на протяжении игры, каконо менялось; какие чувства испытывали ребята друг к другу, находясь в разных ролях; довольны ли своей работой «сотрудники организаций»; удовлетворены ли консультациями «посетители» и т. д.

Затем обсуждаются варианты проблемных ситуаций, консультации, полученные по ним, иные возможные варианты решения проблем.

В конце занятия можно предложить учащимся самостоятельно составить схему (алгоритм) защиты нарушенных прав, включив в них всевозможные организации: государственные, общественные, как национальные, так и международные.

Беседа. Углублению понимания правозащитных методик и технологий будет способствовать общение с Уполномоченным по правам ребенка.

При ознакомлении с правозащитными методиками и технологиями следует остановиться на самих этих понятиях.

Начать разговор можно с постановки проблемных вопросов: «Следует ли человеку каждый раз самостоятельно искать решение задачи,если другие люди не раз уже с такими задачами сталкивались и решали их?», «Следует ли каждому математику искать доказательства ужедоказанных ранее теорем или лучше воспользоваться накопленнымопытом?», «Следует ли каждому несправедливо уволенному самостоятельно изучать все трудовое и процессуальное законодательство длятого, чтобы защитить свои права, или есть возможность учесть опытлюдей, попадавших в такую же ситуацию?».

Ребята сами сделают выводы, что нарушение прав человека — явление, достаточно часто повторяющееся, несмотря на обилие юридических гарантий, что самостоятельный поиск правильного пути отстаивания своих прав в каждом конкретном случае малоэффективен(потраченное время и возможные ошибки вследствие юридическойнеопытности), поэтому хорошо бы иметь четкие инструкции, составленные знающими людьми, как действовать в каждом конкретном случае.

Теперь можно разъяснить школьникам, что подобные инструкции,охватывающие типичные нарушения прав человека, описывающие алгоритмы поведения в той или иной ситуации, уже созданы правозащитниками. Их называют правозащитными методиками и технологиями.Хотя и существует разнобой в определении этих терминов, обычнопод «правозащитными методиками» понимают рекомендации по защите прав человека в каком-то конкретном случае, а под «правозащитными технологиями» — рекомендации по защите прав человека в какой-либо сфере общественной жизни, объединяющие целый комплекс правозащитных методик.

Следует коротко ознакомить учащихся с примерами правозащитных методик и технологий:

• защита права на неприкосновенность личной жизни;

• защита прав и свобод в отношениях с государственными органами и должностными лицами;

• защита от жестокого обращения со стороны правоохранительных органов;

• защита права на неприкосновенность жилища;

• защита прав несовершеннолетних в органах милиции.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что правозащитные методикии технологии очень подробно описывают, как правильно действовать,защищая свои права, в той или иной ситуации, зачастую содержат рекомендации о последовательности действий шаг за шагом, предусматривают описания типичных вариантов развития событий, включаютв себя выдержки из соответствующих законодательных актов и образцы заявлений, обращений и тому подобных документов, которыепредстоит писать тому, чьи права ущемлены.

Учащимсянеобходимо разъяснить какую помощь они могут получить при обращении к Уполномоченному по правам ребенка, желательно раздать буклеты, визитки с адресом приемной Уполномоченного.

1 Практикум разработан П.В. Миковым. Апробирован на курсах повышения квалификации педагогических работников, включен в методическое пособие «Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя». — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

2 Описаны реальные ситуации

Похожие:

Практикум «Защити свои права» iconПрактикум Екатеринбург 2006 Содержание Таможенное право Российской...
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот и поэтому призвано...

Практикум «Защити свои права» iconПрактикум по предпринимательскому праву институт экономики, управления и права (г. Казань)
Пособие подготовлено коллективом кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Института экономики, управления...

Практикум «Защити свои права» icon1 Предмет и методология теории государства и права
Практикум содержит задания различной степени сложности по основным темам теории государства и права

Практикум «Защити свои права» iconОб утверждении административного регламента
Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по назначению помощника совершеннолетнему дееспособному...

Практикум «Защити свои права» iconДля тех, кто хочет защитить свои права и права своих детей при общении...

Практикум «Защити свои права» iconДля тех, кто хочет защитить свои права и права своих детей при общении...

Практикум «Защити свои права» iconКак защитить свои права
За время действия закона о защите прав потребителя обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что...

Практикум «Защити свои права» iconИнформация для граждан, выразивших желание быть помощником совершеннолетнего...
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерацией (ст. 41) над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию...

Практикум «Защити свои права» iconКафедра уголовного права и криминологии
Практикум по квалификации преступлений для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»

Практикум «Защити свои права» iconНп «Воронежское Содружество тсж» Что нужно знать собственнику жилья, чтобы защитить свои права?
Но договор управления не должен ущемлять права потребителя (ст. 16 "Закона о защите прав потребителей"). Если условия договора управления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск