Скачать 288.03 Kb.
|
Тема 11. Самопрезентация Я есть то, чем признают меня окружающие. У. Джеймс Что такое самопрезентация В восприятии людьми друг друга очень важным является, как вы помните, формирование первого впечатления о человеке. Каковы основные механизмы межличностного восприятия? Какие ошибки распространены при формировании первого впечатления о человеке? Итак, чтобы создать благоприятное впечатление о себе, вызвать у партнера желание общаться с вами, нужно помнить о психологических механизмах межличностного восприятия. Необходимо помнить об «эффекте ореола» — факторах превосходства, привлекательности и отношения, влияющих на восприятие, а также о приемах аттракции. Как возникает эффект ореола, превосходства и привлекательности? Что включают в себя приемы аттракции? Очень важной также является способность к эффективной самопрезентации (самоподаче). Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то - новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом - подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки. Самопрезентация - это представление или открытие себя другим людям. Это умение воздействовать на процесс формирования своего образа у партнера, т. е. «подать» себя в выгодном свете. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации - создать у людей благоприятное впечатление о себе. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее. В результате самопрезентации формируется первичный образ-впечатление, который, как свидетельствуют специальные исследования, в 75% случаев оказывается верным. При этом впечатление на 60% зависит от того, как человек выглядит, на 35% – от того, как звучит его голос, и только на 5% – от того, что он говорит. С чего начать самопрезентацию? Давно замечено, что люди реагируют не столько на слова, сколько на способ их произнесения, на то симпатичен человек или нет, обладает ли харизмой, убедительно ли говорит, уверен ли в себе и теме разговора. В ситуации дискомфорта очень сложно сохранять убедительность и естественность. Поэтому перед тем, как начать самопрезентацию, расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие от этого сами. Тогда и целей будет достичь проще. Есть простой способ успокоиться: Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали теплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите руки и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав несколько глубоких вдохов. Представьте, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только легкие, но и глаза кислородом, он сделает их более сильными. Это упражнение можно делать со всеми частями лица: оно помогает расслабиться за совсем короткий промежуток времени. Невербальные основы самопрезентации Как можно использовать походку, мимику, жесты для создания эффективной самопрезентации? С помощью невербальных средств общения — мимики, жестов, телодвижений — передается от 60 до 80% информации. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на стул, скажет окружающим о вас очень много. Грамотный собеседник по вашей позе всегда сможет определить, говорите вы правду или лукавите, мандражируите или ведете себя нагло, готовы к действию или вам все надоело. Для того чтобы научиться правильно держать себя достаточно пары репетиций перед зеркалом, правильного дыхания и внутреннего спокойствия. Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема. Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. На лице, пластичном и подвижном в молодости, с годами появляются следы характерных эмоций — так называемые мимические морщины. Лоб гневливого человека прорезает вертикальная складка, рот унылого становится похожим на висячий замок, и только лицо веселого, доброго человека с годами не теряет своей привлекательности. Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — "улыбка Дюшена". Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной. Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект. У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку "работает" на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — "признак дурачины". Также индивидуальна и дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия. Задание 1. Личное пространство Определите свое личное пространство. Выберите партнера. Станьте лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать "стоп", когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Проделайте такое упражнение с разными людьми. Ученые установили: чем агрессивнее человек, тем больше его личное пространство. Роль одежды в самопрезентации "Вторая кожа" — так модельеры называют одежду. К одежде делового человека предъявляются довольно жесткие требования. Платья, свитера, трикотажные кофты — все это прекрасно дома или на прогулке, но для деловой одежды неприемлемо. Покрой и цвет костюма выбирают с учетом фигуры, комплекции, цвета волос, возраста, рода занятий. Для делового костюма наиболее подходящими цветами являются оттенки темно-синего, темно-зеленого, серого, бордо. Блузку или рубашку подбирают в тон костюму или по контрасту. Ювелирные украшения и бижутерию принято носить после 19 часов. Они будут очень хороши с вечерним платьем, а в деловой одежде неуместны. Исключение — обручальное кольцо. Туфли и сумка непременно должны сочетаться друг с другом и с костюмом. Деловая женщина не должна надевать туфли на босую ногу. В деловой одежде недопустимы просвечивающие ткани, глубокие вырезы и короткие рукава. Длина юбки подбирается индивидуально с учетом пропорций фигуры, однако не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Деловой стиль диктует требования и к верхней одежде: длинное пальто уместнее, чем куртка. Все сказанное не относится к одежде представителей "свободных" профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов, спортсменов. И вообще, главное — одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу. Нередко человеку отказывают в приеме на работу только из-за того, что на нем вызывающе дорогой костюм или часы. А он, бедолага, взял их напрокат. Индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же доклад перед той же аудиторией. Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке. Не обязательно облачаться в дорогие костюмы, но очень важно выглядеть опрятным. Аккуратность в одежде очень часто ассоциируется с опрятностью в делах. Во внешнем виде важна мера, ничего не должно быть “слишком” (аккуратная прическа, невызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и т.п.). Несколько слов о моде. Чем бесполезнее вещь, тем активнее ее вам навязывают. В сознание успешно внедряется стереотип: модно — значит, стильно и красиво. Против манипуляции такого рода может устоять только человек с развитым эстетическим вкусом. Опишите, как вы оденетесь, если пойдете устраиваться на работу в офис и если вы первый раз идете знакомиться с родителями девушки (парня)? Речь в самопрезентации Безупречный внешний вид — это лишь половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой. Как в самопрезентации использовать интонацию, темп и громкость речи? Если голос звучит спокойно и уверенно, без резких перепадов от высоких звуков к низким, то создается равномерный фон восприятия всей ситуации общения и, как следствие, это успокаивает собеседника или аудиторию. Люди больше склонны доверять низкому голосу. Нерешительного человека можно узнать по его невнятным высказываниям. Если хотите проверить, как вы умеете вербально преподносить себя, запишите собственную речь, а затем прослушайте запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности. Главное – будьте искренни. Любая фальшь заметна и играет против вас. Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Несмотря на то что в начале XXI века изменились формы и содержание делового общения, нормы русского языка со времен Пушкина и Гоголя остались прежними. Правда, в России стало меньше людей, в совершенстве владеющих русским языком. Если раньше речь дикторов радио и телевидения считалась эталоном, то теперь на всю страну транслируется безграмотная, неряшливая речь, а пассажи государственных чиновников и политиков без конца цитируют юмористы. Выполните предложенные ниже задания, так вы проверите свою речевую грамотность, а заодно узнаете, какие существуют речевые ошибки. Задание 2. Работа над ошибками Прочитайте задания и выполните их самостоятельно. I. Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Упражнение 1. Ниже приведены примеры паронимов. Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:
При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю. II. Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов — слов, близких по смыслу. Например:
Упражнение 2. В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами: Подведем результаты встречи. Недостатки конструкции механизма обнаружились при первом испытании. Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв. В выступлении было много дефектов. III. Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов, то есть употребление нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например:
Чаще всего эти ошибки допускают люди, смутно представляющие себе значения иностранных слов. Упражнение 3. В следующем предложении плеоназмы встречаются пять раз. Найдите и уберите их: В конечном итоге ведущий лидер партии призвал коллег по работе к совместному сотрудничеству и рассказал о перспективах на будущее. IV. В деловой речи широко используются устойчивые словосочетания (нанести визит, принять меры, играть роль, иметь значение, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе отчет и н.д.). Однако не все слова сочетаются друг с другом. Так, нередко можно слышать: "это не играет значения" вместо "не имеет значения" или "имеет роль" вместо "играет роль". Упражнение 4. Соедините линиями глаголы из первой колонки с подходящими по смыслу существительными из правой колонки:
|
Во всех районах перми проходят специализированные ярмарки-презентации «летом есть чем заняться» 5 | Развитие навыков вербального представления своих личностных и квалификационных характеристик | ||
Но иногда люди ведут себя хуже, чем звери. И тогда из простого охотника мне приходится превратиться в убийцу. Неважно, что я один,... | «У меня нет на руках свидетельства егэ (еще не выдали в школе), но есть аттестат. Могу лия подавать документы для поступления?» | ||
Благодаря (чему?), вопреки (чему?), вследствие (чего?), заведующий (чем?), началь-ник (чего?), руководитель (чего?), руководство... | Мы с администратором сидим ночью в новой, только что открывшейся школе на Маяковке, за окном – молнии. Кажется, весь мир отговаривал... | ||
Всем гражданам России, кому не безразлична судьба нашей родины, которые не подготовили и не готовят посадочные площадки за пределами... | Лорен, а меня совершенно игнорирует. Он винит во всем, меня и говорит, что я просто эмоционально неуравновешенная. Из-за него я чувствую... | ||
У меня было три причины для того, чтобы написать эту книгу. В ней речь скорее идет о групповом «лечении», чем о групповой терапии.... | У меня всего 3 предмета, у меня же облегченная программа. Русский, математика и чтение |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |