Скачать 1.39 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский экономико-юридический институт" кафедра государственно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ Ректор Алтайского экономико- юридического института _____________ В.И. Степанов "___"_____________ 20г. Рабочая программа по дисциплине Бухгалтерский учет для направления 38.03.04Государственное и муниципальное управление квалификация (степень) выпускника - бакалавр Барнаул 2015 Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономических дисциплинот "___"_____________ 2015 г. Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией экономического факультета. ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Цели, задачи дисциплины………………………...……………………………..4 2.Место дисциплины в структуре ООП, требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам студента……………………………………………………...5 3. Учебно-тематический план дисциплины (с указанием общей трудоемкости и количеством часов, отводимых на различные разделы и виды учебной деятельности)……………………..…………………………………………..…….6 4. Содержание дисциплины………………………………..………………….…..8 5.Планы практических занятий………………………………………………....14 6.Самостоятельная работа студентов ………………………………...……….129 7.Образовательные технологии, используемые в преподавании дисциплины …………………………………………………………………………………….130 8.Критерии оценки результатов обучения…………………………...………..130 9.Материалы для текущей, промежуточной и итоговой аттестации………...131 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины .…………………….144 11.Информационное обеспечение учебной дисциплины………………….….144 1.Цели и задачи дисциплины Изучение дисциплины "Бухгалтерский учет" предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом по направлению 38.03.04Государственное и муниципальное управление. Предметом труда любого управленческого работника – менеджера – является информация, и именно бухгалтерский учет является информационным языком бизнеса и одной из функций управления, поскольку вся фактическая информация о работе организации аккумулируется только в одной ее службе – бухгалтерии. Контроль за исполнением бюджетов невозможен без сравнения плановых показателей с их фактически достигнутым уровнем. Фактическая информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, является основой для составления бухгалтерской отчетности, а также источником для экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, включая анализ бухгалтерской отчетности. В связи с этим знание основ бухгалтерского учета и экономического анализа информации, формируемой на его основе, необходимы широкому кругу специалистов – экономистам, менеджерам, финансовым аналитикам и консультантам, аудиторам, персоналу кредитных организаций, налоговых и статистических органов и других государственных и коммерческих институтов. Целью учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" является формирование у бакалавров следующих компетенций:
После изучения дисциплины "Бухгалтерский учет" бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: - овладение студентами системой знаний о принципах, целях, задачах бухгалтерского учета, его объектах, методе и приемах ведения учета на предприятиях, основах нормативного регулирования учета в Российской Федерации; - дать представление об экономико-правовых аспектах и логике отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности; - приобретение студентами знаний и практических навыков применения принципов бухгалтерского учета и приемов обобщения учетной информации; - приобретение навыков по ведению синтетического и аналитического учета и составлению отчетности организаций; - приобретение студентами знаний теоретических основ экономического анализа. - сформировать навыки осуществления классических процедур бухгалтерского учета, ее учетно-технологических и правовых аспектов и контрольных моментов. 2. Место дисциплины в структуре ООП, требования к знаниям, умениям и навыкам студента. Согласно ФГОС ВО дисциплина "Бухгалтерский учет" относится к вариативной части Блока 1 обязательных дисциплин.Связь дисциплины"Бухгалтерский учет" с другими дисциплинами: - предшествующие: Основы экономической теории; История экономических учений; Микроэкономика; Макроэкономика; - последующие: Бухгалтерский финансовый учет, Бухгалтерская отчетность, Бухгалтерский управленческий учет, Аудит. Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента: -в области знаний: знать историю возникновения и развития учета и анализа; знать систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, стандарты бухгалтерского учета и элементы учетной политики; знать предмет, методы, место и функции бухгалтерского учета в систему управления; знать основы бухгалтерского финансового учета и отчетности; знать экономическое содержание показателей бухгалтерских отчетов, источников бухгалтерской и управленческой информации, необходимой для принятия решений; знать принципы, способы и методы, основные показатели финансово-экономического анализа и формулы их расчета; знать факторы, влияющие на изменение основных показателей, резервы повышения эффективности деятельности организации и улучшения ее финансового состояния; -в области умения: уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности; уметь выбирать учетную политику, позволяющую получить наиболее качественную бухгалтерскую отчетность; уметь читать бухгалтерскую отчетность; уметь применять способы финансово-экономического анализа, проводить аналитические процедуры на практике; уметь определять и систематизировать факторы, влияющие на изменение показателей, выявлять и оценивать резервы повышения эффективности деятельности и финансового состояния организации; уметь анализировать и оценивать финансовые и экономические показатели, формулировать выводы, давать объективную оценку и заключение по результатам анализа; -в области навыка: владеть аналитическим мышлением и навыками использования информации бухгалтерской отчетности в процессе принятия управленческих решений; владеть практическими навыками применения методов бухгалтерского учета, составления и чтения бухгалтерской отчетности; владеть способностью свободно оперировать бухгалтерскими понятиями и категориями, логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по анализу отчетности; владеть методикой анализа и оценки использования технических, материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов, а также методикой анализа и оценки финансового состояния организации; владеть навыками анализа бухгалтерских отчетов, разработки аналитических выводов, обобщения, аргументации и интерпретации результатов анализа 3. Учебно-тематический план дисциплины (с указанием общей трудоемкости и количеством часов, отводимых на различные разделы и виды учебной деятельности). Общая трудоемкость дисциплины "Бухгалтерский учет" составляет 3 зачетные единицы (108часов).
Формы рубежного контроля: - зачет; - написание курсовой работы - оценивается уровень раскрытия заявленной темы курсовой работы, ее полнота, правильность построения аргументации и соответствие сделанных выводов. 4. Содержание дисциплины. Лекция 1 Тема:Сущность и содержание бухгалтерского учета. Вопросы: 1.Общая характеристика хозяйственного учета. Виды учета. Учетные измерители. 2. Пользователи данных бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета. 3. Особенности бухгалтерского учета и принципы его ведения в РФ. 4. Финансовый, управленческий и налоговый учет. Принципы и объекты учета. 5. Нормативно-законодательная база бухгалтерского учета. Лекция 2 Тема:Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты. Вопросы: 1. Предмет бухгалтерского учета, его объекты и их классификация. 2. Хозяйственные средства. Капитал предприятия. 3. Классификация средств хозяйственного субъекта по функциональной роли (имущество) и по источникам их формирования (капитал и обязательства). 4.Характеристика хозяйственных процессов. 5. Метод бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета и их взаимосвязь. Лекция 3 Тема:Система счетов и метод двойной записи. Вопросы: 1.Классификация счетов. План счетов бухгалтерского учета. 2.Понятие двойной записи. 3. Обороты и остатки на счетах. 4. Синтетический и аналитический учет. Связь показателейсинтетического и аналитического учета. 5. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета. Лекция 4 Тема:Документирование операций, документооборот и инвентаризация. Вопросы: 1. Классификация учетных документов. 2. Порядок приемки и обработки документов, исправление ошибок в них. 3. Порядок проведения инвентаризации. Лекция 5 Тема:Учетные регистры и формы бухгалтерского учета. Вопросы: 1. Регистры бухгалтерского учета. 2. Журнал-Главная. 3. Упрощенная форма для малых предприятий. 4. Мемориально-ордерная форма. 5. Журнально-ордерная. 6. Автоматизированная форма. Лекция 6 Тема:Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная политика. Вопросы: 1. Принципы организации бухгалтерского учета. 2. Организация системы бухгалтерского учета на предприятии. 3. Понятие и виды учетной политики. 4. Два подхода к учетной политике. Лекция 7 Тема:Учет денежных средств и расчетно-кредитных отношений. Вопросы: 1. Наличный и безналичный денежный оборот. Формы расчета. Объекты финансового учета. 2. Учет операций по расчетному счету. 3. Учет операций на валютных счетах. 4. Учет кассовых операций. Кассовая книга и порядок ее заполнения. 5. Учет расчетов с подотчетными лицами. 6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Лекция 8 Тема:Учет материально-производственных запасов. Вопросы: 1. Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов. 2. Документное оформление движения материальных ресурсов. 3. Методы учета материалов. 4. Синтетический учет производственных запасов. 5. Инвентаризация производственных запасов. Лекция 9 Тема:Учет основных средств и нематериальных активов. Вопросы: 1. Понятие, состав, классификация и оценка основных средств. Задача учета. 2. Синтетический и аналитический учет поступления основных средств. 3. Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизации. 4. Учет затрат на восстановление основных средств. 5. Учет продажи и прочего выбытия основных средств. 6. Инвентаризация основных средств. Переоценка. 7. Учет арендных отношений. 8. Учет нематериальных активов. Лекция 10 Тема:Учет труда и его оплаты. Вопросы: 1. Задачи учета оплаты труда. 2. Документированное оформление учета численности и отработанного времени. 3. Виды, формы и системы оплаты труда. 4. Состав и характеристика фонда оплаты труда. 5. Доплаты за отклонение от нормативных условий работы. 6. Оплата не проработанного времени. 7. Расчет пособия по временной нетрудоспособности. 8. Удержания и вычеты из заработной платы. 9. Синтетический и аналитический учет заработной платы. 10. Учет не выданной заработной платы. 11. Учет расчетов во внебюджетные фонды. Лекция 11 Тема:Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости. Вопросы: 1.Основные принципы и понятия организации учета затрат. 2. Классификация производственных затрат. 3. Учет материальных затрат. 4. Учет затрат на оплату труда. 5. Расходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей. 6. Учет расходов по обслуживанию производства и управлению. 7. Учет незавершенного производства и его оценка. 8. Учет непроизводственных расходов. 9. Учет и распределение затрат вспомогательного производства. 10. Синтетический и аналитический учет затрат на производство. 11. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции. Лекция 12 Тема:Учет финансовых результатов и использование прибыли. Вопросы: 1. Структура и порядок формирования финансовых результатов. 2. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности. 3. Учет прочих доходов и расходов. 4. Учет расчета с бюджетом. 5. Реформация баланса. 6. Учет нераспределенной прибыли. Лекция 13 Тема:Учет капитала и резерва. Вопросы: 1. Понятие капитала. 2. Учет уставного капитала. 3. Учет добавочного капитала. 4. Учет резервного капитала. 5. Учет целевого финансирования. 6.Учет специальных резервов. Лекция 14 Тема:Учет кредита и займа. Вопросы: 1. Понятие, виды кредитов и займов. 2. Учет кредитов и займов. 5.Планы практических занятий. Цель проведения семинарских (практических) занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинарских (практических) занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач. Практическое занятие №1 Тема:Сущность и содержание бухгалтерского учета. Вопросы: 1. Общая характеристика хозяйственного учета. Виды учета. Учетные измерители. 2. Пользователи данных бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета. 3. Особенности бухгалтерского учета и принципы его ведения в РФ. 4. Финансовый, управленческий и налоговый учет. Принципы и объекты учета. 5. Нормативно-законодательная база бухгалтерского учета. Задания для самоконтроля:
Задачи: 1. Определите, к какому уровню регулирования бухгалтерского учета в РФ относятся перечисленные нормативно-правовые акты.
2. Какие из указанных особенностей присущи оперативному, статистическому и бухгалтерскому учету?
Тестовые задания 1. К числу основных особенностей бухгалтерского учета относятся: 1) отсутствие государственного регулирования и контроля; 2) непрерывность учета во времени; 3) обеспечение сохранности имущества организации; 4) строго документальный. 2. Основной учетный измеритель, применяемый в бухгалтерском учете: 1) качественный; 2) количественный; 3) денежный; 4) финансовый. 3. Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций - это..... 1) бухгалтерский учет; 2) оперативный учет; 3) налоговый учет; 4) статистический учет. 4. Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих получить 1) вовремя денежные средства от покупателей; 2) всестороннюю характеристику дебиторов; 3) всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия; 4) информацию об обязательствах предприятия перед бюджетом по уплате налогов. 5. Бухгалтерский (финансовый) учет от управленческого отличает: 1) обязательность ведения всеми организациями; 2) государственное регулирование; 3) использование денежного измерителя; 4) учет и анализ затрат на производство продукции. 6. К внешним пользователям бухгалтерской информации не относятся: 1) банки; 2) поставщики; 3) покупатели; 4) руководство предприятия. 7. Бухгалтерский учет осуществляется в рамках 1) государства; 2) отдельного региона; 3) министерств и ведомств; 4) отдельной организации. 8. К элементам метода бухгалтерского учета не относится: 1) документирование; 2) оценка; 3) прогнозирование; 4) калькуляция. 9. К требованиям ведения бухгалтерского учета относятся: 1) инерционность; 2) полнота; 3) экономичность; 4) делегирование ответственности Основная литература: 1. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров /О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. 2. Бухгалтерский учет: принципы и практика. Часть 1. Бухгалтерские концепции: учебное пособие / сост. С.М. Каз, М.С. Каз, В.В. Казаков, Г.К. Злотникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. Дополнительная литература: 1.Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие для бакалавров/ И.М. Дмитриева - . 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012 2. Бухгалтерский учет и отчетность предприятий и организаций/ В.В. Карпова. – М.: Экономика и финансы 3.Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учеб.пособие / Н. П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2008. 4. Теория бухгалтерского учета. Сборник задач: учебное пособие / И.В. Осипова. – М.: КНОРУС, 2013. 5. Бухгалтерский учет: деловые игры: учебное пособие / под ред. д-ра энон. наук, профессора Н.А. Каморджановой. – М.: Эксмо, 2010 6.http://www.glavbukh.ru/ - практический журнал для бухгалтера «Главбух». Практическое занятие №2 Тема:Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты. Вопросы: 1. Предмет бухгалтерского учета, его объекты и их классификация. 2. Хозяйственные средства. Капитал предприятия. 3. Классификация средств хозяйственного субъекта по функциональной роли (имущество) и по источникам их формирования (капитал и обязательства). 4. Характеристика хозяйственных процессов. 5. Метод бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета и их взаимосвязь. Задание для самоконтроля:
Задачи: 1. Выберите из предложенного списка активы предприятия: 1) земельные участки; 2) машины и оборудование; 3) работники предприятия; 4) запасы материалов; 5) репутация действующего предприятия у его клиентов; 6) затраты на незавершенное производство; 7) денежные средства; 8) станки, арендуемые на короткий срок у другого предприятия; 9) акции, приобретенные у другого предприятия; 10) полученные банковские гарантии; 11) задолженность покупателей за отгруженную им продукцию; 12) авансовые платежи поставщикам товарно-материальных ценностей. Разбейте выбранные активы на две группы по времени использования (сроку обращения) и занесите результаты в таблицу:
2. На основеданных задания 1 произведите группировку активов предприятия по их видам в форме таблицы:
3. Выберите из предложенного списка объекты, составляющие обязательства и капитал предприятия: 1) задолженность завода за полученные от поставщиков материалы; 2) задолженность покупателей за отгруженную им продукцию; 3) уставный капитал; 4) долгосрочные кредиты банка; 5) задолженность работникам предприятия по оплате труда; 6) краткосрочные кредиты; 7) долгосрочные займы; 8) задолженность прочим кредиторам; 9) нераспределенная прибыль отчетного года; 10) резервы предстоящих расходов и платежей; 11) расходы будущих периодов. Разбейте выбранные объекты на группы по сроку погашения. Занесите результаты в таблицу:
4. На основе задания 3 произвести группировку активов хозяйства по источникам образования в таблице следующей формы:
Тестовые задания 1. В зависимости от сроков погашения обязательств различают ... 1)долгосрочные обязательства; 2)собственный капитал; 3)краткосрочные обязательства; 4)заемный капитал. 2. К долгосрочным активам относятся ... 1)основные материалы; 2)основные средства; 3)полуфабрикаты; 4)денежные средства на расчетном счете. 3. К текущим активам сферы производства относят ... 1)основные средства; 2)готовая продукция; 3)незавершенное производство; 4)касса. 4. Основные средства относятся к группе ... 1)средств в расчетах; 2)предметов труда; 3)средств труда; 4)собственных источников. 5. Активы предприятия по источникам образования подразделяются на .... 1)собственные; 2)закрепленные; 3)специального назначения; 4)заемные. 6. К средствам в расчетах относится ... 1)задолженность покупателей; 2)денежные средства на расчетном счете; 3)краткосрочные финансовые вложения; 4)задолженность перед бюджетом по налогам. 7. Инвестированный собственниками капитал выступает в форме ... 1)уставного капитала 2)добавочного капитала; 3)резервного капитала; 4)нераспределенной прибыли. 8. Созданный в процессе хозяйственной деятельности собственный капитал выступает в форме ... 1)уставного капитала; 2)добавочного капитала; 3)резервного капитала; 4)нераспределенной прибыли; Основная литература: 1. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. 2. Бухгалтерский учет: принципы и практика. Часть 1. Бухгалтерские концепции: учебное пособие / сост. С.М. Каз, М.С. Каз, В.В. Казаков, Г.К. Злотникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. Дополнительная литература: 1.Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие для бакалавров/ И.М. Дмитриева - . 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012 2. Бухгалтерский учет и отчетность предприятий и организаций/ В.В. Карпова. – М.: Экономика и финансы 3.Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учеб.пособие / Н. П. Кондраков. - М. : ИНФРА-М, 2008. 4. Теория бухгалтерского учета. Сборник задач: учебное пособие / И.В. Осипова. – М.: КНОРУС, 2013. 5. Бухгалтерский учет: деловые игры: учебное пособие / под ред. д-ра энон. наук, профессора Н.А. Каморджановой. – М.: Эксмо, 2010 6. http://www.glavbukh.ru/ - практический журнал для бухгалтера «Главбух». Практическое занятие №3 Тема:Система счетов и метод двойной записи. Вопросы: 1.Классификация счетов. План счетов бухгалтерского учета. 2.Понятие двойной записи. 3. Обороты и остатки на счетах. 4. Синтетический и аналитический учет. Связь показателейсинтетического и аналитического учета. 5.Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета. Задания для самоконтроля:
Задачи: 1. Укажите, верны ли утверждения.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62... | Содержание: умк по дисциплине «Основы делопроизводства» для студентов направления подготовки 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное... | ||
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Кадровое делопроизводство и кадровый учет в органах сласти» студентам... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... | ||
«Государственное и муниципальное управление», курса «Организация кадровой работы в органах государственного и муниципального управления»... | Методические указания предназначены для студентов направления «Прикладная информатика» профиля «Прикладная информатика в экономике»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального... | «Государственное и муниципальное управление» профиль «Антикризисное государственное и муниципальное управление» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |