Конституционное право России


Скачать 416.87 Kb.
НазваниеКонституционное право России
страница1/2
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк доверенности > Лекция
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное право России


Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 25 «Судебная власть в Российской Федерации»


Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № 2

от “ 17 ” сентября 2012 г.




Подготовил:

доцент кафедры

к.ф.н., доцент

Кузовлева Г.В


КРАСНОДАР

2012
ПЛАН:


Введение


  1. Понятие и назначение судебной власти.

  2. Судебная система РФ.

  3. Конституционные принципы правосудия.

  4. Статус судей в российской Федерации.

  5. Организация и деятельность прокуратуры РФ.

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ
Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.

«Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система», – отметил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О. Миронов в докладе о своей деятельности в 1999 г.

Судебной власти принадлежит важная роль в обеспечении верховенства права в демократическом государстве. Если законодательная власть и в особенности исполнительная могут и должны руководствоваться требованиями целесообразности, то для судебной власти руководящим является только принцип соблюдения требований закона. Независимость и подчинение только закону как решающая характеристика, как конституционный принцип присущи именно судебной власти.

«Суд выносит решения именем Российской Федерации и обязан этому высокому имени соответствовать».

1. Понятие и назначение судебной власти

Конституция исходит из необходимости разделения трех ветвей власти. Если основной функцией органов законодательной власти является принятие законов и утверждение бюджета, а исполнительной власти – организаторская и распорядительная деятельность по исполнению законов, то основная функция органов судебной власти – отправление правосудия.

Правосудие – это особая государственная деятельность, призванная решать жизненные вопросы с позиций права.

Правосудие приспособлено для того, чтобы торжествовало право, чтобы достигалась справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах, – обвиняемых, потерпевших, защитников, заинтересованных («третьих») лиц и др.

Правосудие – это право в действии, в процессе реализации.

Известно такое юридическое изречение: «суд – это говорящий закон, а закон – это немой судья».

Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правовое государство предполагает сильную и независимую судебную власть. Суд обеспечивает защиту прав и свобод граждан, но и в установленных законом формах разрешает противоречия между институтами законодательной и исполнительной власти.

Назначение судебной власти – это:

1) защита прав и свобод граждан;

2) защита основ конституционного строя Российской Федерации;

3) обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции Российской Федерации;

4) обеспечение соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных правовых актов.

Основное содержание деятельности органов судебной власти – обеспечение реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией (ст. 18, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52 и др.).

Суды призваны обеспечивать охрану не только прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, но и законные интересы и права государственных органов, в том числе органов исполнительной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других сферах. Вместе с тем «суды осуществляют функцию судебного контроля над деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в сфере исполнительной и распорядительной деятельности указанных органов»1.

Таким образом, можно назвать следующие функции, которые выполняет судебная власть:

Осуществление правосудия. Именно правосудие как главная, основная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. В силу этого функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.

Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функция судебной власти отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции Российской Федерации. До внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство (т. е. до принятия нового УПК РФ), сохраняется прежний порядок заключения под стражу – с санкции прокурора. Однако он дополняется возможностью обжаловать в суд выбор заключения под стражу как меры процессуального пресечения.

Толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование Конституционным Судом Российской Федерации ее Конституции (ч. 5 ст. 125). Формой толкования права являются и руководящие разъяснения Верховного Суда России, издаваемые в виде постановлений его Пленума (см., например, Постановление № 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Они обязательны не только для судебных, но и для всех иных органов, которые так или иначе непосредственно участвуют в судебной деятельности (гражданин, прокурор, адвокат и др.).

Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и т. п.).

Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России (признание гражданина недееспособным, с чем связано ограничение, например, избирательных прав).

Итак, судебная власть – это независимая специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Указанные в данном определении признаки судебной власти будут даны в отдельном изложении. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над этими ветвями власти.

Значимость института судебной власти подчеркивает тот факт, что из шести принятых на начало 90-х гг. Федеральных конституционных законов три посвящены этой ветви государственной власти: «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.; «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.1

2.Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция Российской Федерации. В ст. 118, в частности, сказано:

«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…

3. Судебная система российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125–127 Конституции Российской Федерации. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда Российской Федерации и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Его правовой статус рассмотрен в теме «Правовая охрана Конституции. Органы конституционного контроля в Российской Федерации».

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.1, что обеспечивает ее единство.

Единство судебной системы обеспечивается в результате:

соблюдения всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Согласно ст. 4 вышеназванного Федерального конституционного закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судебная система Российской Федерации состоит из следующих видов судов:

конституционная юстиция;

суды общей юрисдикции;

арбитражные суды.

Органы конституционной юстиции возглавляет Конституционный Суд Российской Федерации – «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»1.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Деятельность Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республик, краевых и областных судов, судов автономных образований, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных судов, военных судов, которые действуют на основе Закона «О судопроизводстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». К сожалению, Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции» еще не принят.

Мировые судьи являются также судьями общей юрисдикции. Они рассматривают в пределах своей компетенции гражданские, уголовные и административные дела в качестве суда первой инстанции. Их правовой статус закреплен в федеральном законе и законах субъектов Российской Федерации.

Деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. До этого после судебной реформы, состоявшейся в 1922–1924 гг., она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. – арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР», в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде российская судебная система в целом существует с начала 1992 г., хотя в нее и внесены некоторые уточнения (подвергнуты корректировке наименования некоторых судов, а также структура подсистемы арбитражных судов).
3. Конституционные принципы правосудия

Конституционные принципы правосудия – это основополагающие начала, в соответствии с которыми строится система судебных органов, обеспечивается их формирование и осуществляется их деятельность.

Поскольку судебные органы являются органами государственной власти, их деятельность основывается, прежде всего, на принципах, являющихся общими для всех органов государства:

принцип разделения властей;

принцип законности;

принцип участия населения и общественности в организации и деятельности органов осуществления контроля над ними;

принцип единства системы органов государственной власти;

принцип федерализма.

Каковы эти принципы применительно к судебной власти, а также специальные принципы, присущие только ей?

Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»1.

Осуществление правосудия только судом. Это положение закреплено в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации. В части 3 ст. 118 особо устанавливается недопустимость создания в российской Федерации чрезвычайных судов.

Эти конституционные положения далее развиваются в вышеназванном Федеральном конституционном законе. Так, в ст. 1 говорится:

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

А часть 1 ст. 4 гласит:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому от имени государства делу.

Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, регламентирующих организацию и порядок их практики.

Принцип законности, верховенства права является одной из основ конституционного строя российской Федерации и закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции и в ст. 5 Федерального конституционного закона, согласно которым:

«Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом»1.

Говоря о гарантиях независимости судей, отметим, что следующие три принципа являются одновременно гарантиями независимости.

Неприкосновенность судей. В соответствии со ст. 122 Конституции Российской Федерации судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом.

Несменяемость судей. В соответствии со ст. 121 Конституции Российской Федерации полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Об этих основаниях поговорим, рассматривая следующий вопрос.

Финансирование судов только из федерального бюджета также является гарантией независимости судей. Закреплен данный принцип в ст. 124 Конституции и в ст. 33 Федерального конституционного закона.

Гласность судебного разбирательства. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство – один из важнейших принципов судопроизводства. Он подробно регламентируется действующим российским законодательством, согласно которому дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

На закрытое судебное заседание не допускается публика и представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговоров и решений судов.

Недопустимость заочного разбирательтсва уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Согласно действующему законодательству разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит, как правило, с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна. Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела и в отсутствие подсудимого. Такая возможность допускается лишь в исключительных случаях и только при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины, когда, во-первых, подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд и, во-вторых, по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако и в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

Состязательность и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т. е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Принцип состязательности равноправия сторон – важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения.

Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в УПК РСФСР, ГПК РСФСР и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. При этом согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с Конституцией России обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд присяжных заседателей известен еще со времен дореволюционной России: он был краеугольным камнем судебной реформы 1864 г., ибо обеспечивал демократизм судопроизводства, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Сегодня суд присяжных заседателей возрождается. 16 июля 1993 г. были внесены изменения и дополнения в Закон «О судопроизводстве Российской Федерации», а также в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство в связи с возрождением института присяжных заседателей в России.

Закон «О судопроизводстве Российской Федерации»1 был дополнен разделом «Присяжные заседатели», в котором закреплены требования, предъявляемые к присяжным заседателям (не включаются в списки присяжных заседателей, в частности, лица, не достигшие возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость и др.); порядок составления списков присяжных заседателей, гарантии независимости, неприкосновенности присяжных заседателей и т. д.

Уголовно-процессуальный кодекс был дополнен новым разделом – «Производство в суде присяжных заседателей». В соответствии с ним суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

1. Доказано ли, что соответствующее деяние имело место?

2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре. В настоящее время идет поэтапное введение института присяжных заседателей в судебную практику в ряде краев и областей (Ставропольский край, Краснодарский край, Ивановская, Московская, Рязанская, Саратовская области и др.). В 80 субъектах Федерации суды присяжных из-за разного рода объективных трудностей, прежде всего финансовых, отсутствуют. Так что гуманное положение Конституции: «обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 2 ст. 47), – к сожалению, пока не может быть осуществлено полностью. Это нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, который предусматривает и право каждого на суд присяжных независимо, в частности, от места жительства (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Принцип государственного языка судопроизводства. Судопроизводство в судах Российской Федерации ведется на русском языке. В республиках судопроизводство может вестись также на государственном языке республики.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Презумпция невиновности – основополагающий принцип уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип закреплен в ст. 50 Конституции Российской Федерации и в Уголовно-процессуальном кодексе.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью. Это право закреплено в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Оно гарантируется сторонам в конституционном, в уголовном, гражданском, а также в арбитражном судопроизводстве.

В последнее время происходят серьезные изменения всей судебной системы, затрагивающие и принципы осуществления судебной власти.

Целями судебной реформы являются:

признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц;

установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и т. д.

  1   2

Похожие:

Конституционное право России iconПосле изучения основ Теории государства и права предмет «Конституционное...
России открывает цикл специальных юридических дисциплин. Конституционное право является ведущей отраслью и наукой российского права....

Конституционное право России iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Конституционное право России iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Конституционное право России iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,...

Конституционное право России iconКонституционное право России
Тема №26: «Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, конституционное...

Конституционное право России iconУчебной дисциплине конституционное право России для обучающихся 2 курса по специальности
Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности, субъекты и основания

Конституционное право России iconЧиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3-е изд., перераб и доп
Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 622 с

Конституционное право России iconЗаседание педагогического совета Протокол №1 от 28. 08. 2015 «Утверждаю»
Право на получение образования конституционное право каждого гражданина, гарантированное в ст. 43 Конституции РФ

Конституционное право России iconПрограмма вступительного испытания Конституционное (государственное)...
Конституционное (государственное) право РФ для поступающих по направлению подготовки магистров 40. 04. 01 «Юриспруденция»

Конституционное право России iconРабочая программа дисциплины «Образовательное право»
«Конституционное право, муниципальное право» по направлению 030900 Юриспруденция, которые представляют собой необходимый элемент...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск