Протокол №6 заседания учебно-методической комиссии ПМ-ПУ, от 17 января 2017 г. члены УМК: доцент Погожев С.В., доцент Тамасян Г.Ш., профессор А.М.Камачкин, доцент Блеканов И.С., ассистент Панкратова Я.Б, доцент Свиркин М.В., доцент Никифоров К.А., профессор Жабко А.П. 1. Слушали: О взаимодействии с организациями-работодателями Основание: поручение Проректора по УМР от 12.10.2015 №113-387, поручение Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 05.05.2016 №15-586 Докладчик: М.В. Свиркин
Постановили (единогласно):
Принять к сведению следующую информацию:
ведутся дальнейшие работы по совершенствованию и заполнению базы «Партнеры»
к настоящему времени реализованы справочники по обучающимся и преподавателям.
2. Слушали: О дорожной карте учета требований ПС в ООП Основание: Приказ Проректора по УМР №10768/1 от 29.12.2015, поручение Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 20.05.2016 №15-643, поручение Проректора по УМР от 29.11.2016 №06/85-59 Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
1) В ходе анализа учебных планов образовательных программ и обсуждений с разработчиками учебных планов были выявлены следующие проблемы, которые требуют внесения изменений в действующий образовательный стандарт или изменения прочтения текстов образовательного стандарта при проверке отделом контроля образовательной деятельности. Поскольку в ближайшее время переход на новый стандарт не предвидится и учебные планы на 2017-й год приема создавались на основе действующего стандарта, целесообразно рассмотреть возможность изменений по следующим вопросам:
В учебные планы бакалавриата ООП "Программирование и информационные технологии" и бакалавриат ООП "Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование" были добавлены факультативные дисциплины «История России» (программа электронного обучения) в 1 семестре и 2 семестре, которым было дано по 3 з.е. в каждом семестре. В связи с тем, что в стандарте присутствует ограничение на общее максимальное количество зачетных единиц по факультативным дисциплинам, отдел контроля образовательной деятельности заставил убрать действительно нужные факультативные дисциплины, предназначенные для формирования компетенций, которые могут быть необходимых в профессиональной деятельности выпускников. При этом, мы уже обращали внимание, что в 1 и 2 семестре в базовой части у обучающихся присутствует дисциплина с точно таким же названием «История России», однако нашим доводам не внемлют и в результате в учебном плане у обучающихся одновременно две дисциплины с одинаковым названием, одна из которых факультативная. В связи с этим, обучающиеся не видят необходимости изучать одну и ту же дисциплину (не профессиональную) дважды и не выбирают факультатив. Для решения проблемы необходимо разрешить отказаться от факультативной дисциплины «История России» в связи с наличием такой обязательной дисциплины в учебном плане.
При проверке учебных планов на соответствие образовательному стандарту отдел контроля образовательной деятельности читает пункт
4.7. Примерный перечень лабораторных практикумов и практических занятий по учебным дисциплинам (модулям)
как «Обязательный перечень…» и принуждает перечислять все дисциплины с точным указанием названия дисциплины из перечня, который на самом деле является примерным. В связи с этим в учебным планах присутствуют нелогичные дисциплины, которые не нужны и ничем не обоснованы в некоторых образовательных программах, что в свою очередь может привести к вопросам, например, при проведении общественно-профессиональной аккредитации. Необходимо либо довести разъяснение по трактовке сотрудникам отдела контроля образовательных программ, либо предоставить возможность внесения изменений в примерный перечень лабораторных практикумов с целью его актуализации.
В приложении к стандарту по направлениям подготовки «02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии» академическая модель, академически-ориентированная модель и практико-ориентированная модель магистратуры в таблицах п.2.1, содержащих перечисление профессиональных компетенций, исчезло разделение на виды деятельности «Научно-исследовательская деятельность», «Проектная и производственно-технологическая деятельность», «Организационно-управленческая деятельность», «Педагогическая деятельность», «Консалтинговая деятельность» и т.д. Необходимо восстановить данное деление на виды деятельности в стандарте.
Во ФГОС по направлению подготовки 02.04.02 в п.4.3 указано, что «При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр…», что в совокупности с п.5.4 того же стандарта позволяет в конкретной образовательной программе не реализовывать все-все возможные профессиональные компетенции, которые перечислены в стандарте, а выбрать только те, которые соответствуют выбранным видам деятельности в конкретной образовательной программе. В приложении к стандарту университета, например, по направлению 02.04.02 присутствует 25 профессиональных компетенций, которые не представляется возможным изучить в должной мере в сочетании с 13 общекультурными компетенциями за 2 года обучения в магистратуре (120 з.е.). Отдел контроля образовательных программ трактует перечисленные профессиональные компетенции как все обязательные к реализации, в связи с чем, в учебных планах присутствуют некорректные соответствия между дисциплинами и формируемыми компетенциями, что будет затруднительно объяснить, если это выяснится в ходе проведения общественно-профессиональной аккредитации. Необходимо либо довести разъяснение по трактовке сотрудникам отдела контроля образовательных программ, либо предоставить возможность внесения изменений в приложении к стандарту в п.2.1 с целью актуализации списка профессиональных компетенций.
2) Обратиться к Проректору по УМР с просьбой внести указанные изменения в Приложения к стандартам СПбГУ 3. Слушали: О составах предметных комиссий Основание: Поручение Начальника УОП от 19.12.2016 №06-771 Докладчик: А.В. Екимов
Постановили (единогласно):
Одобрить следующие кандидатуры в состав предметных комиссий по программам подготовки специалистов и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:
Председатель комиссии:
Жабко А.П., д.ф.-м.н., профессор, профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой ТУ;
Члены комиссии:
Камачкин А.М., д.ф.-м.н., профессор, профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой ВМ;
Буре В.М., д.т.н., профессор, профессор кафедры МТИСР;
4. Слушали: О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП магистратуры "Технологии баз данных" (*/5503/1) по направлению 02.04.02. "Фундаментальные информатика и информационные технологии"
Основание: поручение зам.начальника УОП от 10.01.2017 №06\85-4
Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
В связи с отрицательными результатами экспертизы, проведенной в ходе заседания УМК установить, что содержание представленных рабочих программ и применяемые педагогические технологии не соответствуют целям подготовки по образовательной программе магистратуры "Технологии баз данных" (*/5503/1) по направлению 02.04.02. "Фундаментальные информатика и информационные технологии"
Вернуть указанные РПУД на доработку для исправления следующих замечаний:
некорректно описана методика проведения промежуточной аттестации
некооректно описаны показатели критерии оценивания
недостаточно подробно описаны методика оценивания и оценочные средства, не указаны виды КИМ
недостаточно подробно указаны методические материалы для обучающихся по подготовке к ПА
недостаточно подробно указаны методические материалы для опреподавателя по подготовке к ПА
Для приведения рабочих программ дисциплин в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним в целях их совершенствования, обратиться к Проректору по УМР с просьбой предоставить образец корректного заполнения пунктов рабочих программ дисциплин, которые можно передать разработчикам рабочих программ для использования их в качестве эталонных.
5. Слушали: О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП магистратуры "Прикладные информационные технологии. Информационные экспертные системы" (*/5718/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Основание: поручения зам.начальника УОП от 19.12.2016 №06\85-63 и от 20.12.2016 №06/85-64
Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
В связи с отрицательными результатами экспертизы, проведенной в ходе заседания УМК установить, что содержание представленных рабочих программ и применяемые педагогические технологии не соответствуют целям подготовки по образовательной программе магистратуры "Прикладные информационные технологии. Информационные экспертные системы" (*/5718/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Вернуть указанные РПУД на доработку для исправления следующих замечаний:
некорректно описана методика проведения промежуточной аттестации
некооректно описаны показатели критерии оценивания
недостаточно подробно описаны методика оценивания и оценочные средства, не указаны виды КИМ
недостаточно подробно указаны методические материалы для обучающихся по подготовке к ПА
недостаточно подробно указаны методические материалы для опреподавателя по подготовке к ПА
Для приведения рабочих программ дисциплин в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним в целях их совершенствования, обратиться к Проректору по УМР с просьбой предоставить образец корректного заполнения пунктов рабочих программ дисциплин, которые можно передать разработчикам рабочих программ для использования их в качестве эталонных.
6. Слушали: О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП магистратуры О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП магистратуры "Теория игр и исследование операций" (*/5644/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Основание: поручения зам.начальника УОП от 10.01.2017 №06\85-1 и от 10.01.2017 №06/85-2
Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
В связи с отрицательными результатами экспертизы, проведенной в ходе заседания УМК установить, что содержание представленных рабочих программ и применяемые педагогические технологии не соответствуют целям подготовки по образовательной программе магистратуры "Теория игр и исследование операций" (*/5644/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Вернуть указанные РПУД на доработку для исправления следующих замечаний:
некорректно описана методика проведения промежуточной аттестации
некооректно описаны показатели критерии оценивания
недостаточно подробно описаны методика оценивания и оценочные средства, не указаны виды КИМ
недостаточно подробно указаны методические материалы для обучающихся по подготовке к ПА
недостаточно подробно указаны методические материалы для опреподавателя по подготовке к ПА
Для приведения рабочих программ дисциплин в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним в целях их совершенствования, обратиться к Проректору по УМР с просьбой предоставить образец корректного заполнения пунктов рабочих программ дисциплин, которые можно передать разработчикам рабочих программ для использования их в качестве эталонных.
7. Слушали: О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП магистратуры "Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики" (*/5691/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Основание: поручение зам.начальника УОП от 10.01.2017 №06\85-5
Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
В связи с отрицательными результатами экспертизы, проведенной в ходе заседания УМК установить, что содержание представленных рабочих программ и применяемые педагогические технологии не соответствуют целям подготовки по образовательной программе магистратуры "Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики" (*/5691/1) по направлению 01.04.02. "Прикладная математика и информатика"
Вернуть указанные РПУД на доработку для исправления следующих замечаний:
некорректно описана методика проведения промежуточной аттестации
некооректно описаны показатели критерии оценивания
недостаточно подробно описаны методика оценивания и оценочные средства, не указаны виды КИМ
недостаточно подробно указаны методические материалы для обучающихся по подготовке к ПА
недостаточно подробно указаны методические материалы для опреподавателя по подготовке к ПА
Для приведения рабочих программ дисциплин в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним в целях их совершенствования, обратиться к Проректору по УМР с просьбой предоставить образец корректного заполнения пунктов рабочих программ дисциплин, которые можно передать разработчикам рабочих программ для использования их в качестве эталонных.
8. Слушали: О рассмотрении пакета РПУД, включенных в ООП бакалавриата «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» (*/5005/1) по направлению 01.03.02. "Прикладная математика и информатика"
Основание: поручение зам.начальника УОП от 10.01.2017 №06/85-6
Докладчик: С.В. Погожев
Постановили (единогласно):
В связи с отрицательными результатами экспертизы, проведенной в ходе заседания УМК установить, что содержание представленных рабочих программ и применяемые педагогические технологии не соответствуют целям подготовки по образовательной программе бакалавриата «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» (*/5005/1) по направлению 01.03.02. "Прикладная математика и информатика"
Вернуть указанные РПУД на доработку для исправления следующих замечаний:
некорректно описана методика проведения промежуточной аттестации
некооректно описаны показатели критерии оценивания
недостаточно подробно описаны методика оценивания и оценочные средства, не указаны виды КИМ
недостаточно подробно указаны методические материалы для обучающихся по подготовке к ПА
недостаточно подробно указаны методические материалы для опреподавателя по подготовке к ПА
Для приведения рабочих программ дисциплин в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним в целях их совершенствования, обратиться к Проректору по УМР с просьбой предоставить образец корректного заполнения пунктов рабочих программ дисциплин, которые можно передать разработчикам рабочих программ для использования их в качестве эталонных.
9. Слушали: О разработке предложений по организации и критериям "приемки" on-line курсов, подготовленных в СПбГУ Основание: поручение Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 30.12.2016 №15-1782 Докладчик: И.С.Блеканов
Постановили (единогласно):
Одобрить представленные предложения согласно Приложению 1
10. Разное
10. 1. Слушали: О рекомендации к публикации учебного пособия «Математические модели эпидемий», авторы: Колесин И.Д., Житкова Е.М. Основание: выписка из протокола заседания кафедры УМБС, рецензия д.ф.-м.н. проф. О.А. Малафеева, рецензия к.м.н. доц. Г.Ф. Филимоновой (кафедра морфологии человека Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова) Докладчик: А.В. Екимов
Постановили (единогласно):
На основании положительных рецензий д.ф.-м.н. проф. О.А. Малафеева и к.м.н. доц. Г.Ф. Филимоновой (кафедра морфологии человека Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова) одобрить представленное учебное пособие «Математические модели эпидемий», авторы: Колесин И.Д., Житкова Е.М., и рекомендовать его к публикации.
10. 2. Слушали: О переносе даты заседания в феврале Докладчик: А.В. Екимов
Постановили (единогласно):
Перенести следующее заседание УМК на 14 февраля
Председатель УМК А.В. Екимов
Секретарь УМК М.С. Овсянникова
Приложение 1 Предложения
по организации и критериям "приемки" on-line курсов, подготовленных в СПбГУ Организацию процедуры приёмки онлайн-курсов предлагается выполнять в три этапа:
Внутренний аудит курсов
Рецензирование материалов курсов научными сотрудниками СПбГУ, специализирующимися в предметных областях
Апробация материалов курсов на студенческих фокус-группах.
Внешний аудит курсов Его предлагается подчинить Требованиям и рекомендациям по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования, подготовленный рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию (см. http://npoed.ru/files/npoed_rules_1.0.pdf), содержащим следующие положения:
Описание онлайн-курса
Структура онлайн-курса
Методические требования к онлайн-курсу
Технические и общие параметры контента
Требования к оценке результатов обучения при освоении онлайн-курса
Проверка соблюдения требований к прохождению курса для лиц с ограниченными возможностями
3. Отчетность по приемке курсов.
Предлагается разработать формы внутренней отчетности |