Скачать 188.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)«КОНСОЛИДИРОВАННЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» Направление подготовки - 080300.68 «Финансы и кредит» Программы подготовки «Корпоративные финансы» Форма подготовки – очная Школа экономики и менеджмента ДВФУ Кафедра «Финансы и кредит» курс ___2____ семестр __3______ лекции _8__ (час.) практические занятия__14_____час. семинарские занятия________час. лабораторные работы___14____час. всего часов аудиторной нагрузки___36__ (час.) самостоятельная работа ___72___ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ____3_______ семестр экзамен_______семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080300.68 «Финансы и кредит», утвержденного приказом № 1895 Министерства образования и науки от 17.12.2010. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита № 10 «__7___» ___июня____ 2012_ г. Зав. кафедрой О.Г. Житлухина Составитель к.э.н., доцент С.Ю. Ракутько Оборотная сторона титульного листа I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _________________ ____Ж.И. _Лялина__________ (подпись) (и.о. фамилия) Изменений нет. II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ _Ж.И. _Лялина__________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Цель, задачи и предмет дисциплины В современных условиях большое значение имеет использование в практической работе экономических методов управления. Оптимальное управление заключается в умении применять различные методы, основанные на использовании имеющейся информации. Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия, поэтому курс «Консолидированная финансовая отчетность» рассчитан на студентов, для которых эта дисциплина является профилирующей. Главным направлением данного курса является ознакомление студентов с основными способами и последовательностью обработки бухгалтерской информации, методологией аналитических расчетов, функциональными особенностями различных форм финансовой отчетности. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению: 080300.68 «Финансы и кредит». Целью изучения дисциплины «Консолидированная финансовая отчетность» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области составления бухгалтерской отчетности. В ходе достижения указанной цели решаются следующие задачи: -изучение сущности и содержания современных концепций бухгалтерской отчетности; -изучение техники формирования бухгалтерской отчетности, удовлетворяющей требованиям различных пользователей информации; -формирование информационной системы для внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студента с законодательными актами, нормативными документами, а также с периодическими экономическими изданиями, еженедельниками, журналами и газетами. В соответствии с учебным планом формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Для студентов очной и заочной форм обучения обязательным условием допуска к экзамену является выполнение ими курсовой работы. Требования к уровню освоения дисциплины Консолидированная финансовая отчетность является базовой универсальной основой для управленческой системы любой компании. Будучи информационным инструментом для комплексной ретроспективной, текущей и перспективной оценки имущественного и финансового состояния в управленческих решений на разных уровнях управления и планирования деятельности компании. Принимаемые решения могут иметь серьезные последствия для тех, кто связан с данной компанией. В этой связи особое значение приобретает качество предоставляемой информации, т.е. правильность и достоверность данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. С учетом этого к специалистам, работающим в области учета, предъявляются повышенные требования. Изучение ими дисциплины «Консолидированная финансовая отчетность» должно основываться на глубоком знании бухгалтерского учета, гражданского и налогового права, статистики, менеджмента, информатика и других. Успешному освоению данной дисциплины будет способствовать активная самостоятельная работа студентов с законодательными актами, учебной, нормативно-справочной и периодической литературой по изучаемым вопросам дисциплины. В результате успешного освоения дисциплины «Консолидированная финансовая отчетность» студенты должны:
Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: Общекультурные:
Профессиональные:
В результате изучения дисциплины магистрант должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Лекционный курс, семинарские занятия, лабораторные работы, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, дискуссии. Трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа, из них: 8 часов – лекции, 14 часов – практика, 14 часов – лабораторные занятия, 72 часов самостоятельная работа. Продолжительность изучения дисциплины 3 семестр. Контроль успеваемости Промежуточная аттестация предусматривает выполнение тестовых заданий. I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (8 часов) Тема 1. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике (0,5 ч.) Консолидированная финансовая отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации. Значение и функции бухгалтерской отчетности. Состав отчетности и основные требования, предъявляемые к ней. Порядок и сроки представления отчетности. Виды отчетности. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок составления и адреса представления бухгалтерской отчетности организации в Российской Федерации. Необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерской отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Тема 2. Консолидированный баланс и модели его построения. (0,5 ч.) Значение и функции консолидированного баланса. Принципы и схемы построения консолидированного баланса. Виды и формы бухгалтерских балансов. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности. Методы оценки отдельных статей баланса и требования к представлению информации об активах и обязательствах. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению отчетности. Техника составления бухгалтерского баланса. Тема 3. Отчет о прибылях и убытках (1 час) Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках. Схема построения отчета о прибылях и убытках Порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Взаимосвязь показателей формы № 2 с налоговой отчетностью по налогу на прибыль. Использование информации данной отчетной формы для контроля за начислением других налогов. Тема 4. Отчет об изменениях капитала(1 час) Целевое назначение и содержание отчета об изменениях капитала. Состав и структура отчета об изменениях капитала. Порядок составления формы № 3. Порядок расчета чистых активов. Правила заполнения справки о финансировании. Тема 5. Отчет о движении денежных средств(1 час) Целевое назначение отчета о движении денежных средств для внутренних и внешних пользователей. Состав и структура отчета о движении денежных средств. Понятие прямого и косвенного метода в отражении движения денежных средств и их сравнение. Порядок составления отчета о движении денежных средств и его сближение с требованиями международных стандартов. Тема 6. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) (1 час) Назначение приложения к бухгалтерскому балансу. Структура и содержание приложения к бухгалтерскому балансу. Порядок составления формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Взаимосвязь формы № 5 и других форм бухгалтерской отчетности. Тема 7. Структура пояснительной записки(1 час) Цель и назначение составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу. Особенности формирования пояснительной записки. Структура и содержание пояснительной записки. Тема 8. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность(1 час) Понятие сводной отчетности. Сущность консолидации. Консолидирование финансовой отчетности. Варианты агрегирования информации о группе. Составление консолидированной отчетности на момент совершения сделки и по истечении года работы корпоративной группы. Тема 9. Трансформация консолидированной отчетности российских организаций в отчетность, составляемую по МСФО(1 час) Трансформация отчетности как один из способов получения отчетности по МСФО. Методы и этапы трансформации. Классификация доходов и расходов, активов и пассивов при трансформации в МСФО. Тема 10. Сегментарная отчетность(1 час) Содержание и назначение ПБУ 12/00 «Информация по сегментам». Порядок выделения информации по отчетным сегментам: операционным, географическим. Особенности представления информации по первичным и вторичным сегментам. II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса (14 часов) Занятие 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета (4 часа) 1.1. Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета (2 часа) Понятие, сущность и содержание бухгалтерского управленческого учета. История развития управленческого учета. Внутренние пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции бухгалтерского управленческого учета. Предмет и метод управленческого учета, его объекты. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета. Задачи управленческого учета. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом. Производственный учет как составная часть управленческого учета. Взаимосвязь между видами учета: финансовым, управленческим, производственным, налоговым. Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета. 1.2. Концепции и терминология классификации издержек (2 часа) Характеристика понятий «издержки», «затраты», «расходы», определение взаимосвязи между ними. Сущность, значение и принципы классификации затрат. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам возникновения, центрам ответственности. Классификация затрат в системе управленческого учета: классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли (оценка запасов и прибыли); классификация затрат для принятия решений и планирования; классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования. Занятие 2. Калькулирование себестоимости продукции (5 часов) 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета (1 час) Понятие себестоимости, ее виды и состав. Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат. Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета. Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции. Сущность и назначение калькулирования себестоимости. Объекты учета затрат и объекты калькулирования себестоимости продукции. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат. Основные модели учета затрат. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости. 2.2. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат. (1 час) Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Попередельное калькулирование как логическое развитие попроцессного метода. Позаказное калькулирование, область применения. Особенности составления позаказных калькуляций. Учет затрат по функциям (АВС – метод). Сущность функционального метода учета затрат, его преимущества и недостатки. 2.3 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат (1 час) Калькулирование по полным затратам (метод поглощения затрат). Калькулирование сокращенной себестоимости (метод директ-костинг). Маржинальный доход и методы списания постоянных затрат. Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль». Математический метод (метод уравнений, метод маржинального дохода). Графический метод. 2.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат (1 час) Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. Характеристика и цели нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости. Система стандарт-кост: сущность, общее и различия с нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости. Тема 2.5. Учет издержек комплексного производства и побочного продукта (1 час) Понятия комплексного (совместного) производства, совместного продукта, побочного продукта, точки раздела. Методы распределения комплексных затрат. Учет побочного продукта. Занятие 3. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для анализа и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления (5 часов) 3.1. Бюджетирование и контроль затрат(2 часа) Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования. Особенности бюджетов. Типы бюджетов. Технология формирования операционного бюджета. Финансовый бюджет. Система контроля за выполнением бюджетов. Виды сметных систем: фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы. 3.2. Принятие управленческих решений (1 час) Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже. Принятие решения о специальном заказе. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора. Принятие решения о капиталовложениях. Решение о реструктуризации бизнеса. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений. 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции (1 час) Трансфертное ценообразование. Понятие и виды трансфертных цен. Методы их расчета. Внешнее ценообразование. Принятие решений по ценообразованию. Ценообразование на основе переменных затрат, на основе валовой прибыли, по методу рентабельности продаж и рентабельности активов. 3.4. Основы управленческой отчетности. (1 час) Требования, предъявляемые к управленческой отчетности. Виды управленческой отчетности. III. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контрольные работы Тема №1 «Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Задание: 1. Подготовьте реферат (доклад) на одну из предложенных тем: а) Сущность и назначение бухгалтерской отчетности; б) Содержание бухгалтерской отчетности; в) Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ; г) Виды отчетности. Тема № 2 «Бухгалтерский баланс и модели его построения» Задание: 1. Ознакомьтесь с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». 2. Дайте краткую характеристику основным разделам баланса. 3. Ответьте на следующие вопросы: а) в какой оценке отражаются в балансе основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения? б) как оцениваются обязательства перед юридическими и физическими лицами в балансе? в) данные каких бухгалтерских регистров используются для составлении баланса. 4. Заполните бланк баланса на конкретном примере. Тема № 3 «Отчет о прибылях и убытках» Задание: 1. Охарактеризовать перечень статей отчета о прибылях и убытках. 2. Объясните принципы составления отчета о прибылях и убытках. 3. Заполните форму отчета о прибылях и убытках на конкретном примере. Тема № 4 «Отчет об изменениях капитала» Задание: 1. Ознакомьтесь со структурой отчета. 2. Дайте краткую характеристику основных разделов отчета. 3. Проанализируйте взаимосвязь данных отчета об изменениях капитала и баланса организации. Тема № 5 «Отчет о движении денежных средств» Задание: 1. Изучите разделы отчета о движении денежных средств. 2. Ознакомьтесь с перечнем хозяйственных операций, относящихся к отдельным видам деятельности, с целью составления формы № 4 . 3. Заполните отчет о движении денежных средств и сравните его данные с данными баланса. Тема № 6 «Приложение к бухгалтерскому балансу» Задание: 1. Изучите разделы приложения к бухгалтерскому балансу (форму № 5). 2. Проанализируйте взаимосвязь данных приложения и бухгалтерского баланса. 3. Заполните приложение к балансу по данным конкретного примера. Тема № 7 «Структура пояснительной записки» Задание: 1. Ознакомьтесь с требованиями , предъявляемыми к бухгалтерской отчетности, содержащимися в ПБУ 4/99 и ПБУ 1/98. 2. Выявите основные направления составления пояснительной записки. 3. Составьте пояснительную записку на примере конкретной организации Тема № 8 «Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность» Задание: 1.Подготовить реферат (доклад) по одной из следующих тем: а) состав и структура консолидированной отчетности; б) структура сводного бухгалтерского баланса; в) область применения консолидированной отчетности. Тема № 9 «Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в отчетность, составленную по МСФО Задание: 1.Подготовить рефераты (доклады) по предлагаемым темам: а) способы получения отчетности по МСФО. б) трансформация отчетности, как один из способов получения отчетности по стандартам МСФО; в) методы и этапы трансформации отчетности. Тема № 10 «Сегментарная отчетность» Задание: 1.Ознакомиться с содержанием ПБУ 12/00 «Информация по сегментам». 2.Подготовить доклад на одну из предложенных тем: а) особенности представления отчетной информации по первичным и вторичным сегментам; б) состав информации при ее раскрытии по первичным сегментам; в) состав информации при ее раскрытии по вторичным сегментам. iv. Учебно – методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Электронные источники:
|
Содержание учебной дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (дидактические единицы) 13 | Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ" составлена в соответствии с требованиями государственного... | ||
Целями освоения дисциплины (модуля) "Бухгалтерская финансовая отчетность" являются получение и закрепление знаний в области бухгалтерской... | |||
Методические рекомендации по освоению дисциплины «бухгалтерская (финансовая) отчётность» 90 | |||
Компетенция студента, формируемые в результате освоения учебной диссиплины (модуля)/ ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа по дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов экономического факультета по специальности 080109.... | ||
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» заключается в углублении и увязке полученных знаний по смежным дисциплинам, в формировании... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |