УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО «МОЭСК» А.П. Коновалов «____» ________________ 2011 г.
Положение о наставничестве
в ОАО «Московская объединенная
электросетевая компания»
г. Москва 2011 г.
Общие положения
Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования работниками ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее – Общество), принимающими участие в реализации системы наставничества.
Основные понятия:
Наставничество - это выполнение трудовых функций под наблюдением и руководством наставника с регулярным получением обратной связи - форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в Обществе.
Наставник – опытный, высококвалифицированный работник компании, осуществляющий наставничество.
Стажер - лицо, поступившее на работу в компании или переведенное на новое место работы, осуществляющее свою деятельность под наблюдением и руководством наставника в течение определенного срока, отведенного для приобретения им навыков работы и оценки его способностей.
Оценка - это определение уровня эффективности выполнения работы стажером, измерение его достижений.
Наставничество распространяется на:
начинающих молодых рабочих получивших общее (среднее или полное) или начальное профессиональное образование, со сроком поступления на работу не более 2-х лет после окончания учебного заведения;
начинающих молодых специалистов со сроком поступления на работу: не более 2-х лет после окончания среднего специального учебного заведения; сроком не более 1-го года после окончания высшего учебного заведения;
вновь принятых и переведенных на новое место работников (при необходимости);
работников, прошедших профессиональную переподготовку по второй (смежной) профессии и приступивших к работе по новой должности;
1.4. Настоящее Положение:
определяет основные понятия, используемые при осуществлении наставничества в Обществе;
определяет цели осуществления наставничества;
устанавливает требования к организации наставничества;
определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
устанавливает порядок назначения наставника;
определяет формы работы наставника со стажером;
устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
определяет права и обязанности всех участников системы наставничества;
устанавливает порядок оценки эффективности работы наставника;
определяет порядок поощрения наставников.
Цели наставничества
Основная цель наставничества - создание благоприятных условий для эффективной адаптации и закрепления персонала в трудовых коллективах Общества, повышение качества и престижа работы в распределительном электросетевом комплексе, воспитание у персонала приверженности корпоративным ценностям.
Упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на работника задачи по занимаемой должности.
Активное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс с учетом его индивидуальных наклонностей, закрепление его на предприятии.
Адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении и в Обществе.
Организация наставничества
Наставничество устанавливается на период адаптации сроком до полугода.
Наставником может быть назначен сотрудник:
обладающий высокими профессиональными качествами;
имеющий стабильные показатели в работе;
располагающий способностью и готовностью делиться своим опытом;
имеющий системное представление о своем участке работы и работе подразделения;
лояльный Обществу, поддерживающий стандарты и правила работы;
обладающий коммуникативными навыками;
принимающий требования Кодекса наставника (см. Приложение № 1).
3.3. В качестве наставника молодых рабочих может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:
возраст - не моложе 25 лет;
образование - среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее;
стаж работы на предприятии - не менее 3-х лет;
квалификацию (должность) - рабочий не ниже IV разряда, специалист не ниже 2 категории.
3.4. В качестве наставника молодых специалистов может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:
возраст - не моложе 30 лет;
образование высшее;
стаж работы на предприятии - не менее 3-х лет;
должность – специалист (служащий) не ниже 1 категории.
3.5. Назначение сотрудника наставником осуществляется приказом. Основанием для назначения является представление руководителя структурного подразделения на имя:
заместителя генерального директора по управлению персоналом (для исполнительного аппарата);
заместителя директора по управлению персоналом (для филиалов);
личное согласие будущего наставника.
За одним наставником может быть закреплено не более 3 стажеров.
Кандидатура наставника для закрепления за конкретным работником (стажером) предлагается непосредственным руководителем работника, согласовывается управлением развития персонала (для сотрудников исполнительного аппарата) или руководителем подразделения по управлению персоналом (для работников филиала) и утверждается приказом. Кандидатуры могут быть предложены Советом ветеранов, Советом молодежи Общества.
3.7. В первый месяц работы стажера, наставник помогает осуществить знакомство с:
историей и структурой Общества;
правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами;
особенностями деятельности подразделения;
перспективами развития Общества;
коллективом подразделения, его традициями;
рабочим местом стажера.
3.8. Наставник в течение семи рабочих дней с даты издания приказа о закреплении за ним стажера совместно с непосредственным начальником работника (стажера) разрабатывает и передает на утверждение индивидуальный план работы стажера, с учетом требований «Правил по работе с персоналом в организациях электроэнергетики РФ», в котором указываются:
мероприятия по освоению должности (повышению квалификации);
сроки исполнения.
Индивидуальный план стажера составляется на срок наставничества (до полугода).
Работникам, которым по условиям трудового договора установлено испытание, одним из разделов плана устанавливается перечень мероприятий, обязательных к выполнению в течение испытательного срока (устанавливается продолжительностью до 3 месяцев).
Индивидуальный план утверждает заместитель генерального директора по управлению персоналом (для исполнительного аппарата) или заместитель директора по управлению персоналом (для филиалов).
В рамках выполнения мероприятий индивидуального плана, наставник привлекает стажера к участию в деятельности, осуществляемой Обществом.
Показателями эффективности работы наставника является выполнение целей и задач стажером в период осуществления над ним наставничества. Оценка производится на итоговом контроле.
По завершению исполнения индивидуального плана наставник составляет отчет о работе стажера в отчетный период и о достигнутых результатах (см. Приложение № 2). Отчет предоставляется руководителю подразделения, в котором работает стажер, в управление развития персонала (для сотрудников исполнительного аппарата) или руководителю подразделения по управлению персоналом (для работников филиала).
Права и обязанности наставника
Наставник имеет право:
4.1. Осуществлять контроль качества выполнения работы стажером;
запрашивать отчеты у работника о ходе выполнения индивидуального плана работы на период испытательного срока, просматривать дневник выполнения работ за период установления наставничества.
4.2. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью работника, вносить предложения непосредственному начальнику работника о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.
4.3. Ходатайствовать перед непосредственным руководителем работника о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности работника, о предоставлении возможности работнику пересдачи экзамена на более высокий разряд, увеличении тарифной ставки, о присвоении работнику более высокой категории по должности и увеличении размера должностного оклада.
4.4. С согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения стажера других сотрудников. Наставник обязан:
Знать требования законодательства Российской Федерации, ведомственных и корпоративных нормативных актов, определяющих права и обязанности работника по занимаемой должности.
Разрабатывать совместно с непосредственным руководителем работника (стажера) индивидуальный план работы стажера.
Передавать свои знания и опыт при осуществлении своих обязанностей.
Всесторонне изучать деловые и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу.
Личным примером развивать положительные качества стажера, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Составлять отчет о результатах деятельности стажера по завершению срока наставничества.
Права и обязанности стажера
Стажер имеет право:
5.1. Получать от наставника методические рекомендации и практическую помощь в выполнении плановых заданий.
5.2. Сообщать наставнику о проблемах в своей работе.
5.3. Вносить предложения по усовершенствованию приемов и методов выполнения работ, оптимизации процесса производства.
5.4. Получать все необходимые для выполнения работы инструменты, сырье, материалы.
5.5. При невозможности установления или недостаточности личного контакта с наставником выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в управление развития персонала (для сотрудников исполнительного аппарата) или подразделение по управлению персоналом (для работников филиала) о смене наставника.
5.6. Пользоваться другими гарантиями и льготами согласно трудовому законодательству Российской Федерации и внутренним локальным нормативным документам Общества.
5.7. Участвовать в разработке индивидуального плана повышения. Стажер обязан:
5.8. Реализовывать свой индивидуальный план. Следовать рекомендациям наставника при выполнении заданий.
5.9. Стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний.
5.10. Предоставлять отчеты о проделанной работе, как в устной, так и в письменной форме.
Поощрение наставников
В целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о закреплении за ним стажера начисляется ежемесячная надбавка к окладу в размере не менее 5 % от оклада за период наставничества.
Раз в год в филиалах Общества проходит конкурс «Лучший наставник предприятия», где выявляется Лучший наставник предприятия.
Наставники, победившие в конкурсе на звание «Лучший наставник предприятия» поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса.
7. Порядок проведения оценки сотрудников - наставников 7.1. Основными целями проведения оценки сотрудников-наставников являются:
подтверждение звания наставника;
выявление сотрудников с высоким потенциалом развития
оценка эффективности выполнения работником задач за прошедший год;
повышение мотивации и лояльности работников, их личной ответственности за результаты трудовой деятельности.
7.2. Оценка сотрудника-наставника проводится 1 раз в год. Дата проведения оценки определяется в приказе, одновременно с присвоением сотруднику звания наставника.
По окончанию отчетного периода проводится совместная встреча наставника, руководителя (руководителей) подразделения (подразделений) и специалиста управления развития персонала (для сотрудников исполнительного аппарата) или специалиста подразделения по управлению персоналом (для работников филиала). К встрече сотрудник-наставник заполняет Лист оценки сотрудника-наставника (Приложение №3), в котором дает собственную оценку своей работы как наставника. Итогом встречи является согласованная оценка работы наставника.
Результатом данной оценки является решение о продлении звания наставника на следующие год.
Заполненный Лист оценки сотрудника-наставника передается в управление развития персонала (для сотрудников исполнительного аппарата) или подразделение по управлению персоналом (для работников филиала). Лист оценки сотрудника-наставника хранится в личном деле сотрудника.
Приложение № 1
КОДЕКС НАСТАВНИКА ОАО «МОЭСК» 1. Постоянно работайте над повышением своего профессионального и культурного уровня.
2. Будьте примером. Все, что Вы требуете от стажера, Вы должны знать и уметь сами.
3. Не забывайте, что наставник является руководителем процесса обучения, а не руководителем стажера.
4. Ведите диалог со стажером на равных, будьте дипломатичны. Никакого диктата!
5. Не говорите плохо о Компании. Будьте лояльны.
6. Не обсуждайте со своими стажерами личные качества и недостатки Ваших коллег и руководителей.
7. Не обсуждайте со своими коллегами личные качества и недостатки Ваших стажеров.
8. Четко и понятно формулируйте задачи.
9. Правильно распределяйте время работы.
10. Комбинируйте различные способы обучения. Больше практики!
11. Творчески подходите к выполнению своей работы.
12. Всегда давайте обратную связь, как положительную, так и отрицательную.
13. Ведите себя уверенно.
14. Оценивайте не личность стажера, а проделанную им работу.
15. Хвалите своего стажера.
16. Уважайте мнение вашего стажера.
17. Не бойтесь признавать свои ошибки.
18. Помогайте стажеру преодолевать плохое настроение. Приложение № 2
Форма отчета о работе стажера по индивидуальному плану
Приказ №___________от __________
Отчет о работе стажера Ф.И.О._____________________________________________ Должность(профессия)__________________________________
№ п/п
| Мероприятия
| Срок исполнения
| Отметка об исполнении
| Оценка
| План
| Факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наставник _______________ ________________ _________________ _______________
должность подпись ФИО дата
Руководитель подразделения _______________ ________________ _________________ _______________
должность подпись ФИО дата
Приложение №3. Форма оценки сотрудника-наставника
ОЦЕНКА СОТРУДНИКА-НАСТАВНИКА ФИО сотрудника-наставника _________________________________ Дата присвоения звания наставника «____»________20___года
Должность (профессия) ______________________________________ Подразделение __________________________
ФИО стажера
| Должность стажера
| Период наставничества
| Результат наставничества
| Оценка руководителем подразделения
| Оценка наставника
стажером
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потребность в обучении и развитии сотрудника-наставника _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Решение о продлении звания наставника ДА НЕТ
Комментарии руководителя/специалиста по управлению персоналом в случае отрицательного решения ________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________ Наставник _______________ ________________ _________________ _______________
должность подпись ФИО дата
Руководитель подразделения _______________ ________________ _________________ _______________
должность подпись ФИО дата
Специалист по управлению персоналом _______________ _______________ _________________ _______________
должность подпись ФИО дата
|