Программа «Высшее образование»


НазваниеПрограмма «Высшее образование»
страница1/30
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк доверенности > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Программа «Высшее образование»


Г. Г. Татарова

Методология анализа данных в социологии

(введение)

купить книгу http://www.ozon.ru/context/detail/id/106485/ Учебник для вузов 2-е издание, исправленное

NOTA BENE Москва

1999

ББК 60.5 Τ 12


Институт "Открытое общество "

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Батыгин Г. С.,
д-р ист. наук, проф. Дахин В. Н.

Татарова Г.Г.

Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE, 1999. — 224 с.
Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом. В нем вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информации, с которой работает социолог; приводятся основные приёмы измерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое внимание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей и нисходящей стратегии анализа данны , типологического анализа.

Рекомендован Министерством общего и профобразования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высши учебны заведений.

ISBN 5-8188-0005-9

© Институт «Открытое общество», 1999 © Г. Г. Татарова, 1999

3
Издательство: Nota Bene Мягкая обложка, 224 стр. ISBN 5-8188-0005-9

ПРЕДИСЛОВИЕ

для студентов

Книга для вас, если вы увлеклись удивительной наукой под названием «Социология». Прослушав такие курсы, как «Введение в социологию», «История социологии», «Методы сбора информации в социологии», вы имеете представление о сложности и многообразии под одов к изучению социальной реальности и понимаете: чтобы стать профессиональным социологом, необ одимо освоить множество различных приемов, способов, методов социологического исследования. В этом в какой-то мере вам помогут и мои «Лекции» (позволю себе так называть книгу, ибо она родилась в процессе чтения курсов лекций и многолетней работы со студентами).

Вы получите представление о мире информации, с которой работает социолог, узнаете, откуда она берется и в каких формах существует, как измеряется и как анализируется. Для освоения материала нет необходимости в специальной подготовке по математике, но после этой книги, смею надеяться, вам захочется обратиться к ней.

Чему же вы научитесь в процессе освоения этой книги? Конечно же, немногому, ведь это только введение в проблематику. Не столько тому, как надо делать, сколько тому, как не надо делать. Четко однозначны ответов на многие вопросы в социологии не существует. Одновременно это орошо и пло о, легко и трудно. Естественно, было бы лучше (хотя бы потому, что так учат в школе), если для решения некоторой социологической «задачки» существовал бы вполне определенный метод, способ ее решения. Тогда, поняв постановку всевозможных задачек и освоив методы их решения, можно было бы считать себя профессионалом.

В социологии нет задач (таких, как это понимается в школе), а есть проблемы, гипотезы. При этом — огромное количество методов, приемов, способов решения проблем и проверки гипотез. Естественно, освоить их нелегко. Поэтому мы будем рассматривать только некоторые из эти средств, основополагающи с точки зрения очередного скачка в росте вашего профессионализма.

В процессе прочтения книги вы найдете ответы на следующие вопросы:

Что есть свойство социального объекта? Как строить модель его

изучения?

Чем отличаются различные типы эмпирически данны в

социологии?

Какие проблемы и приемы измерения существуют в социологии? Зачем социологу нужна математика?

Что значит изучить «поведение» отдельно взятого эмпирического индикатора и совместное «поведение» эмпирически индикаторов?

Что такое «связь» и «взаимосвязь»? Почему связь понимается по-разному?

Что такое восходящая и нисходящая стратегии анализа данных? Что такое типологический, факторный, причинный анализы?

Г, Татарова

ПРЕДИСЛОВИЕ

для преподавателей

Уважаемый коллега! В Книге излагается авторский подход к обучению студентов методологии анализа данный; в социологии, Книга предназначена для первоначального погружения студентов, в основном будущих социологов, в эту проблематику. Основные цели, которые автор поставил перед собой, — формирование целостного восприятия логики исследовательского процесса; порождение у студента научной рефлексии в процессе работы с эмпирическим материалом, полное понимание материала «средним» студентом.

Студенты, специализирующиеся в области социологии, не любят литературу, связанную с математикой. Наблюдается синдром аллергии на формулы, графики и т. д. Вместе с тем им ясно, что социологу невозможно обойтись без математического формализма и без компьютеров даже в том случае, когда он работает в так называемой качественной методологии и технике. Учитывая эту ситуацию и исходя из практики чтения лекций в течение нескольких лет и не только на социологических факультетах, автор предлагает эту книгу, после освоения которого студент будет готов к восприятию таки курсов, как «Математическая статистика», «Методология социологического исследования», «Теория измерений в социологии», «Многомерный анализ социологически данны », «Математическое моделирование в социологии». Обратиться к пособию имеет смысл после освоения курса «Введение в социологию», «История социологии», «Методы сбора информации в социологии». Оно будет полезно и студентам, прослушавшим курс «Теория вероятности и математическая статистика», ибо мой опыт показывает, что студент-гуманитарий не только с трудом осваивает такой курс, но ему редко удается связать его со своими профессиональными задачами.

Начинается книга с введения основных понятий методологии анализа в контексте рассмотрения различных проблем, связанных с изучением эмпирической социологии. Вводится понятие «свойство объекта», рассматриваются модели изучения различного вида свойств (на качественном уровне) и на и основе типы информации, необ одимые для и изучения. Далее осуществляется пере од к описанию и сравнению эти типов. Выделяются пять типов информации: данные типа «Государственная статистика»; данные, полученные посредством вопросников «простой» структуры; данные, полученные с помощью вопросников «сложной» структуры; данные о бюджете времени; текстовые данные. Типы различаются по источникам информации, по формам существования информации, с точки зрения достоинств и недостатков для пользователя и т. д. В этом контексте измерение как проблематика возникает как на этапе сбора, так и на этапе анализа эмпирически данны .

Далее сама процедура измерения трактуется как составная часть методологии анализа данны . Поэтому структура второй главы достаточно специфична. В ней рассматриваются специфические приемы одномерного шкалирования и процедуры ранжирования, проективные методы.

Переход к проблемам анализа в эмпирической социологии осуществляется посредством введения и рассмотрения пары понятий: восходящая стратегия анализа данных и нисходящая стратегия анализа данных. Особое внимание уделяется «языку» анализа данных. Излагаются приемы первичного анализа, или первичной обработки эмпирии, которые необходимы вне зависимости от выбора стратегии анализа. Естественным образом осуществляется переход к пониманию связи между признаками. Оно опирается на осмысление ди о-томически пар понятий: функциональная — корреляционная, глобальная — локальная, ложная — истинная, непосредственная — опосредованная, статистическая зависимость — независимость и т. д.

Книга завершается рассмотрением той части «языка» анализа, которую можно назвать метаметодиками анализа. В качестве примера одной из них приводится процедура типологического анализа с соответствующим понятийным аппаратом.

Для освоения материала нет необходимости в специальной подготовке по математическим дисциплинам. Логика построения предлагаемого учебного пособия опирается на логику исследовательского процесса в эмпирической социологии. Просьба обратить особое внимания на темы семинарски занятий, ибо, по моим наблюдениям, основная работа по освоению материала происходит на семинарах, где студент одновременно выступает в различных ролях: респондента, эксперта, социолога-исследователя, заказчика социологического анализа всевозможных социальных феноменов. Роль преподавателя как некоего игротехника очень специфична и требует больших усилий, направленных на постоянное сравнение результатов выполнения индивидуальных заданий с анализом методических ошибок.

Буду рада всем замечаниям, присланным на мое имя в Институт социологии РАН.

Г, Татарова

ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ

1. ОТ ПОСТУЛАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ К МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА ДАННЫХ

Эмпирическая социология, Социологическая информация, Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, (формализация, операционализация), Понятие о логической и математической (формализации, Основания для существования статистического и гуманитарного подходов в эмпирической социологии,
С самого начала не отелось бы заниматься излишним теоретизированием, но область социологии, которую мы представляем вашему вниманию в авторском варианте видения, еще «не устоялась». В литературе редко встречается словосочетание «методология анализа данных в социологии», а если и встречается, то понимается слишком узко. Поэтому мы обязаны пояснить специфику этой области знания. Более того, в этом разделе речь идет о структурных элементах как бы «языка» анализа в социологическом исследовании, что требует введения хотя бы основных понятий — элементов такого языка.

В название книги вынесено понятие «методология». Как известно,

методология — это система знаний о способах достижения нового знания, В широком смыгсле методология данной науки включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле — систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения [1, с. 4; 17, с. 633; 23, с. 390—392].

Будем рассматривать понятие «методология» в узком смысле его толкования. Какую же часть так понимаемой методологии занимает методология анализа данных? Исходим из того, что нас интересует процедура получения знания в эмпирической социологии,

Разумеется, эта процедура включает в себя отдельные приемы, способы, методы работы с эмпирическими данными или с социологической информацией,

Мы упомянули два понятия: эмпирическая социология и социологическая информация. Эмпирической социологией, в отличие от теоретической социологии, обозначается та часть социологии, где знание о социальной реальности доказательно и последовательно получается на основе использования эмпирических данных или социологической информации. Обратите внимание! Доказательно и последовательно, Мы постоянно будем обращаться к пониманию доказательности и последовательности, потому что основная наша цель — пробудить у студента любовь к социологическому мышлению, к научной рефлексии (к критическому анализу содержания и методов получения эмпирического знания) на основе рассмотрения отдельных приемов получения, измерения, систематизации и обобщения информации.

Рассмотрим второе из обозначенны выше понятий. Социологической информацией называются любые эмпирические данные, которые содержат информацию о социальной реальности: социальных явлениях, социальных процессах, социальных общностях, социальных институтах, социальных системах, социальных группах и других социальных феноменах.

Мы намеренно перечисляем некоторый понятийный контекст (вам знакомый), в рамках которого социолог сталкивается с эмпирией. Во-первых, социолог имеет дело с «готовой» информацией (государственная статистика; результаты выборов; текстовая информация различного вида; данные, полученные другими исследователями). Во-вторых, социолог сам порождает (осуществляет сбор) данные в процессе анкетирования, интервьюирования, наблюдения.

Термин «социологическая информация» используется в основном в отечественной литературе и не является удачным (есть социальная информация, но не социологическая). Однако мы не считаем нужным полностью заменить его на «эмпирические данные», ибо в литературе этим термином обозначается иногда только та информация, сбор которой осуществляет сам социолог. Подобная точка зрения также не совсем неверна. Поэтому будем параллельно пользоваться и термином «социологическая информация», и термином «эмпирические данные».

Теперь можно дать и некое «рабочее» определение методологии анализа данный:1, Исходим из того, что это научная рефлексия по поводу существования различных; типов информации, специфики приемов ее измерения, логики и методов ее анализа,

На наш взгляд, важно, что в методологии анализа данны как области
Приводится авторское понимание методологии анализа данных. Оно не лишено недостатков, но для первоначального погружения в эту проблематику представляется целесообразным.

методологии социологически исследований следует выделить структурно, как минимум, следующие взаимосвязанные части:

Типы данны в контексте различия исследовательски задач, приемов, способов, методов работы социолога с этими типами (данные типа «государственная статистика»; данные, полученные посредством вопросников «простой» структуры; данные, полученные посредством вопросников «сложной» структуры; данные об использовании бюджета времени, текстовые данные разного вида).

Приемы, под оды к сбору данны , к измерению в различны исследовательски ситуация (одномерное и многомерное шкалирование; формирование индексов; ранжирование; проективные те ники и т. д.).

Вос одящая стратегия анализа данны . Логика и методы проверки описательных гипотез. Поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными для формирования объяснительных гипотез.

Нис одящая стратегия анализа данны . Логика и методы проверки объяснительных гипотез в социологических исследованиях, исходя из обозначения «основного языка анализа данных».

Типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ как языки анализа данных или метаметодики анализа данных.

Эти элементы и их взаимосвязи будут предметом нашего рассмотрения. В процессе освоения области, обозначенной как методология анализа данных, возникают определенные трудности. Они связаны в основном с существованием нескольких проблем, В определенной мере это существование постулатов, важных в эмпирической социологии. Мы рассмотрим их как контекст для того, чтобы познакомиться с основными понятиями методологии анализа данных. Речь пойдет, конечно же, об основны , но самы важны понятия — некоторы элемента «языка» анализа в социологически исследования .

Первая проблема

Многозначныш характер использования понятий в социологии, Возьмем самые общие понятия, такие, как анализ, формализация, операционализация и метод. Известно, что в формальной логике (раздел философии) анализ — это расчленение, разложение целого на элементы, а синтез — объединение элементов в целое. В эмпирической социологии «анализ» включает в себя как процедуру разложения, так и объединения.

Когда социолог строит модель изучения социальной реальности (он ее умозрительно строит всегда), он как бы расчленяет эту реальность на составные части, элементы. Речь идет о сугубо качественны моделя , о понимании изучаемого фрагмента реальности. Ведь каждый социолог имеет свое собственное мировоззрение, свой собственный язык восприятия этой реальности, т. е. он всегда приверженец какой-то парадигмы, сторонник какой-то теории среднего уровня. А это все и можно обозначить как модель, которую социолог умозрительно строит.

У студентов-гуманитариев термин «модель» вызывает негативное отношение и связывается с каким-то формализмом, с математикой, которую они априори не жалуют. Такая позиция неверна по своей сути, и не следует бояться этого термина. «Модель» — это элемент языка анализа. И только в частности разновидностями моделей являются математические модели.

Когда же социолог интерпретирует эмпирические закономерности, он проводит процедуру объединения для пере ода от частного к общему. Что означает понятие эмпирическая закономерность? Это очень важное понятие методологии анализа. В самом простом случае эмпирическими закономерностями являются эмпирически установленные факты, такие, как, например:

1. Господин Икс получил на выборах 20% голосов избирателей.

  1. 95% студентов, успевающих на 4 и 5, полностью или частично удовлетворены тем, чему их учат на социологическом факультете:

  2. О том, что такое социальная реклама, знают 20% пенсионеров и 40% молодежи.

В более сложном случае эмпирическая закономерность — это описание, например, существующи типов людей по образу жизни, по структуре ценностей, по жизненным стратегиям, по политической активности и т. д. Разумеется, речь идет не о реально существующи типа , а о вида поведения, полученны с помощью анализа эмпирии.

Во-вторых, понятие «анализ», которое мы рассматриваем, на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Представим себе упрощенную схему социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные. Она состоит из трех элементов:

Концептуальная с ема исследования. В нее в одят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.

Методика сбора эмпирически данны , т. е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

Методика обработки данны , т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

На всех этих трех уровнях понятие «анализ» имеет различную трактовку. Например, на последнем из тре уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций, например, конъюнкция и дизъюнкция) и т. д. Что касается второго уровня, можно говорить об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый из этих трех уровней, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика решения задач разного класса, логика интерпретации эмпирически закономерностей. Разумеется, ис одя из парадигмы и теорий среднего уровня.

В целом же любое социологическое исследование есть анализ фрагмента социальной реальности. Дефиниция (определение) термина «анализ» в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных словосочетаниях. Например, таких, как:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Программа «Высшее образование» iconРоссийское высшее образование и рынок труда
Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, перспективные специальности, экономическая выгода, перспектива трудоустройства,...

Программа «Высшее образование» iconПамятка по порядку отбора кандидатов для обучения в Академии на факультете руководящих кадров
Базовое образование высшее образование технического профиля с квалификацией «Инженер», «Бакалавр» (кроме квалификации «Специалист»,...

Программа «Высшее образование» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Программа «Высшее образование» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Программа «Высшее образование» iconПамятка поступающему в Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В конкурсе участвуют лица, имеющие среднее профессиональное, неполное высшее (очная ф о. – 2 курса, заочная ф о. – 3 курса) и высшее...

Программа «Высшее образование» iconИтоги аттестации педагогических кадров в 2014-2015 учебном году
На 01. 09. 2014 года в школе работало 37 педагогических из них 3 руководящих работников. Высшее профессиональное образование имеют...

Программа «Высшее образование» iconПрограмма курсов предназначена для лиц, имеющих или получающих высшее...
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Программа «Высшее образование» iconПрограмма аттестационного собеседования для поступающих в иатэ нияу...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа «Высшее образование» iconПрограмма Высшее образование в Словакии
ЕС. Ближайший сосед Чехии – Словакия (Чехословакия в 1993 году разделилась на Чехию и Словакию), предлагает не менее удобные условия...

Программа «Высшее образование» iconПрограмма Высшее образование в Словакии
ЕС. Ближайший сосед Чехии – Словакия (Чехословакия в 1993 году разделилась на Чехию и Словакию), предлагает не менее удобные условия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск