Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Нурлатский аграрный техникум
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
| Заместитель директора по НМР
| Заместитель директора по УР
| _______________ И.Р.Зайцева
| _______________ С.В.Исаева
| «___»_____________2013г.
| «___»______________2013г.
|
|
|
рабочая ПРОГРАММА
учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ».
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ___
от «___»___________ 2013г.
Председатель ПЦК_______________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 280802.09 Мастер общестроительных работ
Организация разработчик: Государственное автономное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования «Нурлатский аграрный техникум» Разработчик: преподаватель - Таймуллина Татьяна Николаевна - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 1-5
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6-11
| условия реализации программы учебной дисциплины
| 12-13
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14-16
|
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 280802.09 Мастер общестроительных работ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать навыки по оформлению чертежей;
применять масштаб, линии чертежа;
наносить размеры при выполнении эскизов и чертежей;
наглядно изображать и проецировать предмет на плоскость, используя аксонометрические и прямоугольные проекции;
выполнять разрезы и сечения;
использовать навыки выполнения и чтения чертежей, схем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Требования к оформлению чертежей: расположение видов, форматы, основная надпись, масштаб, линии чертежа, нанесение размеров;
способы и приемы геометрических построений;
виды и способы аксонометрического и прямоугольного проецирования;
виды и способы аксонометрического и прямоугольного проецирования;
особенности машиностроительного чертежа;
правила построения изображений и видов;
назначение и применение разрезов и сечений;
нормы и требования к выполнению рабочих чертежей детали: нанесения размеров, шероховатости поверхности, условные обозначения, соединение деталей, изображение резьбы;
правила выполнения сборочных чертежей: нанесение размеров, штриховки, надписей, таблиц, условного изображения смазочных и уплотнительных устройств, пружин;
условное графическое обозначение схем.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 84
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 56
| в том числе:
|
| Практические занятия
| 30
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 28
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ Наименование разделов
и тем
|
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень
освоения
| 1
|
| 2
|
| 4
| Раздел 1. Оформление чертежей и графическое построение
| 16
|
| Тема 1.1.
Введение в курс черчения
| Содержание учебного материала:
|
|
| Черчение: понятие, задачи, содержание, назначение. Чертеж: понятие.
Система стандартов ЕСКД. Оформление чертежей: понятие, требования, расположение видов, форматы, основная надпись, масштабы, линии чертежа. Правила нанесения размеров на чертежи. Шероховатость поверхности. Порядок чтения.
| 2
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| 1
| Проставление размеров на чертежах
| 2
| Выполнение трех видов детали
| Самостоятельная работа.
Выполнение основной надписи чертежа
Выполнение основного шрифта с наклоном прописных и строчных букв, цифр
| 4
|
| Тема 1.2.
Геометрические построения
| Содержание учебного материала:
|
|
| Геометрические построения: понятие, классификация. Способы построения перпендикуляров, углов. Различные способы деления углов, отрезков, окружностей на равные части.
| 2
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| 1
| Выполнение сопряжения линий и дуг
| 2
| Приемы построения овала и эллипса
| Самостоятельная работа.
Выполнить сопряжение окружностей разного диаметра
| 2
|
| Тема 1.3
Прямоугольные и аксонометрические проекции
| Содержание учебного материала:
|
|
| Прямоугольные проекции: понятие, назначение, классификация. Линии межпроекционной связи, их назначение, правила выполнения. Аксонометрические проекции: понятие, классификация, способы проецирования. Изометрические прямоугольные проекции. Виды, назначение, построение. Диаметрические прямоугольные проекции. Понятие, назначение, построение.
| 2
| 2
| Практические занятия
| 4
|
| 1
| Проецирование точек, плоских фигур, геометрических тел на три плоскости проекций
| 2
| Выполнение чертежа детали в аксонометрической прямоугольной проекции
|
| Контрольная работа по разделу № 1
| 2
| 3
| Самостоятельная работа.
Выполнение эскиза детали в изометрической проекции
Выполнение эскиза детали в диаметрической проекции
Выполнение прямоугольной аксонометрической проекции детали по трем видам ее проекции
| 4
|
| Раздел 2 Машиностроительное черчение
| 28
|
| Тема 2.1.
Изделие
| Содержание учебного материала:
|
|
| Особенности машиностроительного чертежа.
Виды изделий. Виды конструкторских документов. Основная надпись на машиностроительных чертежах.
| 2
| 2
| Тема 2.2
Изображения, виды.
Разрезы и сечения
| Содержание учебного материала:
|
|
| Системы расположения изображений. Основные виды. Классификация видов. Назначение. Разрезы: понятие, назначение, классификация, правила выполнения.
| 2
| 2
| Сечения: понятие, назначение, классификация, правила выполнения. Условности и упрощения, применяемые при выполнении изображений.
| 2
|
| Практические занятия
Изображение основных видов детали на чертеже
Выполнение трех видов проекций детали в разрезе
Выполнение сечений
Графические обозначения материалов в сечениях
| 4
|
| Самостоятельная работа.
Выполнение трех видов детали
Выполнение горизонтальных и вертикальных разрезов детали
| 4
|
|
| Содержание учебного материала:
|
|
| Тема 2.3.Рабочие чертежи деталей
| Понятие, требования, правила выполнения, чтение чертежа. Правила нанесения размеров с учетом допусков, посадок. Шероховатость поверхности, условные обозначения. Нанесение надписей, таблиц, выносные элементы. Компановка, условности, упрощения. Соединение деталей: понятие, классификация, правила выполнения
| 2
| 2
| Практические занятия
Выполнение чертежа согласно норм и требований
Выполнение резьбового соединения
| 4
|
| Самостоятельная работа.
Выполнить рабочий чертеж детали
Выполнить разьемное болтовое соединение
Выполнить чертеж болта
| 4
|
| Тема 2.4. Сборочные
чертежи
| Содержание учебного материала:
|
|
| Сборочные чертежи: понятие, требования, условности и упрощения.
Чтение сборочного чертежа. Правила выполнения сборочных чертежей: нанесение размеров, штриховки, допусков, надписей, таблиц.
| 2
| 2
| Спецификация: общее понятие, правила заполнения, чтение
Чтение на чертеже: изображение смазочных и уплотнительных устройств, подшипников и пружин , зубчатого соединения.
| 2
|
| Практические занятия
Нанесение размеров и штриховки на сборочных чертежах.
Заполнение спецификации
Деталирование чертежа общего вида
| 2
| 2
| Самостоятельная работа.
Выполнить штриховку на сборочном чертеже
Заполнить спецификацию на сборочный чертеж
| 2
| 3
| Тема 2.5. Схемы
| Содержание учебного материала:
|
|
| Общие сведения о схемах. Классификация. Условное графическое обозначение. Порядок чтения
| 2
| 2
| Практические занятия
Правила выполнения схем. Пример выполнения кинематической схемы
| 2
|
|
| Контрольная работа по разделу № 2.
| 2
| 3
| Самостоятельная работа. Примерная тематика домашнего задания:
Выполнение условных графических обозначений элементов на чертежах , схемах по ГОСТу
| 2
|
| Раздел 3 Элементы строительного черчения
| 12
|
| Тема 3.1.Виды строительных чертежей.
| Содержание учебного материала:
| 2
| 2
| Виды строительных чертежей. Особенности оформления строительных чертежей. Чертежи планов зданий. Чертежи фасадов. Чертежи разрезов.
| Практические занятия
|
2
| 3
|
| Нанесение размеров на строительных чертежах.
Выполнение чертежей планов зданий, фасадов, разрезов.
| Самостоятельная работа.
|
2
|
|
| Выполнение чертежей фасадов и разрезов.
| Тема 3.2. Условные графические изображения строительных конструкций и их элементов
| Содержание учебного материала:
| 2
| 2
| Условные графические изображения строительных конструкций и их элементов. Чертежи ЖБ конструкций. Рабочие монтажные схемы.
Сборочные чертежи. Чертежи арматурных изделий.
| Практические занятия
|
2
| 2
|
| Выполнение рабочих монтажных схем
| Самостоятельная работа.
| 2
|
| Выполнение рабочих монтажных схем, сборочных чертежей и арматурных изделий
| Тема 3.3. Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
| Содержание учебного материала:
| 2
| 2
| Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
Чертеж строительного генерального плана
| Практические занятия
| 2
| 2
|
| Выполнение чертежа строительного генерального плана
| Самостоятельная работа.
| 2
|
|
| Оформление практических работ.
| Всего
| 56
|
|
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета черчения.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
таблицы по черчению (линии чертежа. прямоугольное проецирование, виды и др.);
набор плакатов по машиностроительному черчению;
аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
учебно-методические материалы;
комплект учебно-наглядных пособий «Черчение».
Технические средства обучения:
мультимедийная установка; компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Баранова Л.А. и др. Основы черчения. – М., 2006.
Ботвинников А.Д. и др. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.- М., 2007.
Гост 2.301-68, ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей. – М., 2006.
Гусарова Е.А., Митина Т.В., Полежаев Ю.О., Тельной В.И. Строительное черчение. Учебник для нач.проф.образования. - М., «Академия», 2005.
Дополнительные источники:
1. Будасова В.Б. Строительное черчение и рисование – М., 2006.
2. Вышепольский В.И.. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, Н.В.Виноградова, И.С. Вышнепольского.7-8 классы. М., «Астрель». 2007. 3. Боголюбов С.Н. Задания по курсу черчения. Для учащихся техникумов. М., Высшая школа. 2008.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Тема
| Результаты обучении (освоенные умения, усвоенные знания
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
| Умения:
|
| Тема 1.1. Введение в курс черчения
| использовать навыки по оформлению чертежей,
применять масштаб, линии чертежа
| практические занятия, домашние задания
| наносить размеры при выполнении эскизов и чертежей
| практические занятия, домашнее задание
| Тема 1.2 Геометрические построения
Тема 1. 3. Прямоугольные м аксонометрические проекции
| наглядно изображать и проецировать предмет на плоскость , используя аксонометрические и прямоугольные проекции
| практические занятия, домашнее задание
| Тема 2.2. Изображения, виды. Разрезы и сечения
| выполнять разрезы и сечения
| практические занятия, домашнее задание
| Тема 2.3. Рабочие чертежи деталей.
Тема 2.4. Сборочные чертежи.
Тема 2.5. Схемы
| использовать навыки выполнения и чтения чертежей, схем
| практические занятия, домашнее задание
| Тема 3.1.Виды строительных чертежей.
| выполнять архитектурно-строительные чертежи, проекты
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.2. Условные графические изображения строительных конструкций и их элементов
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.3. Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.3. Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
| практические занятия, домашняя работа
|
| Знания:
|
| Тема 1.1. Введение в курс черчения
| Требования к оформлению чертежей: расположение видов, форматы, основная надпись, масштаб, линии чертежа, нанесение размеров
| практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
| Тема 1.2 Геометрические построения
| способы и приемы геометрических построений
| практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
| Тема 1. 3. Прямоугольные м аксонометрические проекции
| виды и способы аксонометрического и прямоугольного проецирования
| практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
| Тема 2.1.Изделие
| особенности машиностроительного чертежа
| домашняя работа
| Тема 2.2. Изображения, виды. Разрезы и сечения
| правила построения изображений и видов
| практические занятия, домашняя работа
| назначение и применение разрезов и сечений
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 2.3. Рабочие чертежи деталей.
| нормы и требования к выполнению рабочих чертежей детали: нанесения размеров, шероховатости поверхности, условные обозначения, соединение деталей, изображение резьбы
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 2.4. Сборочные чертежи.
| правила выполнения сборочных чертежей: нанесение размеров, штриховки, надписей, таблиц, условного изображения смазочных и уплотнительных устройств, пружин
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 2.5. Схемы
| условное графическое обозначение схем
| практические занятия,
контрольная работа,
домашняя работа
| Тема 3.1.Виды строительных чертежей.
| виды нормативно-технической документации;
виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ;
правила чтения технической и технологической документации;
виды производственной документации.
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.2. Условные графические изображения строительных конструкций и их элементов
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.3. Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
| практические занятия, домашняя работа
| Тема 3.3. Санитарно-технические, теплотехнические устройства на чертежах
| практические занятия, домашняя работа
|
|